Танковый фронт

31-й особый Горьковский дивизион бронепоездов

31-й особый Горьковско-Варшавский ордена Александра Невского дивизион бронепоездов

ордена Александра Невского
 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Решение о строительстве «двух мощных бронепоездов», предназначенных для защиты Москвы, было принято на пленуме Горьковского обкома ВКП (б) 24 октября 1941 г., еще до появления директивы НКО № 22сс о массовом строительстве бепо. Для контроля за строительством и решения всех возникающих вопросов, при Горьковском обкоме создали специальную группу под руководством И. А. Слепова. Пунктами строительства бронепоездов были выбраны депо станций Муром и Горький.

А так как у железнодорожников не имелось ни опыта подобного строительства, ни чертежей, то обком обратился за помощью к военным — руководству рембазы № 6, эвакуированной из Брянска и размешенной в городе Богородск Горьковской области (напомним, что коллектив рембазы № 6 (ранее мастерские военсклада № 60) занимался проектированием бронепоездной техники с 1930 г).

По согласованию с ГАБТУ КА рембаза передала горьковским железнодорожникам чертежи бронеплощадки ПЛ-42, разработанной с учетом опыта изготовления особого бронепоезда № 1 «За Сталина», и бронепаровоза. Кроме того, для помощи в строительстве в Горький и Муром выехали две бригады опытных работников рембазы № 6. Бепо, сооружавшийся в Муроме и названный «Илья Муромец», был готов 8 февраля 1942 г., а горьковский бепо - «Козьма Минин» - 21 февраля. 21 февраля 1942 г. приказом НКО № 0128 оба состава сводились в 31-й особый Горьковский дивизион бронепоездов (бепо № 1 «Козьма Минин», бепо № 2 «Илья Муромец», термин «особый» обозначал, что на вооружении бепо имелись реактивные минометы («катюши»), а «Горьковский» подчеркивал, что дивизион формировался по инициативе трудящихся Горьковской области и комплектовался добровольцами-железнодорожниками).

По конструкции бронепоезда № 1 и 2 были аналогичны - они состояли из бронепаровоза (Ок № 139 и Ов № 4635 соответственно, броня закаленная, на Ок 30 - 45 мм, на Ов 30 мм) двух артиллерийских бронеплощадок (№ 847, 848 и № 873, 874 соответственно, броня закаленная 45 мм, вооружение каждой две 76-мм пушки Ф-34 в башнях танков Т-34 и 6 пулеметов ДТ) и двух площадок ПВО (соответственно № 849, 850, на каждой 2 25-мм зенитки и 2 реактивных установки М-8-24 и № 891, 892 на каждой 2 76-мм зенитки Лендера и 2 реактивных установки М-8-24).

6 марта 1942 г. 31-й особый дивизион прибыл в Москву, где доукомплектовался необходимой техникой и вооружением. 26 апреля на основании предписания начальника АБТУ КА № 0073370 31-й одбп убыл в распоряжение 3-й армии Брянского фронта. Сначала бронепоезда выполняли задачи по прикрытию железнодорожных объектов от атак с воздуха, при этом 5 мая 1942 г. их огнем был сбит бомбардировщик Юнкерс-88.

10 июня 1942 г. бепо поддерживали огнем действия 283-й стрелковой дивизии, уничтожив при этом 6 огневых точек и подавив огонь минометной батареи. Благодаря действию бепо дивизия выполнила поставленную задачу, заняв высоту 208,0.

В дальнейшем вплоть до февраля 1943 г. 31-й дивизион находился на прежнем участке, и привлекался к ведению огня по немецкой обороне с закрытых позиций.

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 1 «Козьма Минин» - № 659, а № 2 «Илья Муромец» - № 702.

В период с 12 по 25 февраля 1943 г. 31-й особый дивизион бронепоездов поддерживал наступление частей 242-й, 12-й гв. стрелковых дивизий, 5-й отд. лыжной бригады и 116-й отд. морской стрелковой бригады южнее Волхова на Мценск. Бронепоезда действовали на участке с минимальным количеством наших частей, отвлекая на себя огонь немецкой артиллерии. В свою очередь, бепо вели сосредоточенный огонь по станции Мценск, препятствуя переброске немецких частей из района Мценска под Волхов, тем самым способствуя прорыву немецкой обороны. За этот период бронепоездами уничтожено 11 огневых точек, минометная батарея, 2 эшелона противника, подавлен огонь двух артиллерийских батарей.

