13 февраля (по ст. ст. 31 января) 1918 г. Образован Центробронь (Центральный совет по управлению всеми броневыми частями РСФСР) по приказу Наркомата по военным делам на основании решения 2-го Всероссийского броневого автомобильного съезда, состоявшегося в конце декабря 1917 г. в Петрограде. Вначале возглавлял только автоброневые части (автобронеотряды), а с марта 1918 г. стал осуществлять руководство и бронепоездами.
30 августа 1918 г. Создано Центральное броневое управление по приказу Наркома по военным делам на базе Центроброни. Основные задачи: руководство производством и восстановлением поврежденной броневой техники, формирование броневых частей Красной Армии, подготовка и назначение командного состава и младших специалистов броневых частей, наблюдение за правильным боевым применением и техническим состоянием броневых частей в действующей армии.
31 января 1919 г. Создано Главное броневое управление (Главбронь) на базе Центрального броневого управления. Основные задачи: управление броневыми частями Красной Армии, техническое руководство изготовлением новой и восстановлением поврежденной боевой техники, наблюдение за использованием броневых частей в действующей армии, снабжение их броневым и автомобильным имуществом, руководство формированием броневых частей, подготовка кадров специалистов.
17 марта 1920 г. Приказом Революционного Военного Совета Республики от 17 марта 1920 г. в целях улучшения руководства деятельностью броневых сил на фронтах гражданской войны при Полевом штабе РВСР было создано Управление инспектора броневых частей. Этим же приказом были введены в действие штаты и положения о начальниках броневых частей фронтов и армий. В связи с созданием Управления инспектора броневых частей при Полевом штабе РВСР Броневое управление было преобразовано в Броневой отдел Главного военно-инженерного управления. Он осуществлял руководство формированием броневых частей и материально-техническим обеспечением их.
28 мая 1920 г. Приказом РВСР № 901/160 от 28.05.1920 был введен в действие штат автотанкового отряда. Следовательно день 28 мая 1920 г. можно считать днем зарождения танковых войск Красной Армии.
6 сентября 1920 г. Утверждена Инструкция по боевому применению танков, явившаяся по существу первым танковым уставом Красной Армии
16 мая 1921 г. Приказом РВСР № 974 от 16.05.1921 г. создавалось Центральное управление начальника бронесил РККА. Управление состояло из броневого управления, инспекции, броневого технического совета, броневой подкомиссии и промброни.
31 августа 1922 г. Приказом РВСР № 2062/393 от 31.08.1921 г. для всех частей бронесил были установлены штаты мирного времени. Бронеавтомобильные отряды были значительно укрупнены. А танковые части были сведены в автотанковые отряды «Б» и «М».
19 июля 1923 г. Приказом РВСР № 1657 от 19.07.1923 г. Управление начальника бронесил было расформировано и его функции распределились между пятью различными управлениями: производство и ремонт бронетанковой техники передавались в ведение 5-го отдела Управления артиллерии РККА; конструирование новых машин было передано в секции Научно-технического комитета Артиллерийского управления РККА; опытные работы, изготовление и ремонт машин и тракторов - Военно-техническому управлению начальника Главного управления снабжения РККА; контроль за боевой подготовкой и боевой готовностью частей возлагается на инспекцию бронесил, подчиненную непосредственно РВС Республики. В подчинение начальника артиллерии РККА переходила и отдельная эскадра танков.
Октябрь 1924 г. Эскадра танков была расформирована и на ее базе был сформирован отдельный танковый полк, состоявший из двух батальонов - кадрового и учебного.
2 июня 1926 г. Командованием РККА и руководством ГУВП ВСНХ была принята 3-летняя программа танкостроения. В основу соображений о количестве и качестве боевых машин, которые требовалось создать, были положены расчеты затрат, необходимых для прорыва укрепленной обороны противника на участке 10 км силами двух дивизий с возможностью развития успеха на глубину до 30 км и выхода на оперативный простор.
18 июля 1928 г. Реввоенсовет принял за основу «Систему танко-, тракторо-, авто-, броневооружения РККА», составленную под руководством заместителя начальника Генштаба В. К. Триандафилова. Она действовала до конца 30-х годов в нескольких последовательных редакциях на каждую пятилетку.
30 июля 1928 г. Совнарком утвердил первый пятилетний план развития и реконструкции Вооруженных Сил СССР на 1928 - 32 гг. Согласно ему, к концу пятилетки, помимо выпуска 1 075 танков, необходимо было сформировать дополнительно 3 новых танковых полка. В июле 1929 г. этот план был пересмотрен в сторону увеличения - к концу пятилетки в Красной Армии должно было быть 5,5 тыс. танков. В действительности за 1929 - 1933 гг. промышленность выдала 7,5 тыс. танков.
17 июня 1929 г. Реввоенсовет по предложению В. К. Триандафилова принимает постановление, в котором говорилось: «Принимая во внимание, что новый род оружия, каким являются броне силы, недостаточно изучен как в смысле тактического его применения (для самостоятельного и совместно с пехотой и конницей), так и в смысле наиболее выгодных организационных форм, признать необходимым организовать в 1929-1930 гг. постоянную опытную механизированную часть.» Через месяц документ был утвержден ЦК ВКП(б), причем помимо прочего оговаривалась и минимальная программа выпуска 3,5 тыс. танков в годы первой пятилетки.
Лето 1929 г. Создан сводный опытный механизированный полк, которым командовал тов. Калиновский. Этот полк имел в своем составе танковый батальон 2-ротного состава, артиллерийскую батарею, автобронедивизион и мотострелковый батальон. Опытный полк прошел всестороние испытания в различной учебно-боевой обстановке, после чего был расформирован.
3 ноября 1929 г. В соответствии с постановлением РВС СССР от 03.11.1929 г. было создано Управление по механизации и Моторизации РККА (УММ). УММ начало свою деятельность 15.11.1929 г. Оно было сформировано из автомобильного отдела Военно-технического управления РККА, отдела механической тяги Артиллерийского управления РККА и Инспекции броневых сил.
Май 1930 г. 1-й опытный механизированный полк был развернут в 1-ю механизированную бригаду (в 1931 г. получила имя К. Б. Калиновского). На ее укомплектование поступили новые танки МС-1. С этого дня в РККА развернулось строительство механизированных войск, основу которых должны были составить механизированные бригады.
19 мая 1930 г. Постановлением Президиума Совета Народного Хозяйства (ВСНX) СССР при Мобилизационно-плановом управлении (МПУ) было создано постоянное инженерно-конструкторское бюро по танкам под руководством помощника начальника Орудобъединения А. Адамса.
15 июля 1930 г. На базе Иваново-Вознесенской пехотной школы имени т. Фрунзе, которую переместили в Орел, организовали 1-ю в стране бронетанковую школу.
22 февраля 1931 г. Директивой Народного комиссара по военным и морским делам СССР и РВС СССР № 017127/сс от 22.02.1931 г. начинается формирование опытной мехбригады.
4 апреля 1931 г. Приказом РВС СССР был создан 22-й Научно-испытательный автобронетанковый полигон (НИАБП) Управления Механизации и Моторизации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (в/ч № 68054).
1 августа 1931 г. Совет Труда и Обороны СССР принял «Большую танковую программу», в которой говорилось, что достижения в области танкостроения (рост производства танков - 170 ед. в 1930 г., появление новых образцов БТТ) создали прочные предпосылки к коренному изменению общей оперативно-тактической доктрины по применению танков и потребовали решительных организационных изменений автобронетанковых войск в сторону создания высших механизированных соединений, способных самостоятельно решать задачи как на поле сражения, так и на всей оперативной глубине современного боевого фронта. Новая быстроходная материальная часть создала предпосылки к разработке теории глубокого боя и операций. Планы были под стать названию: в первый же год предполагалось дать армии 10 тысяч машин. Этим же постановлением была создана комиссия для разработки организации автобронетанковых войск (АБТВ).
11 марта 1932 г. РВС СССР принял решение сформировать в 1932 г. два первых механизированных корпуса (мк), выделив для их создания по одной стрелковой дивизии из Ленинградского и Украинского ВО. Осенью 1932 г. на базе 11 сд в ЛВО был сформирован 11-й мк, на вооружение которого поступили 11 танков БТ-2, еще 14 боевых машин заняли место в боевом строю 45-го мк в УВО.
Май 1932 г. Началось массовое формирование отдельных механизированных бригад. 2-я была создана в Украинском ВО, 3-я, 4-я, 5-ю получил Белорусский ВО.
13 мая 1932 г. На основании поставновления СТО СССР, приказом РВС СССР № 039 от 13.05.1932 г. в Москве, на базе факультета механизации и моторизации Военно-технической академии им. Ф. Э. Дзержинского и Московского автотракторного института имени М. В. Ломоносова основана Военная академия механизации и моторизации РККА (ВАММ РККА). Было создано четыре факультета: командный, эксплуатационный, конструкторский и промышленный. Формирование Академии закончилось 1 октября 1932 г.
26 октября 1932 г. Приказом наркома Тяжелого машиностроения Г. Орджоникидзе был создан Трест Специального Машиностроения (СПЕЦМАШТРЕСТ) в составе Ленинградского завода им. Ворошилова (бывший завод «Большевик»), завода «Красный Октябрь», 2-го завода ВАТО в Москве и Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) им. Коминтерна. Перед руководством треста были поставлены задачи не только обеспечить массовый выпуск находящихся в производстве танков, но и провести опытно-конструкторские работы по созданию новых, более совершенных боевых машин.
22 ноября 1934 г. Согласно Постановлению ЦИК и СНК СССР о Народном комиссариате обороны от 22.11.1934 г. и приказу НКО № 067 от 22.11.1934 г. Управление механизации и моторизации РККА переименовывалось в Автобронетанковое управление РККА (АБТУ).
9 апреля 1936 г. Приказом НКО № 055 от 09.04.1936 г. АБТУ подчинено Главному управлению вооружения и технического снабжения, а после его упразднения - наркому обороны.
26 июля 1937 г. Приказом НКО № 0114 от 26.07.1937 г. Автобронетанковое управление подчиняется непосредственно наркому обороны.
1938 г. В связи с переходом на новые штаты, с 3-танкового возвода на 5-танковый механизированные бригады и корпуса были переименованы в танковые.
22 июля 1939 г. В соответсвии с постановлением Главного Военного Совета от 22.07.1939 г. была создана комиссия для пересмотра организационно-штатной структуре войск, ее работой руководил командарм 1-го ранга Г. И. Кулик. Среди прочих вопросов комиссия рассмотрела и вопрос об организации танковых войск. Б. М. Шапошников, Г. И. Кулик и К. Е. Ворошилов высказались за ликвидацию, а С. К. Тимошенко, С. М. Буденный и М. В. Захаров - за их сохранение, но с пересмотром штатной структуры. По итогам работы комиссии было решено иметь танковые бригады (двух типов на БТ и Т-26) и танковые корпуса. Из состава первых исключались мотострелковые (стрелково-пулеметные) батальоны, а из состава вторых - мотострелковые бригады. Высвободившийся транспорт был обращен на укомплектование автополков.
11 октября 1939 г. Приказом НКО № 0156 от 11.10.1939 г. АБТУ подчинено вновь организованному Управлению военно-технического снабжения.
23 октября 1939 г. В ЦК ВКП(б) и СНК СССР был направлен новый план реорганизации РККА. Было заявлено, что действия танковых корпусов показали громоздкость таких соединений и трудность управления ими. Напротив, отдельные танковые бригады были мобильнее и дейстсовали значительно лучше. Поэтому предлагалось расформировать управления всех четырех танковых корпусов, стрелков-пулеметные бригады и стрелково пулеметные батальоны, а также сократить штат танковых бригад. Но этот план не был утвержден правительством.
15 ноября 1939 г. НКО направил в Политбюро и СНК новый план реаорганизиции сухопутных сил РККА. Кроме всего прочего в нем предлагалось создать 12 моторизованных дивизий по 10 тыс. человек личного состава и 240 танков в каждой.
21 ноября 1939 г. Постановлением Главного военного совета РККА управления танковых корпусов подлежали расформированию. Вместо них создавалось 15 моторизованных дивизий 4-полкового состава - по два мотострелковых, артиллерийский и танковый полки. Мотострелковые бригады и батальоны подлежали расформированию - как это уже многократно предлагалось.
9 июня 1940 г. Нарком обороны утвердил план формирования механизированных корпусов. В тот же день были изданы первые директивы по формированию новых танковых соединений: Директива НКО № 0/3/104394, Директива НКО № 0/3/104395, Директива НКО № 0/3/104396.
26 июня 1940 г. Приказом НКО № 0128 от 26.06.1940 г. Автобронетанковое управление РККА преобразовано в Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ). Приказом НКО № 0183 от 01.08.1940 г. объявлялась новая структура ГАБТУ в составе четырех управлений (боевой подготовки, бронетанкового, автотракторного и управления ремонта и эксплуатации) и трех отделов (мобилизационно-планового, финансового и кадров).
6 июля 1940 г. Постановлением СНК СССР № 1193-464 сс от 06.07.1940 г. начинают создаваться механизированные корпуса в составе двух танковых, одной моторизованной дивизий, мотоциклетного полка, дорожного батальона и батальона связи, авиаэскадрильи. Предписывалось придавать корпусу смешанную авиационную бригаду в составе двух ближне-бомбардировочных и одного истребительного авиаполков.
24 августа 1940 г. Согласно приказу НКО № 0195 от 24.08.1940 г. начальнику ГАБТУ подчинялись все военные учебные заведения, готовящие специалистов для АБТВ, в т. ч.: Военная академия механизации и моторизации (с 01.09.1940 г.), бронетанковые, танко-техническое, автомобильные училища, курсы усовершенствования.
15 июля 1941 г. Неудачное начало Великой Отечественной войны вызвало острую нехватку боевой техники и вооружения, а также высокоманевренный характер боевых действий поставили советское командование перед необходимостью внесения существенных изменений в организационную структуру танковых войск. Поэтому началось упразднение механизированных корпусов, продолжавшееся до начала сентября 1941 г.
23 августа 1941 г. Началось массовое формирование танковых бригад и танковых батальонов, которые почти на полгода стали высшей структурной единицей автобронетанковых войск.
11 ноября 1941 г. Приказ НКО № 337 О переименовании 4-й танковой бригады в 1-ю гвардейскую танковую бригаду - рождение советской танковой гвардии.
22 января 1942 г. Приказ НКО № 057 от 22.01.1942 г. «О боевом использовании танковых частей и соединений».
Март 1942 г. НКО начало формирование отдельные мотоциклетные батальоны, в задачу которых входило в первую очередь ведение разведки и патрулирования, осуществление связи между мобильными войсками, а также обеспечение комендантской службы (регулировка дорожного движения).
31 марта 1942 г. Начато формирование первых четырех танковых корпусов, которые имели в своем составе управление, вначале две, а вскоре три танковые и мотострелковую бригады.
Май 1942 г. Начали создаваться танковые армии. Необходимость иметь указанные объединения была обусловлена опытом войны. Практика показала, что для проведения наступательных операций с решительными целями массирование сил и средств, в том числе танков, должно выражаться не только в оперативно-тактическом, но и в оперативно-стратегическом масштабе. Для этого, как показал боевой опыт, в составе ударных группировок войск на направлениях главных ударов необходимо иметь такие крупные формирования, в которых бы танки концентрировались в организационном отношении, что в свою очередь способствовало бы лучшему управлению и осуществлению взаимодействия сил и средств в операции. По составу и предназначению эти формирования должны были напоминать довоенные ударные армии, на которые возлагались задачи по прорыву обороны противника и развитию тактического успеха в оперативный. Следовательно, они должны были являться главным образом наступательным средством.
31 июля 1942 г. Вводится единый для всех танковых бригад штат № 010/270. В составе двух танковых батальонов и одного мотострелкового. Все ранее созданные бригады постепенно переводятся на этот штат.
8 сентября 1942 г. Начато формирование механизированных корпусов. Необходимость создания таких соединений вызывалась рядом причин, основу которых составляли факторы оперативно-тактического характера. Опыт войны показал, что в составе танковых войск необходимо иметь моторизованную пехоту, которая, ведя боевые действия совместно с танковыми частями, могла бы обеспечить действия танков, а также закреплять захваченные ими районы, объекты и рубежи. Одновременно формирование механизированных корпусов обусловливалось большим пространственным размахом вооруженной борьбы, в связи с чем боевые действия могли развертываться в различных условиях местности. Поэтому там, где применение танковых корпусов условиями местности (горная, горно-лесистая, лесисто-болотистая) могло быть затруднено, предусматривалось использовать механизированные соединения, поскольку они должны были иметь больше мотопехоты, которая в подобных условиях решала бы боевые задачи более эффективно, чем танки.
16 октября 1942 г. Приказ НКО СССР № 325 «О боевом применении танковых и механизированных частей и соединений» регламентирующий и улучшающий управление автобронетанковыми войсками в бою, по сути дела - это упрощенный боевой устав АБТВ.
Декабрь 1942 г. Создаются первые два самоходно-артиллерийских полка - 1433-й и 1434-й.
7 декабря 1942 г. Постановлением Государственного Комитета Обороны № ГОКО-2589с Главное автобронетанковое управление Красной Армии (ГАБТУ КА) реорганизовано в два главных управления: Главное управление формирования и боевой подготовки бронетанковых и механизированных войск Красной Армии (ГУФ и БП БТиМВ КА) и Главное бронетанковое управление Красной Армии (ГАБТУ КА). Этим же постановлением создается Главное автомобильное управление Красной Армии (ГАУ КА).
3 января 1943 г. Для повышения качества и ответственности за подготовленные экипажи и сокращения количества частей, подчиненных непосредственно командующему бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии, приказом НКО № 003 от 03.01.1943 г. на базе существующих учебных и запасных частей создаются восемь учебных танковых бригад. Каждая из них состояла из управления, двух учебных и запасного танковых полков. Как и раньше, учебные обучали курсантов, после чего их переводили в запасной, где проводилось сколачивание экипажей, взводов и маршевых рот, получение с завода матчасти, полное укомплектование рот и их отправка на фронт. Но в отличие от предыдущей организации, теперь весь процесс подготовки танкистов шел под единым руководством.
28 января 1943 г. Постановление № ГОКО-2791сс от 28.01.1943 г. «О сформировании десяти танковых армий» - начало формирования танковых армий второго формирования с более оптимальной организационной структурой.
Февраль 1943 г. ГКО обязал ГАБТУ КА сформировать ремонтно-восстановительные батальоны и подвижные ремонтные базы.
17 апреля 1943 г. Приказом НКО СССР № 0274 от 17.04.1943 г. Военная ордена Ленина академия механизации и моторизации имени И. В. Сталина переименована в Военную ордена Ленина академию бронетанковых и механизированных войск Красной Армии имени И. В. Сталина.
23 апреля 1943 г. Приказом НКО СССР № 0291 Самоходная артиллерия передана в ведение командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии.
30 ноября 1943 г. Вводится новый штат для всех танковых бригад штат № 010/506. В составе трех танковых батальонов и одного моторизованного батальона автоматчиков. В бригаде остаются только средние танки Т-34. Все ранее созданные бригады постепенно переводятся на этот штат.
30 мая 1944 г. Директивой ГШ от 30.05.1944 г. в состав ряда стрелковых дивизий были включены самоходно-артиллерийские дивизионы, имевшие на вооружении по 16 установок СУ-76.
10 июля 1945 г. Приказом НКО СССР № 0013 танковые и механизированные корпуса, танковые и механизированные бригады, пробразоваваются в танковые и механизированные дивизии, и танковые и механизированные полки соотвественно. |