Танковый фронт

21-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Сформирован с 21 по 25 октября 1941 г. в Москве на основе личного состава 12-го одбп и получил новое наименование - 21-й отд. дивизион бронепоездов. В его состав включили бепо № 1 (начал строиться на заводе имени Сталина в городе Сталино, закончен в депо Люблино, состав бронепаровоз Ов № 6947, две четырехосные бронеплощадки типа НКПС-42, броня не каленая, 30 - 45 мм, вооружение каждой две 76-мм зенитные пушки Лендера, 4 бортовых Максима и 2 башенных ДТ) под командованием лейтенанта Простакова, и бепо № 2 (бывший легкий № 15 из состава 1-го дивизиона, прошедший ремонт и дополнительную экранировку командирской рубки и будки паровоза вторым слоем брони с бетонной заливкой, площадки ПЛ-37, на одной вместо 76-мм пушки образна 1902/30 г. установлена 76-мм образна 1902 г.) ст. лейтенанта Коркина.

26 октября дивизион убыл на Западный фронт, где его включили в состав 16-й армии. До 14 ноября бронепоезда прикрывали станции Чисмено и Холшовики, отбив несколько воздушных налетов. 16 - 18 ноября бепо № 2 огнем поддерживал части группы Доватора и 1-ю гв. танковую бригаду в районе Шитьково, Допилкино, Собянки, Голубцово, Лысцево и Городище. 18 ноября дивизион подвергся налету 23 немецких бомбардировщиков. Благодаря интенсивному огню из зениток бепо № 1 прицельное бомбометание было затруднено, тем не менее бомбы разбили путь, повредили черный паровоз бепо № 2 (броневой был в ремонте) и одну бронеплощадку бепо № 1. В результате прорыва немецких частей площадку вывести не удалось, и 19 ноября ее пришлось взорвать.

После ремонта бронепоездов и получения новой бронеплощадки для бепо № 1 (получена из запасного полка) дивизион выдвинули для прикрытия участка Поварово - Подрезково, затем, с 4 декабря, бронепоезда стали регулярно выходить для обстрела немецких позиций в районе Олабушево, Андреевское, Жилино, Горетовка. Учитывая активные действия немецкой авиации, артналеты совершались ночью, по заранее разведанным и пристрелянным целям. В ходе начавшегося контрнаступления Красной Армии бронепоезда поддерживали огнем действия 8-й гв. стрелковой дивизии в районе Крюково, за что получили благодарность от начальника артиллерии дивизии.

Затем, до 23 февраля 1942 г. дивизион находился в Москве, в резерве Западного фронта, после чего был переброшен на станции Шаховская и Волоколамск, в состав 20-й армии. В период с 1 марта по 1 августа бронепоезда сделали 36 боевых выездов для поддержки артогнем частей 927-й, 251-й, 82-й стрелковых дивизий, 49-й стрелковой и 64-й мотострелковых бригад. За этот период дивизион уничтожил 13 опорных пунктов, 11 блиндажей, 5 пулеметных точек, 7 ДЗОТ, 10 минометов и батарею 105-мм орудий. В это же время бепо обстреливались артиллерией противника 7 раз,

3 августа 1942 г. приданный 251-й стрелковой дивизии 21-й одбп поддерживал огнем наши части в районе Княжьи Горы, всего выло выпущено 1100 76-мм снарядов. После этой операции бепо вывели в резерв 20-й армии на станцию Холшевики.

Следует сказать, что по предложению командира бепо № 1 майора Простакова летом 1942 г. провели уменьшение высоты башен броне площадок, что позволило уменьшить их массу. Как следствие, увеличилась скорость поворота башен, что было немаловажно в боевых условиях.

25 ноября 1942 г. 21-й дивизион передали 31-й армии, и через три дня он сосредоточился на станции Курково, приданный 371-й стрелковой дивизии. В ходе боев за Ржев с 2 января по 1 марта бронепоезда произвели 17 огневых налетов с закрытых позиций.

Согласно распоряжения ГБТУ № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоездам присвоили номера № 658 и 695 соответственно.

2 марта 1943 г. бепо поддерживали наступление 371-й дивизии в районе Дунево. На следующий день наши части ушли вперед за пределы досягаемости орудий бронепоездов, а так как железная дорога была разбита, то 21-й одбп вывели на станцию Холшевики, а 7 апреля передали 16-й армии с дислокацией на станции Вертное.

В это же время бепо № 658 убыл на перевооружение, в ходе которого на него установили 76-мм танковые пушки Ф-34. Бепо вернулся в состав дивизиона 26 мая 1943 г.

В апреле было получено две 25-мм автоматических зенитных пушки, установленных на контрольных площадках. Кроме того, на приобретение двух таких же орудий личный состав дивизиона собрал 50000 рублей в январе 1943 г. На имя И. Сталина командование части направило соответствующее письмо с просьбой о покупке пушек. В апреле дивизион получил телеграмму за подписью Сталина, в которой говорилось:

«Капитану Терновому (командир дивизиона, — Прим. автора). Передайте бойцам и командирам части бронепоездов, собравших 50 000 руб. на постройку зенитных пушек, мой боевой привет и благодарность Красной Армии. Желание личного состава будет исполнено».

Приобретенные за собранные средства два 25-мм орудия прибыли в июле 1943 г. и были установлены на бронепоездах.

Начиная с конца апреля 1943 г. 21-й одбп регулярно совершал боевые выезды для обстрела немецких позиций в районе Думиничи. Всего по 29 июня бепо совершили 17 выездов, причем с 25 мая дивизион действовал в группе бронепоездов (21 и 43-й одбп) под командованием майора Горбонос (командир 43-го дивизиона). Группа бепо вошла в состав артиллерии поддержки пехоты 1095-го стрелкового полка 324-й стрелковой дивизии.

Второй раз группа бронепоездов из 21 и 43-го одбп создается 11 июля 1943 г. на станции Живодовка (район Сухиничи) с задачей поддержки 212-й стрелковой дивизии. Группа вела боевые действия с 13 по 17 июля, в результате чего противника выбили с занимаемых позиций в районе Речицы. За этот период бепо 21-го дивизиона уничтожили 4 артиллерийских и 5 минометных батарей, 10 пулеметных точек, до 250 человек, сбили один самолет, отбили 5 контратак противника.

Затем 21-й одбп прикрывал восстановление мостов через Жиздру, а 13 - 14 августа 1943 г. поддерживал наступление 413-й стрелковой дивизии в районе реки Песочная. Из-за неисправности пути бронепоезда продвинуться дальше не смогли, и осуществляли прикрытие от атак с воздуха участков Думеничи - Палики и Фаянсовая - Рославль до 24 ноября 1943 г., затем по приказу штаба 50-й армии передислоцировались в Климовичи, куда прибыли только 10 февраля 1944 г.

23 марта 1944 г. 21-й одбп получил приказ о переброске из состава 1-го Белорусского в состав 1-го Украинского фронта. Из-за загруженности железных дорог продвижение было медленным, и только 8 апреля бронепоезда прибыли в Киев. Затем дивизион поступил в распоряжение 106-го стрелкового корпуса, н 1 мая прибыл на станцию Буннюв. В течение мая бронепоезда отразили несколько налетов немецкой авиации.

В период с 28 мая по 26 июня 1944 г. бепо произвели несколько артналетов по заранее пристрелянным целям. Стрельба велась главным образом ночью. 18 июля получен приказ о передислокации 21-го одбп на станцию Красне. Через 8 дней, во время пребывания на станции Скварява были получены сведения о наличии в районе станции банд. Группы автоматчиков, сформированные из личного состава дивизиона, прочесывали местность с 26 июля по 1 августа, при этом было задержано 5 человек немцев и 5 эсэсовцев из состава дивизии «Галичина».

Поступив в распоряжение 60-й армии 1-го Украинского фронта 20 июля 1944 г., 21-й одбп получил распоряжение совместно с 37-м Шепетовским одбп продвигаться по маршруту Злочев - Красне - Львов - Перемышль по мере восстановления железной дороги. Дивизионы сводились в группу бронепоездов под общим командованием командира 21-го одбп. Их задачей являлось прикрытие железнодорожных объектов от атак с воздуха. 22 августа дивизион прибыл на станцию Рава-Русская, а с 23 по 28 августа бронепоезда совместно с пограничниками участвовали в боевых действиях против частей УПА, которые разобрали железную дорогу в районе станции Горинец.

С 1 октября 1944 г. по 16 марта 1945 г. бепо выполняли задачу по охране железной дороги на участке Рава-Русская - Лобачев, диверсий за это время не было. Кроме того, личный состав дивизиона совместно с 88-м погранотрядом 1 марта 1945 г. участвовал в ликвидации одного из отрядов УПА в районе деревни Жмиглоды. В результате операции было убито 107 человек, взято в плен 16, захвачено 9 пулеметов, 57 винтовок, 6000 патронов.

Согласно распоряжению командующего бронетанковыми и механизированными войсками 1-го Украинского фронта 21-й одбп передислоцировался на станцию Бежанов (8 км восточнее Кракова) с задачей охраны железной дороги.

На основании директивы командования бронетанковых и механизированных войск Красной Армии № 846266сс от 10 июля 1945 г. с 19 августа по 18 сентября произведено расформирование 21-го дивизиона бронепоездов, для чего к 26 июля 1945 г. его перебросили во Львов. Личный состав направлен в соединения Львовского ВО, 2-ю отд. учебную танковую бригаду, 58-й одбп и базу МТО управления бронепоездов. Матчасть (2 бронепаровоза, 4 четырехосных бронеплощадки, двухосная и четырехосная платформы ПВО) передали 58-му отд. Изяславскому дивизиону бронепоездов.

III. Боевой и численный состав дивизиона

Согласно распоряжения ГБТУ № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоездам присвоили номера № 658 и 695 соответственно.

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх