В 1939-1940 гг. британские бронеавтомобили, транспортеры и танки окрашивались по камуфляжной «схеме G.3/G.4», представлявшую совокупность пятен светло-зеленого Khaki Green No.3 (G.3) и темно-зеленого Khaki Green (G.4) цветов. В ряде источников в качестве второго цвета упоминается близкий по насыщенности Middle Bronze Green No.23. Последовательность окраски была следующей: краска хаки G.3 наносилась на машины на заводах-изготовителях, в таком виде техника поступала в войска. На местах для камуфлирования имелся концентрат водоэмульсионной краски G.4, его разводили водой или бензином и наносили поверх более светлой базовой краски в форме крупных темных пятен с четко очерченными границами. Соотношение светлых и темных площадей было примерно равным.
В такой окраске многие британские машины «дожили» до начала боевых действий (именно по этой схеме были окрашены не весть каким штабистом присланные под Тобрук Vickers Medium, для использования в качестве подвижных фортов). В 1939 г. был принят новый стандарт окраски, регламентированный в Military Training Pamphlet No. 20 - «Disruptive Painting of Vehicles». Новая инструкция изменяла базовый светлый цвет - теперь им должен был стать более яркий Light Green No. 22 (прежде этот цвет именовался Light Bronze Green No. 22). По-видимому идея была неудачной и не прижилась, хотя и получила армейское наименование «окраска по схеме N2» или «G.3/G.5».
Ориентировочное размещение цветовых пятен и их площадь, а также регламент окрашивания небронированных машин содержались в инструкции «SCC» - Standard Camouflage Colours.
Допустимость существовавшей ранее камуфляжной схемы «G.3/G.4» в альтернативу новой ярко-зеленой окраске была подтверждена в инструкции ACI 465 от 21 мая 1940 г. При этом следует отметить, что ни одно из существующих в Великобритании инструкций фактически не определяла периодичность обновления краски (в Африке это было актуально, поскольку цветные краски быстро выгорали) и форм камуфляжных пятен.
Боевые действия в Северной Африке, в основном, происходили в пустынной местности. Потому по прибытии боевые машины сразу перекрашивались с применением цветов пустынного камуфляжа: например, захваченный немцами штабной бронеавтомобиль Dorchester АЕС 2-й бронетанковой дивизии был окрашен широкими полосами в песочно-желтый (Desert Yellow), светло-голубой и темно-зеленый цвета. Причем, темно-зеленый представлялся скорее черным цветом. Различные сочетания этих цветов были характерны для британской армии в течение всего периода боевых действий в Африке. Например, во время проведения операции «Крусайдер» германским войскам противостояли танки 22-й бронебригады, окрашенные в песочно-желтый цвет с линейными или ломаными голубыми полосами. Хотя вновь прибывавшие машины чаще сплошь покрывались песочно-желтой краской. В декабре 1942 года танки 9-го королевского гусарск полка 1-й бронетанковой дивизии имели пятнистый камуфляж темно-зелеными пятнами по песочно-желтому фону...
Ну а базовая зеленая окраска? На имеющихся фотографиях она просвечивает в немногих незакрашенных местах, которые оставлены при перекраске для сохранения различных надписей и номерных знаков. В 1942 г. была принята камуфляжная схема, при которой песочно-желтые пятна накрашивались поверх базового зеленого цвета. Это было не так красиво, как в первые годы войны, но зато быстро и практично. В том же году начались массовые поставки американских танков. Большая часть из них прибывала в темно-зеленой американской окраске, которая походила на Khaki Green G.4. И хотя обычно принято красить темной краской по светлой, здесь англичанам было не до того, и светло-зеленые пятна поспешно намазывались поверх темно-зеленой основы. Со временем обстановка на фронте нескольк стабилизировалась, и границы между пятнами стали четче, а в некоторых частях даже подчеркивали каймой (светло-желтой во 2-м танковом полку 1-й бронебригады 7-й бронетанковой дивизии и во 2-й бронебригаде 1-й бронетанковой дивизии; темно-коричневой - у танков 10-го корпуса). |
В 1943 г. проводились сравнительные испытания различных вариантов камуфляжа. Оказалось, что в условиях Европы лучше всего однородная темно-зеленая окраска. Американцы использовали краску с оливковым оттенком, а англичане применяли темно-зеленую краску Bronze Green FS 595В; 34092.
Правила окраски танков Cromwell определялись инструкцией от 12 февраля 1944 г. Основным цветом определялся «Khaki Drab». В сущности, это был зеленый цвет, выгоравший под воздействием атмосферных условий. Одновременно использовали упоминавшийся «Bronze Green». Cromwell окрашивались в оба этих цвета. Анализ черно-белых снимков не позволяет однозначно различать их.
Танк окрашивался в базовый цвет целиком. Исключение составляли номера, обозначения частей, эмблемы и прочие знаки принадлежности. Некоторые источники утверждают, что англичане использовали также краску Khaki Drab американского образца, в частности, для танков Sherman.
Зимой 1944/45 гг. машины целиком покрывали смываемой белой краской. Кроме краски, использовались маскировочные сети «Calico» длиной около метра и так наз. «White Scrim» - 90-метровые белые ленты. Ими обматывали некоторые части танка (например, стволы орудий).
Танки несли литерно-цифровые идентификационные коды. Они наносились на борт башни, на лоб корпуса, иногда на корме или бортах. Высота обозначения составляла 100-150 мм, цвет -желтый или белый. Код состоял из обозначения класса боевой машины («Т» - tank) и номера. Номер определял тип танка. Cromwell имели номера 121, 187, 188, 189 и далее серийный номер. Например, в 4-м полку County of London Yeomanry 7-й ТД были машины с номерами Т187574, Т187623 ... Танки, переделанные из Centaur, могли иметь другие номера.
Кроме того, в лобовой и кормовой частях корпуса наносились белые цифры - обозначение части, к которой принадлежал танк. Обычно это были коды танковых и танковых разведывательных полков. Случалось, правда, что танки попадали в другие части. Там они получали соответствующие обозначения. Машины разведывательных полков несли обозначения на зелено-голубом фоне, тапки штабов дивизий - на черном.
Подразделение |
Номер |
Цвет фона |
Штаб дивизии |
40 |
черный |
Саперная рота |
41, 46 |
голубой |
Разведывательный танковый полк |
45 |
зеленый, голубой |
Штаб танковой бригады |
50 |
красный |
Танковый полк |
51, 52, 53 |
красный |
Штаб пехотной бригады |
60 |
красный |
Полк легкой/зенитной артиллерии |
73 |
красный, голубой |
Артиллерийский полк |
74, 76 |
красный, голубой |
Командование дивизионной артиллерии |
80 |
красный, голубой |
В рамках полка использовали систему геометрических обозначений. Их наносили на борт корпуса или башню. Обозначения эскадронов наносились на башню белым или желтым цветом. Иногда вместо рисованных символов применяли флажки на антеннах радиостанции (в Гвардейской дивизии). В рамках взвода танки обозначались «1А», «2А»... Тактические обозначения были разных цветов - они соответствовали номеру полка в дивизии.
На нижней лобовой плите (иногда и в корме) головного танка в колонне наносилось обозначение класса мостов, выдерживающего данный танк. Для Cromwell это были цифры 27 и 30, т.е. 27-30 тонн. Cromwell VII и VTH были тяжелее - до 30 тонн. Обозначение наносилось черным цветом в желтом круге или внутри желтой окружности.
В 1944 г. (по-видимому, весной) появились дополнительные обозначения в виде белых пятиконечных звезд на башнях и бортах корпуса. Белая звезда на надмоторной плите служила опознавательным знаком для авиации. Иногда звезда заключалась в круг. Первоначально на Cromwell наносились небольшие белые звезды на бортах, но их вскоре закрасили, так как они облегчали немцам прицеливание. Оставались они только на надмоторной плите - для авиации.
Эмблемы дивизий и бригад имели размеры 180 х 220 мм. Их наносили на левой передней части корпуса.
В состав стандартного оснащения танков Cromwell входили также маскировочные сети. На машину полагалась одна сеть 10,5x4,5 метра. Танки «украшались» также разного рода надписями на башне или в лобовой части корпуса. К примеру, танк из 5 RTR носил название «Satan's Chariot». На броню наносились различные надписи эксплуатационного характера. Цвет - желтый или белый. |