Танковый фронт

Подготовка кадров для бронетанковых и механизированных войск

 

1. Подготовка офицерских кадров.

К началу Великой Отечественной войны в танковых войсках сложилась определенная стройная система подготовка кадров.

Главным источником пополнения танковых войск офицерским составом являлись военно-учебные заведения, а подготовка младших танковых специалистов проводилась в учебных подразделениях линейных частей и соединений.

Однако начавшаяся Великая Отечественная война потребовала резкого увеличения кадров для танковых войск, а это в свою очередь вызвало необходимость значительной организационной перестройки всей системы с подчинением ее деятельности непосредственно нуждам фронта. Эта большой важности задача в годы войны в целом была решена успешно.

Основным звеном в подготовке офицерских кадров для танковых войск в годы войны являлись военные училища, курсы усовершенствования офицерского состава и Военная академия бронетанковых и механизированных войск*.

------------------------------------
[* До 1943 г. она называлась Военная академия механизации и моторизации РККА]
------------------------------------

Командиров и технический состав среднего звена до 1941 г. готовили Орловское имени М. В. Фрунзе, 1-е Харьковское, 1-е и 2-е Саратовские, 1-е Ульяновское танковое училища, Киевское танко-техническое, Пушкинское автотехническое, Горьковское автомотоциклетное и Полтавское тракторное училища.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны в связи с развертыванием новых танковых частей и соединений значительно увеличилась потребность в офицерских кадрах. Коммунистическая партия принимала меры по расширению сети и увеличению пропускной способности военно-учебных заведений.

В феврале - апреле 1941 г. дополнительно были разверпуты: Казанское, Сызранское, Чкаловское, 2-е Ульяновское, З-е Саратовское танковые, Орджонекидзеградское автомотоциклетное и Камышинское тракторное военные училища.

Всего накануне войны для танковых войск готовились офицеры в шестнадцати военных училищах, которые находились в ведении управления боевой подготовки автобронетанковых войск Красной Армии*.

------------------------------------
[* ЦАМО, ф. 38, оп. 377164, д. 1, л, 16]
------------------------------------

Училища, предназначенные для подготовки командных и технических кадров, имели задачей подготовить и воспитать офицера танковых войск Красной Армии, преданного делу ленинской партии и социалистической Родине, дисциплинированного, стойкого, мужественного, иаициативного, знающего свое дело, умеющего выполнять спои обязанности и вести в бой своих подчиненных.

Военные училища имели следующие профили подготовки:

  • командиров танковых, автомобильных и мотоциклетных взводов;
  • помощников командиров автомобильных и мотоциклетных рот по технической части (автомобильных техников);
  • помощников командиров батарей по технической части (тракторных техников).

------------------------------------
[* ЦАМО, ф. 38, оп. 377164, д. 1, л, 23]
------------------------------------

Продолжительность обучения в училищах была установлена 2 года.

С началом Великой Отечественной войны в связи о дальнейшим ростом потребности в офицерских кадрах для танковых войск все училища перешли на шестимесячный срок обучения для подготовки командного состава и на восьмимесячный — для воентехников по всем профилям подготовки.

Усиление подготовки среднего звена командно-начальствующего состава шло за счет расширения приема курсантов и создания новых военных училищ. Так, уже 12 августа 1941 г. дополнительно к имевшимся были сформированы три танковых (Челябинское, Сталинградское и 2-е Харьковское) и одно автомотоциклетное (2-е Горьковское) училища.

В 1942 г. все училища были реорганизованы и переведены па штаты военного времени.

Количество переменного состава курсантов во всех училищах было значительно увеличено, пересмотрены учебные программы, которые были рассчитаны на подготовку кадров узкого профиля. Особенностью учебных программ было то, что они предусматривали подготовку курсантов только по военным дисциплинам. В распределении времени между теоретическим и практическим обучением предпочтение отдавалось практическим занятиям, на которые отводилось от 40 до 77 %*. Основное внимание обращалось на тактическую, огневую и техническую подготовку. Училища стали готовить офицеров только на одну марку машин; три батальона в училище были предназначены для подготовки командиров-лейтенантов, а четвертый батальон — для подготовки техников.

------------------------------------
[* ЦАМО, ф. 38, оп. 377164, д. 1, л. 30]
------------------------------------

В каждом училище предусматривалось иметь роту резерва офицерского состава. Она предназначалась для сосредоточения офицеров после выпуска в ожидании приказа о назначении в маршевые формирования.

Таким образом, на 1 февраля 1942 г. в системе танковых войск возросло количество училищ, а следовательно, и количество переменного состава в них.

Укомплектование танковых училищ до начала войны производилось в добровольном порядке как из числа военнослужащих, так и из числа гражданской молодежи призывного возраста. Последние подавали заявления о желании учиться в том или ином училище непосредственно начальнику училища или через райвоенкомат по месту жительства. По утверждении этих лиц кандидатами они в назначенное время вызывались в училище для сдачи вступительных экзаменов.

С момента объявления мобилизации укомплектование училищ стало производиться из числа лиц, призванных в армию за счет частей действующей армии и округов по разнарядке Главного управления формирования Красной Армии.

В связи с увеличивающейся потребностью в кандидатах и затруднениями в получении из войск полноценного пополнения приказом Народного комиссара обороны от 17 октября 1942 г. был установлен следующий порядок комплектования танковых училищ.

С 1 ноября 1942 г. курсантский состав танковых училищ предусматривалось комплектовать рядовым и младшим начсоставом частей действующей армии из числа показавших в боях смелость, мужество и отвагу.

Для кандидатов, направляемых в танковые училища, общеобразовательный уровень предусматривался 7 классов средней школы. Допускались исключения лишь для младшего начсостава, награжденного за боевые отличия орденами и медалями Советского Союза.

Возраст для поступления в училище был установлен от 18 до 35 лет. Такая система комплектования военных училищ действовала на протяжении всех лет до конца Великой Отечественной войны.

В 1943 г., в связи с тем, что комплектование училищ курсантским составом производилось за счет военнослужащих частей действующей армии с недостаточной общеобразовательной подготовкой, выявилась настоятельная необходимость увеличить сроки подготовки командного состава.

В мае 1943 г. срок обучения курсантов во всех военных училищах, готовивших офицеров для танковых войск, был установлен один год.

В соответствии с этим были пересмотрены и учебные программы, которые предусматривали два периода обучения. В первый период (8 месяцев) готовился командир танка и командир танкового взвода. Во втором периоде (4 месяца) шло совершенствование знаний командира танка и танкового взвода с повторением слабо усвоенных в первом периоде обучения разделов программы. Такая периодичность позволяла в случае необходимости осуществлять досрочный выпуск офицеров по истечении 8 месяцев обучения. Качество подготовки офицера с введением годичного срока обучения значительно возросло.

В связи с увеличением выпуска боевых машин заводами танковой промышленности и передачей в систему управления военных учебных заведений подготовки офицерских кадров для самоходной артиллерии были проведены следующие организационные мероприятия.

Вновь было сформировано танковое училище по подготовке офицеров на танки Т-34. Создана учебная часть офицерского состава; было открыто мотоциклетное училище; переформированы аэросанные училища в танковые по подготовке офицеров на средние танки Т-34 и легкие Т-70.

В ведение управления военно-учебных заведений было передано 2-е Киевское и 2-е Ростовское училища самоходной артиллерии. В то же время Орджоникидзеградское автомотоциклетное училище было передано в ведение автомобильного управления.

3-е харьковское танковое училище и учебная часть предназначались для переподготовки офицеров-политработников на командные должности танкистов.

В 1944 г. для обеспечения офицерским составом новых средних танков Т-44 к 15 сентября были сформированы три гвардейских танковых училища:

Численность переменного состава для каждого из этих училищ устанавливалась свыше 1 тыс. курсантов.

К 9 мая 1945 г. младший офицерский состав для частей и соединений танковых войск готовился в 32 военных училищах, в том числе в 4 военных училищах готовили специалистов на боевые машины иностранных марок.

* * *

Для создания резервов и повышения квалификации командного и технического состава танковых войск еще в годы мирного строительства в Красной Армии были созданы курсы усовершенствования.

Ленинградские Краснознаменные бронетанковые курсы усовершенствования командного состава (ДК БТКУКС) были организованы на базе броневой школы созданной в мае 1918 г. Они готовили командный состав следующих профилей: командиров танковых батальонов и рот, адъютантов батальонов и других специалистов.

Срок обучения для всех категорий был 6 месяцев. Кроме того, курсы проводили трехмесячные сборы командного состава запаса с пропускной способностью по 200 - 300 человек в год, на которых готовились командиры танковых взводов и рот.

Казанские курсы усовершенствования военно-технического состава Красной Армии были созданы в октябре 1933 г. и готовили технический состав следующих профилей; помощников командиров танковых рот, батальонов и бригад по технической части, помощников командиров автомобильных рот и батальонов; техников горючего и смазочных материалов.

Харьковские курсы усовершенствования командного состава запаса танковых войск, созданные в марте 1941 г. на базе пехотных курсов, с начала своего существования развернули подготовку командного состава для танковых войск по следующим профилям: командиров танковых рот и батальонов, адъютантов батальонов старших, командиров автотракторных рот. Срок обучения 3 месяца.

Комплектование всех курсов происходило через управление кадров Главного автобронетанкового управления Красной Армии за счет командно-технического состава; частей и соединений. На учебу направлялся прежде всего тот командно-технический состав, который выдвигался по службе, но нуждался в повышении своих знаний. Слушатели по окончании курсов, как правило, направлялись по, месту своей прежней службы.

Курсы усовершенствования обеспечивали значительное повышение квалификации командно-технического состава танковых войск Красной Армии, а также периодическую подготовку и переподготовку офицеров запася теоретические знания и практические навыки которых оказывались недостаточными или устаревшими.

Кроме того, на курсах усовершенствования офицерского состава проводилась переподготовка политического состава для замещения ими строевых должностей.

В ходе Великой Отечественной войны в связи с большой потребностью в офицерских кадрах резко увеличилось количество обучаемых. Сроки подготовки на курсах сократились и были от 1,5 до 3 месяцев. Учебный день на курсах с началом войны был установлен 12 часов. В целях увеличения пропускной способности по обучению офицеров, особенно технического состава, Казанские курсы вынуждены были работать в три смены, то есть учеба проходила круглые сутки.

В 1943 г. курсы были переименованы в Высшие офицерские школы и стали именоваться: ЛК БТКУКС — Ленинградская ордена Ленина Краснознаменная, высшая офицерская школа; КУВТС КА — Казанская высшая офицерская техническая бронетанковая школа Красной Армии; ХКУКС — Харьковская высшая офицерская школа самоходной артиллерии.

Курсы и школы за годы войны выпустили тысячи подготовленных, преданных нашей социалистической Родине офицеров. Они не только полностью оправдали себя, по и завоевали прочное место в общей системе подготовки командных и технических кадров на длительный период после окончания Великой Отечественной войны.

* * *

Важную роль в деле подготовки офицерских кадров высшей квалификации для укомплектования крупных танковых и механизированных соединений играла Военная академия бронетанковых и механизированных войск. Начавшаяся Великая Отечественная война поставила перед академией новые задачи.

Формирование новых частей и соединений, большие потери в командном и инженерно-техническом составе танковых войск, понесенные в первые месяцы войны, — все это остро поставило вопрос об ускоренной и в то же время качественной подготовке кадров для фронта. Решать эти задачи академия должна была в условиях, когда значительная часть преподавателей убыла в действующую армию.

Чтобы полнее и быстрее удовлетворить потребности действующей армии в кадрах танкистов, академия уже в июле 1941 г. досрочно выпустила около 400 слушателей третьего курса командного факультета и пятого курса инженерных факультетов, в том числе командиров и инженеров.

Второй ускоренный выпуск слушателей академия произвела в октябре 1941 г. На этот раз были выпущены 100 офицеров, закончивших по специальной программе третий курс командного факультета, и 234 слушателя, закончившие четвертый курс инженерных факультетов. В этом же месяце завершили учебу и были выпущены из академии 104 командира, проходившие подготовку на академических курсах усовершенствования командного состава.

Новые условия и задачи потребовали перестройки в кратчайшие сроки всех сторон жизни и деятельности академии.

В октябре 1941 г. академия перешла на подготовку офицерских кадров военного времени. По новому штату увеличивалось количество слушателей на факультетах. Одновременно были установлены сокращенные сроки обучения: для слушателей командного факультета — 1 год и для слушателей инженерных факультетов — 3 года, В связи с переходом на сокращенный срок обучения инженерные факультеты стали комплектоваться слушателями из числа призванных в армию офицеров запаса, имевших законченное среднее техническое или незаконченное высшее образование.

Война потребовала систематического пополнения танковых войск кадрами младших офицеров. В связи с этим, как отмечалось выше, в стране были созданы новые и расширены старые танковые училища. По этой причине возникла необходимость в подготовке преподавателей для военных училищ. Эта задача была возложена на академию. Срочно были организованы трехмесячные курсы по подготовке преподавателей для танковых училищ. Уже в октябре 1941 г, эти курсы окончили 233 офицера запаса, получившие ранее высшее образование в технических вузах страны. Одновременно при академии были организованы краткосрочные курсы специалистов химической службы, которые уже в октябре 1941 г. окончили 100 офицеров,

В связи с сокращением сроков обучения кафедры и отделы академии проводили большую работу по обеспечению быстрейшего составления и освоения новых программ и учебных планов, перестройки всей системы преподавания. Партийные и комсомольские организации факультетов, курсов и отделений развернули борьбу за рациональное использование каждой минуты учебного времени, за высокое качество учебы.

Учебный процесс в академии протекал в трудных условиях. Для слушателей был установлен двенадцатичасовой рабочий день — 8 часов плановых занятий и 4 часа обязательной самоподготовки.

Б октябре 1941 г. академия вместе со всем учебным оборудованием и личным составом была эвакуирована в глубь страны, на территорию Узбекской ССР. После недолгого перерыва, связанного с передислокацией и размещением академии на новом месте, возобновились учебные занятия. Они проходили в условиях перестройки всего учебного процесса на основе требований войны.

В основу обучения слушателей был положен принцип: учить только тому, что нужно на войне. Весь профессорско-преподавательский состав был обязан широко внедрять опыт войны в учебный процесс.

На занятиях со слушателями главное внимание отводилось изучению опыта боевых действий танковых частей и подразделений в основных видах боя, изучению бронетанковой техники, практике ее эксплуатации и ремонта. Занятия строились так, чтобы значительную часть времени использовать для отработки тем и задач в поле, на танкодроме, в парке.

В связи с сокращенными сроками обучения основная часть учебного времени отводилась на практическую выучку. В то же время преподаватели стремились вооружить слушателей необходимыми знаниями теоретических основ изучаемых дисциплин. Большое место отводилось марксистско-ленинской подготовке и практике партийно-политической работы с личным составом в боевых условиях.

Вся учебно-воспитательная работа в академии в этот период была подчинена одной цели — подготовке квалифицированных кадров для фронта, поэтому фронтовой опыт применения танковых войск являлся главным в определении тематики занятий со слушателями и научно-исследовательской работы преподавательского состава. Изучению и обобщению этого опыта уделялось большое внимание.

Летом 1943 г. академия возвратилась в Москву. Новый 1943/44 учебный год был начат 1 сентября. К этому времени академия перешла на увеличенные сроки подготовки командных и инженерных кадров для танковых войск, возросло количество слушателей командного факультета и академических курсов усовершенствования начальствующего состава.

В состав академии вошли факультеты: командный, инженерно-танковый, инженерно-автоброневой и автотракторный, академические курсы усовершенствования офицерского состава и курсы по подготовке начальников химической службы танковых частей. Кроме того, в 1943 г. при академии функционировали курсы политического состава танковых войск.

Срок обучения слушателей на командном факультете был установлен 2 года, а на инженерных — 4 года. Девятимесячный срок обучения был установлен для слушателей академических курсов усовершенствования офицерского состава.

В связи с переходом на удлиненные сроки обучения были разработаны новые учебные планы и программы в которых нашел более полное отражение опыт Великой Отечественной войны. Учебный процесс поднимался на качественно новую ступень. Так, на выпускных курсах инженерных факультетов вновь вводилось дипломное проектирование. Большое количество дипломных проектов выполнялось но заданиям конструкторских бюро и заводов танковой промышленности.

Комплектование академии слушательским составом осуществлялось в это время преимущественно за счет участников Великой Отечественной войны — людей, обладавших личным боевым опытом и фронтовой закалкой. Так, в числе слушателей командного факультета набора 1943 - 1944 гг. было свыше 85 % участников войны, имевших опыт командования подразделениями и частями.

На основе осуществления Постановления ЦК ВКП(б) от 24 мая 1943 г. о реорганизации структуры партийных и комсомольских организаций в Красной Армии значительно окрепли организационно и выросли численно партийные организации академии. Были созданы первичные парторганизации на всех курсах, в отделах и на многих кафедрах.

К июню 1943 г. среди слушательского, профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих было свыше 44 % коммунистов и 46 % комсомольцев. Это была та сила, на которую опирались командование и политический отдел академии в решении всех задач стоящих перед ней.

На завершающем периоде Великой Отечественной войны, академия продолжала вести большую в напряженную работу по подготовке офицеров высокой квалификации. Наряду с основными факультетами в академии функционировали академические курсы но переподготовке командных кадров танковых частей и соединении. На этих курсах готовились командиры и начальники штабов танковых и механизировавши бригад и танковых полков, офицеры штабов танковых и механизированных корпусов, заместители командиров корпусов по тылу.

К началу 1945 г. академия была укомплектована высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом - 143 преподавателя имели ученые степени и звания. Преподавательский состав значительно обновился за счет участников Великой Отечественной войны. В феврале 1945 г. 52 % руководящего и преподавательского состава были участниками войны, еще 30 % прошли стажировку в действующих войсках. Коммунисты составляли преобладающую часть преподавателей, их было 71,5 %. Именно они задавали топ в борьбе за улучшение качества подготовки слушателей.

За годы войны Военная академия бронетанковых и механизированных войск подготовила тысячи офицеров. Это было достойное пополнение наших танковых войск, которые сыграли большую роль в деле разгрома фашистской Германии и империалистической Японии.

Академия воспитала многих замечательных командиров и инженеров-танкистов, которые в суровые годы воины проявили высокое воинское мастерство и исключительный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Подготовка офицеров-танкистов в годы ВОВ

  1941 1942 1943 1944 1945 Всего
Бронетанковые училища 8 304 33 799 28 966 38 641 14 238 123 948
Курсы командно-начальствующего состава БТ и MB 5098 9966 8 314 6072 2 034 31 484
Академия БТ и MB 963 1 350 394 629 183 3 519
Курсы при академии 562 1 357 1490 915 274 4 598
             

Советский народ и его Вооруженные Силы под руководством Коммунистической партии одержали всемирно-историческую победу в Великой Отечественной войне. Достойный вклад в завоевание победы внесла академия бронетанковых и механизированных войск. Ее коллектив успешно решал большие и сложные задачи не только по подготовке высококвалифицированных командных и технических кадров, но и в развитии теории и практики применения танковых войск, совершенствования их технического оснащения.

В целом сложившаяся в годы войны система подготовки офицерских кадров в нашей стране отвечала требованиям войны. Она полностью и бесперебойно обеспечивала потребности фронта в командирах и инженерных для танковых войск.

2. Подготовка младших танковых специалистов.

До Великой Отечественной войны подготовка младших танковых специалистов для танковых войск Красной Армии проводилась в системе учебных подразделений линейных частей и соединений. С началом войны, с переходом танковых войск на штаты военного времени, учебные подразделения были расформированы, а личный состав их обращен на укомплектование линейных подразделений. В июне 1941 г. правительством был установлен порядок отправки танков и бронемашин с заводов промышленности на фронт в составе сформированных, укомплектованных личным составом и сколоченных в боевом отношении маршевых рот. Однако, прежде чем отправить танки с завода в действующую армию, их необходимо было укомплектовать экипажами, сформировать маршевые роты и сколотить их. В силу этого сложилась определенная система подготовки танковых экипажей.

Для подготовки сержантского состава танкистов уже к 12 августа 1941 г. в различных военных округах были развернуты запасные полки. Одновременно с этим были созданы отдельные учебные танковые батальоны и отдельные учебные танковые роты. В 1942 г. дополнительно было сформировано несколько отдельных учебных танковых батальонов.

В запасных полках готовились все специальности танкового экипажа. Запасные полки получали пополнение из военкоматов, первоначально обученный состав танкистов запаса, а позднее и необученный состав. Готовили из этого пополнения отдельных специалистов экипажа: командиров танков, механиков-водителей, командиров орудий и радистов-пулеметчиков.

Когда почти полностью был израсходован запас подготовленных ранее танкистов, на укомплектование запасных танковых полков начал поступать исключительно необученный состав. Запасные танковые полки, предназначенные для переподготовки танкистов запаса, в создавшемся положении перестали отвечать своему назначению и были реорганизованы в отдельные учебные танковые полки.

В каждом учебном полку готовились механики-водители, командиры орудий, заряжающие и радисты-пулеметчики. Организация и методика занятий в учебных полках в годы Великой Отечественной войны непрерывно совершенствовалась и улучшалась.

В основу обучения младших танковых специалистов было положено требование — учить только тому, что нужно на войне. Поэтому для обеспечения качественной подготовки экипажей в короткие сроки обучение курсантов в учебных полках было организовано дифференцированно, то есть строго по специальности.

Специальная подготовка командиров орудий и заряжающих включала огневую подготовку, подготовку по связи и техническую подготовку. Огневая подготовка являлась основным разделом для этой специальности, и на нее отводилось до 50 % времени учебной программы.

После прохождения курса обучения в учебном танковом полку командир орудия и заряжающий должны были твердо знать устройство вооружения танка и боеприпасов, уметь сноровисто и быстро вести меткий огонь из пушки и пулемета различными способами, получить практические навыки по уходу за вооружением и боеприпасами, знать устройство радиостанции, уметь обслуживать и устранять ее простейшие неисправности. Все занятия по огневой подготовке носили исключительно практический характер.

Для подготовки механиков-водителей в военное время при сокращенных сроках обучения потребовалось максимально увеличить время на техническую подготовку и изменить методику подготовки в сторону практического обучения. Учебное время, отводимое на техническую подготовку, ежегодно увеличивалось.

В установленный срок обучения требовалось подготовить для фронта механика-водителя, способного уверенно водить боевую машину на поле боя, твердо знающего устройство танка, умеющего самостоятельно обслуживать его и устранять неисправности, возникающие при эксплуатации.

С целью выработки необходимых практических навыков вождения танков в условиях, приближенных к боевым, наибольшее количество моточасов отводилось на выполнение упражнений по технике вождения боевой машины с преодолением естественных и искусственных противотанковых препятствий, по дорогам и колонным путям в ночных условиях по заданному направлению на сильно пересеченной местности.

Изучение устройства материальной части машин, основ эксплуатации и обслуживания проводилось на учебных агрегатах в классах и на учебно-боевых машинах в парках путем объяснения и показа на материальной части. Практическая подготовка механиков-водителей по вождению боевых машин в годы войны все время совершенствовалась, чему способствовало увеличение норм расхода моторесурсов на их подготовку.

Если в начале 1944 г. механики-водители отправлялись на фронт с небольшой практикой вождения, то к концу этого года и в первом квартале 1945 г. практика вождения возросла.

Радисты-пулеметчики должны были твердо знать материальную часть радиостанции, владеть практическими навыками в уходе за радиостанцией, в обслуживании ее и устранении неисправностей, безукоризненно работать с микрофоном в радиосетях на месте и на ходу танка, а также уметь обслуживать танковый пулемет и вести из него меткий огонь. На специальную подготовку этой категории отводилось около 50 % учебного времени.

В программах по связи предусматривалось, что к концу обучения радист-пулеметчик должен был иметь не менее 45 часов практической работы на радиостанциях, из них не менее 6 часов работы на ходу танка с обязательным выполнением установленных нормативов.

При организации и проведении каждого занятия требовалось всемерно приближать учебную обстановку к боевой.

Обучение проводилось наглядно, практически на материальной части, преимущественно в поле, на танкодромах, в парках. Особое внимание при обучении уделялось неоднократному повторению изучаемых приемов и действий для приобретения твердых, доведенных до автоматизма практических навыков в работе у машин, с оружием и средствами связи.

Подготовка младших танковых специалистов в учебном полку организовывалась таким образом, чтобы курсанты с первых же дней учебы после общего ознакомления с устройством материальной части машин (оружия, средств связи) приступили к практическому выполнению обязанностей по своей специальности: механики-водители — к вождению машин, командиры орудий и заряжающие — к подготовительным упражнениям и практическим стрельбам, радисты-пулеметчики — к работе на радиостанциях.

В результате каждый курсант примерно к середине обучения приобретал необходимые практические навыки по своей специальности. Это было крайне важно для обеспечения выпуска подготовленных специалистов в случае вынужденного сокращения сроков обучения.

Выполнение курсантами практических работ по различным разделам боевой подготовки (технической, огневой и другим) являлось основным мероприятием, в результате которого они приобретали необходимые практические навыки.

Программой боевой подготовки предусматривалось не менее 30 % всех занятий проводить ночью. Однако это требование в большинстве учебных частей выполнялось в отношении таких предметов обучения, как тактика, топография и вождение. В целях наиболее рациональной подготовки различных специалистов в учебных частях широко практиковались комплексные занятия. Учебно-боевые машины, предназначенные для вождения, одновременно использовались для занятий с курсантами — командирами орудий и заряжающими по огневой подготовке и с радистами-пулеметчиками — по радиоподготовке.

Таким образом, подготовка танковых экипажей была коренным образом перестроена в сравнении с мирным временем и максимально приближена к потребностям боевой действительности.

3. Подготовка маршевых подразделений в запасных полках.

За годы Великой Отечественной войны запасные части проделали большую работу по формированию и боевой подготовке маршевых подразделений.

Всего в запасных частях были сформированы и подготовлены тысячи маршевых танковых рот и сотни батарей самоходно-артиллерийских установок.

Наибольшая работа в этом направлении была проведена 1-м, 2-м и 3-м запасными танковыми полками.

Формирование маршевых подразделений в запасных полках производилось из состава пополнений, подготовленных в учебных полках. Офицерский состав, включая и командиров машин, а в тяжелых машинах и механиков-водителей, в маршевые подразделения назначался в запасном полку из имевшейся в его штате роты резерва офицерского состава. После сформирования маршевые подразделения занимались боевой подготовкой в запасном полку.

На боевую подготовку маршевых рот отпускалось несколько моточасов. Для проведения практических стрельб на учебном полигоне отпускалось определенное количество боеприпасов.

Норма отпуска моторесурсов и боеприпасов на боевую подготовку маршевых подразделений позволяла проводить с ними в запасных полках достаточное количество полноценных тактических учений с боевой стрельбой. В ходе этих учений экипажи и офицерский состав рот (батарей) получали практику в выполнении своих обязанностей непосредственно на материальной части.

В ходе боевой подготовки на тактических учениях с боевой стрельбой отрабатывались темы: «Танк (самоходная установка) в наступлении», «Марш танкового взвода и действия из засад», «Наступление и атака танковым взводом».

Учения в составе роты проводились в поле в течение 1 - 1,5 суток. На этом выходе с ротой проводился ряд тактических учений, темами которых являлись: «Строевое учение роты», «Марш и наступление танковой роты», «Наступление танковой роты во взаимодействии с пехотой и артиллерией» (учение с боевой стрельбой), «Отражение танковой ротой в обороне атаки танков и пехоты противника».

На подготовку в составе роты отпускалось необходимое количество моточасов и боеприпасов. Учения в составе роты проводились на боевых машинах.

После завершения боевого сколачивания маршевые роты в назначенное время отправлялись, как правило, по железной дороге в действующую армию на пополнение частей и соединений танковых войск или же в танковые военные лагеря.

Опыт подготовки маршевых подразделений в годы Великой Отечественной войны показал, что для более качественного их обучения целесообразно увеличить продолжительность пребывания в запасных частях. С целью создания наиболее благоприятных условий для проведения тактических учений маршевых рот (батарей) необходимо было увеличить срок их готовности к погрузке с момента получения экипажами материальной части боевых машин с заводов.

Сложившаяся система подготовки кадров в годы Великой Отечественной войны вполне обеспечивала потребности фронта для укомплектования наших частей и соединений танковых войск высококвалифицированным офицерским составом и младшими танковыми специалистами.

Непрерывное совершенствование учебного процесса, творческий подход к методике обучения курсантов и слушателей, отказ от шаблона в формах проведения занятий, настойчивая борьба за качественное выполнение учебных программ и эффективное использование учебного времени — все это было характерным для стиля работы руководящего и преподавательского состава военных учебных заведений, командиров, штабов и политработников учебных частей и соединений в годы Великой Отечественной войны.

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
Строительство и боевое применение советских танковых войск в годы Великой Отечественной войны. - М.: Воениздат, 1979.
 
 
 
 

наверх