Танковый фронт

Развитие броневых сил Красной Армии в 20-х годах

 

Переход на мирное положение сопровождался значительным сокращением численности броневых сил, как и Красной Армии в целом. На 1 января 1921 г. в составе броневых сил было 208 частей различного предназначения с общей численностью 28 670 человек. К концу 1923 г. в броневых силах осталось 68 частей, в которых насчитывалось 6,7 тыс. чел. Продолжавшиеся трудности финансово-экономического порядка, необходимость экономии в военном бюджете вынуждали Советское правительство пойти на новые сокращения Красной Армии, в том числе и ее броневых сил. К концу 1924 г. в составе броневых сил осталось 17 частей с общей численностью 2 230 чел. Это был предел ниже которого численность броневых сил не опускалась.

Новые мирные условия жизни броневых сил потребовали внести изменения в систему их управления. Следует заметить, что в ходе гражданской войны на руководство броневыми силами предъявляли свои права артиллерийское, инженерное управления и даже управление военных сообщений.

В феврале 1921 г. РВСР принял решение о переходе к новой организации управления броневыми силами. Сущность новой системы состояла в объединении всех существующих к тому времени органов руководства бронесилами (броневой отдел ГВИУ, Управление инспектора бронесил при Полевом штабе РВСР, броневое отделение ЦУ ВОСО) в единое броневое управление Рабоче-Крестьянской Красной Армии (Приказ РВСР № 424/61 от 17 февраля 1921 г.). Хотя управление и оставалось еще в составе Главного военно-инженерного управления, однако его начальник получил право непосредственного доклада Главнокомандующему всеми вооруженными силами по вопросам оперативнотактического использования броневых частей.

Такая система управления создавала более благоприятные условия для развития броневых сил. Спустя три месяца РВСР на основании выводов и рекомендаций съезда командующих войсками фронтов и округов (май 1921 г.) принял решение о дальнейшей централизации системы управления броневыми силами Красной Армии.

Приказом РВСР от 6 мая 1921 г. было создано самостоятельное Управление броневыми силами Красной Армии с непосредственным подчинением его начальнику штаба РККА, а по вопросам снабжения — Главному начальнику снабжения.

К руководству броневыми силами были привлечены наиболее опытные командные, политические и инженерно-технические кадры, прошедшие школу гражданской войны.

Начальником и военным комиссаром броневых сил Красной Армии был назначен Г. С. Котовский. Его ближайшими помощниками являлись А. Т. Стоянов, Н. Н. Соколихин, А. С. Колесов, И. С. Мохов, А. П. Могиленко, С. Н. Келлер, П. К. Гейнрихс, Л. Б. Гельфанд, П. Д. Гладков, С. П. Шохин, П. С. Озеров, С. Б. Федотьев, Ю. А. Белинкин, А. К. Мирский, возглавлявшие основные отделы управления.

Управлению начальника броневых сил Красной Армии были предоставлены функции, относящиеся ко всем вопросам руководства службой броневых частей. Оно ведало формированием и боевой подготовкой броневых частей, осуществляло инспектирование, разрабатывало тактико-технические требования к боевой технике, проводило изыскание целесообразных форм организации и способов применения броневых сил, а также способов наиболее эффективной борьбы с бронесилами противника.

На Управление было возложено руководство организацией ремонта и восстановления всей броневой техники и вооружения на предприятиях промышленности, а также технический контроль над производством новой техники.

Для выполнения этих задач в составе Управления были созданы отделы: оперативный, инспекторский, организационно-строевой, технический, снабжения и др. Впервые в составе центрального органа управления броневыми силами был создан политический отдел для осуществления централизованного руководства партийно-политической работой в броневых частях. Создание такого отдела, которым руководили А. К. Мирский, Л. Б. Гельфанд, придало всей партийно-политической и воспитательной работе большую целеустремленность и плановость, что имело исключительно большое значение для повышения боевой мощи броневых сил.

При Управлении был образован Военно-технический совет, являвшийся высшим научно-техническим руководящим органом броневых сил.

Подобная же организация управления броневыми частями была создана и в военных округах. Управление начальника броневых сил округа подчинялось начальнику штаба округа и начальнику броневых сил РККА, а по линии снабжения — начальнику снабжения.

Созданная к лету 1921 г. система управления значительно способствовала дальнейшему развитию броневых сил Красной Армии.

Центральное управление начальника броневых сил РККА по решению правительства систематически проводило (через каждые три месяца) съезды (совещания) руководящих работников броневых частей, что способствовало выработке единства во взглядах по основным вопросам строительства броневых сил.

Однако летом 1923 г. самостоятельное Управление броневыми силами Красной Армии было упразднено и его функции необоснованно переданы Главному артиллерийскому управлению (Приказ РВСР № 1657 от 19 июня 1923 г.), что по существу означало шаг назад в организационном развитии броневых сил по сравнению с периодом гражданской войны.

Новые условия жизни и деятельности броневых сил потребовали внести изменения в организационно-штатную структуру броневых частей. Опыт боевой подготовки показал, что отрядная организация бронеавтомобилей и танков имеет ряд недостатков. Распыленность имевшихся боевых машин по мелким подразделениям затрудняла организацию подготовки кадров, ремонта и восстановления техники.

В сентябре 1923 г. РВСР утвердил новые штаты автоброневых, танковых и бронепоездных частей.

Броневые отряды были реорганизованы в дивизионы. Броневой автомобильный дивизион состоял из пяти звеньев, в каждом из которых было по две бронемашины. Таким образом, дивизион имел в своем составе десять бронемашин против четырех, имевшихся в отряде.

Все танковые отряды организационно были сведены в отдельную эскадру танков, которая состояла из легких и тяжелой танковых флотилий.

В состав тяжелой танковой флотилии входило четыре тяжелых дивизиона, на вооружении которых состояло по четыре больших танка. Таким образом, в тяжелой флотилии насчитывалось 16 больших танков. Легкая танковая флотилия состояла из трех дивизионов: легкого танкового дивизиона, имевшего шесть средних танков; истребительного танкового дивизиона в составе шести малых танков, вооруженных 37-мм пушками; дивизиона малых танков, имевшего также шесть танков, вооруженных пулеметами. Таким образом, всего в легкой флотилии имелось 18 танков, в том числе 6 средних и 12 малых.

Кроме указанных боевых частей, каждая флотилия имела еще по вспомогательному дивизиону, состоявшему из грузового и тракторного взводов и мастерской.

Танковая эскадра являлась средством усиления пехоты. Ее легкие танковые флотилии предусматривалось придавать стрелковым дивизиям для непосредственной поддержки и сопровождения в наступательном бою. Тяжелая танковая флотилия предназначалась как средство качественного усиления при прорыве сильно укрепленной обороны.

Значительные организационные изменения претерпели и бронепоезда. Наряду с имевшимися тремя типами бронепоездов «А», «Б» и «В» был создан еще один, более мощный тип бронепоезда «М». В его состав были включены четыре броневых площадки, каждая из которых имела на вооружении по одному 122-мм орудию и по два пулемета. Два-три разнотипных бронепоезда объединялись в состав дивизиона бронепоездов (Приказ РВС СССР № 2760/677 от 23 декабря 1923 г.).

Необходимость такого объединения подсказывалась опытом гражданской войны, который показал, что для массированного использования бронепоездов часто приходилось их объединять в импровизированные группы. В подобных случаях командованию и временно созданному штабу чрезвычайно трудно осуществлять управление и поддерживать непрерывное взаимодействие между бронепоездами. Создание дивизионов бронепоездов с постоянным штабом должно было ликвидировать эти недостатки.

Реорганизация броневых сил проводилась во время, когда руководство ими перешло в Главное артиллерийское управление Это обстоятельство в известной мере отразилось на введении в организацию броневых сил таких понятий, как «дивизион». Введение же понятия «эскадра» обусловливалось существовавшими в то время соображениями, что танки якобы представляют собой своеобразные «сухопутные броненосцы», которые действуют в бою подобно боевым судам.

Организационное строительство броневых сил, проводившееся до 1924 г. в условиях демобилизации армии, осуществлялось главным образом путем механического сокращения штатов. Вследствие этого структура броневых сил страдала рядом серьезных недостатков. Прежде всего налицо было еще много тыловых и разного рода вспомогательных частей, снижавших удельный вес их основного боевого элемента. Продолжали иметь место многочисленность организационных форм частей броневых сил и неустойчивость их штатной организации.

Летом 1924 г. эскадра танков была обследована специальной комиссией Московского военного округа. Результаты этого обследования были доложены командующим войсками округа К. Е. Ворошиловым заместителю председателя РВС СССР М. В. Фрунзе. В этом докладе отмечалось, что отдельная эскадра танков по состоянию материальной части, по структуре и силам не отвечает нуждам Красной Армии, по постановке учебного дела не может быть признана удовлетворительной.

На состоявшемся в начале июня 1924 г. всеармейском совещании командного состава артиллерии высказывались различные соображения по вопросу организации броневых сил.

Одни считали целесообразным сохранить эскадру танков, возложив на нее задачи по подготовке личного состава, формированию танковых частей, а также разработке вопросов их боевого применения.

Эскадра танков должна являться не только строевым соединением, но и базой развертывания танковых сил Красной Армии, а также центром изучения танкового дела и производства различного рода испытаний. Предлагалось иметь в центре танковый технический центр (бюро), задачей которого было бы производство опытов, конструирование, испытание новых образцов боевой техники и наблюдение за ее производством.

На указанном совещании высказывались и другие предложении о формах организации танков. В частности, начальник штаба танковой эскадры П. К. Гейнрихс считал целесообразным организационно свести все наличные силы танков в отдельную дивизию танков, которая должна состоять из трех танковых полков: тяжелого, легкого и учебного (в учебном полку три дивизиона — танковый, артиллерийский и автоброневой). Всего в дивизии предусматривалось иметь 1 289 человек личного состава, 76 танков, 64 автомашины и 25 тракторов.

Обсудив представленные варианты по реорганизации броневых сил, РВС СССР в сентябре 1924 г. принял решение о переводе танковых частей на полковую организацию. В соответствии с этим решением отдельная эскадра танков была расформирована, а ее боевая техника и вооружение обращены на создание отдельного танкового полка. По утвержденному штату полк состоял из двух батальонов: кадрового и учебного, а также подразделений обслуживания. Всего в танковом полку по штату положено 356 человек личного состава и 18 танков. Оставшаяся материальная часть танков, находившаяся на консервации, должна была явиться базой для развертывания других танковых частей в военное время.

В последующие годы происходило дальнейшее совершенствование организационной структуры броневых частей.

В 1925 г. в штат танкового полка был включен третий танковый батальон, а в каждый батальон еще по одной (третьей) роте. Кроме того, в полку была введена полковая школа для младшего командного состава. Такие же школы были созданы в дивизионах бронепоездов.

В том же 1925 г. был разработан и утвержден штат отдельного танкового батальона. Предусматривалось создание двух типов отдельных танковых батальонов: легких и тяжелых, отличавшихся друг от друга огневой мощью танков, численностью личного состава и количеством автотранспорта. В состав батальона входили штаб, три танковые роты и подразделения обслуживания. Всего батальону полагалось по штату 30 танков (легких или тяжелых).

Отдельные танковые батальоны составляли резерв Главного Командования и для ведения боевых действий могли передаваться в распоряжение командиров стрелковых дивизий.

Танковая рота трехвзводного состава представляла собой тактическое подразделение. Ее предусматривалось придавать стрелковому полку для совместных действий с ним в полном составе или повзводно на участках стрелковых батальонов.

Бронепоездные части также переводились на полковую организацию. В 1926 г. был разработан и утвержден штат полка бронепоездов, который состоял из трех легких бронепоездов (по четыре 76-мм орудия и 12 пулеметов в каждом), одного тяжелого бронепоезда (два 107-мм орудия и 8 пулеметов), одной бронеплощадки с двумя 122-мм орудиями и четырьмя пулеметами и одной бронеплощадки с одним 240-мм орудием и четырьмя пулеметами. Таким образом, полк бронепоездов, имея на борту 17 орудий разного калибра и 50 пулеметов, представлял собой подвижную и достаточно мощную ударную и огневую силу.

В целом к концу 20-х годов броневые силы были организационно укреплены. Они получили устойчивые формы своей организации, отвечавшие материальным возможностям и требованиям мобилизационной готовности.

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 
 
 

наверх