К началу Великой Отечественной войны в танковых войсках сложилась определенная стройная система подготовка кадров.
Главным источником пополнения танковых войск офицерским составом являлись военно-учебные заведения, а подготовка младших танковых специалистов проводилась в учебных подразделениях линейных частей и соединений.
Однако начавшаяся Великая Отечественная война потребовала резкого увеличения кадров для танковых войск, а это в свою очередь вызвало необходимость значительной организационной перестройки всей системы с подчинением ее деятельности непосредственно нуждам фронта. Эта большой важности задача в годы войны в целом была решена успешно.
Основным звеном в подготовке офицерских кадров для танковых войск в годы войны являлись военные училища, курсы усовершенствования офицерского состава и Военная академия бронетанковых и механизированных войск*.
------------------------------------
[* До 1943 г. она называлась Военная академия механизации и моторизации РККА]
------------------------------------
Командиров и технический состав среднего звена до 1941 г. готовили Орловское имени М. В. Фрунзе, 1-е Харьковское, 1-е и 2-е Саратовские, 1-е Ульяновское танковое училища, Киевское танко-техническое, Пушкинское автотехническое, Горьковское автомотоциклетное и Полтавское тракторное училища.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны в связи с развертыванием новых танковых частей и соединений значительно увеличилась потребность в офицерских кадрах. Коммунистическая партия принимала меры по расширению сети и увеличению пропускной способности военно-учебных заведений.
В феврале - апреле 1941 г. дополнительно были разверпуты: Казанское, Сызранское, Чкаловское, 2-е Ульяновское, З-е Саратовское танковые, Орджонекидзеградское автомотоциклетное и Камышинское тракторное военные училища.
Всего накануне войны для танковых войск готовились офицеры в шестнадцати военных училищах, которые находились в ведении управления боевой подготовки автобронетанковых войск Красной Армии*.
------------------------------------
[* ЦАМО, ф. 38, оп. 377164, д. 1, л, 16]
------------------------------------
Училища, предназначенные для подготовки командных и технических кадров, имели задачей подготовить и воспитать офицера танковых войск Красной Армии, преданного делу ленинской партии и социалистической Родине, дисциплинированного, стойкого, мужественного, иаициативного, знающего свое дело, умеющего выполнять спои обязанности и вести в бой своих подчиненных.
Военные училища имели следующие профили подготовки:
- командиров танковых, автомобильных и мотоциклетных взводов;
- помощников командиров автомобильных и мотоциклетных рот по технической части (автомобильных техников);
- помощников командиров батарей по технической части (тракторных техников).
------------------------------------
[* ЦАМО, ф. 38, оп. 377164, д. 1, л, 23]
------------------------------------
Продолжительность обучения в училищах была установлена 2 года.
С началом Великой Отечественной войны в связи о дальнейшим ростом потребности в офицерских кадрах для танковых войск все училища перешли на шестимесячный срок обучения для подготовки командного состава и на восьмимесячный — для воентехников по всем профилям подготовки.
Усиление подготовки среднего звена командно-начальствующего состава шло за счет расширения приема курсантов и создания новых военных училищ. Так, уже 12 августа 1941 г. дополнительно к имевшимся были сформированы три танковых (Челябинское, Сталинградское и 2-е Харьковское) и одно автомотоциклетное (2-е Горьковское) училища.
В 1942 г. все училища были реорганизованы и переведены па штаты военного времени.
Количество переменного состава курсантов во всех училищах было значительно увеличено, пересмотрены учебные программы, которые были рассчитаны на подготовку кадров узкого профиля. Особенностью учебных программ было то, что они предусматривали подготовку курсантов только по военным дисциплинам. В распределении времени между теоретическим и практическим обучением предпочтение отдавалось практическим занятиям, на которые отводилось от 40 до 77 %*. Основное внимание обращалось на тактическую, огневую и техническую подготовку. Училища стали готовить офицеров только на одну марку машин; три батальона в училище были предназначены для подготовки командиров-лейтенантов, а четвертый батальон — для подготовки техников.
------------------------------------
[* ЦАМО, ф. 38, оп. 377164, д. 1, л. 30]
------------------------------------
В каждом училище предусматривалось иметь роту резерва офицерского состава. Она предназначалась для сосредоточения офицеров после выпуска в ожидании приказа о назначении в маршевые формирования.
Таким образом, на 1 февраля 1942 г. в системе танковых войск возросло количество училищ, а следовательно, и количество переменного состава в них.
Укомплектование танковых училищ до начала войны производилось в добровольном порядке как из числа военнослужащих, так и из числа гражданской молодежи призывного возраста. Последние подавали заявления о желании учиться в том или ином училище непосредственно начальнику училища или через райвоенкомат по месту жительства. По утверждении этих лиц кандидатами они в назначенное время вызывались в училище для сдачи вступительных экзаменов.
С момента объявления мобилизации укомплектование училищ стало производиться из числа лиц, призванных в армию за счет частей действующей армии и округов по разнарядке Главного управления формирования Красной Армии.
В связи с увеличивающейся потребностью в кандидатах и затруднениями в получении из войск полноценного пополнения приказом Народного комиссара обороны от 17 октября 1942 г. был установлен следующий порядок комплектования танковых училищ.
С 1 ноября 1942 г. курсантский состав танковых училищ предусматривалось комплектовать рядовым и младшим начсоставом частей действующей армии из числа показавших в боях смелость, мужество и отвагу.
Для кандидатов, направляемых в танковые училища, общеобразовательный уровень предусматривался 7 классов средней школы. Допускались исключения лишь для младшего начсостава, награжденного за боевые отличия орденами и медалями Советского Союза.
Возраст для поступления в училище был установлен от 18 до 35 лет. Такая система комплектования военных училищ действовала на протяжении всех лет до конца Великой Отечественной войны.
В 1943 г., в связи с тем, что комплектование училищ курсантским составом производилось за счет военнослужащих частей действующей армии с недостаточной общеобразовательной подготовкой, выявилась настоятельная необходимость увеличить сроки подготовки командного состава.
В мае 1943 г. срок обучения курсантов во всех военных училищах, готовивших офицеров для танковых войск, был установлен один год.
В соответствии с этим были пересмотрены и учебные программы, которые предусматривали два периода обучения. В первый период (8 месяцев) готовился командир танка и командир танкового взвода. Во втором периоде (4 месяца) шло совершенствование знаний командира танка и танкового взвода с повторением слабо усвоенных в первом периоде обучения разделов программы. Такая периодичность позволяла в случае необходимости осуществлять досрочный выпуск офицеров по истечении 8 месяцев обучения. Качество подготовки офицера с введением годичного срока обучения значительно возросло.
В связи с увеличением выпуска боевых машин заводами танковой промышленности и передачей в систему управления военных учебных заведений подготовки офицерских кадров для самоходной артиллерии были проведены следующие организационные мероприятия.
Вновь было сформировано танковое училище по подготовке офицеров на танки Т-34. Создана учебная часть офицерского состава; было открыто мотоциклетное училище; переформированы аэросанные училища в танковые по подготовке офицеров на средние танки Т-34 и легкие Т-70.
В ведение управления военно-учебных заведений было передано 2-е Киевское и 2-е Ростовское училища самоходной артиллерии. В то же время Орджоникидзеградское автомотоциклетное училище было передано в ведение автомобильного управления.
3-е харьковское танковое училище и учебная часть предназначались для переподготовки офицеров-политработников на командные должности танкистов.
В 1944 г. для обеспечения офицерским составом новых средних танков Т-44 к 15 сентября были сформированы три гвардейских танковых училища:
Численность переменного состава для каждого из этих училищ устанавливалась свыше 1 тыс. курсантов.
К 9 мая 1945 г. младший офицерский состав для частей и соединений танковых войск готовился в 32 военных училищах, в том числе в 4 военных училищах готовили специалистов на боевые машины иностранных марок.
* * *
Для создания резервов и повышения квалификации командного и технического состава танковых войск еще в годы мирного строительства в Красной Армии были созданы курсы усовершенствования.
Ленинградские Краснознаменные бронетанковые курсы усовершенствования командного состава (ДК БТКУКС) были организованы на базе броневой школы созданной в мае 1918 г. Они готовили командный состав следующих профилей: командиров танковых батальонов и рот, адъютантов батальонов и других специалистов.
Срок обучения для всех категорий был 6 месяцев. Кроме того, курсы проводили трехмесячные сборы командного состава запаса с пропускной способностью по 200 - 300 человек в год, на которых готовились командиры танковых взводов и рот.
Казанские курсы усовершенствования военно-технического состава Красной Армии были созданы в октябре 1933 г. и готовили технический состав следующих профилей; помощников командиров танковых рот, батальонов и бригад по технической части, помощников командиров автомобильных рот и батальонов; техников горючего и смазочных материалов.
Харьковские курсы усовершенствования командного состава запаса танковых войск, созданные в марте 1941 г. на базе пехотных курсов, с начала своего существования развернули подготовку командного состава для танковых войск по следующим профилям: командиров танковых рот и батальонов, адъютантов батальонов старших, командиров автотракторных рот. Срок обучения 3 месяца.
Комплектование всех курсов происходило через управление кадров Главного автобронетанкового управления Красной Армии за счет командно-технического состава; частей и соединений. На учебу направлялся прежде всего тот командно-технический состав, который выдвигался по службе, но нуждался в повышении своих знаний. Слушатели по окончании курсов, как правило, направлялись по, месту своей прежней службы.
Курсы усовершенствования обеспечивали значительное повышение квалификации командно-технического состава танковых войск Красной Армии, а также периодическую подготовку и переподготовку офицеров запася теоретические знания и практические навыки которых оказывались недостаточными или устаревшими.
Кроме того, на курсах усовершенствования офицерского состава проводилась переподготовка политического состава для замещения ими строевых должностей.
В ходе Великой Отечественной войны в связи с большой потребностью в офицерских кадрах резко увеличилось количество обучаемых. Сроки подготовки на курсах сократились и были от 1,5 до 3 месяцев. Учебный день на курсах с началом войны был установлен 12 часов. В целях увеличения пропускной способности по обучению офицеров, особенно технического состава, Казанские курсы вынуждены были работать в три смены, то есть учеба проходила круглые сутки.
В 1943 г. курсы были переименованы в Высшие офицерские школы и стали именоваться: ЛК БТКУКС — Ленинградская ордена Ленина Краснознаменная, высшая офицерская школа; КУВТС КА — Казанская высшая офицерская техническая бронетанковая школа Красной Армии; ХКУКС — Харьковская высшая офицерская школа самоходной артиллерии.
Курсы и школы за годы войны выпустили тысячи подготовленных, преданных нашей социалистической Родине офицеров. Они не только полностью оправдали себя, по и завоевали прочное место в общей системе подготовки командных и технических кадров на длительный период после окончания Великой Отечественной войны.
* * *
Важную роль в деле подготовки офицерских кадров высшей квалификации для укомплектования крупных танковых и механизированных соединений играла Военная академия бронетанковых и механизированных войск. Начавшаяся Великая Отечественная война поставила перед академией новые задачи.
Формирование новых частей и соединений, большие потери в командном и инженерно-техническом составе танковых войск, понесенные в первые месяцы войны, — все это остро поставило вопрос об ускоренной и в то же время качественной подготовке кадров для фронта. Решать эти задачи академия должна была в условиях, когда значительная часть преподавателей убыла в действующую армию.
Чтобы полнее и быстрее удовлетворить потребности действующей армии в кадрах танкистов, академия уже в июле 1941 г. досрочно выпустила около 400 слушателей третьего курса командного факультета и пятого курса инженерных факультетов, в том числе командиров и инженеров.
Второй ускоренный выпуск слушателей академия произвела в октябре 1941 г. На этот раз были выпущены 100 офицеров, закончивших по специальной программе третий курс командного факультета, и 234 слушателя, закончившие четвертый курс инженерных факультетов. В этом же месяце завершили учебу и были выпущены из академии 104 командира, проходившие подготовку на академических курсах усовершенствования командного состава.
Новые условия и задачи потребовали перестройки в кратчайшие сроки всех сторон жизни и деятельности академии.
В октябре 1941 г. академия перешла на подготовку офицерских кадров военного времени. По новому штату увеличивалось количество слушателей на факультетах. Одновременно были установлены сокращенные сроки обучения: для слушателей командного факультета — 1 год и для слушателей инженерных факультетов — 3 года, В связи с переходом на сокращенный срок обучения инженерные факультеты стали комплектоваться слушателями из числа призванных в армию офицеров запаса, имевших законченное среднее техническое или незаконченное высшее образование.
Война потребовала систематического пополнения танковых войск кадрами младших офицеров. В связи с этим, как отмечалось выше, в стране были созданы новые и расширены старые танковые училища. По этой причине возникла необходимость в подготовке преподавателей для военных училищ. Эта задача была возложена на академию. Срочно были организованы трехмесячные курсы по подготовке преподавателей для танковых училищ. Уже в октябре 1941 г, эти курсы окончили 233 офицера запаса, получившие ранее высшее образование в технических вузах страны. Одновременно при академии были организованы краткосрочные курсы специалистов химической службы, которые уже в октябре 1941 г. окончили 100 офицеров,
В связи с сокращением сроков обучения кафедры и отделы академии проводили большую работу по обеспечению быстрейшего составления и освоения новых программ и учебных планов, перестройки всей системы преподавания. Партийные и комсомольские организации факультетов, курсов и отделений развернули борьбу за рациональное использование каждой минуты учебного времени, за высокое качество учебы.
Учебный процесс в академии протекал в трудных условиях. Для слушателей был установлен двенадцатичасовой рабочий день — 8 часов плановых занятий и 4 часа обязательной самоподготовки.
Б октябре 1941 г. академия вместе со всем учебным оборудованием и личным составом была эвакуирована в глубь страны, на территорию Узбекской ССР. После недолгого перерыва, связанного с передислокацией и размещением академии на новом месте, возобновились учебные занятия. Они проходили в условиях перестройки всего учебного процесса на основе требований войны.
В основу обучения слушателей был положен принцип: учить только тому, что нужно на войне. Весь профессорско-преподавательский состав был обязан широко внедрять опыт войны в учебный процесс.
На занятиях со слушателями главное внимание отводилось изучению опыта боевых действий танковых частей и подразделений в основных видах боя, изучению бронетанковой техники, практике ее эксплуатации и ремонта. Занятия строились так, чтобы значительную часть времени использовать для отработки тем и задач в поле, на танкодроме, в парке.
В связи с сокращенными сроками обучения основная часть учебного времени отводилась на практическую выучку. В то же время преподаватели стремились вооружить слушателей необходимыми знаниями теоретических основ изучаемых дисциплин. Большое место отводилось марксистско-ленинской подготовке и практике партийно-политической работы с личным составом в боевых условиях.
Вся учебно-воспитательная работа в академии в этот период была подчинена одной цели — подготовке квалифицированных кадров для фронта, поэтому фронтовой опыт применения танковых войск являлся главным в определении тематики занятий со слушателями и научно-исследовательской работы преподавательского состава. Изучению и обобщению этого опыта уделялось большое внимание.
Летом 1943 г. академия возвратилась в Москву. Новый 1943/44 учебный год был начат 1 сентября. К этому времени академия перешла на увеличенные сроки подготовки командных и инженерных кадров для танковых войск, возросло количество слушателей командного факультета и академических курсов усовершенствования начальствующего состава.
В состав академии вошли факультеты: командный, инженерно-танковый, инженерно-автоброневой и автотракторный, академические курсы усовершенствования офицерского состава и курсы по подготовке начальников химической службы танковых частей. Кроме того, в 1943 г. при академии функционировали курсы политического состава танковых войск.
Срок обучения слушателей на командном факультете был установлен 2 года, а на инженерных — 4 года. Девятимесячный срок обучения был установлен для слушателей академических курсов усовершенствования офицерского состава.
В связи с переходом на удлиненные сроки обучения были разработаны новые учебные планы и программы в которых нашел более полное отражение опыт Великой Отечественной войны. Учебный процесс поднимался на качественно новую ступень. Так, на выпускных курсах инженерных факультетов вновь вводилось дипломное проектирование. Большое количество дипломных проектов выполнялось но заданиям конструкторских бюро и заводов танковой промышленности.
Комплектование академии слушательским составом осуществлялось в это время преимущественно за счет участников Великой Отечественной войны — людей, обладавших личным боевым опытом и фронтовой закалкой. Так, в числе слушателей командного факультета набора 1943 - 1944 гг. было свыше 85 % участников войны, имевших опыт командования подразделениями и частями.
На основе осуществления Постановления ЦК ВКП(б) от 24 мая 1943 г. о реорганизации структуры партийных и комсомольских организаций в Красной Армии значительно окрепли организационно и выросли численно партийные организации академии. Были созданы первичные парторганизации на всех курсах, в отделах и на многих кафедрах.
К июню 1943 г. среди слушательского, профессорско-преподавательского состава, рабочих и служащих было свыше 44 % коммунистов и 46 % комсомольцев. Это была та сила, на которую опирались командование и политический отдел академии в решении всех задач стоящих перед ней.
На завершающем периоде Великой Отечественной войны, академия продолжала вести большую в напряженную работу по подготовке офицеров высокой квалификации. Наряду с основными факультетами в академии функционировали академические курсы но переподготовке командных кадров танковых частей и соединении. На этих курсах готовились командиры и начальники штабов танковых и механизировавши бригад и танковых полков, офицеры штабов танковых и механизированных корпусов, заместители командиров корпусов по тылу.
К началу 1945 г. академия была укомплектована высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом - 143 преподавателя имели ученые степени и звания. Преподавательский состав значительно обновился за счет участников Великой Отечественной войны. В феврале 1945 г. 52 % руководящего и преподавательского состава были участниками войны, еще 30 % прошли стажировку в действующих войсках. Коммунисты составляли преобладающую часть преподавателей, их было 71,5 %. Именно они задавали топ в борьбе за улучшение качества подготовки слушателей.
За годы войны Военная академия бронетанковых и механизированных войск подготовила тысячи офицеров. Это было достойное пополнение наших танковых войск, которые сыграли большую роль в деле разгрома фашистской Германии и империалистической Японии.
Академия воспитала многих замечательных командиров и инженеров-танкистов, которые в суровые годы воины проявили высокое воинское мастерство и исключительный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
Подготовка офицеров-танкистов в годы ВОВ
|
1941 |
1942 |
1943 |
1944 |
1945 |
Всего |
Бронетанковые училища |
8 304 |
33 799 |
28 966 |
38 641 |
14 238 |
123 948 |
Курсы командно-начальствующего состава БТ и MB |
5098 |
9966 |
8 314 |
6072 |
2 034 |
31 484 |
Академия БТ и MB |
963 |
1 350 |
394 |
629 |
183 |
3 519 |
Курсы при академии |
562 |
1 357 |
1490 |
915 |
274 |
4 598 |
|
|
|
|
|
|
|
Советский народ и его Вооруженные Силы под руководством Коммунистической партии одержали всемирно-историческую победу в Великой Отечественной войне. Достойный вклад в завоевание победы внесла академия бронетанковых и механизированных войск. Ее коллектив успешно решал большие и сложные задачи не только по подготовке высококвалифицированных командных и технических кадров, но и в развитии теории и практики применения танковых войск, совершенствования их технического оснащения.
В целом сложившаяся в годы войны система подготовки офицерских кадров в нашей стране отвечала требованиям войны. Она полностью и бесперебойно обеспечивала потребности фронта в командирах и инженерных для танковых войск. |