Танковый фронт

48-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Формирование началось на основе директивы штаба Уральского военного округа от 25 ноября 1941 гж № 1/005132 в Кургане. Ввиду отсутствия матчасти, до февраля 1942 г. личный состав занимался боевой подготовкой и оборудованием вагонов базы, а затем убыл в Москву, куда прибыл 6 марта 1943 г.

В период с 6 по 12 марта личный состав дивизиона принял бронепоезда № 1 «Смерть немецким оккупантам» и № 2 «Дзержинец». При передаче бепо № 1 вдепо имени Ильича прошел митинг.

Бронепоезд № 1 «Смерть немецким оккупантам», построенный в депо имени Ильича Западной железной дороги, состоял из бронепаровоза Ов № 5144 (броня не каленая, паровоз 45 мм, тендер 30 мм, вооружение пулемет ДШК), четырех бронеплощадок № 899, 909, 903, 904 (на площадках были установлены корпуса с башнями от танков Т-34, закрытые снаружи не каленой броней в 30 (борта) и 33 мм (движение), вооружение каждой состояло из 76-мм танковой пушки Ф-34 и трех пулеметов ДТ) и площадки ПВО завода «Стальмост» № 178 с двумя 25-мм зенитными пушками.

Бронепоезд № 2 «Дзержинец», изготовленный в паровозном и вагонном депо Москва - Горьковская Дзержинской железной дороги, включал в себя бронепаровоз Ов № 5783 (броня не каленая 30-37 мм, тендер 15 мм), бронеплощадки № 905, 906, 907, 908 (на них установлены корпуса с башнями от танков Т-28, закрытые снаружи не каленой броней в 30 мм, вооружение каждой 76-мм танковая пушка КТ-28 и шесть пулеметов ДТ).

После укомплектования, 27 апреля 1942 г. 48-й дивизион убыл в Сочи, но уже на следующий день его перенаправили в состав Волховской группы войск Ленинградского фронта (с июня 1942 г. — Волховский фронт). 4 мая 48-й одбп прибыл на станцию Хвойная, откуда перешел на станции Малая Вишера и Мстинский мост в распоряжение 59-й армии. Сначала бронепоезда прикрывали станции от атак с воздуха, но уже 15 мая бепо получили задачу проводить огневые налеты с позиции у станции Дубцы. Первый налет силами двух бронепоездов провели 17 мая, и затем до 25 мая ежедневно вели обстрел немецких позиций.

24 - 25 мая бронеопезда поддерживали атаки 1269-го стрелкового полка, произведя за день два огневых налета и отразив шесть атак немецкой авиации (всего 18 самолетов). Свои потери составили: 6 человек раненых и 1 погиб. Огнем бепо было уничтожено несколько огневых точек, подавлен огонь минометной и артиллерийской батарей.

Начиная с 3 июня и до конца июля 1942 г. бронепоезда регулярно (иногда 2-3 раза вдень) выходили в огневые налеты по районам Сосиинская Пристань, Заголовье, Старый Рынок. В документах об этом сказано следующее:

«3.6.42 г. в 4.00 дивизион произвел огневой налет на лес, что севернее д. Званка – минометная батарея, и пос. Старый Рынок. В результате подавлена огневая точка — станковый пулемет, и прямые попадания в строения, блиндажи и окопы.

6.6.42 г. в 3.00 произведен повторный налет на те же районы, наблюдением установлено — подавлены 4 пулеметных точки и рассеян обоз в поселке Соснинская Пристань. После налета наблюдалась эвакуация убитых и раненых солдат и офицеров в районе поселок Старый Рынок.

7.6.42 г. дивизионом произведены два огневых налета на передний край обороны противника - Соснинская пристань, лес севернее дер. Званка. После огневого налета наблюдением с НП установлено много убитых и раненых солдат и офицеров.

23.6.42 г. дивизион двумя бронепоездами произвел огневой налет с закрытой позиции. 1-й бронепоезд - Соснинская Пристань, Старый Рынок, опушка леса северо-восточнее д. Николаевский Погост, опушка восточнее отметки 19,2. 2-й бронепоезд - северо-восточнее д. Званка. Наблюдением установлено: снаряды ложились по траншеям и окопам противника, имелись прямые попадания в строения, где имелась живая сила противника. Кроме того, прямым попаданием разрушена землянка с находившимися в ней солдатами и офицерами.

 

Перед огневыми налетами и после противник обстрелял из артиллерии огневые позиции БП, выпустив 17 снарядов (район станции Дубцы). Связь с командиром 1269 СП велась через делегата связи, откуда дивизион получает цели для огневых налетов.

С 30.6.42 г. командир дивизиона получил приказание от Ком. 59 армии об увязке действий дивизиона с начальником артиллерии 59 армии, последний приказал держать связь и получать боевые задачи от начальника артиллерии 191 СД.

Кроме НП 1269 СП дивизион имеет 4 наблюдательных пункта на переднем крае обороны наших частей, которые ведут непрерывное наблюдение за обороной противника».

В конце июля - августе 1942 г. сначала бепо № 1 «Смерть немецким оккупантам», а затем № 2 «Дзержинец» отзывались для ремонта в Москву.

В сентябре - ноябре 1942 г. бронепоезда продолжали выходить в огневые налеты, хотя и не с такой интенсивностью, как летом. Например, в ноябре бепо провели 17 налетов, из них 4-17 ноября в интересах 382-й стрелковой дивизии. Об интенсивности ведения огня можно судить потому, что только за один налет 13 ноября бепо израсходовали 777 снарядов. Всего за период май - декабрь 1942 года огнем бронепоездов

48-го одбп было уничтожено: артиллерийская и 6 минометных батарей, 5 складов, 14 пулеметных точек, 2 вагона с боеприпасами, 29 блиндажей, подавлен огонь 4 ар-тбатарей, отражено 13 воздушных налетов противника.

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 года бронепоезда получили новые номера; № 1 «Смерть немецким оккупантам» - № 681, а № 2 «Дзержинен» - № 699.

С января по сентябрь 1943 г. 48-й дивизион бронепоездов дислоцировался на 113-м блокпосту у станции Жеребье Октябрьской железной дороги. За это время не было ни одного случая, что бы немецкая авиация нанесла урон бепо.

4 октября 1943 г. 48-й одбп перешел в состав 4-й армии Волховского фронта с задачей взаимодействовать с 24-й стрелковой бригадой в районе Соснинская Пристань, Старый Рынок, Званка. 9 октября бепо № 699 произвел первый огневой налет по переднему краю немецкой обороны. С этого времени бронепоезда регулярно вели обстрел позиций противника.

С ноября 1943 г. дивизион поддерживал действия 2-го укрепрайона в районе города Чудово. Наиболее успешные огневые налеты были проведены 20, 24, 27 и 29 ноября, когда были уничтожены несколько опорных пунктов противника в районе Никольский Погост и Марьино.

Осенью 1943 г. было усилено зенитное вооружение бронепоездов 48-го одбп. Под руководством помощника командира дивизиона по техчасти инженер-капитана Язловецкого полученные 12,7-мм пулеметы Кольт смонтировали в спаренную и строенную зенитные установки.

В январе 1944 г. бепо 48-го дивизиона поддерживали наступление частей 59-й армии при прорыве немецкой обороны. Например. 26 - 29 января бронепоезда произвели 10 огневых налетов по району Старый Рынок и Чудово, в ходе которых по неполным данным было уничтожено 5 блиндажей, 4 огневых точки и до 85 солдат и офицеров противника. После освобождения Октябрьской железной дороги от противника, и взятия станций Волхов, Чудово и Тосно, 48-й одбп вывели на станцию Веребье.

28 февраля 1944 г. дивизион вышел из подчинения 54-й армии Волховского фронта и вошел в состав бронетанковых и механизированных войск Ленинградского фронта. 3 апреля 48-й одбп убыл со станции Малая Вишера на станцию Батецкая с задачей восстановления железной дороги Витебск - Ленинград. К 1 мая удалось отремонтировать почти 3 километра полотна. До конца июля бронепоезда выполняли задачу по прикрытию станции Батецкая от атак с воздуха, а 5 августа 1944 г. дивизион получил приказ о передаче из состава Ленинградского в 3-й Белорусский фронт. Через несколько дней бронепоезда прибыли на станцию Молодечно, где оставались до весны 1945 года.

Дивизион расформирован в 1946 году.

III. Боевой и численный состав дивизиона

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх