Танковый фронт

Танковая колонна «Иркутский Комсомолец»

 

С названием «Иркутский Комсомолец» в действующую армию было передано две танковых колонны.

Первая в составе 6 БТ-5 и 2 Т-26 - в мае 1942 г.

В 1942 г. начат сбор средств на строительство второй колонны «Иркутский комсомолец». Всего было собрано  12,3 млн. рублей. На строительство этой колонны было направлено и 55 тысяч рублей, собранных пионерской организацией на танк «Иркутский пионер». В марте 1943 г. вторая танковая колонна «Иркутский комсомолец» в составе 20 машин Т-34 была вручена танкистам 237-го танкового полка. По другим данным - 32 танка Т-34 и 2 танка Т-70.

 

В первые же месяцы Великой Отечественной войны в тылу началось патриотическое движение по сбору средств на строительство вооружения для фронта. Народные пожертвования на постройку танков, самолетов, артиллерии были серьезным дополнительным источником для повышения технической оснащенности Красной Армии.

Зачинателями сбора средств в Иркутской области выступили комсомольцы завода тяжелого машиностроения имени В. Куйбышева. Заработанные средства на воскреснике 16 ноября 1941 года они решили внести на постройку танковой колонны с присвоением ей имени «Иркутский комсомолец». В это благородное дело дружно включились все трудящиеся области. Они отчисляли на танки денежные средства и трудодни, вносили личные сбережения, сдавали облигации государственных займов, драгоценности.

В Иркутском госбанке открыли специальный счет № 160091, на который и поступали средства на танки. Уже к 23 декабря 1941 г. на счету было 1 163 тыс. рублей, а к апрелю 1942 года – почти 2 843 тыс. рублей.

Комсомольцы и молодежь иркутского авиазавода во главе с комсоргом ЦК ВЛКСМ С. Левиковым не только стали перечислять в банк свои однодневные заработки, поддержав почин, но и выступили со встречным предложением – построить танковую колонну у себя на заводе. Разумеется, эта инициатива комсомольцев была согласована с директором завода И.Б. Иосиловичем и парторгом ЦК ВКП(б) С.В. Андреевым.

Танковую колонну предполагалось строить на базе бывшего авторемонтного завода ГАРЗ № 104 Наркомата обороны. До войны этот завод ежемесячно ремонтировал до 25 танков БТ-5, БТ-7 и Т-26 для забайкальских и дальневосточных воинских формирований. Вспомним, что уже 27 июня 1941 г. Совнарком СССР принял решение о передаче ГАРЗ № 104 авиазаводу, и бывший ремонтный завод становится его филиалом под наименованием «объект № 4».

В ноябре на объекте № 4 уже закончилось перепрофилирование ремонтного производства в самолетостроительное. Но еще оставалось прежнее оборудование, некоторые запасные части из ремонтного фонда, а также альбомы чертежей на танки БТ-5 и Т-26. Подготовительные работы начались в середине декабря 1941 г. подбором соответствующих специалистов. Для постройки колонны привлекались ранее работавшие на ремонте танков комсомольцы и молодежь, прошедшая армейскую службу в танковых войсках. Провели также ревизию имеющихся в наличии запасных частей для танков.

Официальный приказ о создании коллектива вышел несколько позже, поскольку в декабре произошло объединение иркутского авиазавода № 125 им. Сталина и эвакуированного в Иркутск московского авиазавода № 39 им. Менжинского. Образование многотысячного объединенного предприятия потребовало реорганизации существующих и создание новых цехов, кадровых перестановок и назначений, решение вопросов юридического оформления и многого другого. И только 2 февраля 1942 г. директор уже объединенного авиазавода № 39 И.Б. Иосилович издает приказ № 128 следующего содержания (публикуется впервые):

Поддерживая инициативу комсомольской организации, стахановцев и ИТР завода по строительству танковой колонны Иркутской области в подарок фронту ко дню 24-й годовщины героической Красной Армии – ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать на объекте № 4 бригаду по сборке танковой колонны под руководством Борисова Л.В. в следующем составе: Гаврилова Ф. – нач. сборки; Першина П. – нач. подготовки производства; Сазонова В. – нач. планово-диспетчерской группы; Филимонова В. – нач. группы ОТК.

Сборку машин укомплектовать мастерами: Денисевич А., Демешко С. – мастера по сборке и испытаниям; Шагалов А. – мастер по электрооборудованию; Бакин – мастер по укомплектовке; Орленок – мастер по вооружению; Строганов – мастер по корпусам.

Группу подготовки производства укомплектовать: Першин П. – нач. подготовки производства; Звякин – конструктор; Никитченко – технолог по электрооборудованию; Солнышкин – технолог сборки; Холмов – техник по инструменту; Червяков – зав. чертежным хозяйством; Бабенко – копировщик-архивариус; Молчанов – светокопировщик-чертежник; Каракин – руководитель инструментальной группы; Монастырский – конструктор по электрооборудованию; Носков – конструктор по машинам.

Планово-диспетчерскую группу укомплектовать: Сазонов В – нач. группы; Савосько – ст. диспетчер; Смолин – рук. группы снабжения.

Группа ОТК: Филимонов В. – нач. группы; Сесь, Бугреев – завод 39; Фатеев, Зюзин.

2. На выполнение спецзадания за бригадой закрепить следующих рабочих завода 39: Петров – слесарь (ОТК объект 4); Крохин – слесарь гл. энергетика (объект 4); Зимин – слесарь цех 24; Попов – слесарь цех 15; Сороковиков – слесарь цех 14; Колышкин – слесарь цех 3; Жилкин, Токарев, Фомин, Горячкин, Аксеновский, Шелехов, Пьянов – слесари цеха 47; Наумник, Жерменов, Одинцов – цех 22; Янкович – цех 7; Лаврентьев – сварщик; Корчагин, Загарнов, Заварзин, Сорокин, Агеенко, Миронов, Попко – комплектовщики; Гринько – слесарь сборки корпусов; Ануфриев, Смирнов – слесари.

3. Начальнику бригады и руководителям групп немедленно приступить к выполнению спецзадания, обеспечив подготовку выпуска продукции по утвержденному мною графику.

4. Транспортному отделу выделять по заявкам Борисова автомашину ГАЗ – АА и трактор вне всякой очереди.

5. Нач. цеха 43 немедленно освободить площади к 8 часам 3/II с.г. по указанию нач. производства объекта № 4 и обеспечит работу бригады пневмоинструментом, шлангами.

6. Всем нач. цехов и отделов в целях быстрейшего выполнения задания всех вышеперечисленных рабочих и ИТР направить (временно) в распоряжение спецбригады. Срок – 3/II с.г.

7. Моему помощнику по найму и увольнению Ведяеву с 3/II с.г. произвести временный перевод рабочих, закрепленных за бригадой на объекте №4.

9. Нач. механических цехов завода №39 при поступлении заказов от бригады, изготавливать детали вне очереди согласно указаниям нач. производства тов. Матвеева Ф.М.

11. Гл. механику и его заместителю на объекте № 4 Капинос оборудовать рабочие места бригады верстаками, тисками. Срок – к 8 ч. 4/II c.г.

12. Нач. отдела инструментального хозяйства тов. Севостьянову обеспечить необходимым инструментом работу бригады.

Участники постройки танковой колонны А. И. Денисевич и И. Т. Петров вспоминали, что к началу работ в наличии были 8 новых бронекорпусов танков БТ-5 и 4 – танков Т-26, а также несколько требующих ремонта двигателей М-5, коробок передач и редукторов (гитар) привода колесного хода, радиаторы и некоторые другие механизмы ходовой части.

Недостающие части пришлось приобретать на складах воинских частей Забайкальского Военного округа, где хранилась поврежденная в боях на Халхин-Голе боевая техника, в том числе и танки серии БТ. С танков снимали практически все, что требовалось для сборки, каждая деталь шла в дело. Доставленные узлы подвергались разборке, дефектовке, ремонтно-восстановительным работам, с последующей сборкой и регулировкой. Немало деталей изготавливали заново в механических цехах завода, причем в первую очередь.

Но особенно тяжело было с двигателями. Их с большим трудом находили на различных воинских складах: многие из них также требовали ремонта. Отдельно приобреталось вооружение танков – пушки и пулеметы.

Участок общей сборки организовали на площадях, занимаемых ныне цехом 75. Сюда трактором затаскивали корпуса танков, навешивали двигатели, устанавливали трансмиссию, ходовую часть, механизмы управления, монтировали электрооборудование. Завершали сборку установкой вооружения.

Большой объем работ выполняли П. Л. Першин и его помощник И. Каракин, обеспечивая поставку деталей для сборки танков. По-ударному трудились слесари-сборщики И. Петров, А. Воймов, А. Агеенко, А. Сорокин, а также электрики А. Шагалов, А. Наумник и многие другие специалисты. Контроль качества производил В.С. Филимонов, ставивший клеймо приемки по ходу процесса сборки. Работали днем и ночью. Отдыхали, когда не хватало каких-нибудь деталей или агрегатов.

Из–за проблем с комплектующими изделиями готовые по сборке танки начали поступать только к концу февраля: оставалось провести ходовые испытания, установить и пристрелять вооружение. Испытаниями танков руководил мастер А.И. Денисевич, ранее работавший представителем военной приемки на заводе ГАРЗ № 104.

Танки испытывали пробегом вдоль старого Московского тракта в сторону деревни Суховская, одновременно отлаживали работу двигателей, механизмов и узлов машин. На одном из ходовых испытаний побывали секретари ОК ВКП(б) К.И. Качалин и В. И. Иванов, начальник Управления НКВД И. И. Дошлов в сопровождении директора завода И. Б. Иосиловича. Высоким гостям предоставили возможность проехать на танке по испытательной трассе.

Отстрел вооружения танков, по настоянию старшего военпреда – военинженера 3-го ранга С.Е. Мехлина, производили на полигоне завода им. Куйбышева на 12 км Якутского (ныне Качугского) тракта, где «куйбышевцы» испытывали свои минометы. Танковые пушки при стрельбе, согласно ТУ, испытывали только на откат, а из пулеметов прицельно стреляли по бронещиту.

Вскоре стало известно, что решением ОК ВКП(б) колонна танков включена в состав эшелона с подарками от Иркутской области для бойцов Западного фронта к Первомайскому празднику. Отправление эшелона намечено на 12 апреля, начальником его назначен секретарь ГК ВКП(б) М. Водопьянов.

За два дня до указанного срока последний танк прошел ходовые испытания. Круглосуточно работая, установили на нем вооружение, покрасили, а на башне написали «Зоя Космодемьянская» и ниже «Иркутск». К отправке были подготовлены 6 танков БТ-5 и 2 танка Т-26 с комплетом запасных частей и инструмента. На четырех оставшихся танках Т-26 отсутствовали двигатели. Напомним, что они были направлены на Карельский фронт в ноябре 1942 г.

Готовые танки установили на восьми платформах, закрепили, что-то подкрашивая на ходу – по дороге высохнет, и по заводской ветке выкатили на станцию Иркутск II. Сопровождение танковой колонны поручалось В. Филимонову, А. Денисевичу и Моисееву – эвакуированному «менжинцу», хорошо знавшему Москву.

12 апреля после торжественного митинга эшелон с подарками для фронта отошел от центрального вокзала Иркутска. Его вагоны был загружены замороженными мясными продуктами, спиртом, теплой одеждой, мылом, бритвенными приборами, кисетами, мундштуками, зажигалками, почтовой бумагой, письмами фронтовикам. Отличившимся бойцам иркутяне везли именные часы. В составе делегации были представители комсомола города и области. В Иркутске II к эшелону подцепили платформы с танками и отправили в далекий путь. И хотя эшелон шел под литером «А», более двадцати дней длилась дорога от Иркутска до Москвы. Первое мая встретили в пути.

Наконец подъехали к Москве. На календаре было 6 мая 1942 г. В Главном автобронетанковом управлении Красной Армии В.С. Филимонов и А.И. Денисевич получили указание передать танки в 206 запасной полк 5-й армии, которым командовал подполковник Василевский. Танки выгрузили на станции Лось и далее они своим ходом прибыли в район города Дмитрова, где стоял запасной полк.

Здесь и произошла передача колонны, одного из первых в стране боевых подарков фронтовикам. Все проходило быстро, по-военному. Танки построили в ряд, перед ними – танкисты. Комиссар полка Терехов поздравил всех с торжественным событием и зачитал приказ о закреплении танков за экипажами полка, при этом танк с именем «Зои Космодемьянской» представитель завода А. Денисевич вручил сержанту Худякову – лучшему командиру экипажа в части. В своем выступлении заводчанин В. Филимонов дал напутствие танкистам «крепче бить врага, а мы приложим все свое умение и силы, чтобы вместе с Красной Армией разгромить гитлеровские полчища в 1942 году».

Далее были приняты приветствия Народному Комиссару Обороны И. В. Сталину, а также коммунистам и комсомольцам Иркутской области. В последнем красноармейцы писали:

Дорогие товарищи! Сегодня мы, бойцы, командиры и политработники воинской части, где командир части – подполковник Василевский и комиссар части – батальонный комиссар Терехов, на собранные вами средства получили боевые машины. Этот день еще раз показывает любовь и заботу тыла о своей героической Красной Армии, как крепость единства тыла и фронта, как общее желание ускорить выполнение боевого приказа Наркома Обороны СССР № 130 товарища Сталина: «Всей Красной Армии добиться того, чтобы 1942 год стал годом окончательного разгрома немецко-фашистских войск и освобождения советской земли от гитлеровских мерзавцев».

В огне Великой Отечественной войны советского народа против гитлеровских захватчиков мы возмужали, окрепли и приобрели необходимую силу для полного и окончательного разгрома немецко-фашистских войск…

Сделанные боевые машины по инициативе комсомола еще раз показывают, что нет в мире крепче и сильнее нашей советской молодежи. Боевые машины и среди них машина им. Зои Космодемьянской нами закреплены за лучшими мастерами своего дела, умеющими бить врага без промаха и бить врага наверняка. От наших пехотинцев, кавалеристов, артиллеристов, минометчиков, танкистов, летчиков и моряков врагу не уйти.

Мы надеемся, что и вы, находясь на трудовом фронте, дадите еще больше, еще лучшего качества боевые машины и оружие нашей Красной Армии. Каждая минута и час вашей работы приближают время и ускоряют выполнение приказа любимого Наркома Обороны, гениального полководца товарища Сталина. Первомайский приказ Наркома Обороны СССР влил в нас новую энергию, еще больше укрепил наши силы. Если товарищ Сталин сказал, так должно и быть, если товарищ Сталин приказал – приказ будет выполнен. Наши задачи ясны.

Под непобедимым знаменем Ленина-Сталина, под командованием великого полководца товарища Сталина – вперед к победе.

По поручению митинга подписали: Командир части – подполковник Василевский, военком части – бат. комиссар Терехов, секретарь парторганизации – ст. политрук Сушенков, секретарь комсомольской организации – политрук Бураков, командиры и бойцы – Козырев, Соляр, экипаж танка им. Зои Космодемьянской – Худенков, Пономарев, Ошустин.

ернувшись из Москвы, делегаты узнали, что 27 апреля 1942 г. вышел приказ № 433, в котором «за выполнение спецзадания по строительству танковой колонны» директор завода приказал премировать денежными премиями лучших рабочих и ИТР спецбригады. Премии в размере 1200 рублей получили Л.В. Борисов, Н.Л. Першин, Ф.Г. Гаврилов, В.С. Филимонов; по 1000 рублей – В.А. Заварзин, А.И. Денисевич, А.И. Шагалов. Остальные члены спецбригады получили от 150 до 600 рублей.

Вторая колонна танков с названием «Иркутский комсомолец» в составе тридцати двух Т-34 и двух Т-70 строилась в Нижнем Тагиле. И на это строительство заводчане перечислили немалые денежные средства и ценности. Колонна ушла на фронт в марте 1943 г., а 15 апреля на завод поступила телеграмма Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина:

Директору завода и парторгу ЦК ВКП(б)

Прошу передать рабочим, работницам, инженерно-техническим работникам и служащим, собравшим, кроме ранее внесенных 4 500 000 рублей, дополнительно 11 000 050 рублей на строительство вооружения для Красной Армии и оказавшим помощь семьям фронтовиков и детям, пострадавшим от немецкой оккупации – мой братский привет и благодарность Красной Армии.

Приказ от 6 мая 1942 г

Товарищи красноармейцы, командиры, политработники, танкисты! Сегодня мы принимаем от трудящихся Иркутской области драгоценный подарок – восемь боевых машин.

Это еще раз подтверждает насколько крепок и неразделим наш фронт и тыл, составляющий единый боевой лагерь, насколько сильна наша готовность к разгрому немецко-фашистских оккупантов.

Помните, товарищи, экипажи, которым непосредственно вручаются боевые машины, тем самым обрекаются высшим доверием народа, нашей партии и Советского правительства.

Будьте же достойны этого высокого доверия.

Приказываю:

  1. Танк БТ-5 № 26840 имени Зои Космодемьянской: командир сержант Худенков  И. Н., механик-водитель – старший сержант Пономарев А. С., башенный стрелок – сержант Ошустин В. И.
  2. Танк БТ-5 № 112-4: командир танка младший сержант Валеев Ж. А., механик-водитель – красноармеец Коваль М. А., башенный стрелок - красноармеец Капков В. В.
  3. Танк БТ-5 № 254-0: командир танка – сержант Филинов . И., механик-водитель – старшина Власов Н. И., башенный стрелок – ефрейтор Анисимов В. М.
  4. Танк БТ-5 № 0212-7: командир танка – старшина Зайцев Я. И., механик-водитель – ст. сержант Ковтун В. В., башенный стрелок – красноармеец Новиков С. Г.
  5. Танк БТ-5 № 172-45: командир танка – младший сержант Полосев И. Д., механик-водитель – красноармеец Березен А. Г., башенный стрелок – красноармеец Новиков С. И.
  6. Танк БТ-5 № 172-47: командир танка – старшина Побкянский Г. К., механик-водитель – ст. сержант Овсянин В. В., башенный стрелок – красноармеец Жулунов А. Д.
  7. Танк Т-26 № 915486: командир танка – старшина Тутушкин Е. П., механик-водитель – старшина Кивасов И. О., башенный стрелок – красноармеец Гусев И. Ф.
  8. Танк Т-26 № 915416: командир танка – старшина Потапов Н. И., механик-водитель – сержант Смирнов В. Г., башенный стрелок – красноармеец Рябизов Н. Г.

Поздравляю с вручением боевых машин, обязываю в совершенстве изучить эту грозную технику, стать мастерами своего дела, бить в упор немецко-фашистских захватчиков до полного их истребления.

Командир подполковник Василевский, Военком Батальонный комиссар Терехов, Начальник штаба Капитан Парский (Архив ЦК ВЛКСМ).

Фотографии танковой колонны

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
Иркипедия
Сайт, посвященный танковой колонне «Иркутский Комсомолец».
Павлов M., Желтов И., Павлов И. Танки БТ. М.: Экспpинт, 2001. – 184 c.
М. Коломиец, И. Мощанский. Камуфляж танков Красной Армии 1930 - 1945. - М.: ООО Издательский центр «Экспринт», 2003.
Фронтовая иллюстрация № 10, 2009. М. Коломиец. Танковые колонны Красной Армии 1941 - 1945. - М.: Издательство Стратегия КМ, 2009.
 
 
 

наверх