Танковый фронт

51-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Формирование дивизиона началось в декабре 1941 г. в Москве. На его укомплектование поступали два бронепоезда, изготовленные на заводах Юга и доделанные и довооруженные в Москве.

Бепо № 1 (типа НКПС-42) строился Макеевским заводом и состоял из бронепаровоза Ов № 7058 (броня не каленая 30 мм, тендер и башня ПВО 18 мм, вооружение два пулемета ДШК) и двух 4-осных бронеплощадок № 833 и 834 (броня не каленая 45 мм, вооружение каждой 2 76-мм танковых пушки Ф-34 и 6 пулеметов ДТ). В Москве в состав бронепоезда включили площадку ПВО завода «Стальмост» с двумя 25-мм зенитками.

Бепо № 2 также начинал строиться Макеевским заводом в октябре 1941 г., но имел более примитивную конструкцию. Он состоял из бронепаровоза Ов № 5900 оригинальной бронировки (броня не каленая 20 мм, тендер и башня ПВО 14 мм, вооружение пулемет ДШК) и двух 4-осных бронеплощадок № 835 и 836 полуоткрытого типа (броня не каленая, 7+25 мм с прослойкой из песка в 250 мм, вооружение каждой 76-мм пушкаЛендера за щитом и 4 пулемета ДТ). В Москве вооружение бронепоезда усилили, включив в его состав тяжелую бронеплощадку № 379 типа военсклада № 60, вооруженную 107-мм пушкой и 5 пулеметами Максима.

27 апреля 1942 г. по директиве начальника ГАБТУ КА Я. Федоренко 51-й одбп убыл в Туапсе, откуда 12 мая его перебросили на станцию Каяла под Ростов.

Здесь бронепоезда придали 91-й стрелковой дивизии и они занимались охраной участка дорог от Батайска до Кущевки йот Батайска до Азова.

Приказом АБТУ Северо-Кавказского фронта от 24 июня 1942 г. 51-й одбп придали 17-му кавалерийскому корпусу, затем его еще несколько раз пере подчиняли и ставили различные боевые задачи. Так, 12 июля дивизион передали 51-й армии, 22 июля он получил задачу поддержать 91 и 157-ю стрелковые дивизии в направлении на Батайск. 24 июля бепо вновь придали 17-му кавкорпусу, штаб которого приказал дивизиону поддержать 15-ю кавдивизию. Выполняя это, 27 июля бронепоезда выдвинулись к станции Каяла, но из-за того, что 10-й железнодорожный батальон взорвал мост, занять исходные позиции дивизион не смог.

28 июля немцы атаковали станцию Степная, но при поддержке огня 51-го одбп атаку удалось отбить, при этом бепо уничтожили 5 автомашин и рассеяли до роты пехоты. На следующий день оба бронепоезда прикрывали отход наших частей.

30 июля дивизион получил приказ прикрыть огнем станцию Кущевка, но уже к 13.00 выполнение этой задачи оказалось затруднительным — на путях станции сосредоточились три дивизиона бронепоездов — 51-й, 53-й и 16-й. В результате, все пути оказались заняты, и составы лишились маневра. Пропустив 16-й и 53-й одбп, бепо 51-го до 18.00 находились в Кущевке, но затем вынуждены были отходить к Кисляковке, так как железнодорожные части стали взрывать железнодорожные пути.

1 августа 1942 г. приказом штаба 18-й армии создается группа из бепо 51 и 53-го дивизионов под командой командира 53-го одбп майора Михелева. В тот же день группа поддерживала огнем контратаку частей 15-й кавдивизии на Кущевку. Благодаря поддержке бепо противник был выбит со станции, при этом 51-й одбп израсходовал 250 снарядов, уничтожив несколько десятков человек и 15 автомашин.

В два последующих дня 51-й дивизион также поддерживал огнем наши кавалерийские части, но из-за налетов немецкой авиации приходилось действовать в темное время суток, приняв необходимые меры по маскировке. 4 августа бепо № 2 вновь вышел в огневой налет, но подвергся атаке немецких самолетов, в результате чего было ранено 3 человека и выедена из строя 107-мм пушка. В тот же день выяснилось, что части противника обошли Тихорецк и заняли Кавказскую, отрезав группе бронепоездов пути отхода. Несмотря на отсутствие данных разведки и связи с нашими отходящими частями, заместитель начальника АБТУ 18-й армии подполковник Якимович приказал бронепоездам прорваться через занятую противником Кавказскую. Примерно в 15.00 вперед пошли бепо № 1 «Имени Хрущева» из состава 65-го одбп и бепо № 2 51-го одбп. Не доходя до станции составы наткнулись на взорванный мост, и попали под артобстрел и удар авиации противника. В результате, у бепо № 2 51-го дивизиона сошла с рельс контрольная платформа и одна бронеплощадка, а у паровоза бепо 65-го дивизиона кончилась вода, а заправить ее было негде. Бепо № 2 51-го дивизиона вел огонь по противнику до темноты, после чего оставил состав.

Бепо № 1 51-го одбп и бепо 53-го одбп сосредоточились на станции Малороссийская, где находились до 24.00 4 августа. В это время сюда прибыл майор Хайкин из АБТУ 18-й армии, который передал приказание штаба - «держаться около Тихорецка до тех пор, пока не будет построена 12-километровая разборная железнодорожная линия на Краснодар».

Простояв под Тихорецком до 17.00 5 августа, бепо решили прорваться с боем. Но как только они вошли на территорию станции, бепо № 1 53-го одбп сошел с рельс. Бронепоезд № 1 51-го дивизиона курсировал по путям, прикрывая попытки поставить сошедший состав на рельсы, но около 18.00 огнем противника была повреждена и сошла с рельс вторая бронеплощадка. В результате, у бепо № 1 51-го одбп осталось совсем немного пространства для маневра - впереди бронепоезд 53-го дивизиона, сзади сошедшая с рельс площадка. По распоряжению командира группы бепо вел бой до 20.00, после чего команда оставила его и отошла пешим порядком. В течение дня бронепоезд уничтожил 2 орудия, 3 миномета и бронемашину противника, свои потери составили 7 человек убитых, 16 раненых и 12 пропавших без вести.

Оставшийся личный состав дивизиона вывели в 1-й запасной полк бронепоездов, где 51-й одбп расформировали.

III. Боевой и численный состав дивизиона

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх