Танковый фронт

Танки на Севере и Северо-Западе России

 

На Севере России танки появились в июле 1919 г., когда в Архангельске высадился британский танковый отряд под командованием майора Льюис-Брауна в составе 6 танков: трех тяжелых танков MK-V и трех средних танков МК-В (но русским данным танков было пять: два — MK-V и три — МК-В).

Отряд входил в состав британских десантных сил, но сведения о его предназначении весьма противоречивы. По одной версии, отряд предназначался для обороны Архангельского порта при эвакуации многонациональных сил союзников, по другой — танки были нужны английскому командованию для предполагаемого наступления на Петрозаводск, по третьей — предназначались для передачи их в распоряжение армии А. Колчака в случае соединения последних с войсками Северной области генерала Е. Миллера.

Однако, независимо от выдвинутых версий, танковый отряд, укомплектованный экипажами английской армии, на фронт не выдвигался и находился в Архангельске до сентября 1919 г. При эвакуации 26 сентября 1919 г., несмотря на то что было получено разрешение оставить войскам Северной области все танки, по распоряжению генерала Роулисона англичане оставили лишь две машины: тяжелый MK-V и средний МК-В. Оба танка все время находились в Архангельске и в боевых действиях не участвовали. 20 февраля 1920 года, за день до занятия города частями Красной армии, оба танка погрузили на баржу и утопили в Двине. Но, по распоряжению инспектора броневых частей 6-й армии Прибыткова их подняли со дна реки и отправили в Москву в распоряжение Запасной автоброневой бригады. Любопытная деталь: в документах Красной армии МК-В проходит как «танк с мотором «Кросслей», хотя по английским данным на МК-В ставились двигатели «Рикардо».

Танки, эвакуированные из Архангельска с британскими войсками, были доставлены в Латвию, в армии которой использовались до середины 30-х годов.

6 августа 1919 г. британский танковый отряд в составе 48 человек и четырех танков MK-V под командованием майора Карсона высадился в Ревеле (современный Таллинн). Этот отряд прибыл для поддержки белой Северо-Западной армии генерала Юденича. В конце августа танки с английским персоналом были перевезены в Нарву. Здесь к отряду для обучения прикомандировали 30 русских офицеров, из которых англичане начали формировать русские танковые экипажи. В первых числах сентября из Англии прибыло еще два MK-V. В это же время по инициативе генерала Родзянко было создано специальное пехотное подразделение — «Танковый ударный батальон». Батальон состоял из двух рот (по 200 человек каждая) и предназначался для сопровождения танков на поле боя.

Все танки получили собственные имена: «Первая помощь», «Белый солдат», «Капитан Кром», «Освобождение», «Бурый медведь» (название шестой машины неизвестно). Названия писались на бортах танков. 11 сентября 1919 года танки вместе с танковым ударным батальоном были введены в бой южнее Гдова. В течение двухнедельных боев три машины были подбиты, и 1 октября 1919 года все танки вернулись в Нарву для ремонта и отдыха экипажей.

В октябрьском наступлении Северо-Западной армии на Петроград первоначально участвовало только три машины — «Первая помощь», «Бурый медведь» и «Капитан Кром». 12 октября 1919 года танки со смешанными англо-русскими экипажами поддерживали пехоту белых при взятии Ямбурга. Отступая, красные взорвали мосты через Лугу, и только 17 октября, после сооружения переправы нужной грузоподъемности, танки но железной дороге перевезли в Гатчину, уже взятую частями Северо-Западной армии.

19-25 октября все танки поддерживали свою пехоту, наступавшую вдоль шоссе Гатчина — Царское Село, причем в результате артиллерийского огня бронепоезда красных, две машины получили повреждения. Следует отметить, что в этих боях наряду с танками, укомплектованными смешанными русско-английскими экипажами, действовали танки и с русскими экипажами. В повести известного русского писателя А. Куприна «Купол святого Исаакия Далматского» есть довольно любопытное свидетельство об англичанах: «Их танки были первейшего типа (времен войны Филиппа Македонского — горько острили в армии), постоянно чинились и, пройдя четверть версты, возвращались, хромая, в город. Англичане уверяли, что дело танков лишь производить издали потрясающее моральное впечатление, а не участвовать в бое. В своей армии они этого не посмели бы сказать. Они развращали бездействием и русских офицеров, прикомандированных к танкам. Один Перемыкин умел заставить эти танки продвигаться в гущу боя. Однажды, когда англичане, сидевшие в танке, отказались идти вперед, Перемыкин слез с коня и постучался в дверцу. Вышел высокий белокурый офицер в английском военном платье. Перемыкин поглядел на него и спросил:

— Кто вы?

Тот отвечал по-английски:

— Офицер британской армии.

Перемыкин гневно повысил голос.

— Я спрашиваю: какой вы нации?

— Русский, ваше превосходительство.

— Так передайте англичанам, что если ровно через три минуты танк не двинется вперед, то я вас всех расстреляю.

Танк двинулся».

26 октября 1919 г. все шесть танков из Гатчины убыли в Ямбург, а затем в Нарву.

Кроме английских танков, в боях под Гатчиной действовали три французских «Рено FT». Под давлением англичан они были доставлены из Финляндии, где французские инструкторы обучали финских танкистов. 20 октября 1919 г. «Рено» прибыли в Нарву. Танки участвовали в боях под Гатчиной 24 - 25 октября, после чего были возвращены в Финляндию.

После отступления Северо-Западной армии к эстонской границе все шесть английских танков 18 ноября 1920 г. были вывезены в Ревель.

В январе 1920 г. два MK-V передали Латвии, а четыре остались в Эстонии. После присоединения Прибалтики к СССР в 1940 г. до предела изношенные латышские и эстонские MK-V были переданы на склады. Но, по воспоминаниям вице-адмирала Н. Смирнова, при обороне Таллина в августе 1941 г. четыре MK-V были приведены в боеготовое состояние и использовались при обороне города.

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
М. Коломиец, И. Мощанский, С. Ромадин. Танки Гражданской войны. Армада № 14. М., М-Хобби, 1999.
 
 
 
 

наверх