Танковый фронт

19-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Формирование началось приказом командующего войсками Северо-Кавказского ВО № 0303сс от 26.03.1942 г. По этому документу из состава 8-го одбп должен был выделиться новый дивизион — 19-й. Командиром 19-го одбп назначили бывшего командира 14-го отдельного бепо капитана (с 9 мая майора) Н.И. Миронова. Формирование велось на станции Тихорецкая из личного состава отдельных бепо № 14 и 18, не имевших матчасти.

23 марта в состав 19-го одбп поступил бронепоезд «Николай Щорс» под командованием капитана Кучмы, переданный из 8-го дивизиона. Строительство второго состава (легкого № 18) велось на заводе «Красный молот» в Тихорецке. 17 мая 1942 года 19-й дивизион в полном составе (бепо № 1 (бывший № 18) и бепо № 2 «Николай Щорс») отправились на станцию Кривенковская для проведения стрельб. На следующий день в Армавире бронепоезда осматривал начальник автобронетанкового отдела СКВО полковник Дементьев, забраковавший матчасть бепо №1.1 июня, после стрельб, бронепоезд № 1 убыл в Тихорецк, где началась его переделка, в которой активное участие принимала команда бепо. Работу закончить не удалось — не хватало материалов, брони. В ночь с 28 на 29 июля 1942 г. личный состав бепо № 1 последним покинул Тихорецк, к которому подходили немцы, вывезя недостроенные бронеплощадки и запас брони в Армавир, а оттуда 9 августа управление дивизиона с базой и недостроенными площадками отправили в Тбилиси.

Бронепоезд № 2 «Николай Щорс» 30 июля 1942 г. получил задачу выдвинуться в Орджоникидзе. Из-за сильных бомбардировок, отхода частей Красной Армии и перегруженности железных дорог бепо прибыл на станцию назначения только 8 августа. На следующий день в соответствии с приказанием начальника АБТО СКВО «Николай Щорс» был полностью укомплектован личным составом, матчастью и боеприпасами по штату отдельного бепо. Он выделился из состава 19-го дивизиона с задачей прикрыть отход частей ген.-майора Трофимова в районе станция Екатериноградская - разъезд Луковской. В некоторых документов с этого времени бепо «Николай Щорс» называется отдельным № 19, но формально он подчинялся командованию 19-го дивизиона. Его придали отдельному тяжелому бепо № 20 капитана Бородавко. В некоторых документах эти составы именовались «Моздокской группой бронепоездов», но официального приказа на ее формирования автор не видел. 23 августа 1942 г. командир бронепоезда «Николай Щорс» капитан Кучма получил задачу поддержать огнем действия бепо № 20 на западной окраине Моздока. Ведя бой в течение трех часов с немецкими танками, не поддержанные другими частями, оба бронепоезда погибли, подбив и уничтожив до 20 танков.

Согласно отчета командующего АБТВ Закавказского фронта, после боя в живых осталось лишь 23 человека из состава бепо «Николай Щорс». За отличные боевые действия и проявленное при этом мужество и отвагу, командующий Северной группой войск Закавказского фронта ген.-лейтенант Масленников объявил благодарность всему личному составу Моздокской группы бронепоездов, многие были награждены орденами и медалями.

Любопытно, что по приказанию заместителя командующего бронетанковыми войсками Северо-Кавказского фронта № 18562 от 14.01.1943 г., оба разбитых под Моздоком бепо были подняты и 16 февраля направлены в Махачкалу. Состояние бронепоезда «Николай Щорс» к этому времени было следующим:

«Бронепаровоз имеет незначительные повреждения — пробита дымовая камера с повреждением парорабочей трубы. Паровая машина исправна, отсутствует левое поршневое дышло и проводок маятника. Тендер имеет в водяном баке две пробоины и одну разбитую коробку буксы. Тендер разбронирован на 25%, паровоз не имеет 5 дверец паровозных букс.

Одна бронеплощадка полностью разрушена и может восстановлена только путем переноса брони на новую железнодорожную платформу с использованием уцелевших башен (находятся в погруженном состоянии на двух платформах). Вторая площадка имеет незначительные повреждения и может быть восстановлена в короткий срок. Транспортировка возможна на своей ходовой части. У обеих бронеплощадок полностью отсутствует или испорчено вооружение».

18 сентября 1942 г. приказанием заместителя командующего Закавказского фронта по автобронетанковым войскам бронепоезд № 1 19-го одбп, строительство которого завершалось на заводе имени Сталина в Тбилиси, передали в состав 8-го дивизиона. 23 сентября на основании приказа по войскам Закавказского фронта № 00337 от 19.09.1942 г., управление и база дивизиона отправились в состав 44-й армии на станцию Червленная, где в состав 19-го одбп включили отдельные бепо тяжелый № 17 и легкий № 18.

Бронепоезд № 17 «Комсомолец Дагестана» (бронепаровоз Ов № 551) строился в депо Махачкала по инициативе Дагестанского обкома комсомола и на средства, собранные трудящимися Дагестанской АССР Решение о сооружении бепо было приято еще в 1941 году, и оформлено специальным документом - постановлением Особого заседания СНК ДаССР от 9 декабря 1941 года № 197с «О мероприятиях по строительству бронепоезда «Комсомолец Дагестана».

Консультантом выступал командир тяжелого бепо № 20 капитан Бородавке Вооружение каждой из двух бронеплощадок состояло из 107-мм пушки образца 1910 г. (в башне), четырех бортовых и одного башенного пулемета Максима. Кроме того, имелась еще одна башня - зенитная, по первоначальному проекту планировалось установить в ней 25-мм или 45-мм пушку. Борта бронеплощадок изготавливались многослойными: три листа не каленой брони с воздушным зазором и бетонной прослойкой между ними.

Строительство бепо «Комсомолец Дагестана» завершилось в феврале 1942 г., о чем 18 марта заместитель начальника АБТО Закавказского военного округа сообщил начальнику управления укомплектования ГАБТУ КА:

«Представляя материал о данных построенного бронепоезда «Комсомолец Дагестана» доношу, что бронепоезд, состоит из бронепаровоза и двух бронированных платформ. Вооружением пока не укомплектован. Бронепоезд в настоящее время дислоцируется в Махачкале».

Вооружить бепо удалось только в августе 1942 г. на Тбилисском арсенале. Вместо малокалиберных зенитных орудий на первой бронеплощадке смонтировали 76-мм пушку Лендера, на второй - счетверенную установку пулеметов Максима, На тендере паровоза размешалась спарка пулеметов ДА-2. После отстрела вооружения на полигоне, 25 августа 1942 г. «Комсомолец Дагестана», ставший отдельным бронепоездом № 17, включили в состав войск Закавказского фронта.

Второй бронепоезд 19-го дивизиона - легкий № 18 (бронепаровоз Ов № 7286, бронеплощадки № 358, 505с 76-мм пушками образца 1902 г.) - до войны был кадром второй очереди при 7-м одбп. С 29 июня 1941 г. как отдельный легкий бепо № 55, он занимался охраной железной дороги в Азербайджане и моста через Араке, затем с 20 сентября 1941 г. по 25 мая 1942 г. входил в состав 46-й армии с дислокацией на станции Сомтредия, с 25 мая по август 1942 г. - 45-й армии с задачей охраны границы с Турцией и дислокацией в Ленинакане. Здесь в июле бепо № 55 переименовали в бепо № 18.

18 августа бронепоезд № 18 вошел в состав Северной группы войск Закавказского фронта. Переброшенный в район Эльхотово 25 сентября 1942 г. бепо № 18 вступил в бой с прорвавшимися немецким войсками. Несмотря на удачные действия, бронепоезд был подбит артиллерией противника и убыл на ремонт в Грозный, а 1 октября прибыл на станцию Червленная и вошел в состав 19-го дивизиона. Командование 19-го одбп приняло личный состав, матчасть и имущество обеих составов непосредственно на боевом участке.

Первый свой бой бронепоезда дивизиона провели 5 октября 1942 г., когда бепо № 18 ст. лейтенанта Бобрикова оказал существенную помощь огнем контратаке 5-й и 7-й гв. стрелковых бригад. Несмотря на несколько попаданий и повреждение водяной системы на броне паровозе, состав умело маневрировал и продолжал вести огонь.

В конце октября 1942 г. немецкие части предприняли ряд сильных атак в районе Нальчик. Для их отражения советское командование использовало свои резервы, в том числе и бронепоезда. Так, с 31 октября по 2 ноября бепо «Комсомолец Дагестана» под командованием ст. лейтенанта Визирякина действовал на участке Дарг - Кох - Эльхотово, не позволяя немцам переправиться через Терек. В течение трех дней огнем бронепоезда была рассеяна немецкая танковая колонна, сбито три самолета, уничтожен один танк и артбатарея, выведен из-под огня подбитый противником бепо 41-го дивизиона. В свою очередь, бепо № 17 получил повреждения бронеплощадок и бронепаровоза, и 2 ноября убыл в Махачкалу для ремонта.

В период с 17 по 30 ноября 1942 г. 19-й дивизион поддерживал наступательные операции 414 и 416-й стрелковых дивизий с задачей подавления огнем артиллерийских и минометных точек, прикрытия огнем своей пехоты и борьбы с контратакующими танками противника.

17 ноября немецкие танки провели три атаки на наши позиции в районе Алпатов, Ищерская при этом часть машин сумела прорваться вглубь обороны. Командир бепо «Комсомолец Дагестана» капитан Бобриков вместе с ординарцем оказались окруженными на наблюдательном пункте, откуда они корректировали огонь бронепоезда. Имея неповрежденную связь, они вызвали на себя огонь своего же бепо. В результате артналета два танка были подожжены, а остальные отошли. Прорыв удалось ликвидировать.

9 декабря немецкие части оставили Питерскую и начали отход, разрушая при этом железную дорогу и мосты. В результате с 10 декабря 1942 г. 19-й дивизион бронепоездов не смог участвовать в наступлении частей Красной Армии, а ограничился охраной железной дороги на линии Осетиновский - Ищерская.

Действуя в районе Алпатово - Терек - Гудермес, поддерживая части 10-го гв. и 9-го стрелковых корпусов, дивизион за период октябрь - декабрь 1942 г. совершил 69 огневых налетов, в которых подбил и уничтожил 45 танков и бронетранспортеров, 7 минометных и 6 артиллерийских батарей, шестиствольный миномет, 2 цистерны с горючим, 3 самолета, подавил огонь 14 артиллерийских и минометной батарей. Свои потери при этом составили 2 человека убитыми и 7 ранеными, 52 бойца и командира были награждены орденами и медалями.

Согласно распоряжения ГБТУ № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоездам 19 одбп присвоили номера № 650 и 719 соответственно.

9 января 1943 г. 19-й дивизион отвели сначала в Махачкалу, затем в Гудермес, а 2 марта, ввиду необходимости ремонта и перевооружения, бронепоезда передислоцировали в Тбилиси и включили в состав войск Закавказского фронта. Впоследствии 19-й одбп занимался охраной границы с Турцией, а в 1945 г. был расформирован.

III. Боевой и численный состав дивизиона

23 сентября на основании приказа по войскам Закавказского фронта № 00337 от 19.09.1942 г., управление и база дивизиона отправились в состав 44-й армии на станцию Червленная, где в состав 19-го одбп включили отдельные бепо тяжелый № 17 и легкий № 18.

Бронепоезд № 17 «Комсомолец Дагестана»

Второй бронепоезд 19-го дивизиона - легкий № 18 (бронепаровоз Ов № 7286, бронеплощадки № 358, 505с 76-мм пушками образца 1902 г.) - до войны был кадром второй очереди при 7-м одбп. С 29 июня 1941 г. как отдельный легкий бепо № 55, он занимался охраной железной дороги в Азербайджане и моста через Араке, затем с 20 сентября 1941 г. по 25 мая 1942 г. входил в состав 46-й армии с дислокацией на станции Сомтредия, с 25 мая по август 1942 г. - 45-й армии с задачей охраны границы с Турцией и дислокацией в Ленинакане. Здесь в июле бепо № 55 переименовали в бепо № 18.

Согласно распоряжения ГБТУ № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоездам 19 одбп присвоили номера № 650 и 719 соответственно.

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх