Танковый фронт

Главное Управление ремонта танков

 

В начале 1943 г. в составе НКТП появились новые структурные подразделения – два новых главных управления. В соответствии с постановлением СНК № 184-67с от 19.02.1943 г. было создано Главное управление ремонта танков (ГУРТ). Его появление было вызвано изменением стратегической обстановки на советско-германском фронте. До осени 1942 г. боевые действия складывались для наших войск чаще всего неудачно. Поэтому в большинстве случаев противник захватывал ту территорию, на которой велись бои. Оставшаяся на поле боя ремонтопригодная бронетехника советских войск попадала в основном в руки врага. Лишь небольшая доля поврежденных машин эвакуировалась в тыл для ремонта. Только после перелома в ходе войны в результате Сталинградской битвы появилась потенциальная возможность восстанавливать большую часть поврежденной бронетехники. После зимнего наступления советских войск на контролируемой Красной Армией территории оказалось огромное количество подбитых танков, которые в принципе можно было восстановить. Однако это породило новую проблему: войсковых ремонтных средств не хватало для проведения необходимых работ.

Для того, чтобы разгрузить армейских ремонтников от наиболее сложных видов ремонта, передоверив его работникам НКТП, было создано ГУРТ. Возможно, идею создания ГУРТа подал В. А. Малышев. В этот период бывший нарком активно занимался проблемами ремонта танков. В дневнике Н. И. Бирюкова сохранились сообщения о ряде заседаний на эту тему, проводимых под его председательством. К сожалению, из него не понятно, под какой эгидой опальный бывший нарком проводил эти заседания (можно предположить, что они проходили с санкции ГКО или СНК), и кто в них участвовал.

ГУРТ первоначально включало в себя три ремонтных управления - Саратовское, Воронежское и Ростовское. Для формирования ремонтных баз НКТП требовалось 5 000 рабочих, которых ему должен был передать НКО из числа военнослужащих старших возрастов и ограниченно годных к военной службе.

Кроме того, в состав главка было включено несколько заводов, производящих запасные части для нужд ремонтников. Производство запчастей на основных заводах НКТП всегда считалось делом второстепенным. По этой причине план по запчастям часто не выполнялся. Кроме того, в новых условиях производство запчастей надо было увеличить, так как потребности в них в связи с изменившейся стратегической ситуацией резко возросли. Опыт подсказывал, что до тех пор, пока производство запчастей будет оставаться вспомогательным производством на крупных танковых заводах, оно всегда будет сталкиваться с недостатком внимания, и за его счет будут постоянно решаться те или иные затруднения на основном производстве. Поэтому было решено включить в состав ГУРТ НКТП ряд машиностроительных заводов, которые предназначались исключительно для производства запчастей. Некоторые из них когда-то уже входили в состав НКТП, и теперь вновь туда возвращались. 12 апреля 1943 года постановлением ГКО № 3165сс в состав НКТП из Наркомата станкостроения были переданы: завод имени компартии Франции в Муроме (далее – им. КПФ), завод Станкопатрон в Саратове, Саратовский завод зуборезных станков, завод «Коммунист» в городе Марксе с филиалом в городе Энгельсе, завод имени Ленина в Ижевске. В мае 1943 г. эти заводы были переданы в состав ГУРТ и им были присвоены номера: № 42, № 43, № 44, № 45, № 46 соответственно. 8 июня в дополнение к этим заводам НКТП был передан завод № 37 (не следует его путать с довоенным заводом с тем же номером).

В составе ГУРТ имелись не только стационарные предприятия и ремонтные базы. 15 апреля ГКО в распоряжении 3188 указало ГУРТ сформировать 25 подвижных ремонтных баз и направить их в места прошедших боев.

Наладить скорейший ремонт танков было настолько важно, что ГКО 22 февраля 1943 г. принял постановление № 2926сс, дававшее ГУРТ право первоочередной перевозки грузов. Это постановление даже разрешало использовать для нужд ГУРТ транспортную авиацию.

Первоначально ГУРТ возглавил первый заместитель наркома танковой промышленности А. А. Горегляд. Тем самым ГУРТ пытались создать благоприятные условия для деятельности, так как Горегляд пользовался большим влиянием, занимаясь материально-техническим снабжением НКТП. Он был одним из самых авторитетных и опытных руководителей танковой промышленности. Поэтому можно было надеяться, что заводы и ремонтные базы ГУРТ получат все необходимое для работы. Кроме того, как первый заместитель наркома, А. А. Горегляд мог премировать работников других заводов системы НКТП за выполнение плана поставок запчастей для ГУРТ, чем он как минимум один раз воспользовался, выделив деньги некоторым работникам Кировского завода, завода № 183 и другим. В конце 1943 г. начальником ГУРТ стал генерал-майор инженерно-танковой службы Ф. С. Белогорлов.

Возможно, ГБТУ полагало, что создание ГУРТ НКТП стало вторжением в сферу его компетенции, и в силу этого относилось к ГУРТ негативно. Во всяком случае, заместитель командующего бронетанковыми и механизированными войсками по политчасти Н. И. Бирюков записал в своем дневнике под заголовком «план работы на ноябрь 1943 г.» в качестве двадцать шестого пункта: «добиться ликвидации ГУРТа». Видимо, усилия ГБТУ не пропали даром, так как в 1944 г. ГУРТ был ликвидирован.

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
Ермолов А. Ю. Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 2009.
 
 
 

наверх