Танковый фронт

62-й особый дивизион бронепоездов

62-й особый Новосокольнический дивизион бронепоездов

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Дивизион сформирован на станции Мармыжи в марте 1942 г. приказом по войскам Юго-Западного фронта. В его состав вошли отдельные бронепоезда № 14 и № 15, находившиеся в это время в 40-й армии и действовавшие на курском и верховьевском направлениях.

Эти бепо были построены в короткий срок — примерно за один месяц — рабочими Курского депо при активном участии личного состава этих бепо. Эти составы имели довольно примитивный вид - каждый из них состоял из двух бронеплощадок изготовленных из американских металлических полувагонов с одной полевой пушкой на каждой. Орудия могли вести огонь только вдоль железнодорожного пути в пределах до трех делений угломера по одну и другую сторону. В бортах бронеплощадок прорезали амбразуры для установки пулеметов (по четыре с каждого борта). Кроме того, в составе каждого бронепоезда имелась одна частично бронированная платформа с 76-мм зенитной пушкой Лендера образца 1914 г. и несколькими пулеметами на зенитных станках. Паровозы бронировались лишь частично — защищались только цилиндры, продувные краны, сухопарник, свисток и будка машиниста. Своей базы бронепоезда № 14 и № 15 не имели за исключением вагона-кухни, личный состав размещался и жил непосредственно в броне площадках.

Строительство обеих бепо было в основном закончено 25 октября 1941 г., к этому моменту они были укомплектованы личным составом и вооружением на 60 – 70 %, при чем сюда входили вольнонаемные бригады машинистов и другие железнодорожные специалисты, работники депо, непосредственные участники строительства бронепоездов, «изъявившими желание участвовать в боях с немецко-фашистскими захватчиками».

Не смотря на примитивную конструкцию и слабое вооружение, бепо № 14 и 15 осенью и зимой 1941 - 1942 гг. они сыграли большую роль, участвуя в оборонительных боях и поддерживая наши части.

Приказом по войскам Брянского фронта бронепоезд № 14 младшего лейтенанта В. Морозова 25 октября 1941 г. вышел со станции Курск с задачей прикрытия отходящих эшелонов, а бепо № 15 ст. лейтенанта А. Сазанова остался в городе, и 2 ноября вступил в бой с ворвавшимися в Курск немцами.

В первых же боях бронепоезд № 15 нанес противнику серьезные потери, уничтожив несколько десятков солдат и офицеров и несколько минометов противника. После того, как части Красной Армии оставили Курск, бепо № 15 активно участвовал в оборонительных боях в составе 13-й армии, действуя «в основном огневыми налетами, выезжая за передний край наших частей и ведя уничтожающий огонь из всех видов оружия».

Осенью - зимой 1941 - 1942 гг., фронт стабилизировался, бепо № 15 в районе станции Черемисово систематически привлекался для участия в боях, израсходовав за это время около 6000 снарядов. За образцовое выполнение заданий командования при обороне Курска и в последующих боях и проявленное при этом мужество и отвагу, приказом по войскам Брянского фронта 13 бойцов и командиров бронепоезда № 15 наградили орденами и медалями.

Бронепоезд № 14 в первой половине ноября 1941 г. перебросили на участок Орел, Верховье, Елец. Действуя в составе 13-й армии, бепо своим огнем прикрывал отход частей Красной Армии.

Особенно ожесточенные бои бронепоезд вел за станцию Шатилово, города Казаки и Елец. Как правило, он действовал с открытых позиций, и, «врезаясь в боевые порядки противника (Шатилово, Елей) сокрушал кинжальным огнем его оборону, или, участвуя в контратаках наших частей (Казаки), вырываясь вперед, сопровождая контратакующие части нашей пехоты, наносил тяжелые удары по врагу и этим способствовал успеху наших частей в занятии города». За образцовое выполнение задания командования в боях за города Казаки и Елец, 11 человек из команды бепо № 14 наградили орденами и медалями.

28 июня 1942 г. началось летнее немецкое наступление. С первого же дня бепо 62-го дивизиона, находясь в арьергарде 40-й армии, прикрывали отход наших частей. Отрыв дивизиона от штаба армии (радиостанций на бепо не имелось), недостаток сведений о противнике и расположении своих частей не позволило 62-му одбп действовать в единстве, и бронепоезда оказались предоставлены сами себе. Проявляя инициативу, бепо самостоятельно прикрывали эвакуацию железнодорожного транспорта и отход наших частей, отражали атаки немецкой авиации и наземных частей, принимая на себя массированные удары с воздуха.

4 июля 1942 г. из-за невозможности дальнейшего отхода — мосты через реки Дон и Ворона были захвачены противником — «бронепоезда, лишенные возможности действовать своим огнем, на перегоне у станции Семилуки были частично подорваны». В дальнейшем личный состав дивизиона отходил пешим порядком, и, потеряв в боях более 30 % личного состава, был отведен на переформирование в Москву.

Здесь по приказу начальника ГАБТУ КА от 30 июля 1942 г. началось переформирование дивизиона на штат особого - с реактивными установками. 2 августа 62-й одбп получил новую матчасть - бепо № 1 «Мичуринец», построенный Мичуринским паровозоремонтным заводом (бронепаровоз Он № 3756, броня не каленая 30 мм, будка машиниста и командирская рубка 30+15 мм с 15 мм воздушным зазором, вооружен спаркой пулеметов Максима на зенитном станке, бронеплощадки № 309, 310, 311, 312, броня не каленая, борта 15+50 мм с воздушной прослойкой 90 мм, башня 15+15 мм с воздушной прослойкой 80 мм, движение 15 мм, вооружение каждой 76-мм танковая пушка Л-10, 2 пулемета Браунинг и 3 ДТ, площадка ПВО № 239 постройки рембазы № 6, вооруженная 25-мм зениткой и пулеметом ДШК), и № 2 «Советская Армения» (бронепаровоз Ов № 6883, броня не каленая 30 мм котел, 30+25 мм движение, 25+15 мм будка машиниста, 25+15+15 мм с 20 мм воздушным зазором командирская рубка, 25 мм тендер, вооружен пулеметом ДШК, бронеплощадки № 887, 888, 889, 890, броня не каленая, борта 25 мм, башня 25+10 мм с воздушной прослойкой 80 мм, движение 10 мм, вооружение каждой 76-мм танковая пушка образца 1927/32 г. (КТ-28), 2 пулемета Максима и 3 ДТ, площадка ПВО № 238 завода «Стальмост» с двумя пулеметами ДШК).

Кроме того, на вооружение 62-го одбп поступили две бронеплощадки с реактивными установками М-8 и две площадки ПВО завода «Стальмост» с двумя 25-мм зенитными пушками на каждой. Также силами личного состава дивизиона для усиления средств ПВО, на контрольных платформах бепо дополнительно смонтировали пулеметы ДШК и 20-мм пушки ШВАК на зенитных станках. Формирование 62-го одбп завершилось к 1 ноября 1942 г., а 4 ноября дивизион убыл на Калининский фронт.

23 ноября 1942 г. дивизион поступил в распоряжение командира 362-й стрелковой дивизии 22-й армии с задачей поддержки частей дивизии на участке Нелидово - Мостовая.

Начиная с 24 ноября бронепоезда регулярно совершали огневые налеты в интересах 1210-го стрелкового полка. Для обеспечения маневра силами личного состава дивизиона была восстановлена дополнительная железнодорожная ветка к переднему краю. Всего за период с 25 ноября по 29 декабря 1942 г. бепо своим огнем уничтожили 5 пулеметов, 10 блиндажей и подавили огонь трех 75-мм орудий противника.

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 1 «Мичуринец» - № 653, а № 2 «Советская Армения» - № 701.

29 декабря 1942 г. по приказу заместителя командующего Калининского фронта по автобронетанковым войскам 62-й одбп поступил в распоряжение 3-й ударной армии и передислоцировался на станцию Великополье, в оперативное подчинение 7-й Эстонской стрелковой дивизии. Последняя вела наступление с востока на город Великие Луки.

Здесь была создана группа бронепоездов в составе 57-го и 62-го одбп под командованием командира 57-го дивизиона капитана Текучева. Группа получила задачу огневыми налетами с открытых и закрытых позиций вести огонь по восточной окраине Великих Лук, станции и прилегающим населенным пунктам - способствовать продвижению наших частей.

После увязки вопросов взаимодействия с пехотой и артиллерией 7-й стрелковой дивизии с 31 декабря 1942 г. по 7 января 1943 г. бронепоезда 62-го одбп ежедневно проводили огневые надеты, поддерживая наступление своих частей на Великие Луки. Благодаря поддержке бепо советская пехота продвинулась вперед, захватив несколько траншей, ДЗОТов и зданий на восточной окраине города. Всего за этот период 62-й одбп уничтожил 3 миномета, пулеметную точку и 3 немецких ДЗОТа.

7 и 8 января 1943 г. бронепоезда и их полевые базы на станции Великоподье подвергались атакам немецкой авиации. Зенитным огнем бепо самолеты были рассеяны, и поезда повреждений не имели. 16 января 1943 года противник повторил воздушный налет 11 бомбардировщиками, при этом прямыми попаданиями бомб были уничтожены два вагона базы - с боеприпасами, продовольствием и вещевым имуществом. Потери в личном составе составили 7 человек — один убитый и 6 раненых.

После ликвидации окруженного гарнизона в Великих Луках 62-й дивизион разместился на станции, а 24 января 1943 г. передислоцировался в район станции Чернозем в распоряжение 9-й гвардейской стрелковой дивизии. В тот же день бепо подверглись атаке 13 немецких самолетов, сбросивших до 70 бомб. В результате бомбежки было 2 человека убито, 5 ранено, уничтожено две контрольных платформы с пушками ШВАК, получил серьезные повреждения бепо № 701 - его паровоз пришлось потушить на месте в связи с повреждением труб, бронеплощадки имели большое количество пробоин осколками, сорвало 8 направляющих реактивных установок М-8. Кроме того, в трех местах за станцией оказался сильно разрушен железнодорожный путь, и бронепоезда не могли отойти в тыл.

В течение ночи, силами личного состава дивизиона, в исключительно трудных условиях, путь удалось восстановить, и к 7.00 25 января бронепоезда вывели на станцию Великие Луки. Получивший повреждения бепо № 701 отправили на ремонт в депо станции Бологое, откуда он вернулся 22 февраля.

11 апреля 1943 г. по распоряжению командующего бронетанковыми и механизированными войсками 3-й ударной армии, бронепоезд № 653 убыл на перевооружение в Москву, откуда вернулся 6 июля (пушки Л-10 заменили на Ф-34).

С 26 июня по 5 июля 1943 г. 62-й одбп поддерживал огнем наступающие части 46-й гв. стрелковой дивизии на высоту «Птахино», имеющую важное тактическое значение. Благодаря поддержке бронепоездов высота была взята.

В сентябре 1943 г. в Великополье и Великие Луки прибыл 56-й одбп. Приказом командующего бронетанковыми и механизированными войсками 3-й ударной армии 62-й и 56-й одбп свели в группу бронепоездов, командиром которой назначили командира 62-го дивизиона подполковника Алхазашвили. Группу придали 185-й стрелковой дивизии, которая седлала железную дорогу Великие Луки - Невель. Для более успешных боевых действий силами дивизионов был восстановлен железнодорожный путь на протяжении 4 км, а также проведена командирская разведка, выбор огневых позиций и наблюдательных пунктов, увязано взаимодействие с пехотой и артиллерией 185-й дивизии. Группа бронепоездов должна была сковать силы противника в районе Седурин, Еремкино, Пеньки и парализовать огнем его огневые средства в этих районах.

