Общекраевой сбор средств на строительство танковой колонны был объявлен 17 января 1943 г. К апрелю 1943 г. было собрано около 11 млн. руб. Отбор членов экипажей для нее поручался Приморскому крайкому комсомола. Экипажи для танковой колонны комплектовались из молодежи, работающей на предприятиях Владивостока. Из 350 добровольцев на учебу в Нижний Тагил, в 19-й уч. тп Уральского ВО отобрали 63 человека. Здесь же на Нижнетагильском Вагоностроительном заводе и собирали танки для будущей колонны. Из всех танковых колонн, построенных на пожертвования советских граждан за годы войны, только боевые машины «Приморского комсомольца» были направлены в танковые части Красной Армии вместе с экипажами из добровольцев «комсомольского призыва». На лобовой броне каждого танка была укреплена хромированная табличка с надписью «Танковая колонна «Приморский комсомолец».
Обучение танкистов длилось 4 месяца. После чего были сформированы две танковые роты, в каждой по 10 танков Т-34. И 12 октября 1943 г. «Приморский комсомолец» отправился на фронт. Попрощаться с земляками в Нижний Тагил приехали представители Приморского крайкома ВЛКСМ. Боевое крещение приморцы приняли на Лютежском плацдарме под Киевом, когда танковая колонна уже воевала в составе 56-й гв. тбр 7-го гв. тк 3-й гв. ТА под командованием генерала Павла Рыбалко.
Станция разгрузки эшелона - город Курск. После тяжелых боев лета 1943 г. его кварталы лежали в руинах. К этому времени советские части сумели форсировать Днепр и вели бои на его правом берегу. Немцы, не считаясь с потерями, яростно атаковали, пытаясь сбросить наши войска обратно. Жестокость тех боев была сопоставима с битвой под Курском.
Из журнала боевых действий 56-й Гвардейской танковой бригады:
«7.11.43 г. 22:00. Бригада сосредоточилась на южной окраине г. Фастовца в составе трех исправных танков». Запись свидетельствует об исключительной жестокости боев и тяжести наших потерь. Ведь численность танков в бригаде по штату составляла 53, а на период записи их насчитывалось три. И далее: «11.11.43 г. В бригаду прибыло пополнение в составе 20 машин Т-34 с личным составом («Приморский комсомолец»). 13:00. Бригада заняла оборону».
Следующая запись:
«14.11.43 г. В течение дня авиация противника, сделав 173 самолето-вылета, наносила удары по боевым порядкам батальонов бригады».
В тот день 4-я танковая армия фельдмаршала Манштейна нанесла массированный удар. Пробив брешь в нашей обороне, немцы ввели в прорыв танковую дивизию СС «Адольф Гитлер».
Наши земляки-приморцы, попав в центр удара бронированного клина, мужественно встретили врага, выдержав огненное крещение.
Из письма пулеметчика-радиста В.Суркова:
«13 ноября наш танк был послан в заслон, так как немцы прорвались под Фастов. Налетели самолеты, а за бомбежкой начали атаку их танки. Мы сразу подбили одну машину, а затем сами попали под огонь. Снарядом заклинило люк, пробило маслопровод и срезало пулемет. Зашибло руки Павлику, механику-водителю. Командир спрашивает: «Ну что, ребята, выходим?», а он ответил: «Давай до концам». Подбили второй немецкий танк, но сами получили сняряд в левый борт. Мне пробило голову, а Павла обдало газойлем и он моментально превратился в головешку... В том бою погиб командир взвода и сгорело много других ребят. Прошу передать родственникам погибших мое соболезнование. Они часто приходят ко мне во сне и я криком пугаю семью...».
Из воспоминаний командира башни М. Нехаенко:
«Я находился в танке мл.лейтенанта Петрова. В том бою наш экипаж подбил «Тигр» и «Фердинанд». Был подбит и наш танк. Тяжело раненного командира вытащил механик-водитель Дима Фомин, будучи сам раненным...».
Из журнала боевых действий 56-й гв. танковой бригады:
«Потери бригады за 14 ноября 1943 г. составили: танков Т-34 подбито - 6, сгорел - 1».
Фактически это третья часть боевых машин «Приморского комсомольца». Скупые строчки сообщений Совинформбюро подвели итог тех боев: «Противник подтянул свежие силы с утра 12 ноября и при поддержке авиации попытался овладеть г. Фастов, но был отброшен на исходные позиции...».
Жизнь боевой машины на войне коротка. Считалось, что в среднем танк выдерживал не более трех боев, не будучи поврежденным, подбитым или вовсе сгоревшим. Зачастую вместе со своим экипажем. Те, кому посчастливилось уцелеть, пересаживались на отремонтированные танки и пополняли поредевшие экипажи. И снова - в бой.
Из воспоминаний механика-водителя И. Третьяка:
«1 января 1944 года перед нашим взводом была поставлена задача - разведать боем огневые точки фашистов в райцентре Троянов (150 км западнее Киева). Мы должны были на полной скорости ворваться туда и вызвать на себя огонь вражеской артиллерии, с тем, чтобы наши засекли их огневые позиции. Выполнение такой задачи, как правило, означает гибель танков разведки и практически всего их личного состава... По нам прямой наводкой бьет их артиллерия. Бой кажется вечностью. Немецкая пехота бросает траншеи и бежит, пытаясь спастись от наших пулеметов. Удар. Вспышка света. Вижу большую пробоину в правом борту и поток горящего топлива. Командир, башнер и радист быстро оставляют машину, я сбрасываю скорость и выпрыгиваю через передний люк. Падая на пашню, вижу, что два других танка застыли, окутанные клубами черного дыма. Мой Т-34, будто живой, медленно движется в сторону немцев. Их артиллерия из всех стволов бьет по раненой «тридцатьчетверке». Подползаю к припавшему к земле башнеру. У него пробита рука, плечо и пах. Не обращая внимания на стоны товарища, волочу его за собой... Наконец среди своих».
По сохранившимся записям в журнале боевых действий становится ясно, что к началу 1944 г. в боевом составе почти не осталось танков «Приморского комсомольца». Последние пять машин после ремонта вернулись в бригаду в конце января 1944 г. Их экипажи были укомплектованы оставшимися в строю приморскими добровольцами.
Из воспоминаний Д. Фомина:
«Боевой опыт, полученный на Украине, помог мне успешно вести бои до выхода бригады на р.Одер, где меня ранило во второй раз. После лечения был направлен мотоциклистом во взвод разведки 39-го танкового полка. Мы вели бои с Сандомирского плацдарма, за Одер и освобождение Праги, на том же направлении, что и 3-я гвардейская танковая армия. Так что я находился все это время рядом со своими земляками-приморцами из танковой колонны «Приморский комсомолец».
Из документов известно, что до самого окончания войны поддерживалась постоянная переписка между краевым комитетом комсомола и политотделом 56-й танковой бригады. Поручено ее было вести комсоргу одного из батальонов Алексею Булычеву. Он прибыл на фронт в составе приморской колонны механиком-водителем. Со временем был выдвинут на офицерскую должность и стал политработником.
В прошлом году была издана документальная книга «В бой против фашистов - на своих танках», автором которой является полковник А. П. Булычев. В ней приведены ранее неизвестные архивные материалы, боевые документы и воспоминания оставшихся в живых танкистов «Приморского комсомольца». |