Танковый фронт

55-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

К осени 1941 г. в Коломне размещался 15-й запасной артиллерийский полк в составе четырех линейных и четырех литерных дивизионов. В последних числах октября полк частично отправили на фронт, а частично эвакуировали в Киров. В Коломне остался только один дивизион - 2-й литерный, около 500 человек - предназначенный дли обороны города. Так как артиллерии дивизион не имел, по распоряжению Комитета Обороны Коломны ему передали находившиеся на складе завода №4 имени Ворошилова четыре 152-мм гаубицы Виккерса образца 1916 г. на тумбовых установках. Эти орудия смонтировали на открытых железнодорожных платформах.

В ноябре 1941 года по инициативе Коломенского городского комитета ВКП (б) решили 152-мм гаубицы установить на бронепоезд, который получил название «Коломенский рабочий». Его строительство началось на Коломенском машиностроительном заводе имени Куйбышева (точнее на оставшемся оборудовании, так как предприятие к этому времени эвакуировалось) при активном участии личного состава 2-го литерного дивизиона и рабочих заводов имени Ворошилова и имени Куйбышева. Бепо был окончательно сдан 30 января 1942 г.

С 16 декабря 1941 г. на основании директивы штаба Московского военного округа от 25 ноября литерный дивизион переформировали в отдельный бронепоездной дивизион, а с 8 февраля 1942 г. на основании директивы ГАБТУ КА - в 55-й отдельный дивизион бронепоездов.

Первоначально в 55-й одбп предполагалось включить два тяжелых бепо - «Коломенский рабочий» и аналогичной конструкции, строящийся в депо Голутвин и вооруженный четырьмя 152-мм гаубицами 1909 г. Однако сооружение последнего затягивалось, и по директиве ГАБТУ КА № 73332 от 3 марта 1942 г. вместо него в 55-й дивизион поступил бронепоезд типа ОБ-3, построенный в Подольске (бепо, изготовленный в Голутвине позже включили в состав 54-го одбп).

Бронепоезд № 1 55-го одбп. построенный на Подольском заводе имени Орджоникидзе, состоял из бронепаровоза Ов № 870 (броня каленая 15+15 мм, тендер 10+15 мм, вооружен счетверенной зенитной установкой пулеметов Максима) и бронеплощадок № 825, 826, 827 и 828 (броня каленая 10+10+10 мм с воздушным зазором 80 мм, вооружение каждой 76-мм пушка (№ 825 - образца 1902/30 г., № 827 - образца 1902 г., № 826, 828 - танковая образца 1927/32 г.) и 5 пулеметов ДТ). При формировании в Москве в сослав бепо дополнительно включили 4-осную бронеплощалку ПВО №. 836, изготовленную Коломенским машиностроительным заводом (броня не каленая 29+6 мм, вооружена 3 пулеметами ДТ и 2 25-мм зенитками).

Бронепоезд № 2 «Коломенский рабочий» включал бронепаровоз Ок № 105 (броня не каленая 20 мм, тендер 10 мм, будка машиниста 23 мм), двух артиллерийских бронеплошадок № 843, 844 (броня не каленая 29+6 мм, башни 10+13 мм, вооружение каждой 2 152-мм гаубицы Виккерса и 3 пулемета ДТ) и 4-осной площадки ПВО № 867 (броня не каленая 29+6 мм, вооружена 3 пулеметами ДТ, 37-мм и 25-мм зенитками).

На основании директивы начальника ГАБТУ КА № 701624 от 19 марта 1942 г. 55-й одбп убыл в распоряжение 3-й армии Брянского фронта, где вошел в оперативное подчинение начальника артиллерии 240-й стрелковой дивизии под городом Мценск. Дислокацией дивизиона стала станция Чернь.

26 апреля 1942 года 55-й одбп получил задачу по подавлению ДЗОТов противника в районе высот 208.0 и 214,6, после чего должен был перенести огонь вглубь немецкой обороны и сосредоточить его по дорогам, ведущим к Мценску.

В 5.00 27 апреля оба бронепоезда стали на огневые позиции и в районе станции Бастыево открыли огонь:

«Выполняя поставленную задачу, и к 11.30 подавив 30 ДЗОТ и 2 батареи, бронепоезда получили приказ в порядке очередности отойти для пополнения боеприпасами. После этого они получили приказ перенести огонь на станцию Мценск и дороги, ведущие к городу с запада. И эту поставленную задачу дивизион выполнил успешно.

В 13.20 на бронепоезда напала вражеская авиация в количестве 7 самолетов и бомбежкой вывела из строя одну бронеплощадку бепо № 2 и одну бепо № 1. Отразив атаку авиации бронепоезда отошли в район Бастыево, оставив на линии боя 2 поврежденных площадки и одну не поврежденную, отрезанную разорванным путем. Были приняты срочные меры к исправлению пути и выводу бронеплощадок, и к 7.00 2 мая 1942 г. вся матчасть была выведена и доставлена в Скуратове.

В результате боя дивизион потерял 27 человек - 14 убитых и 13 раненых.

Следует сделать вывод, что вследствие отсутствия прикрытия действий бронепоездов авиацией и продолжавшееся в течение 9 часов их пребывание на линии боя, немецкая авиация имела возможность атаковать их.

Орудия, установленные на площадках бронепоездов как № 1, так и № 2 по своим конструкциям старые, достаточно изношенные до войны, поэтому в результате длительного боя частью вышли из строя, и требуют капитального ремонта.

Всего во время боя израсходовано: 152-мм выстрелов - 800, 76-мм - 919, 37 мм - 195, 25-мм — 350».
В результате, дивизион отправил на ремонт в Коломну две бронеплощадки и бронепаровоз (от бепо № 2, также получил повреждения в ходе боя), откуда они прибыли 7 июля 1942 г. (вместо разбитой тяжелой площадки изготовили новую).
С 27 апреля 1942 по июль 1943 года 55-й одбп активных боевых действий не вел, охраняя станции Чернь, Выползово и Скуратов от атак с воздуха. За это время по данным штаба дивизиона бепо сбили и подбили 6 немецких самолетов.

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 110942(1 от 5 декабря 1942 года бронепоезда получили новые номера: № I - № 664, № 2 «Коломенский рабочий» -№ 698.

Переданный в состав 11-й гв. армии Центрального фронта 55-й одбп также не вел активных действий из-за разрушенного железнодорожного полотна. Он занимался прикрытием от атак с воздуха моста в районе станции Отрада.

31 января 1944 г. дивизион передислоцировали на станцию Шарыбовка, в район Жлобина. Вошедший в состав 63-й армии 1-го Белорусского фронта он поддерживал огнем части 323-й стрелковой дивизии в районе станции Хальч, во время ликвидации немецкого плацдарма на правом берегу Днепра, затем действовал совместно со 115-М укре-прайоном. 23 апреля 1944 г. 55-й одбп вывели из состава 3-й армии в резерв фронта на станции Калинниковичи и Мозырь, прикрывая их от атак с воздуха.

В августе 1944 г. дивизион передислоцировали в Брест, а в декабре — на участок Ковель - Сарны, на станцию Маневичи. Здесь 55-й одбп получил задачу охраны железной дороги от «националистических банд - «бульбовцев». 10 января у станции Желудек команда бепо № 698 провела первую операцию, при этом в ходе боя было убито 50 бандитов.

Согласно решения Военного Совета 1-го Белорусского фронта 55-й одбп с 10 марта 1945 года перешел в оперативное подчинение войскам НКВД по охране тыла с дислокацией на станциях Дуков и Сварженц (восточнее Познани). Бронепоезда охраняли коммуникации железнодорожного узла Познани и мосты через Варту. За операции, проведенные совместно с частями НКВД против вооруженных националистических подразделений были награждены орденами и медалями 123 человека из личного состава дивизиона.

30 мая 1945 г. 55-й одбп вывели из подчинения войскам охраны тыла, а 8 августа - из состава Группы советских оккупационных войск в Германии и направили по Львовский ВО. Здесь на основании директивы Генерального Штаба с 3 сентября 1945 г. дивизион приступил к расформированию. Матчасть была передана 49-му одбп.

III. Боевой и численный состав дивизиона

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх