Танковый фронт

53-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Формирование началось в ноябре 1942 г., при этом часть средств на постройку матчасти собрала молодежь Чувашии. 12 декабря 1941 г. секретарь Чувашского обкома ВКП (б) И. Чарыков направил одному из членов Государственного Комитета Обороны Г. Маленкову следующее письмо:

«По инициативе комсомола молодежь и трудящиеся Чувашской АССР собрали средства на постройку бронепоезда 845000 рублей. Сбор средств продолжается.

Комсомольцы обратились с просьбой в обком ВКП (б) возбудить ходатайство перед Государственным Комитетом Обороны о присвоении бронепоезду имени «Комсомол Чувашии». Сообщая Вам об этом. Обком ВКБ (б) просит разрешить из числа строящихся на нашем - Канашском вагоноремонтном заводе, присвоить одному бронепоезду это имя, и все средства, собранные на постройку бронепоезда, перечислить на текущий счет этого завода.

Прошу сообщить Ваше решение».

На этом документе Маленков наложил резолюцию: «т. Федоренко, Решите этот вопрос. 2.1.42 г».

Дивизион получил матчасть только в апреле 1942 года. Бронепоезд № 1, вошедший в его состав, состоял из бронепаровоза Ов №. 6375, забронирован в депо станции Куйбышев (броня не каленая 25 мм, будка машиниста 15+25 мм, командирская рубка 18+20 мм, вооружение пулемет ДШК) и четырех бронеплощадок типа ОБ-3 № 141, 142, 143 и 144, изготовленных на Канашском вагоноремонтном заводе (броня не каленая, борта и башни 37 мм, движение 15 мм, крыша 20 мм, вооружение каждой 76-мм зенитная пушка Дендера и 4 пулемета ДТ).

Бепо № 2 состоял из бронепаровоза Ов № 6039, забронированного в депо станции Ярославль (броня не каленая 15+15 мм, командирская рубка и будка машиниста 15+15+15 мм, движение тендера 15 мм, вооружение пулемет ДШК) и четырех бронеплощадок типа ОБ-3 № 145, 146, 147 и 148, изготовленных на Канашском вагоноремонтном заводе (броня не каленая, борта и башни 37 мм, движение 15 мм, крыша 20 мм, вооружение каждой 76-мм зенитная пушка Лендера и 4 пулемета ДТ). На строительство бепо № 2 поступили средства, собранные молодежью Чувашии, и состав получил название «Комсомол Чувашии».

При формировании в Москве каждый бепо получил по одной площадке ПВО завода «Стальмост» (№ 243 и 244 соответственно), каждая из которых вооружалась двумя пулеметами ДШК.

25 мая 1942 г. 53-й одбп убыл в распоряжение штаба Южного фронта, где вошел в состав 18-й армии.

Приданный 17-му кавалерийскому корпусу, 29 июля 1942 г. 53-й одбп получил приказ прибыть в район станции Кущевка. Выдвинувшись из Каневской, бронепоезда не смогли продвинуться дальше. В 8.00 30 июля немцы стали обстреливать район Кущевки, и бепо рассредоточились у Крыловской.

На следующий день приказом штаба 18-й армии создается группа из бепо 53 и 51-го дивизионов под командой командира 53-го одбп майора Михелева. 1 - 3 августа 1942 г. группа поддерживала огнем контратаки частей 17-го кавкорпуса в районе Кущевки.

4 августа в 17.00 53-й одбп получил приказ штаба 18-й армии отходить через Кавказскую, так как противник находился в 2 километрах от нее. Однако когда бепо сумели подойти к станции (было около 17.00), она была уже занята, и 53-й одбп вступил в бой. Прорваться не удалось, и командир 53-го одбп принял решение вернуться к Тихорецку и уйти на Краснодарскую ветку. Бронепоезда выехали в 5.00 5 августа, но оказалось, что на протяжении 6 километров разрушен путь. Дивизион выделил для восстановления часть личного состава, вскоре подошла ремонтная бригада (около 600 человек), которая обещала восстановить путь к 19.00 5 августа. Однако к 15.00 немцы взяли Тихорецк, и восстановление пути сорвалось. Командир дивизиона принял решение прорваться через Тихорецк - впереди шел бело № 1, за ним № 2 и замыкал колонну бепо № 2 51-го одбп. Подойдя к станции, бронепоезда вступили в бой, который длился в течение четырех часов. В самом начале боя шедший впереди бепо № 1 53-го одбп сошел с рельс, в результате чего продвижение вперед стало невозможным. Попытки поставить состав на рельсы не увенчались успехом. Вскоре огнем противника была повреждена бронеплощадка шедшего в хвосте колонны бепо № 2 51-го одбп, в результате чего отход стал невозможен. Видя это в 20.00 командир дивизиона приказал снять вооружение, а составы взорвать. Всего в ходе боя огнем бепо 53-го одбп было подбито 4 танка, 4 бронемашины, рассеяно и частично уничтожено до 200 человек пехоты. Свои потери составили: 1 человек убит и 30 пропало без вести (главным образом из состава базы и направленных на восстановление железной дороги). Всего было выведено из боя 255 человек, 29 пулеметов ДТ, 1 ДШК, 34 пистолета-пулемета ППШ и 70 винтовок.

По распоряжению командования Северо-Кавказского фронта из личного состава дивизиона сформировали стрелково-пулеметный батальон (157 человек), а оставшийся личный состав направили в распоряжение 1-го запасного полка бронепоездов.

В своем докладе о подрыве матчасти, комиссар 53-го одбп старший политрук Тельнов писал:

«Причиной взрыва бронепоездов я считаю:

1. Тактически неправильное использование бронепоездов, сгруппированных на небольшом участке.

2. Железнодорожные пути подрывались без согласования с командирами соединений, действовавшими на этом участке, а по усмотрению командования подрывных подразделений».

III. Боевой и численный состав дивизиона

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх