Согласно директивам Генерального штаба Красной Армии и военного совета Орловского ВО 2 января 1940 г. было создано Орджоникидзеградское военно-пехотное училище. Для подготовки командиров стрелковых и пулемётных взводов в городе Орджоникидзеграде (г. Бежица, ныне в черте г. Брянск), со сроком обучения курсантов в 2 года.
Непосредственное формирование училища проходило в период с 10 марта по 11 апреля 1940 г.
На основании приказа Народного Комиссара обороны СССР № 0127 от 1941 г. и в соответствии с директивой Генерального Штаба Красной Армии № Орг/4/522228 от 2/5 апреля 1941 г. Приказом войскам Орловского ВО № ОМ/037 от 11 апреля 1941 г. Орджокинидзеградское пехотное училище к 1 мая 1941 г. переформировано в Орджоникидзеградское военное автомобильно-мотоциклетное училище.
В связи с возросшей опасности нападения нацистской Германии на СССР было принято решение о сокращении сроков обучения в училище и накануне Великой Отечественной войны состоялся первый выпуск командиров. Красная Армия получила 794 молодых лейтенантов командиров стрелковых и пулемётных взводов. Почти все выпускники убыли в западные приграничные районы страны и через несколько дней уже приняли участие в боях против вторгшейся армии Германии.
Линия фронта все ближе подходила к Орджоникидзеграду. По решению Военного совета Орловского военного округа училище в августе 1941 г. передислоцировалось в город Острогожск Воронежской области, где боевая учеба продолжалась почти два месяца. Училище разместилось в казармах после отправки на фронт 149-й стрелковой дивизии. Два месяца, проведенные курсантами в Острогожске, были наполнены напряженной учебой. 15 сентября молодые курсанты приняли военную присягу в городском саду. День начинался с развода на занятия, которые продолжались по 12 часов в сутки.
В этот период на должности преподавателей технического цикла прибыли воентехники 1 ранга А.С. Казанцев, С.С. Коротков, воентехники 2 ранга В.А. Воробьев-Обухов, Б.С. Делерзон, Б.М. Фалькович, Б.П. Федоров, Ю.Ф. Федоров, С.Д. Черняев.
В октябре 1941 г., когда линия фронта приблизилась к Острогожску менее чем на 150 км, на основании распоряжения Генерального штаба Красной Армии училище начало передислокацию в г. Минусинск Красноярского края. Передислокация была полностью завершена только к 11 декабря 1941 г.
Под расквартирование училищу было предоставлено несколько помещений. Личному составу предстояло выполнить большой объем работ по созданию и оборудованию стрельбища, автодрома, учебных классов и других элементов учебно-материальной базы. В короткий срок необходимо было наверстать то, что было упущено в учебной работе в связи с двумя передислокациями.
В феврале 1942 г. училище перешло на новый штат четырехбатальонного состава: два автомобильных и два мотоциклетных. Напряженность в учебе еще более возросла, поскольку с 1 апреля 1942 г. была введена новая восьмимесячная программа обучения. Она потребовала максимального уплотнения учебного времени. Главным в учебе стало привитие курсантам практических навыков и полевая выучка.
4 мая 1942 г. училище произвело третий выпуск командиров в количестве 399 человек. Этот выпуск стал первым по автомобильной специальности. Часть выпускников убыла на фронт, а часть – на переподготовку по специальности командиров-танкистов в Горьковское танковое училище. Во второй половине 1942 г. в стране значительно возросло производство танков, по требовалось большое количество офицеров-танкистов. Поэтому в июне - ноябре несколько сот курсантов вновь были откомандированы на переподготовку в Ташкентское, Саратовское, Сталинградское и другие танковые училища.
В октябре 1942 г. численность курсантов в училище сократилась до 1500 человек: в штате были оставлены два батальона курсантов по подготовке техников-лейтенантов и один батальон лейтенантов-мотоциклистов.
В декабре 1942 г. училище произвело очередной выпуск офицеров-автомобилистов и мотоциклистов в количестве 178 человек, в феврале 1943 г. – пятый выпуск в количестве 50 человек, в марте - шестой в количестве 300 человек.
С апреля 1943 г. большая часть курсантов переведена на новый профиль обучения по подготовке командиров взводов авто-транспортных частей. В основу обучения была положена практическая полевая выучка с учетом фронтового опыта.
В апреле и мае 1943 г. в училище были осуществлены очередные выпуски подготовленных командиров, соответственно седьмой в количестве 102 человек и восьмой в количестве 125 человек.
Приказом Народного комиссара обороны СССР от 26 мая 1943 г. училище из ведения ГАБТУ РККА было передано в подчинение начальнику Главного автомобильного управления РККА и переименовано в Орджоникидзеградское военное автомобильное училище.
В июне 1943 г. училище из Минусинска передислоцировалось в г. Рязань. И разместилось в красных казармах вместо убывшей после переформирования на фронт 149-й стрелковой дивизии.
В новом пункте дислокации личный состав училища немедленно приступил к работам по созданию необходимых условий для учебы: оборудованию казарм, созданию учебных классов, лабораторий, мастерских, стрельбища, автопарка и автодрома.
В октябре 1943 г. училище произвело очередной выпуск молодых офицеров в количестве 125 человек: первый в Рязани и девятый со дня образования училища. В этом же месяце в училище было создано польское отделение численностью 50 человек по подготовке подхорунжих автомобильной специальности для народного Войска Польского. В феврале 1944 г. был произведен первый выпуск польского отделения подхорунжих, а в июле 1944 г. – второй численностью 47 человек.
К лету 1944 г. значительно вырос уровень теоретической и особенно практической выучки курсантов (при годичном сроке обучения). Этому способствовали многодневные полевые выходы с отработкой вопросов тактики, вождения машин, их технического обслуживания и ремонта, а также расширение учебно-материальной базы: больше стало оборудованных классов и лабораторий, учебных полей, вырос парк автомашин, улучшились хозяйственно - бытовые условия.
В июне и сентябре 1944 г. училищем были произведены очередные выпуски офицеров: одиннадцатый – в количестве 232 и двенадцатый – в количестве 313 человек.
В трудных условиях военного времени, вызвавших сокращение сроков обучения и трёхкратную передислокацию, училище успешно справилось с поставленными перед ним задачами. За время Великой Отечественной войны было подготовлено 5 075 командиров автомобилистов и мотоциклистов, которые участвовали в боях на всех фронтах войны.
10 августа 1944 г. состоялось вручение училищу Красного Знамени нового образца, утверждённого Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1942 г.
В июле 1945 г. из училища были выпущены 405 офицеров в воинских званиях «младший лейтенант» и «младший техник-лейтенант». Многие из них убыли на Дальний Восток, где в период с 9 августа по 2 сентября 1945 г. участвовали в операциях по разгрому войск милитаристской Японии.
В декабре 1945 г. училище произвело очередной выпуск 439 офицеров-автомобилистов. Это был последний выпуск курсантов, подготовка которых началась в октябре 1944 г. в условиях военного времени.
31 марта 1946 г. директивой Генерального штаба Красной Армии № орг. 7/245754 Орджоникидзеградское военное автомобильное училище училище переименовано в 1-е военное автомобильное и перешло на 3-годичное обучение курсантов. Больше времени стало уделяться практическим полевым занятиям не только по общевойсковым предметам обучения, но и по организации ремонта и эвакуации автомобильной техники в полевых условиях.
Выпуски из училища
Выпуск |
дата |
количество выпускников |
1 |
1941 |
794 |
2 |
20.07.1941 |
|
3 |
04.05.1942 |
399 |
4 |
12.1942 |
178 |
5 |
02.1943 |
50 |
6 |
03.1943 |
300 |
7 |
04.1943 |
102 |
8 |
05.1943 |
125 |
9 |
10.1943 |
125 |
10 |
03.1944 |
110 |
11 |
06.1944 |
232 |
12 |
09.1944 |
313 |
|
07.1945 |
405 |
|
12.1945 |
439 |
|
|
|
|