В ноябре 1915 г. броневые части Русской армии пополнились Бельгийским автобронедивизионом (под таким названием он фигурирует в русских документах). История его появления такова.
Весной 1915 г. в Париже из бельгийских волонтеров была сформирована отдельная броневая часть — Corps des Autos-Canons-Mitrailleuses. Ее командиром стал майор Коллон. Эта часть — корпус, а на деле отряд или дивизион — предназначалась для боевых действий на Западе. Однако фронт здесь стабилизировался, и броневики оказались не у дел. В России же в это время шли тяжелые бои в Галиции, в которых активное участие принимали и бронеавтомобили. Поэтому король Бельгии Альберт и передал дивизион в распоряжение Николая II.
Бельгийцы прибыли в Архангельск 13 октября 1915 г. На какое-то время их расквартировали в Петергофе. Суровая русская зима послужила причиной выдачи бельгийским офицерам и солдатам пошитой специально для них зимней формы одежды — весьма колоритных полушубков и папах. 6 декабря 1915 года состоялся Высочайший смотр дивизиона в Царском Селе, а спустя месяц он прибыл на фронт. В бельгийских источниках этот дивизион официально именуется Corps Expeditionnaire des Autos-Canons-Mitrailleuses Belges en Russie (Экспедиционный корпус бельгийских пушечно-пулеметных автомобилей в России).
В штат дивизиона входили 350 человек личного состава, 13 бронеавтомобилей (6 пушечных, 4 пулеметных и 3 командирских), 6 легковых машин 20 грузовиков 18 мотоциклеток и 130 велосипедов. Основными типами бронеавтомобилей были «Морс» и «Пежо».
Эти машины при массе 3,5 т вооружались двумя пулеметами «Hotchkiss» или 37-мм пушкой. Толщина брони колебалась в пределах от 3 до 7 мм. На броневиках устанавливался двигатель «Минерва» мощностью 35 л.с. Экипаж состоял из 3 - 4 человек. Кроме боевых, в дивизионе имелись три командирских (или штабных) броневика без вооружения. Впоследствии их разобрали на запасные части для боевых машин.
В январе 1918 г. дивизион находился в Киеве. Поскольку путь на Архангельск контролировался большевиками, бельгийцам пришлось эвакуироваться по Транссибирской магистрали через Владивосток в Китай, а потом в США. При этом Россию покинул только личный состав. Материальную часть, к тому времени частично пополненную броневиками русских типов, пришлось оставить.
|