В 1938 г. в Магадан из Владивостока прибыл недавний еще краснофлотец Иван Бойко. Получил на Магаданской автобазе тяжеловесный «Ярославец» и пошел колесить на нем по Колымской трассе. Части механизмов, оборудование для рудников, фабрик, электростанций, промприборы для приисков - все это с нетерпением ждали там. А потому, загрузившись сполна, давал Иван всякий раз своей машине «полный вперед!». За ударную работу и благодарности, и знак «Отличнику-дальстроевцу» I 1463, который к награде приравнивался, были...
А для 22-летней Александры Моришевой поворотным оказался 1940 г. К тому времени были у нее уже за плечами Киевский химико-технологический техникум и пара лет работы на спиртзаводе в Башкирии. Немного, конечно, но для того, чтобы по договору на Север махнуть, хватило. Отдел кадров Дальстроя направил ее работать контролером-комплектовщиком в контору общего снабжения. А в конце этого же года стала Александра носить фамилию Бойко...
Грянула война. В 42-м Ивана как лучшего шофера включили в состав делегации дальстроевцев, отправившихся с эшелоном подарков для бойцов на фронт. Вернувшись, рассказал, как тяжело приходится там. И решили молодые свою лепту в победный исход войны внести - 50 тыс. руб. сбережений в Фонд обороны перечислить, а заодно и письмо Верховному Главнокомандующему отправить. С просьбой: разрешить им воевать на построенном за эти деньги танке.
Долгожданный ответ Иван с Александрой получили в феврале 1943 г. Телеграмма была лаконичной: «Благодарю вас, Иван Фёдорович и Александра Леонтьевна, за заботу о Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. Примите мой привет, Сталин».
Вскоре появился приказ начальника Дальстроя И. Ф. Никишова: «Освободить от работы в Дальстрое шофера автобазы № 6 управления автотранспорта Бойко Ивана Фёдоровича и работницу треста «Колымснаб» Бойко Александру Леонтьевну, направляющихся добровольцами на фронт».
В ноябре 1943 г. они по ускоренной программе окончили Челябинское танковое училище и в звании младших техников-лейтенантов были зачислены в резерв. И опять, уже в адрес командования, шли от супругов письма и рапорты с просьбой быстрее отправить их на место боевых действий. Но лишь в июне следующего года получили они под Тулой тяжелый танк «ИС» и назначения: Александра - командиром танка, Иван - механиком-водителем.
В мае 1944 г. Бойко выехали на фронт. Попали в 48-й гв. ттп, где и получили тяжелый танк ИС-2.
Боевое крещение прошли в боях за Ригу. И уже 6 августа 1944 г. в сводке Совинформбюро говорилось: «Экипаж танка, где командиром мл. техник-лейтенант Александра Бойко и водителем мл. техник-лейтенант Иван Бойко, за две недели уничтожил пять танков и два орудия противника». На борту их танка была выведена надпись: «Колыма»...
...Уже через несколько дней, в боях у деревни Малиновка, танк Бойко таранил немецкую «пантеру». Ранения, контузия... Но начинает расти и их боевой счет, счет уничтоженных танков и орудий противника. Открыт счет и первым наградам: в августе 1944 г. Александра Леонтьевна получила орден Отечественной войны I степени, Иван Фёдорович - орден Красного Знамени.
В сентябре командир танка была направлена в Москву, где выступила на IV антифашистском митинге. Тогда ее портрет появился на обложке журнала «Огонек»...
Бои в Прибалтике, Польше, Чехословакии - таковы вехи фронтового пути супругов Бойко, семейного экипажа боевой машины. Праздник Победы они встретили в Праге.
После войны прославленные, но уже бывшие танкисты вернулись в родной Магадан. Иван Фёдорович 7 лет проработал здесь заместителем начальника четвертой автобазы, а Александра Леонтьевна - директором хлебозавода. Дважды, в 1947 и 1953 гг., она избиралась депутатом Магаданского городского Совета депутатов трудящихся.
В середине 50-х годов судьба распорядилась так, что пути-дороги супругов разошлись. Но ни раз еще встречались они на сборах однополчан, воинов-освободителей. А в 1989 г. ветераны были приглашены на празднование 50-летия Магадана - города их вечной памяти.
Помнит о них и город, навсегда вписавший имена Александры Леонтьевны и Ивана Фёдоровича Бойко в славную когорту почетных граждан Магадана. |