Танковый фронт

37-й отдельный дивизион бронепоездов

37-й отдельный Шепетовский дивизион бронепоездов

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Формирование дивизиона началось 10 декабря 1941 г. в Свердловске. Личный состав прибывал двумя партиями - с 10 по 18 декабря 1941 г. и с 15 по 20 февраля 1942 г. Обучение велось по программе ускоренной боевой подготовки бронепоездных частей Красной Армии.

23 февраля 1942 г. на Привокзальной площади Свердловска прошел митинг, посвященный передаче дивизиону матчасти - бронепоездов «Свердловский железнодорожник» и «Сталинский Урал». Через три дня 37-й одбп убыл в Москву, где пробыл на доформировании два месяца. За это время бепо «Свердловский железнодорожник» передали в состав 16-го одбп, а вместо него на укомплектование дивизиона прибыл бронепоезд № 16 8-го одбп. Бепо № 16 (типа БП-35), ставший в дивизионе № 1, был изготовлен на заводе «Красный Профинтерн» в 1940 г. (бронепаровоз Ов № 3787, бронеплощадки ПЛ-37). Бепо № 2 «Сталинский Урал» строился на станции Нижний Тагил, и состоял из бронепаровоза Оп № 7595 и четырех бронеплошадок типа ОБ-3, (броня не каленая, вооружение каждой 75-мм французская пушка образца 1897 г., 2 пулемета Браунинг и 3 ДТ).

По директиве № 733712 заместителя наркома обороны генерал-лейтенанта Федоренко от 26 апреля 1942 г. 37-й дивизион убыл в распоряжение 13-й армии Брянского фронта и 28 апреля сосредоточился на станции Елец. Пунктом дислокации бронепоездов был назначен участок Ливны - Верховье. С 8 мая 1942 г. 37-й одбп передали в состав 48-й армии Брянского фронта, при этом его дислокация не изменилась. На этом участке дивизион находился до 6 марта 1943 г. Задачей бронепоездов было прикрытие от атак с воздуха станций Пажень, Казаки, Лопатино, Измадково, Красная Заря, Хомутово, Верховье, а также поддержка артогнем частей 211-й стрелковой дивизии на участке Верховье - Ливны.

Из-за того, что железнодорожное полотно было разрушено, бепо не могли подойти к переднему краю, и вели огонь с закрытых позиций. Наиболее активно бронепоезда дивизиона действовали 13 - 17 мая, 10 - 17 июня и 17 - 22 сентября 1942 г. В этот период бепо поддерживали пехоту 211-й дивизии в ходе частных операций у разъезда Дишня и деревни Сутолка, уничтожив 5 артиллерийских и минометных батарей, 18 пулеметных точек, 26 блиндажей и ДЗОТ, рассеяв и уничтожив до полка пехоты.

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 1 - № 649, а № 2 - № 654.

6 марта 1943 г. 37-й одбп вошел в состав 3-й армии Брянского фронта с дислокацией на станциях Пажень и Казаки, а 1 апреля 1943 г. его передали 48-й армии того же фронта.

20 августа 1943 г. 37-й одбп включили в 60-ю армию, в составе которой он занимался охраной участка Льгов - Киев, участвовал в оборонительных боях в районе Малина, поддерживая 226-ю стрелковую дивизию.

К 9 декабря 1943 г. 37-й одбп вышел на участок Ирша - Тетерев. Здесь дивизион установил связь с 316-й, 322-й стрелковыми дивизиями и 6-й мотострелковой бригадой 60-й армии. В период 12 - 14 декабря 1943 г. бронепоезда поддерживали эти части в наступлении на Искра, Федоровка и Ворсовка, причем благодаря огню бронепоездов 1087-й стрелковый полк 322-й стрелковой дивизии продвинулся на 6 километров. По неполным данным, за это время бепо рассеяли и частично повредили группу до 80 автомашин, 25 танков и до трех батальонов пехоты.

После этих боев 37-й дивизион прибыл в Киев, где в январе 1944 г. провели осмотр матчасти и промывку котлов бронепаровозов. Видимо здесь же французские пушки бепо № 654 заменили на 76-мм орудия ЗИС-3.

В конце месяца бронепоезда, совершив 300-километровый марш Тетерев – Коростень – Житомир - Бердичев, поступили в распоряжение 18-го стрелкового корпуса и сосредоточились в районе Шепетовки.

В связи с наступившей распутицей, артиллерия отставала от пехоты и не могла поддерживать части корпуса. Поэтому для поддержки пехоты на участке станция Полонное - Шепетовка создали группу бронепоездов - 37 и 49-го одбп - под командованием командира 37-го дивизиона подполковника Зайченко. При этом бепо 37-го дивизиона получили задачу отбить возможные контратаки противника в районе господствующей высоты 311,1.

6 февраля 1944 г. огнем бронепоездов была отбита немецкая атака — до батальона пехоты - юго-западнее Бол. Медведовки. Еще одна атака была отбита 9 февраля, при этом бронепоезда уничтожили 2 станковых пулемета, 3 блиндажа, орудие, минометную батарею и до роты пехоты.

Наиболее напряженным стало 10 февраля. В этот день бепо № 649 поддерживал наступление частей 18-го стрелкового корпуса, а бепо № 654 отбивал немецкие контратаки в районе высоты 311,1 (всего до 10 контратак). В результате, при активной поддержке бронепоездов 10 февраля 1944 г. части 18-го стрелкового корпуса овладели городом и станцией Шепетовка и высотой 311,1. За это приказом Ставки ВГК № 033 от 17 февраля 1944 г. 37-му дивизиону бронепоездов присвоили почетное наименование «Шепетовский».

20 апреля 1944 г. дивизион вывели в резерв 1-го Украинского фронта на участок Славута - Здолбуново. Находясь в резерве личный состав дивизиона участвовал в боевых операциях против подразделений Украинской повстанческой армии (УПА). Например. 12 мая команда бронепоездов «оказывала помощь партизаним соединения Каменец-Подольской области полковника Адуха в бою с бандеровцами (200 человек), в бою было убито свыше 30 человек, 20 взято в плен».

8 декабря 1944 г. по распоряжению командования БТиМВ Красной Армии № 00109 от 05.12.1944 37-й одбп убыл по маршруту Львов - Ходров - Стрый в распоряжение 4-го Украинского фронта. 20 декабря дивизион прибыл в Стрый, а 3 января 1945 г. получил приказание о переброске в Самбор. На основании распоряжения Генерального Штаба № 102686 от 15.03.1945 г. 37-й дивизион выводился в резерв Ставки ВГК и передислоцировался в Москву с дислокацией на станции Павелецкая-Товарная.

За весь период боевых действий бронепоезда 37-го одбп 118 раз вели огонь по немецким самолетам, сбив 10 машин: 5 Юнкерс-88 (например, у станции Тетерев 10 декабря 1943 г. огнем бепо № 649 сбит Ю-88 № 410305, упавший в 700 - 800 м от бронепоезда, при этом 3 летчика погибли и 1 взят в плен), 3 Хейнкель-111, Дорнье-215 и Фоке-Вульф-189.

Летом 1945 г. 37-й одбп перешел на станцию Красный Бор Западной железной дороги. Здесь на основании директивы Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР № 246688 от 06.05.1946 г. в период с 20 мая по 8 августа 1946 г. дивизион расформировали. Матчасть передали 8-му Ясловскому дивизиону бронепоездов.

III. Боевой и численный состав дивизиона

Сформирован в составе:

  • Бронепоезд № 1, был изготовлен на заводе «Красный Профинтерн» в 1940 г. (бронепаровоз Ов № 3787, бронеплощадки ПЛ-37).
  • Бепо № 2 «Сталинский Урал» строился на станции Нижний Тагил, и состоял из бронепаровоза Оп № 7595 и четырех бронеплошадок типа ОБ-3, (броня не каленая, вооружение каждой 75-мм французская пушка образца 1897 г., 2 пулемета Браунинг и 3 ДТ).

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоезда получили новые номера:

  • № 649 «» (бывший № 1)
  • № 654 «Сталинский Урал» (бывший № 2)

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

Дивизион имел следующие награды и почетные наименования

Награда № приказа (указа) и дата Краткое описание боевых заслуг
Шепетовский Приказ ВГК № 033 от 17.02.1944 За отличие в боях с немецкими захватчиками за освобождение города Шепетовка

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх