Танковый фронт

История британских танковых частей
в межвоенное время (1918 – 1939 гг.)

 

После 1-й Мировой войны в британской армии началась болезненная демобилизация. К 1920 г. Танковый корпус был сокращен до 4 батальонов и корпусного депо, а в 1923 г. за доблесть в войне и в знак признания заслуг этого нового формирования он был наименован Королевским танковым корпусом. Шефом-полковником корпуса стал король Георг V. Тогда же танкисты официально получили свои черные береты и серебряный знак корпуса с девизом «Fear Naught» (Без страха).

Батальоны переименовали в 1-й – 4-й Королевские танковые полки. Каждый полк стал состоять из 4 эскадронов и по силе продолжал быть равным танковому батальону.

С изменением официальных взглядов на боевое применение танков последовали и организационные мероприятия. В 1927 г. в Солсбери-Плейн сформировали первую танковую бригаду — соединение нового типа, объединившее в себе моторизованные подразделения разных родов войск.

 

Структура танковой бригады (на 1927 г.):

  • Один разведывательный батальон (две роты пулеметных бронемашин, одна рота малых танков);
  • батальон танков «Vickers»;
  • пулеметный батальон на вездеходах;
  • артиллерийский полк на тракторной тяге;
  • саперная рота;
  • рота связи.

«Великий танковый скандал»

К 1928 г. среди британских военных четко определились две точки зрения относительно использования бронетанковых соединений.

Одна, наиболее влиятельная и состоящая из высших офицеров Генерального штаба британской армии группа, опираясь на свое видение применения танков в 1-й Мировой войне, по-прежнему настаивала на разделении танков на пехотные (тяжелые) и кавалерийские (средние), действующие при поддержке других родов войск в составе крупных смешанных соединений. Подобный подход исключал из состава танковых войск легкие разведывательные танки, которым просто не находилось места в стройной штабной концепции. Однако срок службы последних тяжелых танков 1-й Мировой войны Mk. V истекал, а средние танки Mk. I и Mk. II имели массу неустранимых недостатков.

Вторая группа, в которую входили генерал Эллес, полковник Джон Фуллер, военный инженер Джиффорд Мартель и капитан в отставке Бэзил Лиддел Гарт; настаивала на образовании способных действовать самостоятельно крупных бронетанковых соединений, состоящих из танков, бронетранспортеров и бронемашин разных типов. Они утверждали, что армии потребуется масса танкеток и легких разведывательных танков, а существующие тяжелые и средние танки должен заменить один тип машины, обладающий высокой скоростью, противопульным бронированием, большим запасом хода и вооружением, достаточным для борьбы с живой силой, орудиями и танками противника.

До 1929 г. группа Фуллера – Гарта – Мартеля имела определенное влияние как в армии, так и в инженерных кругах, инициировав принятие на вооружение танкетки Mk. VI «Карден-Лойд» и разработку нового поколения средних танков Mk. III (А6), А7, А8, легкого танка «Виккерс 6-тонный» и разведывательного танка «Карден-Лойд».

С 1928 г. Королевский танковый корпус стал нести ответственность за всю «броню» британской армии. Его учебные заведения и тренировочные центры начали работу по механизации кавалерии.

После окончания 1-я Мировой войны британская кавалерия начала медленное движение к моторизации. Высшее командование рассматривало ее как потенциальное усиление танковых частей. После демобилизации регулярная кавалерия насчитывала 2 гвардейских и 20 армейских полков. Для начала у всех полков были моторизованы тылы.

Полная механизация кавалерии началась в 1929 г., когда 11-й гусарский и 12-й Королевский уланский получили бронеавтомобили, и закончилась в 1941 году, когда элитный полк «Шотландские Серые» поменял своих лошадей на танки.

В 1929 г. Имперский генеральный штаб организовал две экспериментальные бригады в составе трех батальонов, перевозимых на автомашинах, одного батальона легких танков и одной минометной роты. Маневры последующих лет показали, что пехота, идущая за танками, задерживает их и мешает их быстрому продвижению. Поэтому уже в 1931 г. танковые батальоны были объединены в 1-ю армейскую танковую бригаду в составе батальона легких танков (150 машин) и трех смешанных танковых батальонов, по 3 роты и 48 танков в каждом. В роту входили взвод легких танков (6 машин) и взвод средних танков (5 машин).

Наличие в составе первичного подразделения разных типов боевых машин позволяло действовать более гибко и обеспечить легким танкам постоянную огневую поддержку. Состав бригады постоянно менялся в связи с ростом числа танковых полков, количество которых на активной службе с 1935 по 1938 г. достигло 8 (1-й – 8-й Королевские танковые полки).

В 1932 г. были утверждены новые штаты кавалерийского полка, рассматриваемого теперь, как средство разведки и усиления танковых частей. Генеральный штаб планировал в случае войны сформировать в составе Британского экспедиционного корпуса одну кавалерийскую дивизию, в которую должны были войти две моторизованные кавалерийские бригады, два полка бронемашин и бригада моторизованной конной артиллерии.

Вначале предполагалось, что все полки армейской конницы станут бронеполками (имевшими в своем составе один эскадрон управления, три бронеэскадрона по 10 – 15 бронеавтомобилей в каждом). Однако недостаток материальной части не позволили реализовать эту идею и к началу 2-й Мировой войны. Лишь два кавалерийских полка были полностью укомплектованы бронеавтомобилями — 12-й уланский в метрополии (бронеавтомобили «Ланчестер») и 11-й гусарский в Египте (бронеавтомобили «Роллс-Ройс»).

Состав и численность полка бронеавтомобилей (на 1934 г.):

  • Один эскадрон управления;
  • три бронеэскадрона.

Всего 21 офицер, 33 сержанта и подофицера, 384 капрала и рядовых, 40 лошадей, 38 бронемашин, 16 автоповозок, 16 мотоциклов с коляской, 30 мотоциклов без коляски.

Все остальные кавалерийские полки с 1937 г. стали пересаживаться на бронетранспортеры Mk. I (II) «Bren-Carrier», причем механизированы были в первую очередь кавалерийские полки пехотных дивизий регулярной армии: 13-й и 18-й Королевский гусарский полк, входивший в 1-ю пехотную дивизию; 4-й и 7-й Королевские гвардейские драгунские полки (2-я пехотная дивизия); 15-й и 19-й Королевские гусарские полки (3-я пехотная дивизия); 5-й Королевский Иннискиллингский гвардейский драгунский полк (4-я пехотная дивизия).

По штату эти полки должны были иметь по 28 легких танков. Однако работа по созданию более крупных танковых соединений не прекращалась, и в 1934 году было сформировано механизированное соединение, включающее в себя все роды войск: танковую бригаду (один батальон легких танков, три смешанных батальона); моторизованную пехотную бригаду (3 батальона); две роты бронеавтомобилей; две батареи орудий сопровождения на механизированной тяге; две зенитные батареи; саперную роту; роту связи; санитарную роту; подразделения снабжения.

Кроме 4 танковых полков в составе бригады, один танковый полк находился в Египте, 8 отдельных рот легких танкового Королевского танкового полка дислоцировалось в Индии.

Но по-настоящему значимым итогом работы по укреплению бронетанковых войск стало создание в 1938 году первой бронетанковой дивизии, соединения, предназначенного для самостоятельных действий на большую глубину, и укомплектованного крейсерскими танками. Командовать дивизией был назначен генерал Алан Брук. В ходе боевой подготовки дивизии упор делался на тесное взаимодействие всех родов войск, входящих в дивизию.

В несколько измененном составе эта дивизия послужила образцом для формирования бронетанковых соединений, к созданию которых в Великобритании приступили с начала 1940 г.

В 1939 г. был образован Королевский бронетанковый корпус (Royal Armoured Corps), в состав которого вошли Королевский танковый полк, преобразованный из Танкового корпуса, и вся механизированная кавалерия британской армии (кроме дворцовой кавалерии, которая образовала сводный конный полк для церемониальной службы). «Мобильная дивизия» были переименована в 1-ю бронетанковую дивизию.

Впоследствии уточнили структуру рот и эскадронов танковых и кавалерийских полков. Кавалерийские полки, имеющие на вооружении танки и входящие в состав соединений, должны были иметь в своем составе 2 эскадрона по 15 легких танков и 1 эскадрон из 15 крейсерских танков (всего в кавалерийском полку — 45 машин). Структура танковых полков была смешанной, они включали в себя 3 роты, в каждой из которых насчитывалось 9 легких и 5 средних танков (всего в танковом полку — 42 танка).

Возросшая угроза со стороны Италии (захватившей в 1936 г. Абиссинию) Египту и восточно-африканским колониям Британской империи (Судан, Кения) побудила британской Генеральной штаб усилить свои войска, в том числе и бронетанковые, на Ближнем Востоке. Вместо одного танкового полка в Египте в 1939 г. развернули отдельную бронетанковую дивизию, которая в годы 2-й Мировой войны получила название «Крысы Пустыни». Она отличалась от 1-й бронетанковой дивизии в метрополии тем, что являлась по сути, сводным соединением, имея в своем составе меньше подразделений, частей и бронетехники, которая к тому же была разнотипна.

Кроме бронетанковых дивизий (Armoured Division), в британской армии продолжали числиться армейские танковые бригады (Army Tank Brigade), в задачу которых входило взаимодействие с пехотными дивизиями. На их вооружение поступали только пехотные танки.

Однако на активной службе к сентябрю 1939 г. находилась только 1-я армейская танковая бригада (Олдешот) в составе 4-го, 7-го и 8-го Королевских танковых полков. Это было обусловлено поздним налаживанием производства техники и плохой организацией выпуска материальной части. Полки бригады имели на вооружении пехотные танки Matilda I и Matilda II.

Из остальных частей Королевского бронетанкового корпуса не входили в состав этих соединений 12-й уланский полк (Олдешот) и 17-й и 21-й уланские полки (Колчестер), дислоцировавшийся в метрополии.

Два кавалерийских полка: 1-й Королевский драгунский и 2-й Королевский северо-британский (Шотландские Серые) находились в Палестине. В Индии несли службу 3-й гвардейский драгунский и 14-й и 20-й гусарские полки.

В Индии дислоцировалось и несколько отдельных рот легких танков Королевского танкового полка, в Шанхае — рота бронеавтомобилей, в Гонконге — бронеавтомобильный взвод, одна рота бронеавтомобилей находилась в Малайе, подразделение пустынных механизированных сил в составе Арабского легиона охраняло границу в Трансиордании. Кроме того, королевские ВВС сформировали несколько рот бронеавтомобилей для охраны аэродромов в колониях. 1-я рота охраняла базу ВВС в Хаббании (Ирак), 2-я рота несла служба на базе ВВС Дженин под Иерусалимом (Палестина).

Таким образом, в регулярных бронетанковых войсках Британской Империи к сентябрю состояло 8 танковых и 20 кавалерийских полков (каждый полк равнялся по численности батальону), как отдельных, так и объединенных в две бронетанковые дивизии и одну танковую бригаду, а также несколько отдельных рот легких танков и бронеавтомобилей.

Кроме регулярный сил, Британия имела и территориальные бронетанковые войска, служившие резервом 1-й очереди и мобилизуемые с началом войны. Конечно они имели крайне устаревшую матчасть, но, однако, наличие постоянных кадров дало возможность британским вооруженным силам быстро развернуть свои соединения даже при условии дефицита новой техники.

Основу территориальных бронетанковых сил составляли 6 бригад:

Армейские танковые бригады предназначались для поддержки пехотных дивизий, легкие и тяжелые бронетанковые бригады должны были составить новую бронетанковую дивизию. После поражения 1940 г. именно эти бригады послужили основой для развертывания новых бронетанковых соединений, которые должны были прославить себя в песках Северной Африки.

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх