Танковый фронт

Народный комиссариат танковой промышленности

 

Центральный аппарат состоял из руководства (нарком и десять заместителей), секретариата, первого (производственного) отдела, второго (конструкторско-технологического) отдела, третьего (планового), четвертого отдела, шестого (секретного) отдела, отдела капитального строительства, финансово-бухгалтерского отдела, отдела главного механика, отдела кадров, отдела труда и зарплаты, транспортного отдела, юридическо-кодификационного бюро, управления делами (см. схему 2). Последнее подразделение было самым большим (74 человека) и занималось техническим обеспечением работы остальных, объединяя машинисток, уборщиц и т. д. Сразу видно, что такая структура носит достаточно стандартный характер и может быть структурой практически любого государственного учреждения, управляющего производством. Она почти не носит отпечатка ни специфических задач НКТП, ни особенностей ситуации, в которой он находился.

Центральные органы управления НКТП в декабре 1941 года

Формирование производственной базы НКТП

Создание НКТП без формирования и расширения его производственной базы было бы лишенной реального содержания административной реформой, какие мы могли в большом количестве наблюдать своими глазами в нашей недавней истории. Формирование Наркомата танковой промышленности – это прежде всего формирование системы его предприятий. Этот процесс стал финальным этапом советской промышленной мобилизации в области танкостроения.

При создании наркомата в его состав были включены входившие ранее в Наркомат среднего машиностроения предприятия, преимущественно связанные с танкостроением. В соответствии с последним приказом Народного комиссара среднего машиностроения Малышева № 530 от 12 сентября 1941 года в состав нового наркомата вошли 11 предприятий НКСМ:

  • Завод № 183, он же Харьковский паровозостроительный (ХПЗ). Завод занят танкостроением с 1928 года, причем, с 1932 года выпускал танки крупными сериями. Накануне войны производил танки Т-34.
  • Завод № 75 в Харькове. Возник в январе 1939 года из моторостроительного цеха ХПЗ. Накануне войны производил дизель В-2 для танков Т-34.
  • Завод № 37, он же имени Г. К. Орджоникидзе в Москве. Завод занят производством танков с 1931 года. Накануне войны производил плавающие танки Т-40.
  • Завод № 174 им. Ворошилова в Ленинграде, он же - Большевик, ранее – Обуховский. В танковом производстве задействован с 1928 года. Производил накануне войны танки Т-26, и готовился производить танки Т-50.
  • Кировский завод в Ленинграде, ранее - Путиловский. Место нахождения - Ленинград. Участвовал в танковом производстве с 1932 года. С 1940 года танковое производство стало для завода основным. Накануне войны производил танки КВ-1 и КВ-2.
  • Сталинградский тракторный завод. Накануне войны завод начал мелкими сериями производить Т-34.
  • Харьковский тракторный завод. Завод в 30-е годы был тесно связан с ХПЗ через промышленную кооперацию.
  • Челябинский тракторный завод. Завод накануне войны готовился начать производство танков КВ, но серийный выпуск наладить еще не успел.
  • Автомобильный завод им. Коммунистического интернационала молодёжи в Москве. Этот завод, не имевший ранее опыта производства танков, должен был помогать заводу № 37 в их изготовлении.
  • Уральский турбинный завод в Свердловске. Его строительство шло с 1937 года. Производство началось в мае 1941 года. На этом заводе, не связанном ранее с танкостроением, предполагалось разместить эвакуированное из Ленинграда оборудование и организовать дизельное производство.
  • Уральский вагоностроительный завод в Нижнем Тагиле. Этот завод был спроектирован как один из индустриальных гигантов, который должен был производить 42 000 вагонов в год. К началу войны строительство ещё только приближалось к завершению, хотя предприятие уже начало работу. Реальная производительность завода не превышала 16 000 штук вагонов в год. Имелись пустующие цеха. Завод задумывался как комбинат и имел собственное металлургическое производство. УВЗ располагал отличными условиями для размещения эвакуированных предприятий.

Помимо этого в состав наркомата были включены 8-й государственный проектный институт, Сталинградский механический институт и пять техникумов (Сталинградский тракторный, Нижне-Тагильский, Харьковский тракторный, Харьковский машиностроительный, Челябинский тракторный).

Кроме заводов НКСМ в состав НКТП в начальный период его формирования вошли также 7 заводов других наркоматов:

  • Завод № 112 в Горьком, он же «Красное Сормово». Этот завод когда-то был пионером советского танкостроения, построив несколько копий танка Рено «FT-17». Однако затем он в танковом производстве не участвовал. Завод накануне войны относился к Наркомату судостроения и был занят производством подводных лодок. Передан НКТП 19 сентября 1941 года.
  • Уральский завод тяжелого машиностроения (Уралмаш) в Свердловске. До войны завод был подчинён Наркомату тяжелого машиностроения и был одним из крупнейших советских машиностроительных заводов. Передан НКТП 19 сентября 1941 года.
  • Муромский паровозоремонтный завод, он же № 176. До войны был подчинён Наркомату путей сообщения. Передан НКТП 17 сентября 1941 года.
  • Выксунский завод дробильно-размольного оборудования, он же № 177. До войны был подчинён Наркомату станкостроения. Передан НКТП 17 сентября 1941 года.
  • Подольский завод им. Орджоникидзе, он же № 180. До войны относился к наркомату нефтяной промышленности.
  • Саратовский паровозоремонтный завод. Относился до войны к Наркомату путей сообщения.
  • Коломенский паровозостроительный завод. До войны завод был подчинён Наркомату тяжелого машиностроения.

Тогда же в состав НКТП вошёл третий главк Наркомата судостроительной промышленности, ставший Третьим Главным управлением НКТП. Этот главк имел давние связи с танкостроением, так как его специализацией было производство брони. Третье Главное управление было передано НКТП 13 сентября приказом по НКТП и наркомсудпрому № 5/312с. В главк входили 4 завода и один НИИ:

  • Мариупольский завод имени Ильича. Перед войной поставлял бронекорпуса для ХПЗ.
  • Ижорский завод в г. Колпино Ленинградской области. Накануне войны производил бронекорпуса танка КВ для Кировского завода.
  • Кулебакский металлургический завод, он же № 178.
  • Завод № 264 в Сталинграде. Перед войной на заводе организовывалось производство корпусов танка Т-34 для СТЗ.
  • НИИ-48 в Ленинграде. Этот научно-исследовательский институт занимался проблемами бронестали и бронезащиты. В годы войны он проводил исследования, направленные на повышение защищенности танков.

От судостроителей в распоряжение НКТП перешли не только заводы, но и аппарат управления главка. Нарком судостроительной промышленности И. И. Носенко стал одним из заместителей В. А. Малышева.

Кроме того, 13 сентября 1941 г. была создана комиссия по приемке Чкаловского паровозоремонтного завода от Наркомата путей сообщения. Этот завод был передан НКТП постановлением ГКО 12 сентября 1941 года № 655сс. Таким образом, в середине сентября 1941 г., сразу же после решения о создании наркомата, в его состав была включена большая группа предприятий. В НКТП вошли все довоенные центры танкостроения, ряд предприятий, переходящих к производству танков, а также несколько заводов, которые должны были стать базой для размещения эвакуированных танковых заводов. Однако на этом процесс формирования производственной базы НКТП еще не был завершен, и в течение октября - декабря 1941 г. к НКТП присоединился ряд заводов, не занимавшихся до этого танкостроением.

13 октября 1941 г. в состав НКТП был передан Ташкентский завод сельскохозяйственного машиностроения, относившийся до этого к народному комиссариату общего машиностроения. Передача произошла на основании постановления ГКО от 9 октября 1941 года. Завод должен был стать площадкой для размещения эвакуируемых заводов НКТП № 37, КИМ и Подольского имени Орджоникидзе. После изменения направления эвакуации этих предприятий завод вышел из состава НКТП. В этот же день наркомат получил Куйбышевский завод Особстроя НКВД для эвакуации части оборудования с Ижорского завода и организации производства корпусов танка Т-50. Этот завод отошел НКТП согласно постановлению ГКО № 734-сс от 4 октября 1941 года. Наркомат не нашел применения этому заводу, и в декабре 1941 года он перешел к Наркомату авиапромышленности.

21 октября в распоряжение НКТП поступили еще два завода, находящиеся в городе Свердловске. Основанием этого было постановление ГКО СССР от 19 октября 1941 года № 811сс. Это были заводы «Металлист» Наркомата нефтяной промышленности и Свердловский вагоноремонтный завод имени Воеводина Наркомата путей сообщения. Их предполагалось использовать для размещения заводов КИМ и № 37 (на Свердловском вагоноремонтном заводе им. Воеводина), а также Подольского завода имени Орджоникидзе (на заводе «Металлист»). Примечательно то, что и Подольский завод, и «Металлист», относились перед войной к Наркомнефти.

24 октября в состав НКТП вошел завод № 212 Наркомата судостроительной промышленности. Этот завод в ходе эвакуации оказался на площадке Уральского турбинного завода и был включен в него как цех № 8. Заслуживает интереса то, что судьба завода была решена только приказом по НКТП № 3 с/г. Никаких ссылок на решения ГКО или Совнаркома в этом приказе нет. Уже упомянутый выше И. И. Носенко подписал его одновременно и как заместитель Народного комиссара танковой промышленности, и как полномочный представитель Наркомата судостроительной промышленности.

22 ноября 1941 года в составе НКТП появился ещё один завод. На основании постановления ГКО от 13 ноября 1941 года на базе выделенных из завода № 78 Наркомата боеприпасов площадей и оборудования был образован завод № 200, который должен был поставлять бронекорпуса для Кировского завода. Этот завод, видимо, создавался преимущественно на основе оборудования и кадров, вывезенных с Ижорского завода. При этом сам завод № 78 сохранялся, но лишался четырех мартеновских печей и другого оборудования. Кроме того, постановлением ГКО он был обязан снабжать завод № 200 электроэнергией и отоплением. 23 марта 1942 года руководство НКТП добилось постановления СНК, обязавшего завод № 78 снабжать мартеновские печи завода № 200 кислородом. Правда, ремонтный и инструментальный цеха остались в распоряжении завода № 78, что впоследствии осложнило работу завода № 200, став «узким местом» предприятия, мешавшим выполнять производственную программу.

Самое большое по числу заводов увеличение наркомата произошло 18 ноября 1941 года. В этот день НКТП получил под свое руководство 52 новых предприятия. Своим появлением в составе наркомата они обязаны постановлению ГКО от 14 ноября 1941 года. Согласно этому постановлению, Народный комиссариат станкостроения (НКСС) упразднялся, а его заводы, предприятия и учреждения передавались НКТП (кроме двух заводов, которые передавались Наркомату вооружения и Наркомату боеприпасов). Через четыре дня произошла прием-сдача предприятий, и заводы приказом № 66 были зачислены в состав наркомата. Передача этих заводов, конечно, была существенной помощью НКТП. Однако, примерно половина из них представляла собой эвакуированное оборудование, которое еще только предстояло размещать и вводить в строй. План капитальных работ на первый квартал 1942 года предполагал провести восстановление части этих заводов на новом месте к февралю-марту 1942 года. Предполагаемая мощность восстанавливаемых заводов в планах определена очень приблизительно. Это говорит о том, что центральные органы НКТП не были осведомлены о реальном состоянии станкового парка этих заводов, его сохранности и местонахождении. Полученные предприятия были разделены на три группы. 15 заводов были прикреплены к другим предприятиям НКТП. Они должны были выполнять заказы танкостроительных предприятий, в основном кооперируясь с ними в производстве отдельных деталей и агрегатов. Тем самым возникала возможность дополнительно усилить производственные мощности танкостроения.

Ещё 24 завода и три ремонтных мастерских были объединены в созданное 22 ноября приказом № 74 Второе Главное управление. Общее количество его работников составляло на начало 1942 года 11608 рабочих и ИТР. Наличие собственного станкостроительного главка дало бы возможность наркомату наращивать производственные мощности за счёт своих собственных средств.

Третья группа предприятий 24 ноября 1941 года приказом № 78 была объединена в четвёртый главк - Главное управление абразивной промышленности1. В состав главка входило десять предприятий. Абразивы – вещества повышенной твёрдости, применяемые в промышленности для различных видов механической обработки, таких, как: шлифование, заточка, истирание, полирование и т. д.. Появление этого главка в составе НКТП было вызвано распространённой перед войной практикой тщательной механической обработки поверхности танка. Такая обработка была делом сложным и требовала как большого количества абразивных материалов, так и значительных ресурсов рабочей силы. Кроме того, считалось, что такая обработка повышает стойкость брони и снижает вес танка. Для тонкой брони лёгких танков это было действительно важно, но для толстых бронелистов Т-34 и тем более КВ это уже теряло своё значение.

В составе НКТП главк просуществовал недолго. 13-го декабря 1941 года он в полном составе был передан Наркомату среднего машиностроения. Основанием для передачи стало постановление СНК от 1-го декабря 1941 года. Исчезновение главка объясняется тем, что к этому моменту стало окончательно ясно, что заводы НКТП будут не в состоянии осуществлять механическую обработку поверхностей танков при достижении необходимых темпов выпуска. У них не хватило бы на это рабочей силы, и поэтому было решено отказаться даже от обработки сварных швов. С этого момента танки, выпущенные НКТП, покидали заводы с грубой неотшлифованной поверхностью брони и толстыми сварными швами, о которые иногда можно было даже пораниться. Поскольку в результате нужда НКТП в абразивных материалах существенно снижалась, то четвёртый главк исчез из состава наркомата.

Большинство предприятий двух других групп тоже пробыло в составе НКТП недолго. Они были возвращены восстановленному Наркомату станкостроения по постановлению ГКО №1316 от 21 февраля 1942 года. Но часть заводов из первой группы к этому моменту уже влилась после эвакуации в предприятия НКТП, к которым они были прикреплены. Так, заводы «Красный пролетарий» и № 7 шлифовальных станков были эвакуированы на территорию Кировского завода в Челябинске, где влились в его состав. Завод № 184 им. Орджоникидзе во время эвакуации как минимум часть своей рабочей силы и оборудования передал заводу № 1835. Возможно, другие заводы НКСС тоже передали часть оборудования и рабочей силы танкостроительным предприятиям, расширив их производственную базу. В 1943 году некоторые из предприятий наркомата станкостроения вновь вернулись в состав НКТП. Тогда наркомату были переданы завод имени КПФ и Саратовский завод зуборезных станков, а также завод № 222, который в период войны производил танковые огнемёты.

14 декабря 1941 года постановлением ГКО в состав НКТП были включены два завода: Омский паровозоремонтный и эвакуируемый на его территорию Ворошиловоградский паровозостроительный. Два завода сливались в один (получивший № 173), которому было поручено производить танки Т-50.

В декабре 1941 года завершился процесс перераспределения производственных мощностей в пользу танкостроения в рамках мобилизации советской промышленности. Пересмотр решения о судьбе Наркомата станкостроения стал свидетельством того, что мобилизация промышленности уже достигла своих разумных пределов. Дальнейшее перераспределение производственных мощностей, с точки зрения руководства страны, наносило неприемлемый ущерб остальным отраслям промышленности и потому должно было быть остановлено.

Танковую промышленность можно рассматривать как хороший пример, показывающий механизмы промышленной мобилизации в СССР. В целом в СССР для мобилизации промышленности существовали благоприятные условия. Во-первых, система управления экономикой в общих чертах соответствовала потребностям военного времени. Хотя она и требовала определённых структурных реорганизаций, но всё же можно было сохранить основные принципы управления. Во-вторых, в СССР существовала развитая промышленность, в том числе, имелось большое количество крупных и сверхкрупных машиностроительных заводов. Именно на таких заводах удобнее всего было развертывать военное производство. В третьих, огромную важность имело наличие в СССР мощной военной промышленности мирного времени. Именно она является главным носителем передаваемого новым производителям опыта, от которого зависит эффективность работы военной промышленности. Поэтому важно наличие масштабного военного производства в довоенный период, вокруг которого можно будет построить эффективную военную промышленность во время войны. Чем обширнее будет военное производство мирного времени, тем быстрее и эффективней будет осуществляться переход к выпуску военной продукции. С этой точки зрения в СССР были максимально благоприятные условия, поскольку к началу войны военное производство во всех важнейших областях было для мирного времени очень высоким. К невыгодным условиям относились в первую очередь последствия неблагоприятного для СССР начала войны.

Кроме того, нельзя не отметить импровизационного характера мобилизационных мероприятий, несмотря на то, что о мобилизационной подготовке так много говорилось в 1930-е годы. Между тем, предварительная подготовка мобилизации промышленности могла бы позволить избежать таких проблем, таких как те, с которыми столкнулся завод № 112. Заводы заранее имели бы чертежи будущей продукции, имелся бы продуманный план пополнения необходимого оборудования. Всё это значительно ускорило бы процесс освоения военной продукции.

Состав предприятий Наркомата танковой промышленности формировался из разных источников. Основой наркомтанкопрома стали 11 предприятий Наркомата среднего машиностроения, большая часть которых ещё до войны занималась производством танков. Другим важным источником формирования НКТП послужил Наркомат судостроения. В общей сложности из этой организации НКТП было передано 6 заводов и один научно-исследовательский институт. Передача этих заводов была вызвана их близостью к танковому производству, ведь и военное кораблестроение, и танкостроение имели дело с броневой сталью. Кроме того, завод № 112 был одним из самых мощных советских машиностроительных предприятий, и вполне мог перейти на выпуск танков, частично свернув своё судостроительное производство. Огромное количество заводов (52 предприятия) дал НКТП Наркомат станкостроения. Но большей частью эти предприятия пробыли в составе НКТП недолго и вернулись в НКСС после его восстановления. Четыре завода были переданы в состав НКТП Наркоматом путей сообщения. Это были вагоноремонтные и паровозоремонтные заводы, которые были переданы для размещения эвакуированных предприятий. Кроме того, НКТП получил два завода от Наркомата нефтяной промышленности, и по одному заводу от Наркомата боеприпасов, Наркомата тяжелого машиностроения, Наркомата внутренних дел и Наркомата общего машиностроения (в последнем случае завод был вскоре возвращён обратно). В общей сложности, не считая Наркомата станкостроения, НКТП было передано не менее 27 заводов. Передача заводов обычно санкционировалась постановлением Государственного Комитета Обороны. В одном случае передача предприятия произошла без какого-либо постановления высшей инстанции, только на основании приказа наркомата.

Передача предприятий под управление НКТП происходила обычно в течение одной – двух недель после постановления.

С точки зрения мотивов включения в НКТП можно выделить три категории заводов. Во-первых, это старые танковые заводы, которые с самого начала вошли в НКТП. Во-вторых, это крупные машиностроительные предприятия, на которых накануне или в начале войны было решено организовать производство танков, такие, как: СТЗ, ЧТЗ, «Красное Сормово», № 264. В третьих, это предприятия, передаваемые для слияния с другими заводами. Как правило, они должны были стать площадкой размещения эвакуируемых из угрожаемых районов заводов, или же сами в ходе эвакуации вливались в танковые заводы.

Расширение танковой промышленности происходило за счёт других машиностроительных отраслей, как гражданских, так и военных. Значительная часть промышленного потенциала, переданного НКТП, была занята до этого в отраслях машиностроения, производящих инвестиционные товары: металлообрабатывающие станки, оборудование для металлургии, энергетическое оборудование и т. д.. Потребность в их продукции в период войны снизилась. Ведь это не самое подходящее время для массированных вложений в увеличение промышленного потенциала страны (если, конечно, вы не отделены от своего противника океаном). Доля накопления в это время неизбежно снижается. Так, в 1940 году в СССР она составила 19 % от национального дохода, а в 1942 году снизилась уже до 4 %. В 1943 году она выросла до 7 %, и только в 1944 году приблизилась к довоенному уровню и составила 15 %. Наиболее эффективным путём было не создавать новые, а умело использовать уже существующие производственные мощности. Кроме того, обычно в такой ситуации продлевают срок службы старого оборудования, которое в мирные годы просто бы списали, поддерживают его путём ремонта в работоспособном состоянии. Облегчало положение то, что промышленный потенциал СССР был в значительной мере создан в 30-е годы, и уровень его износа был достаточно низким. Все это позволило советской экономике во время войны (за исключением её первого периода) не только избежать падения промышленного производства, но даже развиваться, наращивая с 1943 года производственные мощности, несмотря на снижение объёмов производства в станкостроении.

Другой отраслью, ставшей источником расширения производственной базы танкостроения, было транспортное машиностроение, а именно паровозостроительные, вагоностроительные, паровозоремонтные и вагоноремонтные заводы. Ещё в довоенный период эта отрасль была тесно связана с танкостроением. Во время войны производство паровозов и вагонов почти полностью прекратилось. За 1942 - 1944 годы было произведено всего 84 магистральных паровоза и около двухсот товарных вагонов. Ни одного пассажирского вагона произведено не было. Фактически прекратив производство железнодорожной техники, советское руководство шло рискованным путём. Хорошо известно, что транспорт имеет в период войны огромное значение, как для военных операций, так и для нормальной работы экономики. Впрочем, в результате потери значительной части территории и экономического потенциала потребность в паровозах и вагонах снизилась, а в восточных районах оказалась часть паровозов и вагонов, использовавшихся ранее в западных районах страны. Катастрофическое падение объёма грузоперевозок в СССР почти в два раза, с 487,6 миллиарда тонно-километров в 1940 году до 259,7 миллиардов тонно-километров в 1942 году, объясняется в первую очередь не снижением парка паровозов и вагонов (оно не было таким масштабным), а утратой почти половины экономического потенциала. Имевшие место серьёзные трудности с работой транспорта, которые действительно наносили серьёзный ущерб слаженной работе советского хозяйственного механизма, были связаны прежде всего с повысившейся нагрузкой на железнодорожную сеть в восточных районах, значительно превышающей её пропускную способность, а не с нехваткой техники. Некоторые меры, предпринимаемые для преодоления транспортных кризисов, нацеленные именно на расширение пропускной способности железных дорог, такие, например, как так называемый метод «живой автоблокировки», имели смысл только в случае трудности с использованием имевшегося парка подвижного состава в условиях существовавшей железнодорожной сети.

Третья отрасль, за счёт которой развивалась танковая промышленность, – сельскохозяйственное машиностроение. Эта отрасль тоже резко снизила объёмы своего производства в ходе войны. Выпуск тракторов упал с 31,2 тысяч штук в 1941 году до 3,5 тысяч штук в 1942 году и 1,1 тысяч штук в 1943 году. Зерноуборочных комбайнов в 1942 – 1944 годах произвели всего двести штук. Проблема продовольствия остро стояла в период войны, но связана она была скорее с нехваткой посевных площадей, чем с нехваткой техники. Несмотря на передачу части тракторов в армию, соотношение посевных площадей и сельхозтехники в период войны даже увеличилось, так как значительное её количество эвакуировали из западных районов. В 1942 году на каждую тысячу гектаров посевной площади приходилось 3,5 трактора (как и в 1940 г.) и 1,35 комбайна (1,2 в 1940 г.). Факты свидетельствуют о том, что переключение части производственных мощностей сельскохозяйственного машиностроения на производство танков не несло большого ущерба сельскому хозяйству и не оказывало на его эффективность значительного влияния по крайней мере до тех пор, пока не встала проблема восстановления хозяйства освобождённых районов.

Кроме того, к производству танков был частично привлечён Горьковский автомобильный завод (так и не вошедший в состав НКТП). В годы войны он производил лёгкие танки и самоходки, в которых широко применялись автомобильные агрегаты. Иными словами, производственная база ГАЗа благоприятствовала развёртыванию на нём производства легких танков. Но само решение о частичном перепрофилировании завода было наиболее спорным из всех. Ведь Красная Армия испытывала серьёзные проблемы, связанные с нехваткой автотранспорта. Стоило ли в этих условиях производить вместо автомашин второстепенные по своему значению легкие танки?

Часть производственных мощностей НКТП получил за счёт перераспределения внутри самой военной промышленности. Начавшаяся война с Германией должна была быть сухопутной войной. Значение военно-морского флота, а значит и военного судостроения, в этой войне было небольшим. Поэтому военное судостроение было частично переключено на производство бронетанковой техники.

Похожую картину можно было наблюдать во время Второй мировой войны в США. Там расширение танкового производства шло за счёт мобилизации предприятий тех же отраслей, что и в СССР: автомобилестроения, тракторостроения, производства двигателей, железнодорожного машиностроения.

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
Ермолов А. Ю. Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 2009.
 
 
 
 

наверх