Формирование началось в марте I942 г. в Сталинграде. Матчасть строилась на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции. 19 марта оба состава были сданы представителям ГАБТУ КА, но их вооружение затянулось до начала июля. Бронепаровозы бело защищались каленой броней 15+15 мм, будка машиниста и командирская рубка 15+15+15 мм, бронеплощадки имели защиту из каленой брони 28 мм + 50 мм железобетон + 32 мм углеродистая сталь, башни 30 мм каленая броня, вооружение каждой — 2 76-мм пушки образца 1902/30 г. и 6 пулеметов Максима.
Получив приказ прикрыть железнодорожную станцию Миллерово, дивизион 9 июля выступил из Ворошиловграда. Прибыв в Миллерово бепо двинулись в направлении станций Шепетуха и Чертково, где II июля вели огонь по немецким танкам. На следующий день в результате бомбежки были повреждены тендер и два орудия бепо № 1, разбита контрольная платформа, 10 человек убито и 18 ранено. Черным паровозом поврежденный состав оттянули в Миллерово, вскоре сюда же прибыл бепо № 2.
На следующий день, не связавшись со штабом фронта, командир дивизиона приказал бронепоездам отходить в направлении станции Тарасовка. Однако за Тарасовкой находились различные эшелоны, и 57-й одбп вынужден был остановиться и ждать когда освободиться путь. Дальнейший ход действий можно узнать из доклада заместителя командира дивизиона старшего лейтенанта Копылова:
«Около 16.00 13.7.42 г. появились танки противника в районе д. Баклановка в полутора-двух километрах от места нахождения дивизиона, и начали обстреливать деревню Баклановка, эшелоны и наши танки, которые находились в районе ст. Тарасовка и в полутора-двух километрах от нас. Командир дивизиона майор Ткаченко, вместо того, чтобы открыть огонь по танкам противника и связаться с нашими танковыми частями, решил вывести людей из материальной части и базы, а боевую часть и базу уничтожить. База и боевая часть были облиты бензином и зажжены. Сгорела ли боевая часть сказать нельзя, так как этого никто не наблюдал.
Личному составу было приказано сесть на автомашины и направиться в г. Сталинград. Т.к. своих машин не хватало, командир дивизиона приказал останавливать проходящие машины и усаживать в них своих людей. Тут же была остановлена машина, которая везла снаряды на фронт, снаряды были разгружены, а на машину посажены бойцы дивизиона. Личному составу, которому не хватило машин, было приказано как кто может ехать в Сталинград».
В результате, из 110 человек дивизиона к 17 июля в Сталинград прибыло 88 человек. Через три дня личный состав дивизиона отправили на станцию Рузаевка в распоряжение 1-го учебного полка бронепоездов имени Алябьева.
24 июля 1942 г. директивой № 726649 сс заместителя наркома обороны СССР 57-й одбп начал переформирование на штат особого дивизиона бронепоездов, имевшего на вооружении бронеплощадки с реактивными установками («катюши»).
В Рузаевке дивизион получил новую боевую матчасть, подвижной состав базы и пополнение личного состава до полного штата. Офицерский состав прежнего дивизиона в период переформирования в основном заменили офицерами присланными из отдела кадров управления бронепоездов ГАБТУ КА - сменили командира дивизиона замполита, заместителя по строевой части, командиров и замполитов бронепоездов, командиров бронеплошадок.
57-й одбп подучил новую матчасть - бронепоезд № 1, построенный в депо станции Вологда (бронепаровоз Ов № 1418. броня не каленая 16+16 мм с воздушным зазором 15 мм, движение 20+10 мм с воздушным зазором 10 мм, командирская рубка и будка машиниста 25+16 мм с воздушной прослойкой 10 мм, башня ПВО 20 мм, вооружен спаренной зенитной установкой пулеметов Максима, бронеплощадки № 170 и 171, броня не каленая, борта 12+12 мм и 16+16 мм с воздушным зазором 10 мм, движение 15 и 20 мм, башни 16+16 мм с воздушным зазором 15 мм, вооружение каждой 2 76-мм танковых пушки Л-10, 4 пулемета Браунинг и 2 ДТ), и бепо № 2, изготовленный Тамбовским вагоноремонтным заводом (бронепаровоз Ов № 6041, внешние листы брони каленые, внутренние не каленые 16+16 мм с воздушным зазором 15 мм, движение 20+10 мм с воздушным зазором 10 мм, командирская рубка и будка машиниста 25+16 мм с воздушной прослойкой 10 мм, башня ПВО 20 мм, вооружен строенной зенитной установкой пулеметов Браунинг, бронеплощадки № 217, 218, 219 и 220, 170 и 171, внешние листы брони каленые, внутренние не каленые, борта и башня 15+15 мм с воздушным зазором 80 мм, движение 15 мм, вооружение каждой 76-мм танковая пушкаЛ-10, 5 пулеметов ДТ.
Кроме того, в состав дивизиона включили две платформы ПВО № 457 и 458, построенных Канашским вагоноремонтным заводом и вооруженных 37-мм зенитной пушкой и пулеметом ДШК каждая, а также две бронеплощадки № 530 и 532 с реактивной установкой М-13 и двумя пулеметами ДТ на каждой.
При приеме материальной части обнаружилось много дефектов и недоделок, поэтому в августе 1942 г. по указанию управления бронепоездов бронеплощадки направили для ремонта в Коломну на завод № 4 имени Ворошилова, а бронепаровозы в депо Белорусского вокзала. Все работы по устранению недоделок велись силами личного состава дивизиона при небольшой помощи квалифицированных рабочих и инструкторов завода и депо. К I октября 1942 года вся боевая часть была приведена в полную боевую готовность, а к 15 октября формирование дивизиона было закончено.
На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 1 — № 693, № 2 - № 686.
В ноябре 1942 г. 57-й одбп убыл на Калининский фронт, где поступил в распоряжение 3-й ударной армии. Здесь была создана группа бронепоездов в составе 57-го и 62-го одбп под командованием командира 57-го дивизиона капитана Текучева. В декабре 1942 г. - январе 1943 г. группа поддерживала части 7-й Эстонской стрелковой дивизии в районе Торопца и Великих Лук. После взятия Великих Лук 15 января 1943 г. 57-й одбп находился на станции Всполье.
4 октября 1943 г. на основании приказа штаба 3-й ударной армии дивизион передислоцировался в Новосокольники, где 17 октября вошел в состав группы бронепоездов (57 и 62-й одбп под командой командира 62-го дивизиона подполковника Алхазашвили).
20 ноября 1943 г. 57-й одбп передан из состава 3-й ударной в 22-ю армию 2-го Прибалтийского фронта, и к 17 декабря прибыл в Селижарово. Здесь он находился до ноября 1944 г. с задачей прикрытия станции от атак с воздуха.
18 ноября 1944 г. дивизион прибыл на станцию Скривери Латвийской железной дороги, где находился в резерве 2-го Прибалтийского фронта.
С 18 декабря 1944 г. дивизион вошел в состав 22-й армии 2-го Прибалтийского фронта и прибыл на станцию Добеле. В этом районе бронепоезда действовали до конца войны (последний раз они открывали огонь 4 мая 1945 г.), поддерживая части 22, 1-й ударной и 67-й армий 2-го Прибалтийского, а затем Ленинградского фронтов (эти объединения действовали против отрезанной в Курляндии немецкой группировки). Например, в период с 19 декабря 1944 г. по 2 февраля 1945 г. огнем 57-го одбп было уничтожено 5 минометных батарей, 30 пулеметов, 10 блиндажей, 3 склада с боеприпасами, 4 наблюдательных пункта, подавлен огонь 8 минометных батарей и 19 пулеметов.
57-йдивизион был расформирован в [1946] году |