21 апреля 1943 г. 31-й одбп передали в состав 61-й армии Брянского фронта с задачей прикрытия от атак с воздуха участка Белев - Слаговиши. Здесь бронепоезда находились до конца августа, сбив за этот период 6 немецких самолетов.

25 августа 1943 г. 31-й дивизион передали в состав 11-й гв. армии, и с конца сентября он дислоцировался в Брянске.

21 января 1944 г. 31-й одбп прибыл на участок Жлобин - Салтановка в состав 3-й армии. 23 - 25 февраля бронепоезда дивизиона участвовали в ликвидации немецкого плацдарма на левом берегу Днепра в районе Жлобина.

В апреле 1944 г. 31-й одбп вышел из состава 3-й армии 1-го Белорусского фронта и к 29 апреля прибыл в район Ковеля, где вошел в состав 47-й армии 1-го Белорусского фронта. В период 6 - 8 июля 1944 г. бронепоезда 31-го одбп приняли активное участие в боях по взятию Ковеля.

12 августа 1944 г. по приказу Военного Совета 47-й армии дивизион передислоцировался на участок Минск – Мазовецкий - Прага (пригород Варшавы). Здесь с 22 августа по 1 сентября личный состав дивизиона занимался восстановлением пути к переднему краю. Кроме того, бепо каждую ночь совершали по 2 - 3 обстрела из пулеметов (с дистанции 150 - 200 м) немецких позиций. Это делалось с целью отвлечения внимания противника от готовящегося наступления на главном направлении.

С 12 по 15 сентября 1944 г. 31-й одбп во взаимодействии с 77-м стрелковым корпусом участвовал в штурме и взятии Праги. За этот период бронепоезда совершили 41 артиллерийский налет, уничтожив при этом 12 артиллерийских и минометных батарей, 21 пулемет, 6 отдельных орудий, до 600 солдат и офицеров противника.

10 - 23 октября 1944 г. бепо «Козьма Минин» и «Илья Муромец» поддерживали наступление 234-й стрелковой дивизии 35-го стрелкового корпуса севернее Варшавы, разбив и уничтожив 5 артиллерийских и минометных батарей, 23 пулеметных точки, до 400 солдат.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.10.1944 г. 31-й особый дивизион бронепоездов за участие в боях по взятию Праги был награжден орденом Александра Невского.

С 15 по 17 января 1945 г. 31-й одбп поддерживал части 77-го стрелкового корпуса 47-й армии при форсировании Вислы и взятии Варшавы. За это приказом Ставки ВГК № 010 от 19.02.1945 г. 31-му дивизиону присвоено почетное наименование «Варшавский».

20 марта 1945 г. приказом командующего бронетанковыми и механизированными войсками 1-го Белорусского фронта 31-й одбп передислоцировался в район Франкфурт-на-Одере, где с 27 марта по 9 мая бронепоезда занимались охраной тыла фронта.

20 августа 1945 г. дивизион передислоцировали на станцию Барановичи, где он вошел в состав Барановичского ВО. Здесь на основании директивы Генерального Штаба № орг/1/106 от 06.05.1946 г. 31-й особый дивизион бронепоездов расформировали к 15 июля 1946 г.

III. Боевой и численный состав дивизиона

Сформирован в составе:

  • бепо № 1 «Козьма Минин»
  • бепо № 2 «Илья Муромец»

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоезда получили новые номера:

  • № 659 «Козьма Минин» (бывший № 1)
  • № 702 «Илья Муромец» (бывший № 2)

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

Дивизион имел следующие награды и почетные наименования

Награда № приказа (указа) и дата Краткое описание боевых заслуг
Варшавский Приказ ВГК № 010 от 19.02.1945 За отличие в боях за овладение городом Варшава
Варшавский Указ Президиума ВС СССР от 31.10.1944 За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение крепостью Прага и проявленные при этом доблесть и мужество

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
Потехин А. С. 31-й Особый. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1978. — 192 с.
 
 
 

наверх