Сформирован 9 сентября 1941 г. решением военного совета Юго-Западного направления как 1-й отд. дивизион бронепоездов Юго-Западного направления. В его состав включили бепо типа НКПС-42 № 4 и 5 - бронеплощадки для них строились на Мариупольском металлургическом завода имени Ильича, а паровозы бронировались на Харьковском паровозоремонтном заводе. Для бронировки использовалась броневая сталь толщиной 45 - 50 мм (частично не закаленная), вооружение каждой бронеплощадки состояло из двух 76-мм пушек Лендера образца 1914 г. и шести пулеметов Максима. Комплектование команд производилось при 2-м Харьковском бронетанковом училище из числа батальона выздоравливающих, 1-го запасного артполка и 11-го железнодорожного полка. Таким образом, обучение и сколачивание экипажей значительно облегчилось тем, что личный состав по специальности был подготовлен и значительная часть его уже участвовала в боях. Формирование было закончено 20 сентября 1941 г.
Уже на следующий день дивизион вступил в бой у станции Красноград. поддерживая 12-ю танковую бригаду. В течение шести дней на этом участке огнем бепо было уничтожено 9 орудий и отбито три немецких атаки. Ответным огнем противника было убито 2 и ранено 6 человек, повреждены две бронеплощадки бронепоезда № 4, который 23 сентября убыл на ремонт в Харьков.
С 12 октября 1941 г. бепо № 4 и 5 вели бои на участке Гавриши - Богодухов, поддерживая контратаки 132-й танковой бригады и 212-й стрелковой дивизии. В результате неожиданного маневра бронепоездов и хорошо подготовленного артогня. 15 октября дивизион выбил немцев со станции Гавриши и занял ее. Воспользовавшись успехом бепо. наши части на этом участке продвинулись вперед. За пять дней боев дивизион уничтожил 3 минометных батареи и батарею 75-мм орудий, при этом огонь велся прямой наводкой с открытых огневых позиций.
16 - 18 октября поочередно бепо поддерживали отходившие части 212-й стрелковой дивизии в районе Богодухова и станции Гавриши, при этом бронепоезд № 5 сошел с рельс из-за разбитого снарядами железнодорожного полотна. Однако состав удалось поднять и отбуксировать в тыл. 21 - 27 октября 1941 г. бепо № 4 и № 5 направили на ремонт в Лиски, а 14 ноября по распоряжению генерал-лейтенанта Парсегова дивизион убыл на станцию Елей в распоряжение 13-й армии. Здесь бронепоезда действовали на участках в районе Бабарыкино, Лобаново, Лев Толстой, Куликово Поле, Казаки, Лопатино, поддерживая артогнем действия наших частей.
9 декабря бронепоезда, подойдя к взорванным мостам у Долгоруково, интенсивным артогнем ночью выбил противника со станции, уничтожив 2 минометных батареи и рассеяв и частично уничтожив до роты пехоты противника.
19 декабря дивизион перебросили на участок Кшень - Мармыжи, где 31 декабря поддерживал наступление 160-й и 13-й гв. стрелковой дивизий на станцию Мармыжи и поселок Ленинский. Благодаря поддержке дивизиона оба населенных пункта были освобождены от противника, при этом бепо подбили 4 танка, рассеяли и частично уничтожили до двух рот пехоты.
1 января 1942 г. распоряжением заместителя главкома Юго-Западного фронта дивизион перебросили на участок Белый Колодезь - Волчанск, где в его состав включили третий бронепоезд - № 1. Этот состав, изготовленный в депо Лиски, состоял из бронепаровоза Ов № 864 (броня не каленая 32 мм, тендер 16 мм, будка машиниста 40, командирская рубка 45 мм) и двух 4-осных бронеплощадок весьма примитивной конструкции:
«Бронировка бронеплошадок состояла из двух стенок кровельного железа с бетонированной прослойкой между ними. Орудийные башни были открыты. Вооружение состояло из 4-х 76-мм орудий обр. 1914 - 1915 гг. и 8 пулеметов ДТ по бортам».
В другом документе сказано, что борта бронеплошадок имели толщину 400 мм и состояли из двух стальных листов с уложенными между ними рельсами, засыпанными песком.
Включенный в состав 38-й армии, дивизион действовал на участках Приколотное - Белый Колодезь - Волчанск, поддерживая части 199-й и 300-й стрелковых дивизий.
20 марта 1942 г. по директиве ГАБТУ КА 1-й дивизион бронепоездов Юго-Западного направления переформировали в 59-й отдельный дивизион бронепоездов в составе двух бепо - № 1 и № 2 (бывший № 4). При этом бепо № 5 передали в состав 60-го одбп.
Бронепоезд 2 (бывший № 4) состоял из бронепаровоза Ов № 11 (броня не каленая 32 мм, будка машиниста и командирская рубка 36 мм) и двух бронеплощадок № 279 и 280 (броня закаленная 45 мм, вооружение каждой 2 76-мм пушки Лендера и 8 пулеметов ДТ). О составе бепо № 1 будет сказано ниже.
С 7 по 15 апреля 59-й одбп по заявкам 10-й танковой бригады неоднократно вел огонь с закрытых позиций по позициям противника, уничтожив при этом 2 миномета, наблюдательный пункт и несколько десятков солдат.
15 апреля дивизион передали в 28-ю, а с 5 мая - в 21-ю армию с дислокацией на станции Булацеловка. 12 - 15 мая бронепоезда поддерживали огнем наступление 76-й стрелковой дивизии на Архангельское и Огурцово. По отзывам и донесениям стрелковых частей действия 59-го одбп были весьма успешными, при этом отмечалось, что огнем бронепоездов:
«1. Подавлено 3 станковых пулемета.
2. Уничтожено до 70 человек пехоты противника.
3. Огнем обеспечил занятие ур. Старое нашими войсками.
4. В е. Графовка разрушено 12 домов и подожжено 2, занятых немцами и убито 20 человек пехоты.
5. Прямое попадание в орудие ПТО».
В дальнейшем боевых задач дивизиону не ставилось, так как наши войска продвинулись вперед, а железная дорога оказалась разрушенной.
12 мая 1942 года бронепоезд № 1 своим огнем сбил транспортный самолет противника Юнкерс-52, экипаж и пассажиры которого - всего 9 человек — были убиты.
29 мая 1942 года 59-й одбп перебросили на участок Белый Колодезь – Волчанск - Нежеголь в распоряжение 28-й армии. 10 июня немцы перешли в наступление на участке армии, и бепо № 2 вступил в бой, произведя ряд огневых налетов по пехоте противника в районе Нежеголь.
Немецкая авиация, активно действовавшая с утра, к полудню обнаружила бронепоезда и стала бомбить их и мост через Северный Донец. Оба бепо включились в борьбу с самолетами, израсходовав более 250 снарядов. Отстреливаясь, дивизион отошел сначала на станцию Волчанск, затем Белый Колодезь и Приколотное.
Заправившись водой и загрузив боеприпасы, дивизион получил приказ — с наступлением темноты выдвинуться на разъезд Арбузовский, уточнить обстановку, установить связь с любой из наших отступающих частей и получить от них задачу.
К 2.00 11 июня бепо подошли к Арбузовскому. Встреченные по дороге отдельные идущие бойцы и командиры сообщали самую противоречивую информацию. Примерно к 3.00 бронепоезда замаскировались в двух километрах друг от друга, выставили круговое наблюдение и выслали разведку в сторону Волчанска. Примерно в 5.00 разведка донесла, что за разъездом Арбузове кий стоит немецкая колонна - 12 танков и до полка пехоты с артиллерией. Вскоре колонна двинулась вдоль линии железной дороги на Белый Колодезь.
Неожиданно выйдя на открытую огневую позицию бронепоезд № 1 открыл по противнику огонь с дистанции 500 - 800 м. Немцы развернулись и стали интенсивно отвечать, и вскоре прямыми попаданиями снарядов вывели из строя бронепаровоз бепо № 1. Благодаря усилиям машиниста Самарина, при давлении пара до 5 атмосфер бепо № 1, при поддержке бело № 2, продолжая бой, отошел на станцию Белый Колодезь. Здесь бронепоезд № 2 взял на буксир № 1, и оба состава, отбивая атаки немецкой авиации, отошли на станцию Купянск.
В ходе боя 11 июня огнем 59-го одбп было уничтожено 2 мотоцикла с мотоциклистами, легкий танк, разбито 2 орудия и 2 автомашины, рассеяна колонна противника и задержано ее продвижение.
12 июня 1942 г. бепо № 1 убыл на ремонт в Воронеж, через пять дней сюда же отправился бепо № 2. Начиная с 23 июня 1942 г. оба состава находились на заводе имени Дзержинского, где в это время размешалась ремонтная база бронепоездов Юго-Западного фронта. Здесь для бепо № I изготовили новые 4-осные бронеплощадки № 277 и 278 (забронированы сталью ХНМ, борта 16 мм+350 мм железобетон+16 мм, движение 16 мм, крыша 16+16 мм, орудийные башни 16+30 мм, вооружение каждой 2 76-мм зенитных пушки Лендера, 4 пулемета ДТ и один ДШК).
6 июля 1942 года рембаза бронепоездов эвакуировалась из Воронежа, при этом 59-й одбп направился на станцию Балашов. В пути бепо № 2 подвергся бомбежке, при этом «в результате двух прямых попаданий бомб был совершенно разбит тендер бронепаровоза. пробит потолок бронеплощадки с заклинением башни, повреждена колесная пара бронеплошадок, из личного состава убито два человека и пять человек ранено».
В таком состоянии дивизион прибыл в Балашов, где находился на ремонте до 19 сентября 1942 г.
На следующий день по распоряжению штаба автобронетанковых войск Сталин градского фронта 59-й одбп убыл на станцию Лог в распоряжение 4-й танковой армии.
В ночь с 24 на 25 и с 25 на 26 сентября бронепоезда произвели огневой налет по станции Хлебное, где немцы сосредоточили значительные силы пехоты. В результате противник не смог завершить фортификационные работы и перегруппировку своих частей в этом районе.
В первых числах октября дивизион регулярно проводил ночные стрельбы по переднему краю обороны и по огневым точкам противника, поддерживая части 22-й мотострелковой бригады в районе Хлебное и Зимовейский. После того как противник отступил, и орудия бепо 59-го одбп не могли до него достать, бронепоезда получили задачу прикрыть от атак с воздуха станцию Иловля:
«Благодаря тому, что бронепоезда дивизиона были вооружены зенитными пушками образца 1914-1915 годов, а также использованию всех огневых средств бронепоездов, самолеты противника своевременно встречались мощным заградительным орудийным и пулеметным огнем, боевой их порядок расстраивался и беспорядочно сброшенные бомбы не приносили почти никакого ущерба. За 9 налетов вражеский бомбардировщиков (35 самолетовылетов), имеющих задачей бомбить бронепоезда дивизиона и ст. Иловлю им удалось повредить осколками 4 двухосных крытых вагона, принадлежащих дивизиону и поджечь около 2-х вагонов снарядов принадлежащих 65 армии. Из личного состава дивизиона было ранено 4 человека».
Боевым распоряжением штаба автобронетанковых войск Донского фронта № 0166 от 27 ноября 1942 г. 59-й одбп направлялся на ремонт, после которого бепо вывели во фронтовой резерв: с 28 декабря 1942 г. по 1 марта 1943 г. они дислоцировались на станции Медведица, с 1 по 29 марта - на станции Борисоглебск, с 30 марта по 28 апреля - на станции Плавица.
На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 1 - № 668, а № 2 - № 675.
По распоряжению управления командующего бронетанковыми и механизированными войсками Центрального фронта 28 апреля 1943 г. 59-й одбп убыл для модернизации на Тамбовский вагоноремонтный завод. Работы велись в течение трех месяцев при активной помощи личного состава дивизиона. За это время был отремонтирован средним ремонтом бронепаровоз бепо № 675, на котором смонтировали новую командирскую рубку и башню ПВО. На бронеплощадках этого бронепоезда уменьшили высоту башен, вместо пушек Лендера в них установили 76-мм орудия Ф-34. а также подрезали броню на нижних краях бортов для вписывания площадок в габарит. Кроме того, бепо № 675 получил платформу ПВО с двумя 76-мм пушками Лендера - для ее изготовления использовали одну из артиллерийских площадок бепо № 668.
Что касается последнего, то он получил полностью новую матчасть — на средства, собранные колхозниками Тамбовской области, рабочие вагоноремонтного завода совместно с личным составом дивизиона построили новый бепо «Тамбовец» типа БП-43.
27 июля 1943 г. дивизион убыл в распоряжение управления бронепоездов и бронемашин ГБТУ КА на станцию Раменское, откуда после доукомплектования и сколачивания команд 2 сентября направился в распоряжение командующего бронетанковыми и механизированными войсками 1-го Белорусского фронта. Сначала 59-й одбп находился на станции Выгоничи в резерве фронта, а с 3 марта 1944 г. вошел в состав 61-й армии с дислокацией в Калинковичах.
Приданный 356-й стрелковой дивизии дивизион прикрывал участки Слободка - Багримовичи и Птичь - Загорины.
С 29 марта - 10 апреля бронепоезд № 668 с приданной десантной ротой патрулировал участок Тетерев-Спартак с задачей «не допустить прорыва банды «бандеровцев» через железную дорогу». Попытки мелких групп перейти через железнодорожное полотно отражались огнем бепо и десантной роты.
На основании распоряжения штаба 1-го Белорусского фронта 20 апреля 1944 г. 59-й одбп перебросили на участок Повурск - Ковель в состав 47-й армии. Приданные 260-й стрелковой дивизии, 5 июля 1944 г. бронепоезда поддерживали наступление ее 1030-го стрелкового полка на Ковель. Под прикрытием огня бепо полк форсировал реку Турня, обеспечив в дальнейшем продвижение вперед дивизии и стрелкового корпуса.
В ходе боев за освобождение Ковеля 59-й одбп уничтожил 4 пулемета, 37-мм зенитную пушку, 3 дома, превращенных немцами в огневые точки, и до 15 человек пехоты. Из-за того, что железная дорога была разрушена, бронепоезда не могли продвинуться дальше, и с 7 июля прикрывали от атак с воздуха станции Повурск и Трояновка.
9 сентября 1944 г. 59-й дивизион прибыл на участок Отвоик - Радосьць (25 километров южнее Варшавы) с задачей поддержать наступление 175-й стрелковой дивизии. Наследующий день бронепоезда в 8.00 произвели огневой налет по немецким батареям у станции Вавер. Через час противник при поддержке четырех танков контратаковал передовые батальоны 175-й дивизии. Бронепоезда в течение 20 минут вели интенсивный огонь, отбив контратаку с большими потерями для противника. Всего в течение дня дивизион уничтожил 2 орудия, 15 пулеметов, несколько десятков солдат, подавил огонь 2 минометных и 2 артиллерийских батарей, рассеял до 2 рот пехоты. В документах 175-й дивизии отмечалось, что огонь бронепоездов способствовал взятию нашей пехотой сел Збытки, Застув, Ляс.
В последующие дни 59-й одбп также активно поддерживал наступление нашей пехоты:
«11.09.44 г. дивизион с 9.00 поддерживал наступление 175 СД на ст. Вывер, где противник оказывал упорное сопротивление. В течение дня дивизион еще дважды выходил в огневой налет, ведя огонь по узлам сопротивления, мешавшим 175 СД. Бронепоезда подавили 2 минометных, артиллерийскую и пулеметную батареи, что дало возможность нашей пехоте занять Вавер, Грохув и к исходу дня выйти к Праге. Дивизион уничтожил: 2 75-мм орудия, 6 повозок с военными грузами, 2 автомашины, до 80 гитлеровцев.
13.09.44 г. в 11.00 на огневую позицию прибыл командующий 47 армии генерал-лейтенант Гусев и приказал: в 12.20 поддержать огнем наши части, ведущие наступление юго-западнее окраины Скерки и Сельце. Поставленная задача выполнена, огнем бронепоездов уничтожено 37-мм орудие, 3 пулемета, до 30 человек, и к исходу дня наши части заняли южную и центральную часть Праги».
Приказом Верховного Главнокомандующего в октябре 1944 г. за успешные действия по обеспечению взятия города Прага (пригород Варшавы) 59-й одбп получил почетное наименование «Пражский».
В январе 1945 г. дивизион поддерживал части 6-й польской дивизии, которая форсировала Вислу и заняла юго-восточную окраину Варшавы.
После окончания войны дивизион передислоцировался сначала в Бобруйск, а в 1946 г. в Орджоникидзеград (пригород Брянска), где на основании директивы Генерального Штаба Вооруженных Сил № opr/1/461195 от 28 февраля 1947 г. был расформирован в период с 25 мая по 20 июля 1947 г. Матчасть была передана 8-му дивизиону бронепоездов. |