Танковый фронт

8-й отдельный дивизион бронепоездов

8-й отдельный Ясловский дивизион бронепоездов

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Сформирован 11 февраля 1932 г. в Полоцке взамен убывшего на Дальний Восток 2-го дивизиона. Формирование вел командир дивизиона Александров (командовал до 1934 г.), матчасть поступила с завода «Красный Профинтерн».

В сентябре 1938 г. дивизион выдвигался к латвийской границе в район Арисса - Бигосово, а в октябре вернулся в Полоцк.

17 сентября 1939 г. дивизион под командованием майора Карасик (бепо № 16 ст. лейтенанта Кобанчук и № 21 ст. лейтенанта Хлюпина) выдвинулись к польской границе. В 5.00 командир дивизиона с командиром взвода управления дивизиона мл. лейтенантом Сысоевым и тремя красноармейцами на дрезине ДТР перешли границу, заняли станцию Загатье, где арестовали железнодорожную администрацию и польский гарнизон. Через 10 минут пехота Красной Армии двинулась вперед. Поляки пытались задержать продвижение, но огнем бронепоездов сопротивление было подавлено. По окончании боевых действий дивизион вновь сосредоточился в Полоцке.

Во время советско-финляндской войны бронепоезда № 16 и 21 из состава 8-го дивизиона с 25 января 1940 г. участвовали в боях на Карельском перешейке, закончив боевые действия на станции Райоки. Отсюда 7 мая 1940 г. дивизион убыл к месту новой дислокации - город Туапсе.

После начала Великой Отечественной войны 8-й одбп перешел на штат военного времени, и в составе легких бепо № 16, 45 и тяжелого № 21 убыл на охрану участка Туапсе-Адлер. В июле бронепоезд № 16 под командованием капитана Коржевского убыл на Юго-Западный фронт, где впоследствии послужил основой для формирования нового дивизиона.

9 сентября 1941 г. 8-й дивизион в составе только одного бепо № 45 (командир мл. лейтенант Алекин) прибыл на Южный фронт в район станций Мариево - Кошлнно. Здесь в состав дивизиона вошли легкие бронепоезда № 14 (сформирован Военным Советом СКВО и Ростовским облисполкомом для защиты Ростова, постройка велась в Таганроге в августе, состав: бронепаровоз Ов с двумя пулеметами ДА-2 на зенитном станке и две бронеплощадки, на каждой стояло по 2 120-мм миномета и 5 пулеметов Максима) и 59-го полка войск НКВД охраны железных дорог (в документах именуется № 59). Тяжелый бепо № 21 остался в Адлере для охраны побережья.

14 октября немецкая авиация разбила бепо № 14, а 22 октября были окружены бепо № 45 и 59, прикрывавшие отход наших частей на участке Марцево - Бесергеновка. Бронепоезда продолжали вести огонь, пока артиллерия противника не подожгла нефтяной бак бронепаровоза и разбила 2 орудия бепо № 45, и уничтожила бепо № 59. Команды оставили составы и отошли к Таганрогу. Тяжелый бронепоезд № 21, прибывший из Адлера, 23 ноября 1941 г. передали в состав 7-го одбп.

Потерявший матчасть и до 50 % людей, 8-й дивизион отправили в Тихорецк, где совместно с рабочими паровозоремонтного завода имени Воровского и «Красный молот» его личный состав участвовал в окончании строительства бронепоезда «Железнодорожник». Укомплектованный главным образом командой с бепо № 45, этот состав под командованием капитана Рудова совместно с бронепоездами 7-го дивизиона 18 - 22 ноября вел бой в районе разъезда Западный с танками и пехотой противника. Получив повреждения паровоза и трех орудий. «Железнодорожник» был отправлен в Тихорецк для ремонта.

В декабре 1941 г. в 8-й дивизион прибыла команда бепо № 18, которая вместе с другим личным составом участвовала в восстановлении «Железнодорожника» и окончании строительства бепо «Николай Щорс» в Тихорецке.

После передачи в состав 7-го дивизиона бепо «Железнодорожник» и «Николай Щорс», личный состав 8-го одбп приступил к строительству новой матчасти. Для восстановления бепо № 45 использован и одну разбитую легкую бронеплощадку и разбитый бронепаровоз Ов № 7298, для бепо № 18 использовали две бронеплощадки, начатые изготовлением в Таганроге, а бепо № 21 сооружался заново.

В начале марта 1942 г. бепо № 18, 21 и № 45 были готовы, но последний, из-за отсутствия вооружения, имел только два 76-мм орудия образна 1902 г. вместо четырех. К этому же времени из состава 7-го одбп в 8-й дивизион передали бепо «Николай Щорс».

4 апреля 1942 г., выделив из своего состава бронепоезда № 18 и «Николай Щорс» в новый 19-й дивизион, 8-й одбп в составе двух легких бепо № 1 (бывший № 45) и № 2 (бывший № 21) выдвинулся на участок Батайск - Зимовники, войдя в оперативное подчинение 51-й армии.

29 июля 1942 г. в результате налета немецкой авиации бронепоезд № 1 (командир лейтенант Ткаченко) был выведен из строя (повреждены два орудия и заклинены башни) и убыл на ремонт в Тихорецк.

Бепо № 2 (командир лейтенант Клеменко), будучи отрезанным от 51-й армии противником, прорвавшимся в район Зимники - Пролетарская, попал под артобстрел и отошел за Маныч.

30 июля 1942 г. бепо отошел на Тихорецк, а оттуда на станцию Белая Глина с задачей поддержать 14-й танковый корпус ген.-майора Радкевича. 1 августа, отразив атаку немецких танков и подбив несколько из них, бронепоезд № 2 подвергся атаке немецких самолетов, в результате чего прямыми попаданиями бомб были разбиты тендер бронепаровоза. первая бронеплощадка, пробит паровой котел и загорелась вторая бронеплощадка. Команда, потеряв до 50 % убитыми и ранеными, отошла в пешем строю.

Бронепоезд № 1, не имея возможности восстановить матчасть (предприятия Тихорецка были уже эвакуированы), вместе с базой дивизиона отошел, подобрав по дороге часть команды бепо № 2, сначала на станцию Невинномысская, а затем в Тбилиси.

Здесь на паровозовагоноремонтном заводе имени Сталина был отремонтирован бепо № 1 и построена новая матчасть бепо № 2 - две двухбашенных бронеплощадки и платформа ПВО (76-мм пушка Лендера и два ДШК). 16 декабря 1942 г. 8-й дивизион убыл в распоряжение 9-й армии Северной группы Закавказского фронта на участок Долохово - Бислан - Орджоникидзе.

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 1 - № 680 (бронепаровоз Ов № 7298, бронеплощадки № 719, 720, площадка ПВО № 724), а № 2 - № 744.

С января по март 1943 г. 8-й дивизион находился на станциях Грозный и Хасав-Юрт, с 5 марта — в составе 58-й армии на участке Тимашевская, Приморско-Ахтырская, затем с 11 ноября 1943 г. по 28 июня 1944 г. - в Ростове, в резерве Ставки ВГК. Кроме того, в октябре - декабре 1943 г. бепо № 744 прошел перевооружение на Мичуринском ПРЗ (орудия образца 1902/30 гг. заменены на Ф-34).

29 июня 1944 г. 8-й дивизион бронепоездов убыл в распоряжение 38-й армии 1-го Украинского фронта на станцию Проскуров, а 15 - 17 июля поддерживал огнем части 52-го стрелкового корпуса во время прорыва немецкой обороны у Езерны. В этих боях бронепоезда подавили артиллерийскую и три минометных батареи, уничтожили два шестиствольных миномета, отразили две атаки противника и в семи населенных пунктах рассеяли немецкую пехоту.

К 20 июля 8-й дивизион передислоцировался на станцию Острув, где прикрывал железную дорогу от атак с воздуха и занимался восстановлением полотна.

22 августа убыл в район Львов - Рава-Русская с задачей борьбы с бандами, а 19 сентября выведен в резерв фронта. 31 декабря 8-й одбп вошел в состав 38-й армии 4-го Украинского фронта и 16 января 1945 г. в составе дивизионной артгруппы поддерживал свою пехоту при прорыве немецкой обороны в районе города Ясло, за что приказом Ставки ВГК № 018 от 19.02.1945 г. дивизиону присвоено наименование «Ясловский».

6 февраля дивизион перебросили на станцию Санок, откуда 21 марта 1945 г. убыл в резерв Ставки ВГК, сначала на станцию Нара, затем в Москву, а 26 ноября 1945 г. - в Брянск. Весной 1945 г. бепо № 744 получил новую матчасть (типа БП-43).

8 сентября 1947 г. на основании директивы Генерального Штаба Вооруженных Сил 8-й отдельный дивизион бронепоездов убыл из Брянска в Белгород. В связи с получением новой и сдачей старой матчасти в нумерации бронепоездов произошли изменения: с 26 июня 1948 г. бепо № 744 стал именоваться № 620, а № 620 - № 850.

С 25 июня 1949 г., на основании приказа Министра Обороны СССР № 0039 от 18.05.1949 г. и директив Генерального Штаба Вооруженных сил № орг/1/1201/95 от 18.05.1949 г. и № орг/1/11/1991 от 15.06.1949 г., дивизион вошел в состав войск Воронежского ВО.

С 10 июля по 1 декабря 1947 г. бронепоезд № 744 (типа БП-43) приданный командиру 18-й отд. стрелковой бригады Северо-Кавказского ВО, участвовал в съемке кинокартины «Сталинградская битва». В соответствии с директивой Генерального Штаба № 647369 от 26.07.1951 г., с августа по 18 сентября бепо № 620 (типа БП-43, командир майор П.В. Фромешкин) в составе войск Ленинградского ВО участвовал в съемках кино «Незабываемый 1919 год».

На основании директивы Генерального Штаба № орг/1/572499 от 14.08.1953 г. 8-й отд. дивизион бронепоездов был расформирован. Личный состав обращен на укомплектование частей Воронежского округа, матчасть сдана на склад № 2707 в Брянске (бепо № 620, 850, 668, 646), а бепо № 702 разбронирован.

III. Боевой и численный состав дивизиона

После начала Великой Отечественной войны 8-й одбп перешел на штат военного времени, и в составе легких бепо № 16, 45 и тяжелого № 21 убыл на охрану участка Туапсе-Адлер. В июле бронепоезд № 16 под командованием капитана Коржевского убыл на Юго-Западный фронт, где впоследствии послужил основой для формирования нового дивизиона.

9 сентября 1941 г. 8-й дивизион в составе только одного бепо № 45 (командир мл. лейтенант Алекин) прибыл на Южный фронт в район станций Мариево - Кошлнно. Здесь в состав дивизиона вошли легкие бронепоезда № 14 (сформирован Военным Советом СКВО и Ростовским облисполкомом для защиты Ростова, постройка велась в Таганроге в августе, состав: бронепаровоз Ов с двумя пулеметами ДА-2 на зенитном станке и две бронеплощадки, на каждой стояло по два 120-мм миномета и пять пулеметов Максима) и 59-го полка войск НКВД охраны железных дорог (в документах именуется № 59). Тяжелый бепо № 21 остался в Адлере для охраны побережья.

4 апреля 1942 г., выделив из своего состава бронепоезда № 18 и «Николай Щорс» в новый 19-й дивизион, 8-й одбп в составе двух легких бепо № 1 (бывший № 45) и № 2 (бывший № 21) выдвинулся на участок Батайск - Зимовники, войдя в оперативное подчинение 51-й армии.

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 года бронепоезда получили новые номера: № 1 - № 680 (бронепаровоз Ов № 7298, бронеплощадки № 719, 720, площадка ПВО № 724), а № 2 - № 744.

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

Дивизион имел следующие награды и почетные наименования

Награда № приказа (указа) и дата Краткое описание боевых заслуг
Ясловский Приказ ВГК № 018 от 19.02.1945 За отличие в боях при прорыве обороны немцев и овладении городами Ясло и Горлице

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх