Танковый фронт

На встречных курсах.

Бои 15-го танкового корпуса против 1-й венгерской танковой дивизии за Алексеевку (17 - 20 января 1943 г.)

К середине января 1943 г., с началом Острогожско-Россошанской операции, дни сил Оси на Верхнем Дону, были сочтены. Перед противником стояла задача больше не удерживать занимаемые позиции, а вывести остатки своих деморализованных войск из образовавшихся больших и малых котлов, постепенно тающих под гусеницами советских танков 3-й танковой армии. Роль заслона предстояло сыграть измотанной в предыдущих столкновениях, но все еще боеспособной 1-й венгерской полевой танковой дивизии. Согласно информации венгерской стороны, первые советские части вошли в Алексеевку 17 января. Этот населенный пункт были крайне важен для врага, так как контроль над ним давал возможность сформировать «коридор» для вывода на запад окруженных войск 2 Венгерской армии.

18 января венгры нанесли контрудар по Алексеевке. Здесь действовали силы 1-й полевой танковой дивизии, основу которых составлял 1-й танковый батальон 30-го танкового полка под командованием капитана Гезы Мечели (Geza Meszoly). К тому времени он насчитывал 17 танков Т-38 и два средних немецких Pz-IV, а также много небронированных транспортных средств. Батальон поддерживали несколько сводных боевых групп танковой дивизии (имевших танки Pz III и зенитные самоходные установки Nimrod), а также немецкий батальон истребителей танков - PanzerJager Abteilung (Sfl.) 559, командиром которого был подполковник Вильгельм Гафнер (Wilhelm Hafner).

В 11 часов началось наступления «союзников». Вот что записал лейтенант Денеш Немез (Denes Nemeth) из II группы зенитной артиллерии танковой дивизии в своем дневнике: «При входе в Алексеевку нас встретил сильный минометный и пулеметный огонь. Один из наших танков был поражении взрывом мины, было уничтожено несколько грузовиков… На городских улицах бой шел с большими потерями с обеих сторон. Наши танки подбили четыре танка противника. Через два с половиной часа уличной борьбы мы захватили Алексеевку».

Согласно венгерским разведданным, в Алексеевке были части 305-й стрелковой дивизии и 15-го танкового корпуса. 88-я танковая бригада 15-го тк действительно в тот день находилась в этом районе, ей было не по силам перерезать сформированный венграми и немцами восьмикилометровый коридор между Алексеевкой и Иловским. Бои за последний населенный пункт как раз и вели подразделения 305-й сд.

Несмотря на то, что венграм удалось отбить Алексеевку, их потери были весьма существенны: 1 Pz. III, подорвавшийся на мине, 2 Pz. IV, тяжело поврежденные огнем советских противотанковых орудий. Также в список безвозвратных потерь отнесли и 2 зенитно-самоходных установки Nimrod - одна подорвалась на мине, водитель второй был убит, и самоходка съехала в обрыв. Таким образом, наступавшие силы потеряли не менее пяти бронированных машин, что было больше советских потерь в бронетехнике. Кроме того, в бою погиб командир танка взвода 3-го эскадрона танкового батальона сержант Гюла Бобойцов (Gyula Bobojczov).

Венгры несли потери и от собственной безалаберности. Так, старший лейтенант немец Курт-Феликс Далиц (Kurt-Felix Dalitz) переправлялся на танке Pz. III через реку Тихая Сосна. Водитель танка не заметил полыньи, тяжелая машина ушла под воду. В результате Курт-Феликс Далиц, командир 5-го эскадрона 2-го танкового батальона танковой полевой дивизии, утонул. Из всего экипажа спасся только один человек.

Советским танкистам и пехотинцам, между тем, оставалось ждать подкреплений. И они уже двигались в этот район. Это были части 48-й гвардейской стрелковой дивизии и 37-й стрелковой бригады 3-й танковой армии, а также 309-й и 340-й стрелковых дивизий 40-й армии. В их задачу входило уничтожение венгерских заслонов в лесу близ Алексеевки, где противник имел склады боеприпасов.

Бои на окраинах Алексеевки между тем продолжались, 15-й танковый корпус продолжал «разведку боем» на юге и юго-западе от населенного пункта. САУ Marder II из 51-го противотанкового батальона полевой танковой дивизии уничтожил советский танк Т-60. Часть сил венгров, также отправили на восточную окраину Алексеевки, чтобы не дать советским силам атаковать город с тыла.

Утром 19 января советские войска начали штурм Алексеевки. Атаковали танки Т-34 и Т-60. По одному танку этих типов на юго-западной окраине Алексеевки были подбиты венгерскими Marder II и Pz. IV. Поддерживающая наступление советская пехота, понесла серьезные потери. Однако и венгры начали отход. Современные венгерские источники утверждают, что это было связано с необходимостью защищать Ильинку, дескать 1-я танковая дивизия не имела сил для обороны большой по площади Алексеевки. Однако с падением Алексеевки коридор отступления 2-й венгерской армии значительно сузился, часть вражеских подразделений так и не смогла выбраться из окружения, им оставалось только сдаться наступающим советским войскам. К тому же, отход обернулся для венгерских танкистов новыми потерями. Советскими ПТО было сожжено 2 ЗСУ Nimrod.

К вечеру Алексеевка полностью контролировалась частями 15-го танкового корпуса. В ходе этих боев советскими воинами было пленено свыше 3 тыс. офицеров и солдат противника, захвачено до 700 автомашин и 300 двуконных повозок, 9 железнодорожных составов с имуществом, склады ГСМ и продовольствия, освобождено свыше 600 пленных красноармейцев.

Впрочем, бои в районе Алексеевки продолжались еще несколько дней. В ночь с 20 на 21 января диверсионная группа танковой полевой дивизии частично разрушила железнодорожную станцию Алексеевка и повредила железнодорожную линию.

Потери 88-й танковой бригады и 305-й стрелковой дивизии в боях 18 - 19 января пока не опубликованы. Известно только, что весь 15 танковый корпус с 17 по 20 января потерял безвозвратно 58 танков, в том числе 8 КВ, 41 Т-34, 2 Т-70 и 7 Т-60. Причем 8 танков утонуло при форсировании речных преград.

 

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
Csaba Becze. Magyar Steel. Hungarian Armour in WW 2, 2006.
 
 
 

наверх