Бепо действовали на этом участке с 16 по 28 октября 1943 г., находясь круглые сутки на огневых позициях и ведя массированные огневые налеты по немецким позициям. Своим огнем бронепоезда не дали возможность противнику провести перегруппировку, чем способствовали проведению успешной наступательной операции левофланговыми частями 185-й стрелковой дивизии.

За время данной операции бепо 62-го одбп уничтожили 8 огневых точек, 5 минометных батарей, 2 75-мм орудия, более 70 солдат и офицеров противника, подавили огонь 10 орудий, отбили немецкую контратаку силой до роты. Находясь на огневых позициях бепо неоднократно подвергались артобстрелу и бомбежке немецкой авиацией, но благодаря организованному зенитному огню и умелому маневрированию повреждений не имели. За образцовое выполнение задания командования штаб 3-й ударной армии наградил орденами и медалями 22 человека личного состава дивизиона.

На основании шифротелеграммы командующего 2-м Прибалтийским фронтом, 62-й особый дивизион бронепоездов 20 ноября 1943 г. передали в состав 22-й армии и придали 178-й стрелковой дивизии для действий в направлениях Новосокольники и Опухлики.

17 января 1944 г. дивизион получил приказ о выходе на боевой участок Гущино-Новосокольники для «обеспечения своим огнем наступательной операции 178 СД, имеющей задачу занять г. Новосокольники, и, кроме того, быть готовым к отражению контратак противника».

На следующий день с 7.00 бронепоезда открыли огонь, поддерживая наступление пехоты. Своей артиллерией они сумели парализовать огневые точки противника на северной окраине Новосокольники, давая возможность нашим частям продвигаться вперед. На протяжении всей операции с 18 по 30 января 1944 г. бепо неоднократно участвовали в артподготовках «по обработке переднего края, а так же выполняя отдельные задачи по уничтожению укреплений, живой силы и техники противника». За это время они уничтожили минометную батарею, 12 пулеметов, 5 блиндажей. 2 75-мм орудия. 3 реактивных установки, подавили 2 реактивных установки, 3 105-мм орудия, отбили контратаку немецкой пехоты, рассеяли и частично уничтожили скопление пехоты численностью до батальона.

Своим массированными, внезапными огневыми налетами «бронепоезда изматывали противника и способствовали успеху наших частей, благодаря чему 29 января 1944 г., внезапной атакой наших частей противник был выбит из г. Новосокольники и наши части завладели городом и крупным железнодорожным узлом Новосокольники». За образцовое выполнение боевых заданий командования при овладении городом Новосокольники 45 бойцов и командиров дивизиона наградили орденами и медалями, а приказом ВГК № 015 от 03.02.1944 г. 62-му особому дивизиону бронепоездов присвоили почетное наименование «Новосокольнический».

19 февраля 1944 г. 62-й одбп со станции Великие Луки перебазировался в Торжок. Здесь 20 июня 1944 г. его передали в состав 3-й ударной армии. В ее составе дивизион действовал летом 1944 г.

В декабре 1944 г. 62-й одбп передали в состав 1-й ударной армии 2-го Прибалтийского фронта и перебросили на участок Ливберзе - Апшупе. Здесь дивизион действовал до конца войны против отрезанной в Курляндии немецкой группировки.

Расформирован в (1946] году.

III. Боевой и численный состав дивизиона

Сформирован в составе:

  • № 1 «Мичуринец»
  • № 2 «Советская Армения»

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 1 «Мичуринец» - № 653, а № 2 «Советская Армения» - № 701.

  • 653-й бронепоезд «Мичуринец» (бывший № 1)
  • 701-й бронепоезд «Советская Армения» (бывший № 2)

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

Дивизион имел следующие награды и почетные наименования

Награда № приказа (указа) и дата Краткое описание боевых заслуг
Новосокольнический Приказ ВГК № 015 от 03.02.1944 За отличие в боях с немецкими захватчиками за освобождение города Новосокольники

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх