Танковый фронт

65-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Дивизион сформирован на основании директивы заместителя командующего Южным фронтом по автобронетанковым войскам № 00217922 от 5 мая 1942 г. В его состав вошли отдельные бронепоезда № 2 «Имени Хрущева» и № 8 «Имени Изюмских рабочих».

Бепо № 2 «Имени Хрущева» (типа НКПС-42, вооружение каждой бронеплощадки - 2 76-мм зенитных пушки Лендера, 4 бортовых пулемета Максима и 2 башенных ДТ) изготовили на Харьковском паровозоремонтном заводе в августе 1941 г. - 5 сентября он уже вышел на боевой участок Ромодан—Полтава. 25 сентября бепо поступил в распоряжение 38-й армии и получил приказ поддержать части 132-й мотострелковой бригады и занять станцию Кочубеевка.

Подойдя к станции на 600 метров, бронепоезд выслал пешую разведку. Не доходя до Кочубеевки 300 метров, разведчики попали под обстрел противника, одновременно по бепо открыла огонь батарея противотанковых орудий. Состав получил не менее 8 попаданий, пробивших броню. Ответным огнем орудий были уничтожены, и бепо отошел назад.

10 - 15 октября 1941 г. бепо № 2 «Имени Хрущева» поддерживал действия 10-й танковой бригады в том же районе. Но в отличие от предыдущего боя, когда взаимодействия с пехотой не было, танкисты установили с бронепоездом телефонную связь и выделили офицера связи с машиной. В результате, в течение всего времени бепо «четко выполнял огневые заявки танковых командиров, одновременно вел огонь по близким целям, наблюдаемым с командирских рубок и ближайшего НП, выброшенного на высокое дерево у железной дороги».

16 - 30 октября бепо прикрывал участок Готня-Белгород, поддерживая наши части, а на следующий день согласно телеграммы главкома Юго-Западного фронта № 0264/ОВ был пере подчинен Южному фронту. Прибыв на станцию Ровеньки бронепоезд вошел в состав 18. а затем 37-й армии. 17 ноября 1941 г. бепо перешел на станцию Сентяновка в распоряжение 12-й армии.

Получив задачу выдвинуться в сторону разъезда Водопровод и остановить продвижение противника, бронепоезд «Имени Хрущева» 19 ноября выдвинулся вперед. Здесь он действовал в составе группы из четырех бепо под общим командованием командира бепо № 11. Других наших частей, за исключением батальона 28-й железнодорожной бригады (около 300 человек без тяжелого вооружения) здесь не было.

Весь день 19 ноября бронепоезд с открытой позиции вел огонь по немецким частям, занявшим Голубевку, рассеяв при этом до двух рот противника и уничтожив несколько минометных и пулеметных точек. В ночь с 19 на 20 ноября немцы подтянули несколько 105-мм орудий и замаскировали их. Утром, как только бепо № 2 вышел на позицию, внезапным огнем повредили бронепаровоз и разбили одно орудие, при этом один человек погиб и 3 ранено. Состав удалось оттянуть назад, паровоз заменили не бронированным, и бепо вновь вступил в бой.

21 ноября немцы подтянули орудия еще ближе, и с дистанции 600 метров сумели подбить два бронепоезда, команды которых, понеся большие потери, оставили составы, в которых стали рваться снаряды. В этой сложной ситуации бепо № 2 сумел поддержать своим огнем железнодорожный батальон. К вечеру на участок Сентяновка - Водопровод подошел 658-й стрелковый полк, а на следующий день 218-я стрелковая дивизия, которая, перейдя в наступление, отбросила противника на 30 километров.

В ноябре 1941 г. - феврале 1942 г. бепо «Имени Хрущева» поддерживал части 218-й, а в январе 261-й стрелковых дивизий в районах Светланово, Мариевка, а с 11 марта по 10 мая 1942 г. находился на ремонте на заводе имени Октябрьской революции в Ворошиловграде.

Бронепоезд № 8 «Имени Изюмских рабочих» (типа НКПС-42, вооружение каждой бронеплощадки - 2 76-мм зенитных пушки Лендера, 6 бортовых и 2 башенных пулемета ДТ) строился в депо Изюм и Красный Лиман, а доделывался и формировался на Харьковском паровозоремонтном заводе. 19 октября 1941 г. бело направили в распоряжение 34-й кавалерийской дивизии 6-й армии, затем патрулировал участок Штеровка - Дарьевка в составе 18-й армии. С 23 ноября по 3 декабря 1941 г. бепо отражал налеты немецкой авиации в районе Ростова и на станции Новочеркасск, а 4 декабря его перебросили на участок Дебальцево-Алмазная в распоряжение 12-й армии. На данном участке бронепоезд № 8 «Имени Изюмских рабочих» с 6 декабря 1941 г. по 7 января 1942 г. находился в непрерывных боях, поддерживая части 4-й, 15-й и 176-й стрелковых дивизий. За это время огнем бепо было уничтожено 5 противотанковых и 2 75-мм орудия, 7 минометов, 2 артиллерийских батареи, 10 пулеметных гнезд, 2 наблюдательных пункта, 3 автомашины и 20 подвод с боеприпасами и другими грузами, подавлено 3 артиллерийских и 3 минометных батареи, захвачено 7 пулеметов, 2 автомата, миномет, радиостанция, 205 винтовок, 100 снарядов и другое военное имущество. Свои потери за это время составили: 1 человек убит и 13 ранено.

8 января 1942 г. бепо № 8 направили на ремонт сначала в Сталинград, а затем в Ворошиловград, на завод именно Октябрьской революции, где он находился до 21 апреля. Затем бронепоезд прядали 12-й, а с 8 мая - 18-й армии на участке Штеровка - Дебальцево.

Окончательное формирование доукомплектование 65-го одбп велось на участке Ровеньки - Штеровка с 18 мая по 12 июля 1942 г. При этом бепо № 2 «Имени Хрущева» стал № 1, а № 8 «Имени Изюмских рабочих» - № 2. следует сказать, что при ремонте на заводе имени Октябрьской революции на обоих бронепоездах заменили орудия на бронеплощадках — вместо устаревших пушек Лендера в башнях смонтировали 76-мм дивизионные орудия образца 1939 г. (Ф-22 УСВ). Кроме того, каждый бепо получил площадку ПВО с двумя 76-мм пушками Лендера на каждой.

13 июля дивизион придали 216-й стрелковой дивизии, и в течение двух следующих дней оба состава вели огонь по немецким позициям и огневым точками в районах Ивановка и Великий Должик. В 22.00 15 июля бепо № 1 при следовании с огневой позиции после артналета, «наскочил на мины, заложенные железнодорожным батальоном, в результате чего бронепаровоз и одну бронеплощадку сбросило с рельс».

На следующий день бепо № 2 вел огонь по немецким позициям, а остальной личный состав дивизиона занимался подъемом сошедшей с рельс матчасти бепо № 1. К 20.00 17 июля работы завершились, и бепо № 1 «Имени Хрущева» направился на ремонт в Батайск.

Всего за 14 - 16 июля огнем 65-го одбп было уничтожено 7 автомашин, подавлены 2 артиллерийских и минометная батареи, рассеяно до батальона пехоты.

21 июля 1942 г. 65-й дивизион в составе бронепоезда № 2 «Имени Изюмских рабочих» и базы по распоряжению АБТУ Южного фронта начал передислоцироваться на станцию Кагадьник, но из-за отсутствия переправы остановился в 5 километрах от Новочеркасска. Связавшись со штабом 56-й армии, бепо № 2 23 и 24 июля 1942 г. вел огонь по «противнику, наступавшему на Новочеркасск, до израсходования всех боеприпасов, после чего (не имея возможности двигаться ни назад, ни вперед из-за взорванных мостов и горящих эшелонов) был взорван».

Причем согласно акта на уничтожение бронепоездов 65-го одбп подрыв произвели следующим образом:

«Бронеплощадки и бронепаровоз были заминированы, облиты горючим и смазочным материалом и на полном ходу пущены во впереди стоящий эшелон с рвущимися авиабомбами. Результат: бронеплощадки и бронепаровоз взлетели кусками».

Бронепоезд № 1 «Имени Хрущева» находившийся на ремонте на станции Кавказская, 2 августа 1942 года, получив распоряжение от АБТУ Донской оперативной группы Северо-Кавказского фронта, вышел для прикрытия направления Порошинская - Ново-Покровское и в дальнейшем Армавир-Кавказская. На участке Тихорецк - Кавказская бронепоезд получил новое распоряжение штаба АБТУ 18-й армии, по которому он перешел в подчинение командира 53-го одбп. По приказанию штаба армии бронепоезд № 1 «Имени Хрущева» должен был вместе с дивизионом отойти на Армавир или Краснодар, но у станции Рогачевская состав попал под бомбежку и артиллерийский обстрел. В результате, пути к станции Кавказская оказались разрушенными в нескольких местах, и восстановить их своими силами команда бепо не могла. Выхода через Тихорецкую также не было, к тому же в паровозе закончилась вода, и в 19.00 4 августа, «повредив орудия, сняв прицельные приспособления и все стрелковое вооружение, бронепоезд был облит мазутом и подожжен».

Оставшийся личный состав 65-го одбп (база дивизиона полностью погибла) вывели на переформирование в 1-й запасной полк бронепоездов.

Вновь 65-й одбп начал формироваться на основании приказа по войскам Закавказского фронта № 00521 от 31 октября 1942 г.

Часть дислоцировалась на станции Ереван и входила в состав 45-й армии. Матчасть строилась в депо Махачкала, вооружение монтировалось на заводе имени Сталина в Тбилиси. Окончательная сдача новых бепо была произведена в марте 1943 года.

65-й дивизион получил на вооружение бепо № 725 и 733, оба типа НКПС-42. Каждый из них имели на вооружении 4 76-мм пушки образца 1902 г., 12 пулеметов Максима и ДШК (на паровозе). Кроме того, бронепоезда получили платформы ПВО, на каждой из которых стояло по 2 25-мм зенитных пушки.

В ноябре-декабре 1943 гола бепо № 733 и 725 перевооружили 76-мм танковыми орудиями Ф-34. Работы выполнил Тбилисский завод имени Сталина.

65-й одбп второго формирования в боевых действиях не участвовал. Вплоть до окончания войны он располагался в Ереване, а в период с 13 по 20 ноября 1945 г. был расформирован. При этом матчасть дивизиона передали в состав 42-го одбп.

III. Боевой и численный состав дивизиона

Сформирован в составе:

  • № 1 «Имени Хрущева»
  • № 2 «Имени Изюмских рабочих»

Вновь сформирован в составе:

  • № 725
  • № 733

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх