Сформирован на основании приказа по войскам Дальневосточного фронта № 0087 от 14 мая 1942 г. на станции Вяземская Дальневосточной железной дороги, и первоначально именовался Вяземским дивизионом бронепоездов (по месту дислокации).
В его состав вошли 13-й отд. легкий бепо (бронепаровоз Ов № 6798 типа ПР-35 забронирован на рембазе № 6 в 1940 г., вооружение - спаренная установка пулеметов Максима, бронеплощадки № 415 и 418 типа ПД-37 (2 76-мм пушки образца 1902/30 г. и 6 пулеметов Максима на каждой) изготовлены на заводе «Красный Профинтерн» в 1941 г.) и 67-й тяжелый бепо из состава 13-го одбп (бронепаровоз Ов № 6804 забронирован военскладом № 60 в 1934 г., вооружение - спаренная установка пулеметов Максима, бронеплощадки № 768 и 380 типа ПТ-33 (107-мм пушка образца 1910 г. и 5 пулеметов Максима на каждой) изготовлены на заводе «Красный Профинтерн» в 1934 г.).
На основании приказа заместителя наркома обороны № УБ/194 от 4 июня 1942 г. Вяземский одбп переименован в 77-й отд. дивизион бронепоездов.
На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 13 - № 735, № 67 - № 743. В 1943 г. каждый бепо получил по одной бронеплощадке ПВО с двумя 37-мм зенитками на каждой.
Кроме того, в составе дивизиона имелся бронепаровоз Эм № 727-38, забронированный в депо станции Хабаровск весной 1942 г. (броня закаленная (в документах именуется «спецсталь») котел, будка машиниста, тендер, башня ПВО 12 мм, командирская рубка 15 мм, движение 10 мм, вооружение — спаренная установка пулеметов Максима).
В ходе войны с Японией дивизион занимался охраной железной дороги в районе Вяземская - Красная Речка.
Дивизион расформирован с 21 ноября по 14 декабря 1945 г., при этом матчасть была передана 1-му одбп. |