Танковый фронт

12-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Дивизион «скрытого» формирования, развернут на базе 1-го запасного полка бронепоездов в Брянске с 23 по 27 июня 1941 г. в составе легких бронепоездов № 47, 48 (бронеплощадки типа военсклада № 60 или ПЛ-35) и тяжелый № 49 (бронеплошадки ПТ-33). 29 июня дивизион прибыл в Смоленск, затем был переброшен в Оршу, откуда убыл в Борисов.

1 июля 1941 г. в районе станций Жодино - Смолевичи (под Борисовым) бронепоезд № 47 вступил в бой с немецкими танками, подбив несколько машин. Шедший за ним бепо № 48 попал под обстрел, при этом первые же снаряды вывели из строя бронепаровоз. В результате, бепо № 48 вышел из боя, а затем убыл в Брянск на ремонт. 7 июля сюда же прибыл бронепоезд № 49, орудия которого вышли из строя после 6 - 7 выстрелов.

Отходивший с боем бронепоезд № 47 на том же месте, где был подбит № 48, также попал под обстрел. Первый же снаряд пробил котел бронепаровоза и состав встал. Несмотря на ответный огонь бронепоезда, вырваться из огневого мешка не удалось - поезд расстреливался с трех сторон, вскоре загорелась одна из бронеплощадок, на которой стали рваться снаряды. Команда покинула состав.

2 августа вышедшие из ремонта бронепоезда № 48 и 49 направили на участки Жуковка - Липовская и Брянск-Жуковка. 4 августа бепо № 49 получил задачу прикрыть восстановление пути на участке Липовская - Рославль для помощи отрезанному бепо № 40 4-го дивизиона. Однако немецкие самолеты не позволили это сделать, и на перегоне Липовская - Пригорье в результате взрыва бомб бепо № 49 сошел с рельс. Попытки поднять состав успехом не увенчались, и 5 августа команда его оставила.

Бронепоезд № 48 12-го дивизиона с 13 по 16 августа вел бои в районе Белынковичи совместно с 45-м стрелковым корпусом. Прикрывая отход наших частей, 17 августа бронепоезд оказался отрезанным. По решению командира в 20.00 он был оставлен командой, подожжен и пущен на взорванный мост через реку Ипуть у станции Сураж.

Личный состав 12-го одбп направили в распоряжение 1-го запасного полка бронепоездов, где он находился до 20 октября 1941 г. С 21 октября дивизион переформировали на новый штат № 016/104 и переименовали в 21-й отд. дивизион бронепоездов.

Вновь 12-й одбп сформировали по директиве ГАБТУ КА № 00163сс от 14.03.1942 г. в Москве. Формирование завершилось в апреле, после получения матчасти бронепоездов № 1 и № 2. Бепо № 1 «Народный мститель» состоял из бронепаровоза Ов № 7052, забронированного Ярославским ПРЗ в апреле 1942 года не каленой броней толщиной 30 мм, командирская рубка 40 мм, и вооруженного пулеметом ДШК, двух бронеплощадок № 183 и 184 типа военсклада № 60 изготовления 1932 года, и платформы ПВО завода «Стальмост» с 25-мм пушкой и одним ДШК. Бепо № 2 «Сызранец» был построен в депо Сызрань в апреле 1942 года и включал бронепаровоз Ов № 5 (броня не каленая 30 мм, командирская рубка 40 мм, вооружение пулемет ДШК), четыре бронеплощадки типа ОБ-3 № 920, 921, 922, 923 (броня не каленая, борта и башни 20+10 мм с 80 мм воздушным зазором, движение 20+10 мм, вооружение каждой 75-мм польская пушка образца 1902/26 г., 4 пулемета Браунинг и один ДТ) и платформа ПВО № 209 завода «Стальмост» с 25-мм пушкой и пулеметом ДШК.

В мае 1942 г. 12-й дивизион убыл в состав Закавказского фронта с задачей охраны Черноморского побережья на участке Сочи - Туапсе. 8 октября 1942 г. 12-й одбп передали 18-й армии того же фронта, и уже на следующий день он вступил в бой на участке Пшиш - Гойтх.

В 7.30 10 октября 1942 г. бронепоезда 12-го дивизиона подверглись налету 30 немецких самолетов. Отстреливаясь, оба состава стали отходить на станцию Гойтх, достигнув которой бепо № 2 получил прямое попадание бомбы в контрольную платформу, что разрушило путь, и поезд встал. Тут же бомбы попали в платформу ПВО и бронепаровоз. Чтобы избежать потерь, командир приказал экипажу выйти и укрыться. Следовавший за бронепоездом № 2 бепо № 1 двигаться не мог и встал. В результате, после окончания бомбардировки выяснилось, что на составы было сброшено 39 бомб, которыми выведено из строя: два бронепаровоза, три бронеплощадки (двухбашенная и две однобашенных) и платформа ПВО. В отчете среди причин потерь отмечалось:

«12-й дивизион действовал в исключительно неблагоприятных условиях:

1. Тяжелый профиль пути не допускающий быстрого перехода на огневые позиции без толкача.

2. Абсолютное превосходство противника в воздухе».

Матчасть дивизиона эвакуировали в депо Гагры и Сочи, причем по докладу командира к «3 ноября будет восстановлен один бронепоезд в составе бронепаровоза, одной двух-башенной и одной однобашенной бронеплощадок».

Директивой заместителя командующего Закавказского фронта по автобронетанковым войскам генерал-майора Дементьева № 01575 от 21.10.1942 г. предписывалось восстановить матчасть 12-го дивизиона. По состоянию на 1 ноября ход работ был следующим:

«1. Ремонт трех бронеплощадок закончен, артиллерийское вооружение установлено, в ближайшие 2 - 3 дня будет испытано.

2. Управлением Ворошиловской железной дороги выделено два паровоза, у которых заменены системы нефтяного топлива на твердое. Паровозы обшиты каркасом для постановки брони».

По состоянию на 25 декабря 1942 г. были отремонтированы две однобашенных и двухбашенная бронеплощадки, а также заканчивалась постройка еще двух однобашенных площадок. Кроме того, к середине января 1943 г. предполагалось закончить бронировку двух паровозов.

Приказом ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г., бронепоезда 12-го дивизиона получили номера: № 1 - № 755 и № 2 - № 762.

Окончательное восстановление 12-го одбп затянулось почти до лета 1943 года. Все это время он занимался своей прежней задачей - охраной побережья Сочи - Туапсе. В 1944 году дивизион вошел в состав 3-го Белорусского, а затем 1-го Прибалтийского фронтов. При этом в сентябре 1944 г. составы получили новые бронепаровозы, так как изготовленные на Северном Кавказе имели железнодорожный габарит больше допустимого.

12-й дивизион закончил войну в Литве, был расформирован в [1946 году].

III. Боевой и численный состав дивизиона

Дивизион «скрытого» формирования, развернут на базе 1-го запасного полка бронепоездов в Брянске с 23 по 27 июня 1941 г. в составе легких бронепоездов № 47, 48 (бронеплощадки типа военсклада № 60 или ПЛ-35) и тяжелый № 49 (бронеплошадки ПТ-33). 29 июня дивизион прибыл в Смоленск, затем был переброшен в Оршу, откуда убыл в Борисов.

48 подбит ушел на ремонт в Брянск

47 уничтожен

С 21 октября дивизион переформировали на новый штат № 016/104 и переименовали в 21-й отд. дивизион бронепоездов.

Вновь 12-й одбп сформировали по директиве ГАБТУ КА № 00163сс от 14.03.1942 г. в Москве. Формирование завершилось в апреле, после получения матчасти бронепоездов № 1 и № 2. Бепо № 1 «Народный мститель» состоял из бронепаровоза Ов № 7052, забронированного Ярославским ПРЗ в апреле 1942 года не каленой броней толщиной 30 мм, командирская рубка 40 мм, и вооруженного пулеметом ДШК, двух бронеплощадок № 183 и 184 типа военсклада № 60 изготовления 1932 года, и платформы ПВО завода «Стальмост» с 25-мм пушкой и одним ДШК. Бепо № 2 «Сызранец» был построен в депо Сызрань в апреле 1942 года и включал бронепаровоз Ов № 5 (броня не каленая 30 мм, командирская рубка 40 мм, вооружение пулемет ДШК), четыре бронеплощадки типа ОБ-3 № 920, 921, 922, 923 (броня не каленая, борта и башни 20+10 мм с 80 мм воздушным зазором, движение 20+10 мм, вооружение каждой 75-мм польская пушка образца 1902/26 г., 4 пулемета Браунинг и один ДТ) и платформа ПВО № 209 завода «Стальмост» с 25-мм пушкой и пулеметом ДШК.

Приказом ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г., бронепоезда 12-го дивизиона получили номера:

  • Бепо № 755 «Народный мститель» (бывший № 1)
  • Бепо № 762 «Сызранец» (бывший № 2)

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх