Танковый фронт

Бронетракторы

 

Первый бронетрактор в России был изготовлен на Путиловском заводе в конце 1916 года. Проект бронировки разработал полковник артиллерии Гулькевич, базой служило шасси американского трактора фирмы «Аллис-Чалмерс». Бронетрактор, названный «Ахтырец», использовался во время гражданской войны в составе 3-го автобронеотряда Красной Армии.

Некоторое количество машин аналогичных конструкций было изготовлено для бронечастей Белой армии на заводах Юга России. Здесь работы по созданию бронированных тракторов начались в начале 1919 г. Основным побудительным мотивом было не только малое количество броневых автомобилей в частях белых, а главным образом то, что почти все имевшиеся броневики были сильно изношены и обладали очень низкой проходимостью. С весны 1919 г. в состав Вооруженных Сил Юга России из Англии стали поступать трактора «Холт», «Буллок-Ломбард» (в документах красных проходят как «Висконсин» — по названию штата в США, где находился завод-изготовитель), «Рустон» и «Клейтон» (все эти тракторы были штатными артиллерийскими тягачами в английской армии в годы Первой мировой войны). Работы по их бронировке велись на Ревельском заводе и заводе Судосталь в Новороссийске. Уже в феврале 1919 г. в состав 3-го бронеотряда 2-го бронедивизиона Кавказской Добровольческой армии вошли два бронетрактора — «Доблестный лабинец» и «Генерал Улагай» — изготовленные на шасси тракторов «Буллок-Ломбард» (номера двигателей тракторов 50 и 89). Вооружение каждого состояло из пяти пулеметов Максима. Обе машины получились довольно удачными и активно использовались в боях против красных частями 2-го Кубанского корпуса. В конце 1919 г. оба бронетрактора попали в руки красных.

Но не все попытки белых были удачными. Так, 1 апреля 1919 г. в Новочеркасск с Ревельского завода в Новороссийске прибыл бронированный трактор «Астраханец». Машина сразу же была отправлена на фронт 3-й Донской армии, а на следующий день, 2 апреля, начальник штаба 3-й армии Говоров телеграфировал в Екатеринодар: «Присланный в армию броневик «Астраханец» оказался непригодным для действий. Проведенное испытание дало плачевные результаты: после 100 сажень хода вода в радиаторе начала кипеть, второстепенные пулеметные установки мертвые, две имеющиеся башни не вращаются. По заявлению командира броневика испытания ему перед отправлением сделано не было, а сдан уже погруженным на платформу с приказанием отправляться как можно быстрее, в результате бесцельный проезд туда и обратно и потеря времени на исправление. В общем отличная идея использования тракторов и никуда не годное выполнение и преступная небрежность лиц, непосредственно отправляющих сюда броневик. Трактор приказано снова погрузить и отправить обратно».

Документ, как говорится не требует комментариев. О дальнейшей судьбе «Астраханца» сведений нет. Известно только, что он находился на ремонте на Ревельском заводе в конце апреля 1919 г.

Кроме этих машин по документам известны еще несколько бронетракторов в составе Вооруженных Сил Юга России. Так, в состав бронечастей Донской армии в апреле 1919 г. был включен бронированный трактор под названием «Полковник Безмолитвенный». Он был вооружен одним орудием и шестью пулеметами и имел экипаж 11 (!) человек. Машина получилась очень тяжелой, маломаневренной и использовалась в качестве учебной. К сожалению, марка трактора неизвестна.

О бронированных тракторах сообщал на допросе 1 мая 1919 г. перебежчик из Добровольческой армии поручик Г. Петрашип: «В Екатеринодаре я видел танки, но не английские, а русские, переделанные из тракторов и вооруженные пулеметами.» Сейчас трудно сказать, сколько бронетракторов было построено белыми, ведь документов по известным причинам практически не сохранилось. Правда, кое-что можно узнать из документов бронечастей Красной Армии. Так, 29 ноября 1920 г. в Бронеотдел Главного Военно-Инженерного Управления поступила телеграмма: «В Таганроге комиссия под председательством Ингусо Граевского произвела испытание бронетрактора фирмы «Ломбард» и признала, что таковой как боевая единица к использованию на фронте непригоден.» Два других трофейных «Ломбарда» предполагалось использовать в боях. Обе машины доставили на Броневой авторемонтный завод в Москве в сентябре 1920 г., где предполагалось усилить их вооружение установкой 47-мм морской пушки Гочкиса. Однако, этот проект реализован не был.

Кроме бронированных, на тракторной базе изготавливались и импровизированные самоходные артиллерийские установки. Они представляли собой морские орудия (калибром до 120-мм), установленные за броневым щитом на платформе тракторов. Изготовление таких машин велось на заводе Иеф-Вильде в Таганроге, но судя по всему, было построено всего несколько штук.

Организационно все эти трактора входили в состав 6-го тракторного дивизиона морской тяжелой артиллерии Кавказской армии. Весной 1920 г. в ходе боев на Кубани весь состав дивизиона попал в руки красных. Трофейные машины передали в 34-й сводный тяжелый гаубичный дивизион 9-й Кубанской Красной Армии. Во время боев с десантом генерала Улагая на Кубани, красные использовали одну «бронетракторную батарею», потерянную в районе станции Ново-Джерелиевской 18 августа 1920 г.

Трофейные бронетрактора недолго были в составе бронечастей Красной армии, и 1921-1923 гг. они были разбронированы.

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
М. Коломиец, И. Мощанский, С. Ромадин. Танки Гражданской войны. Армада № 14. М., М-Хобби, 1999.
 
 
 
 

наверх