Танковый фронт

На службе в Красной Армии

 

Первые красные танковые отряды начали формироваться по инициативе начальника и комиссара бронечастей 9-й армии Кавказского фронта П.Вершинина. В апреле 1920 г. в Екатеринодаре, на базе трофейного имущества, им были развернуты ускоренные курсы по подготовке танкистов из числа броиеавтомобилистов, рассчитанные на 136 часов. Обучение вели восемь бывших офицеров-танкистов деникинской армии. 1 мая 1920 г. Вершинин докладывал в Москву: «Танковые отряды сформированы наполовину, состав по 100 человек, три танка и два броневика в каждом. Формирование отрядов предполагается закончить 18 мая. Временные штаты танковых отрядов утверждены командармом 9 под № 1 и 2».

Следует отметить, что среди будущих красных танкистов имелись люди, знакомые с танками не понаслышке. Например, Евгений Киршфельд в течение полутора лет командовал танковым отрядом в германской армии (на Западном фронте).

На основании приказа по управлению бронечастей 9-й армии инженерами Лауденбахом, Давидовичем и заведующим танковым отделом армии Фотьяновым были разработаны «Временное краткое наставление для действий танков в бою», «Положение о танковых отрядах» и «Инструкция отряду танков». В этих документах, утвержденных командующим Кавказским фронтом В. Гиттисом, определялись боевые задачи танков, обязанности членов экипажа, а также содержалась информация об эксплуатации и ремонте боевых машин. Например, среди прочей информации, в пункте 53 «Инструкции отряду танков», было сказано: «Ввиду особо сложных условий работы, для поддержания духа и восстановления сил, танкисты получают ежедневно 200 граммов водки (крепостью 30 %) или соответствующее количество спирта или виноградного вина».

В апреле 1920 г. несколько трофейных танков было отправлено в Москву. Согласно сведениям Главного военно-инженерного управления на 1 мая 1920 г. «два танка прибыли на станцию Москва-Александровская, один танк в ремонте на броневом заводе, 1-й танковый отряд формируется при запасной автоброневой бригаде».

Еще одним центром формирования танковых отрядов Красной Армии был Смоленск, куда в середине мая из Москвы прибыл 1-й танковый отряд. Здесь под руководством начбронечастей Западного фронта Г. Сорокина-Ражева структура танкового отряда была опробована в ходе полигонных испытаний. По их результатам были разработаны «Штат и табель танкового автоброневого отряда», утвержденные приказом Реввоенсовета Республики № 905/160 от 28 мая 1920 г.

Согласно этому штату отряд состоял из трех танков. Учитывая ограниченные маршевые возможности танков и в целях сохранения моторесурсов, танковому отряду придавался свой железнодорожный состав для перевозки матчасти.

В мае - июне 1920 г. из Екатеринодара в Москву прибыли два танковых отряда, 2-й и 3-й, причем 2-й сразу же был отправлен на Западный фронт.

Первое боевое применение вновь сформированных танковых отрядов Красной Армии было не совсем удачным. Рано утром 4 июня 1920 г. колонна польской пехоты с артиллерией неожиданно вышла в тыл частей 30-й бригады 10-й стрелковой дивизии 16-й армии у деревни Столпище. Находившиеся в деревне броневики 7-го и 35-го бронеотрядов (всего пять машин) попытались прикрыть отход своих частей и вступили в бой с поляками. Однако из-за неразберихи и плохого состояния дорог атака броневиков была неудачной: две машины поляки подбили артогнем, а один броневик опрокинулся при маневрировании (все три машины достались полякам).

Танк МК-А № 322 «Стенька Разин» (из состава 1-го танкового отряда Красной Армии), находившийся при штабе 30-й бригады, был выдвинут для поддержки броневиков. Не доезжая 1,5 версты до деревни Столпище, «Уиппет» вступил в бой. Польские батареи немедленно открыли по нему огонь. Осколками бомбы, сброшенной с польского аэроплана, у «Стеньки Разина» повредило левый мотор, машина встала. Экипаж, сняв замки с пулеметов, покинул танк, после чего несколькими снарядными попаданиями машина была разбита. (Впоследствии танк был разобран красными и по частям перевезен в Могилев.)

Месяц спустя, 4 июля 1920 г., 2-й автотанковый, отряд под командованием А.Моргуленко (три танка MK-V) был придан 33-й Кубанской стрелковой дивизии 15-й армии. Дивизии была поставлена задача прорвать укрепленную позицию поляков в районе станции Зябки. Кроме танков, в атаке должны были участвовать 14-й автоброневой отряд (три броневика) и бронепоезд № 8. Все бронечасти были сосредоточены на фронте 293-го стрелкового полка, наносившего удар вдоль шоссе Полоцк-Молодечно.

В советской историографии этот бой представляется как первое боевое применение танков войсками Красной Армии, что не соответствует действительности. Причем всегда особо отмечалось, что оборона поляков, состоявшая из двух линий окопов и проволочного заграждения в четыре ряда, была успешно прорвана. На самом деле все обстояло несколько иначе.

Для достижения внезапности применения танки были подвезены к фронту на замаскированных железнодорожных платформах и выгружены на ст. Зябки. Исходные позиции для атаки были заняты в ночь с 3 на 4 июля. Танкам была поставлена задача: прорвать проволочные заграждения и, подавив огневые средства противника, поддержать наступление своей пехоты.

Бронеотряд должен был наступать по шоссе и совместно с конницей развивать успех в глубину. На бронепоезд возлагалась задача поддержать огнем наступление танков и броневиков.

На дело все получилось не совсем так, как планировалось. Артиллерийская подготовка, проведенная утром 4 июля артиллерией 33-й дивизии, не смогла подавить польские батареи, что затруднило развертывание танков. Кроме того, болотистая местность позволяла танкам двигаться только по дороге. Один, съехав с нее, застрял в болоте, второй сломался. В результате только третий танк с трудом достиг проволочных заграждений и, прорвав их, вышел к первой линии окопов. К этому времени польская пехота, узнав о прорыве фронта конницей красных севернее ст. Зябки и боясь быть отрезанной, покинула окопы и стала отходить на восток.

Автобронеотряд вместе с подразделениями конной разведки 98-й стрелковой бригады был введен в бой с большим опозданием и вместо прорыва в глубину ограничился поддержкой единственного танка и пехоты. В полном объеме со своей задачей справился только бронепоезд, в течение всего боя исправно поддерживавший огнем атакующие части и оттянувший на себя часть огня польских батарей. Справедливости ради следует отметить, что задача, поставленная 33-й стрелковой дивизии, в этом бою была выполнена.

На основании опыта этого боя в штат и табель отряда пришлось внести изменения. Было признано целесообразным увеличить число танков с трех до четырех, причем одного типа.

Это вызывалось двумя причинами — необходимостью повысить огневые возможности отряда и возможностью действовать взводами по два танка. Однотипностью танков в отряде предполагалось достичь сохранения силы удара при повреждении одного из них, возможности эвакуации поврежденного танка другим и упрощения обслуживания.

В июле 1920 г. в состав танкового отряда дополнительно была введена специальная команда из 30 пехотинцев с двумя пулеметами «Льюис», предназначаемая для прикрытия танков в бою.

В августе 1920 г. танковые отряды Красной Армии пали перебрасываться для действий против Русской армии Врангеля. По состоянию па 22 октября 1920 года на Южном фронте находились: 1-й танковый отряд (3 MK-V) — станция Белая Криница, 2-й танковый отряд (4 MK-V) — Славгород, 3-й танковый отряд (3 MK-V, 1 МК-А) — станция Камышеваха, 4-й танковый отряд (4 MK-V) — Харьков. Планировалось использовать 1-й танковый отряд в боях на Каховском плацдарме и при штурме перекопских укреплений. Однако, пройдя своим ходом от Криницы до Береславля (около 70 км), все танки отряда пришлось поставить в ремонт. В довершение всего 1 ноября при ночных заморозках у танков «лопнули радиаторы из-за холодов и отсутствия спирта» (видимо, спирт выпили во исполнение пункта 53 «Инструкции отряду танков»).

6 ноября 1920 г. для обследования Турецкого вала были направлены несколько танкистов 1-го танкового отряда. После их доклада от использования танков в штурме перекопских укреплений пришлось отказаться: «Глубина рва (три сажени) и высота вала (пять сажень) не позволяют пустить танки, так как откос слишком крут и танк при движении перевернется. В районе Сиваша почва мягкая, танк застрянет. Со стороны Перекопского залива вал выходит в воду и берег минирован. Через ворота не пройти ввиду артобстрела стоящих у ворот орудий». Таким образом, все участие красных танков в боях с Врангелем свелось к эвакуации танков белых, подбитых на Каховском плацдарме.

6 сентября 1920 г. была утверждена «Инструкция по боевому применению танков», ставшая первым танковым уставом Красной Армии.

В ней были определены основные положения по боевому применению танков в соответствии с боевыми свойствами и возможностями войск того времени, а также способы и приемы их действий.

По «Инструкции» танки относились к вспомогательным средствам борьбы. Они предназначались в основном для оказания помощи наступающей пехоте, особенно при прорыве обороны противника. В «Инструкции» определялись возможные боевые порядки танков, особое внимание уделялось взаимной огневой поддержке между танками и прикрытию выхода их в атаку огнем артиллерии.

Для управления в ходе боя рекомендовалось использовать специально разработанную систему условных знаков и команд, передаваемых с помощью семафоров, сигнальных флажков и ламп. Предусматривалось широкое использование в качестве средств связи мотоциклов и велосипедов.

Требования «Инструкции» были положены в основу подготовки и ведения совместных военных действий танков, броневиков и бронепоездов при установлении советской власти в Грузии и, в частности, в боях за Тифлис в феврале 1921 г.

Для наступления на Тифлис приказом по 11-й армии была создана группа тифлисского направления под командованием М. Великанова в составе 20-й стрелковой, 12-й кавалерийской дивизий, четырех стрелковых бригад и кавалерийского полка. В распоряжении группы находился 2-й автотанковый отряд (четыре танка MK-V) под командованием С. Типилова, 55-й автоброневой отряд (четыре бронеавтомобиля) и пять бронепоездов. Первое наступление, предпринятое 11-й армией 16 февраля 1921 года, было отбито.

Учтя его недочеты и перегруппировав силы, группа Великанова 24 февраля вновь перешла в наступление. Главный удар наносился вдоль бакинской железной дороги и шоссе. I Уступавшие здесь войска поддержи вались группой бронепоездов, танками и броневиками. Особо тяжелые бои развернулись за Коджорские высоты, которые были хорошо укреплены грузинскими войсками.

Танковый отряд сгрузился на ст. Аг-Тягля и был придан 78 стрелковому полку. Под прикрытием огня бронепоездов полк при поддержке танков совершил тяжелый переход и, атаковав противника, ворвался в его окопы и захватил их. Наступление проходило в трудных климатических условиях. В 14 часов начался снежный буран, видимость резко ухудшилась. Около Навтлуга один из танков, называвшийся «В чем дело», сорвался ночью с двадцатиметрового обрыва и застрял в реке. Экипаж отделался лишь ранениями — от верной гибели танкистов спас обильно выпавший снег. Остальные танки отряда благополучно дошли до Навтлуга. Находясь почти сутки в движении при температуре в танке 50 градусов и в атмосфере, насыщенной парами бензина и пороховыми газами, экипажи танков находились в полуобморочном состоянии, у многих из носа и горла шла кровь.

Видя безвыходность своего положения, в ночь на 25 февраля грузинские войска оставили Тифлис, и утром в город вошли части Красной Армии.

За мужество и отвагу, проявленные в боях за Тифлис, орденами Красного Знамени были награждены: командир 2-го автотанкового отряда С. Типилов, командир танка А.Липовой, водители танков М. Шаповалов, М. Янковский, артиллерист А.Фомин и пулеметчик В.Бледных.

Следует отметить, что грузинская армия тоже имела танки — два английских MK-V, привезенные англичанами (авторы не располагают сведениями о том, когда ганки были доставлены в Грузию). Но ввиду их плохого технического состояния, они не участвовали в боях и в качестве трофеев достались Красной Армии. Так, 20 марта 1921 г. начальник бронесил 11-й армии А. Зуп телеграфировал наркомвоенмору Грузии: «В мастерских станции Тифлис мной найден частью разобранный, со многими недостающими частями танк, английский большой типа V, № 9330. Танк был поднят и погружен на железнодорожную платформу. Танк может быть исправлен только средствами больших заводов в центре. Прошу выдать разрешение отправить танк в Москву, как дар Грузинского правительства Федеративной Республике России».

Летом 1920 г. для формирования танковых отрядов Красной Армии при Запасной автобропевой бригаде (в Москве) был создан учебный танковый дивизион. К 1 января 1921 г. в РККА имелось десять танковых отрядов, правда из-за отсутствия исправной матчасти 6-й, 7-й, 9-й и 10-й отряды не имели танков. Максимальное число танковых отрядов — тринадцать — имелось в РККА на октябрь 1921 г., затем их число стало уменьшаться.

Два слова следует сказать о классификации танков в РККА. Они назывались или по марке установленного на них двигателя (по аналогии с бронеавтомобилями): MK-V — «Рикардо», МК-А — «Тейлор», Рено— «Рено». Кроме того, существовало деление танков по размерам: Б — «Большой» (MK-V), С — «Средний» (МК-А), М — «Малый» (Рено).

Ремонт трофейных танков был организован на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) еще весной 1920 г., но из-за отсутствия квалифицированных кадров и запасных частей дело шло медленно. Например, на январь 1921 г. в ремонте на ХПЗ находилось 20 танков, а на 3 февраля 1922 г. — 29 танков и три бронированных трактора. Для более удобного контроля за ремонтом боевых машин в начале 1921 г. в Харькове был создан отдельный запасной танковый дивизион с подчинением его Запасной автоброневой бригаде в Москве.

В начале 1922 г. для помощи при вспашки полей в Поволжье, где свирепствовал голод, было решено отправить два танковых отряда — 6-й и 7-й. Их специально укомплектовали личным составом, знакомым с сельскохозяйственным трудом. Для выбора типов танков, пригодных для вспашки полей, было созвано специальное совещание представителей Главного управления транспорта и бронесил. В протоколе совещания по этому вопросу говорилось:

«...Приходится признать применение таких мощных силовых единиц, как «Рикардо» и «Тейлор» нежелательным, ибо, принимая во внимание большой вес танков и, вследствие этого, малый процент производимой работы, расход горючего будет не пропорционален произведенной работе.

Что же касается танков меньшей мощности — «Рено» (40 НР) — то ввиду их относительного приближения к тракторам, производство ими полевых работ может быть признано более или менее целесообразным». В начале марта 1922 г. отряды, получившие по пять танков «Рено» (6-й отряд «Рено»— русские, 7-й отряд «Рено» — французские), убыли в Поволжье.

Летом 1923 г. самостоятельное Управление броневыми силами Красной Армии было упразднено, и его функции были переданы Главному артиллерийскому управлению. В связи с этим в сентябре 1923 г. РВСР утвердил новые штаты автоброневых частей.

Все танковые отряды организационно были сведены в Отдельную эскадру танков (введение понятия «эскадра» обусловливалось существовавшими в то время соображениями, что танки представляют собой своеобразные "сухопутные броненосцы" и действуют в бою подобно боевым судам), состоящую из легких и тяжелых танковых флотилий.

В состав тяжелой флотилии входило четыре тяжелых дивизиона по четыре больших танка (MK-V). Всего флотилия насчитывала 16 больших танков. Легкая флотилия состояла из трех дивизионов: легкого танкового дивизиона, имевшего шесть средних танков (МК-А), истребительного танкового дивизиона из шести малых танков («Рено») с 37-мм пушками, дивизиона малых танков («Рено») — шесть штук, вооруженных пулеметами. Всего в легкой флотилии имелось 1В танков — 6 МК-А и 12 «Рено». Кроме того, каждая флотилия имела по вспомогательному дивизиону, состоящему из грузового и тракторного взводов и мастерской.

Танковая эскадра была средством усиления пехоты. Её легкие флотилии предназначались для поддержки пехоты в наступательном бою, а тяжелая — как средство усиления при прорыве сильно укрепленной полосы.

Летом 1924 г. эскадра танков была обследована специальной комиссией Московского военного округа. Результаты этого обследования были доложены командующим войсками округа К. Ворошиловым заместителю председателя РВС СССР М. Фрунзе. В этом докладе отмечалось, что «отдельная эскадра танков по состоянию материальной части, по структуре и силам не отвечает нуждам Красной Армии, по постановке учебного дела не может быть признана удовлетворительной».

В июне 1924 г. на всеармейском совещании командного состава артиллерии обсуждались вопросы по реорганизации броневых сил. Одни считали необходимым сохранить эскадру, возложив на нее задачи по подготовке личного состава, формированию танковых частей, а также сделать ее "центром изучения танкового дела и производства различных испытаний". При центре предполагалось иметь танковое техническое бюро для конструирования, создания новых образцов техники и производства опытов.

Начальник штаба танковой эскадры П. Гейнрихс предлагал на ее базе сформировать отдельную дивизию танков, куда свести все наличные танковые силы.

Обсудив все возможные варианты, РВС СССР в сентябре 1924 г. принял решение о переводе танковых частей на полковую организацию. В связи с этим, эскадра была расформирована и на ее базе сформировали отдельный танковый полк, состоящий из двух батальонов — кадрового и учебного. Всего в полку было 356 человек и 18 танков (больших, средних и малых). Оставшиеся танки находились на консервации и служили базой для развертывания танковых частей в военное время. В 1925 г. в штат полка был включен третий танковый батальон, а в каждый батальон еще по одной (третьей) роте.

В 1927 г., с началом серийного производства танков МС-1 и формированием новых танковых частей, «Рикардо», «Тейлоры» и «Рено» еще какое-то время эксплуатировались в войсках параллельно с новыми машинами. Так, по состоянию на 1 октября 1930 г. в 3-м танковом полку под командованием Коханского числилось 19 танков «Рикардо» и 47 МС-1. Это были последние из находившихся в войсках машин времен гражданской войны.

Согласно «Справке о наличии танков старых систем», на 30 января 1931 г. в РККА имелось:

«Рикардо»:

1. Отдельный учебный танковый полк — 12 шт.,

2. Склад № 37 — 28 (из них 6 на ходу).,

3. Бронекомандные курсы — 1 шт.,

4. Военно-техническая академия — 1 шт.,

5. Орловская танковая школа — 1 шт.,

6. Научно-испытательный полигон - 1 шт.

Всего 44 шт. (из них 9 шт. по Постановлению РВС с вооружения сняты).

Примечание. Из числа «Рикардо», находящихся на складе, необходимо выдать 5 шт. полигонам и частям.

«Тейлор»:

1. Склад № 37 — 8 шт.,

2. Военно-техническая академия — 1 шт.,

3. Орловская танковая школа — 1 шт.,

4. Бронекомандные курсы — 1 шт.,

5. 11-я авиабригада — 1 шт.

Всего 12 шт.(с вооружения сняты).

Примечание. Из числа «Тейлор», находящихся на складе № 37 необходимо выдать 8 шт. полигонам и частям.

«Рено»-русский:

1. Бронекомандные курсы — 1 шт.,

2. Гражданские ВУЗы — 9 шт.,

3. 2-й танковый полк — 1 шт.,

4. Военно-техническая академия — 2 шт.,

5. Орловская танковая школа — 1 шт.,

6. ВЭО-Ц.Л.П.С. — 1 шт.

Всего 15 шт (с вооружения сняты).

«Рено»-французский:

1. Гражданские ВУЗы — 1 шт.,

2. Орловская танковая школа — 1 шт.,

3. Осоавиахим — 5 шт.,

4. 11-я авиабригада — 1 шт.,

5. Научно-испытательный полигон — 1 шт.,

6. Склад № 37 — 3 шт. (из них один для обучения начсостава).

Всего 13 шт. (с вооружения сняты).

Примечание. Из 3 шт. «Рено»-французский, находящихся на складе, необходимо выдать полигонам и частям 2 шт.»

Последней точкой в карьере танков времен гражданской войны стал 1938 год. В марте этого года Народный комиссар обороны СССР К.Ворошилов утвердил представленный ему на рассмотрение начальником Автобронетанкового управления РККА Д.Павловым документ следующего содержания:

«В РККА имеются устаревшие танки разных типов — опытные образцы отечественного производства, образцы, купленные за границей и трофейные. Из них:
«Рикардо» — 15 шт., Т-18 — 862 шт.,
«Виккерс 12-тонный» — 16 шт., Т-24 — 24 шт.,
«Рено» — 2 шт., Т-33 — 1 шт.,
«Карден-Ллойд» — 4 шт., Т-41 — 8 шт.,
Т-34 — 1 шт.

Все эти танки не на ходу, без вооружения, хранятся на окружных и центральных складах и войсками не используются. Эти танки считаю необходимым использовать следующим образом:

1. «Рикардо» в количестве 14 штук передать по два городам: Смоленску, Ростову-на-Дону, Харькову, Ленинграду, Киеву, Ворошиловграду и Архангельску для использования их как исторических памятников гражданской войны.

2. Сосредоточить на НИИБТ полигоне и хранить как музейные экспонаты:
«Рикардо» — 1 шт., Т-18 — 2 шт.,

«Виккерс 12-тонный» — 1 шт., Т-24 — 2 шт.,

«Рено» — 2 шт., Т-33 — 1 шт.,

«Карден-Ллойд» — 2 шт., Т-41 2 шт.,

Т-34 — 1 шт.»

Авторы не располагают данными о том, сколько танков MK-V было установлено в качестве памятников. С уверенностью можно сказать, что «Рикардо» стояли в Смоленске, Архангельске, Харькове и Ворошиловграде.

До настоящего времени на территории бывшего СССР сохранилось всего шесть танков периода гражданской войны: в качестве памятников в Архангельске и Харькове (по одному MK-V) и в Луганске (бывший Ворошиловград) два MK-V, и в качестве экспонатов Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке один MK-V и один «Рено FT». Кроме того, имеютя три копии танка «Русский Рено», выполненные в натуральную величину, установленные на территории Ижорского завода (в С.-Петербурге), завода «Красное Сормово» (в Нижнем Новгороде) и музея в Кубинке.

Приложение 1.

Список танков, взятых в Новороссийске частями 9-й армии (по состоянию на 22 апреля 1920 г.).
«Танки типа V:

№ 9139, 9195, 9283, 9418, 9340, 9185 - означенным танкам проведен средний ремонт, находятся вполне исправными и на ходу.

№ 9387, 9118, 9020, 9431, 9024, 9277 - танки были на работе, требуют полной перечистки.

№ 9301, 9056, 9038, 9199 и танки типа А № 268, 288 - танки, вытащенные с моря в сентябре 1919 года без смазки простояли на платформах, а потому требуют тщательного пересмотра, а моторы капитального ремонта.

Всего танков 18 штук.» (РГВА, фонд 109, опись 5, дело 77, лист 23)

Приложение 2.

Список танковых отрядов РККА по состоянию на 15 ноября 1920 г.

1-й танковый автоброневой отряд (Южный фронт):

  • танк Рикардо 1Б (Большой первый. - Прим. авт.) - № 9185;
  • танк Рикардо 2Б № 9085;
  • танк Рикардо 10Б № 9153.

2-й танковый автоброневой отряд (Южный фронт):

  • танк Рикардо 4Б (бортовой номер неизвестен);
  • танк Рикардо 5Б (бортовой номер неизвестен);
  • танк Рикардо 9Б № 9050;
  • танк Рикардо № 9387.

3-й танковый автоброневой отряд (Южный фронт):

  • танк Рикардо 6Б № 9418;
  • танк Рикардо 7Б № 9283;
  • танк Рикардо 8Б № 9192;
  • танк Тейлор «Сфинкс» (трофейный) № А 371 .

4-й танковый автоброневой отряд (Южный фронт):

  • танк Рикардо № 9336;
  • танк Рикардо № 9066;
  • танк Рикардо № 9113;
  • танк Рикардо № 9028.

5-й танковый автоброневой отряд (г. Москва, при Запасной автобронебригаде):

  • танк Тейлор № А 268;
  • танк Тейлор № А294.

8-й танковый автоброневой отряд (9-я армия, г. Екатеринодар):

  • танк Рикардо № 9137;
  • танк Рикардо № 9152;
  • танк Рикардо № 9302.

В Москве при Запасной автоброневой бригаде танковые отряды № 6, 7, 9, 10 - танков не имеют.

Приложение 3.

Список бортовых номеров английских танков, использовавшихся во время гражданской войны в России и захваченных частями Красной Армии в 1919 - 1921 гг.

MK-V (59 танков), №№ : 9003, 9007, 9020, 9024, 9028, 9033, 9034, 9038, 9040, 9050, 9056, 9066, 9074, 9075, 9079, 9085*, 9113, 9118, 9122, 9137, 9139, 9141, 9146**, 9148, 9152, 9153, 9159, 9185, 9186, 9192, 9195, 9199, 9274, 9275, 9277, 9283, 9300, 9301, 9302, 9303 (пул), 9324, 9330**, 9335, 9336, 9340, 9344, 9353, 9358, 9373, 9374, 9376, 9381, 9386, 9387, 9416, 9417, 9418, 9431 (пул), 9439

МК-А (17 танков), №№: 242 , 268, 283, 288, 294, 315, 323, 326, 328, 345, 346, 356, 358, 360, 361, 371, 388

МК-В (1 танк) №: 1613*.

* Захвачены в Архангельске.
** Захвачены в Грузии в 1921 г.
(Все остальные танки были захвачены в ходе боев на Юге России).

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
М. Коломиец, И. Мощанский, С. Ромадин. Танки Гражданской войны. Армада № 14. М., М-Хобби, 1999.
 
 
 
 

наверх