Танковый фронт

16-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Сформирован по директиве ГАБТУ КА № 733351сс от 01.03.1942 г. в Москве. Основой послужил 53-й отдельный бронепоезд под командованием капитана А. Д. Джахиева, сформированный в начале войны на основе кадра второй очереди при 7-м дивизионе. Этот бепо действовал на Западном фронте осенью 1941 г.

В состав 16-го отд. дивизиона бронепоездов вошли бепо № 1 (бронепаровоз типа ПР-35 Ов № 6038, забронирован рембазой № 6 в 1938 г., дополнительно экранирован котел, будка и командирская рубка 13 мм бронелистамн с воздушным зазором 40 - 60 мм, вооружен спаренной установкой пулеметов Максима, бронеплощадки № 495, 496 типа ПЛ-35 с толщиной брони бортов и башен 15 мм (на каждой 2 76-мм пушки образца 1902 г. и 6 пулеметов Максима), борта бронешющадок экранированы: № 495 -20 мм броней с 25 мм воздушным зазором, № 496 - 15 мм броней с 60 мм воздушным зазором, бронеплощадка ПВО завода «Стальмост» с двумя пулеметами ДШК), и бепо № 2 «Свердловский железнодорожник» типа ОБ-3, (бронепаровоз Ов № 5910 забронирован в депо Свердловск в феврале 1942 г., броня не каленая, 30 мм, будка машиниста 40 мм, командирская рубка 45 мм, бронеплощадки № 895, 896, 897, 898 броня не каленая, борта и башни 15+15 мм с воздушным зазором 80 и 60 мм соответственно, крыша и движение 15 мм, каждая вооружена 75-мм французской пушкой образна 1897 г., двумя пулеметами Браунинг и тремя ДТ, построены в феврале 1942 г. в депо Свердловск (№ 896, 897) и депо станции Смычка (№ 895, 898), бронеплощадка ПВО завода «Стальмост» с двумя пулеметами ДШК).

В мае 1942 г. 16-й одбп убыл в распоряжение командования Северо-Кавказского ВО, где получил задачу — прикрыть участки Староминская, Аяександровка, Ейск от атак с воздуха.

Согласно директивы штаба СКВО № 00289/оп от 12.06.1942 г. 16-й дивизион передали в распоряжение командира 17-го Кубанского казачьего кавкорпуса генерал-лейтенанта Н. Кириченко. 4 августа кавалеристы с берега реки Сосыка начали отход на юг, на новый рубеж обороны. Бронепоезд № I получил приказ отойти вслед за бепо № 2 со Староминской на Каневскую. При подходе к станции Албаши, примерно в 14.00 бепо № 1 был атакован девятью немецкими самолетами. Несмотря на заградительный огонь, одна из бомб попала в первую бронеплощадку, которая загорелась и на ней начали рваться снаряды. Вскоре были выведены из строя платформа ПВО, спарка Максимов и две контрольных платформы. Командир бронепоезда ст. лейтенант Смирнов приказал отцепить поврежденные единицы, и отправил бронепаровоз со второй бронеплощадкой и двумя контрольными платформами (на одной был установлен пулемет ДШК) под командованием своего заместителя лейтенанта Живова следовать на станцию Каневская. Сам Смирнов с военкомом бепо политруком Тудвасевым, личным составом первой бронеплощадки и частью автоматчиков (бепо была придана десантная рота) остался у горевшей матчасти для спасения вооружения, эвакуации раненых и похорон убитых.

Примерно в 17.00, при следовании бепо через разъезд Деревянковский, его вновь атаковали немецкие самолеты. В результате прямым попаданием бомб была разбита вторая бронеплощадка, у паровоза оказалась пробита топка, оторвана дымовая труба, разбит левый инжектор и правый цилиндр. Также получила повреждения и сгорела контрольная платформа со шпалами.

Всего по донесению командира бепо № 1 ст. лейтенанта Смирнова в ходе боя было убито и сгорело 13 человек, ранено 22, пропало без вести 6. При стрельбе по немецким самолетам было израсходовано 800 патронов к ДШК, 2060 патронов к пулемету Максим и 60 76-мм шрапнелей.

Бронепаровоз и платформу с ДШК силами железнодорожников удалось эвакуировать. Зенитную платформу передали бепо № 2, а паровоз направили для ремонта на станцию Линейная. Здесь его пришлось оставить из-за того, что железная дорога оказалась перерезана немцами.

8 августа 16-й одбп (в составе бепо № 2) передачи в состав 56-й армии Северо-Кавказского фронта. Здесь бронепоезд взаимодействовал с 30-й стрелковой дивизией в районе Краснодара, а затем до 15 августа поддерживал 76-ю морскую стрелковую бригаду на реке Кубань, За этот период огнем бепо было разбито три немецких переправы, уничтожена минометная батарея, сбит самолет Ю-87.

16 августа «Свердловский железнодорожник» вошел в состав 47-й армии, с которой отходил до станции Северская, оказывая поддержку стрелковым частям. В тот же день при налете немецкой авиации оказалась разбита одна бронеплощадка.

6 сентября примерно в 19.00 командование 16-го дивизиона получило сведения о том, что Новороссийск занят немцами. К этому времени бронепоезд находился у цементного завода, имея всего 85 снарядов и возможность вести огонь на дальность до 1,5 км. Было получено 150 снарядов полковых пушек, но попытки стрельбы ими из 75-мм французских орудий не увенчались успехом. В 20.00 немцы открыли по бепо сильный артиллерийский и минометный огонь, в результате чего был выведен из строя бронепаровоз. Командир дивизиона капитан Чечельницкий приказал снять пригодное вооружение, а состав взорвать, что и было сделано.

Впоследствии личный состав управления 16-го дивизиона и бепо № 1 вывели для переформирования в район Красной Поляны, а команду бепо № 2 использовали для укомплектования одного из отдельных бронепоездов, действовавших в составе 56-й армии.

III. Боевой и численный состав дивизиона

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх