Танковый фронт

45-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Формирование началось в ноябре месяце 1941 г. во Владимире. Личный состав поступал через Владимирский горвоенкомат и из 9-го запасного танкового полка. 30 декабря 1941 г. дивизион убыл в Москву для доукомплектования личным составом и получения боевой части.

4 января 1942 года 45-й одбп получил бепо «Комиссар Лестев» (Лестев - комиссар Западного фронта, погиб в боях под Москвой осенью 1941 г., дивизионный комиссар. — Прим. автора), построенный в депо имени Войкова на станции Подмосковная Калининской железной дороги на средства, собранные жителями Ленинградского района Москвы (бронепаровоз Ов № 4994, броня не каленая 25 мм, будка машиниста 25+10 мм, вооружение 45-мм пушка в башне танка Т-26, 4-осные бронеплощадки № 831, 832, броня не каленая 25 - 18 мм, вооружение каждой 76-мм танковые пушки КТ-28, 4 пулемета ДТ и строенный ПВ-1 в специальной зенитной башне).

12 января 1942 года команда дивизиона выехала на завод имени Кагановича (станция Люблино) для участия в работе по вооружению и дооборудованию бронепоезда, строительство которого велось в паровозном депо Вологда Северной железной дороги, а окончательное оборудование и вооружение работниками завода имени Кагановича (бронепаровоз Ов № 4435 броня не каленая 15+15 мм, будка машиниста 15+25 мм, 4-осные бронеплощадки № 829, 830 броня не каленая 15+15 мм с воздушным зазором 120 мм, вооружение каждой две 76-мм танковых пушки Ф-34, 4 пулемета Браунинг и 2 пулемета ДТ, площадка ПВО завода «Стальмост» № 120 с двумя 25-мм зенитными пудиками).

К 22 февраля 1942 года все работы были закончены, и 45-й дивизион был полностью сформирован (бепо, построенный в Вологде получил № 1, а «Комиссар Лестев» - № 2).

После сколачивания команд и проведения боевых стрельб на полигоне в Коломне, на основании приказания ГАБТУ КА №701623 от 19 марта 1942 г. 45-й одбп убыл на станцию Елец в распоряжение командующего войсками Брянского фронта.

Прибыв на место 23 марта, через три дня дивизион был включен в состав 13-й армии с дислокацией на станции Студеный (участок Мармыжи - Ливны).

20 мая 1942 г. 45-й одбп получил задачу перейти на станцию Долгая для прикрытия стыка 13-й и 40-й армий. Находясь на этом участке 20 июня 1942 г. бепо № 1 провел огневой налет по немецким позициям районе деревни Руеаново.

28 июня 1942 г. в 4.15, после артподготовки, немецкая пехота и танки при поддержке авиации начали наступление на участок обороны 13 и 40-й армий. Удар наносился из района Урынок в направлении на Вышне - Долгая, Смородина, станция Долгая, и из района Шелохов в направлении Кудиново, Донец, Кривцово, Плата, станция Студеный.

Не выдержав концентрированного удара авиации, танков и пехоты противника, подразделения 15-й стрелковой дивизии стали отходить к линии железной дороги. Узнав о начале немецкого наступления, бронепоезд № 1, имея в своем составе, кроме боевой матчасти вагон с боеприпасами, штабной вагон, вагон-кухню, хоппер с углем, платформу с дровами и платформу с горючими материалами, в 5.00 занял позицию в 5 километрах южнее станции Долгая. Командир бронепоезда и командир дивизиона вышли на наблюдательный пункт. Бепо № 2 в это время курсировал по перегону Студеный - Долгая.

В 9.20 бепо № 1 прибыл на станцию Долгая для набора волы, и в пути следования дважды подвергался бомбардировке, в результате чего оказались повреждены вагон-кухня и штабной вагон, разбита радиостанция и ранено 4 человека. В это время здесь находился военком автобронетанковых войск 13-й армии, который поставил задачу - бепо № 1 выйти на перегон Долгая - Мармыжи, с задачей: не пропустить за линю железной дороги немецкие танки, прорвавшиеся к населенному пункту Гремячка 2-я, прикрыть левый фланг 129-й танковой бригады и дать ей возможность развернуться в боевой порядок, а бепо № 2 — выйти на перегон Долгая - Студеный и открыть огонь по Никольскому. Бронепоезда убыли для выполнения поставленной задачи в 9.30 - 9.50.

К 10.00 бепо № 1 занял позицию в 5 км южнее Долгая и приготовился к ведению огня. Через полчаса немцы стали обстреливать бронепоезд артиллерией, а примерно в 13.20 самолеты противника атаковали бепо № 1. В результате были разбиты и сгорели первая броне площадка, платформы с дровами и горючим, вагон с боеприпасами и хоппер с углем, разбита платформа ПВО, поврежден бронепаровоз. Команда потеряла 12 человек убитыми. 8 ранеными и трое пропади без вести. После бомбардировки, примерно в 13.45 к железной дороге вышли три немецких танка, открывшие огонь по бронепоезду. Прибывшие с наблюдательного пункта командир и военком дивизиона приказали личному составу разбитого бепо отходить на станцию Кшень.

Шедшему на помощь первому бронепоезду 45-го одбп «Комиссар Лестев» военком автобронетанковых войск 13-й армии приказал отходить на Ливны, а затем на станцию Здоровей, куда бепо прибыл в 2.15 29 июня. Здесь состав получил задачу поддержать части 143-й и 307-й стрелковой дивизии в районе Коротыш. Ежедневно, до 10 июля, по 2-3 раза бронепоезд выходил на позиции, ведя огонь по противнику.

5 июля «Комиссар Лестев» прямой наводкой отбил атаку шести танков и до батальона пехоты на станцию Коротыш, при этом подбив одну машину. В ходе боя части 307-й дивизии пришли в контратаку, а бронепоезд, преследуя отступающего противника, ворвался на станцию Коротыш, поддерживая своим огнем свою пехоту. Боевые действия 45-го одбп во многом содействовали стабилизации обороны на участке Здоровей - Коротыш. Город Ливиы, невзирая на частые атаки противника, остался в руках наших войск.

К 11 июля у бепо «Комиссар Лестев» вышли из строя орудия. Поэтому по приказу штаба 13-й армии 28 июля 45-й одбп вывели на станцию Лев Толстой для деформирования и ремонта вооружения. Здесь в августе дивизион получил новый состав - бронепоезд типа ОБ-3, вооруженный пушками Л-10.

К 25 августа 1942 г. 45-й одбп сосредоточился на станции Здоровец, где его придали 307-й стрелковой дивизии 13-й армии.

11 сентября дивизион передали в состав 48-й армии с дислокацией на станции Казаки, затем Пажень, а 13 ноября - Красная Заря.

К 8 декабря 1942 г. 45-й одбп выведен в резерв командующего бронетанковыми и механизированными войсками Брянского фронта на станции Ефремов и Бабарыкино.

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 1 — № 666, № 2 «Комиссар Лестев» - № 672.

18 марта 1943 г. дивизион передали в состав 61-й армии Брянского фронта и он передислоцировался на участок Горбачево - Белев, где находился до 11 августа 1943 г. В это же время - 7 апреля по 25 мая - бронепоезда перевооружили 76-мм танковыми пушками Ф-34. Работы велись в Москве, в депо Люблино. Здесь же оба состава получили платформы ПВО завода «Стальмост» с двумя 25-мм автоматическими пушками на каждой. Благодаря усилению зенитного вооружения бепо дивизиона успешно справились с задачей прикрытия участка Горбачево - Белев от атак немецкой авиации, отбив несколько налетов.

8 августа 1943 г., 45-й одбп передали в состав 3-й армии, 25 августа - 11-й гв. армии, а 29 августа - в распоряжение командующего бронетанковыми и механизированными войсками Воронежского фронта с дислокацией на станции Обоянь, куда дивизион прибыл 11 сентября.

18 сентября 1943 г. бронепоезда перебросили в Сумы с задачей прикрытия станции от атак с воздуха, а с 4 декабря 1943 года 45-й одбп по распоряжению командующего бронетанковыми и механизированными войсками 1-го Украинского фронта находился на станции Дарница, выполняя ту же задачу.

30 декабря 1943 г. бронепоезда перебросили в Святошино. Здесь силами личного состава дивизиона было усилено зенитное вооружение поездов - на полях боев были найдены, отремонтированы и установлены две 25-мм и одна 37-мм автоматические зенитные пушки, а также три 20-мм немецких зенитки. Таким образом, зенитное вооружение бронепоездов теперь состояло из: № 666 - четыре 25-мм, одна 37-мм зенитные пушки и три пулемета ДШК, № 672 - две 25-мм, три 20-мм пушки, два ДШК и два пулемета Максима.

22 марта 1944 г. дивизион вошел в состав 13-й армии и находился на участке Клевань - Кливериы с задачей - «охрана и оборона ж.д. участка и борьба с бандами». Выполнение поставленной задачи дивизионом осуществлялось путем периодического курсирования бронепоездов по перегону между Клевань и Киверцы и выходом их в ночное время для охраны мостов.

10 апреля 1944 г. 45-й одбп поступил в распоряжение 76-го стрелкового корпуса, и через три дня поддерживал огнем наступление 389-й стрелковой дивизии у станции Звиняче.

С 17 апреля бепо передали 18-й армии, и на следующий день они вошли в группу бронепоездов (45 и 49-й дивизионы) под командованием командира 45-го одбп подполковника Моложенюка. 21 апреля группа вошла в состав 3-й гвардейской армии, а на следующий день вела огонь по немецким частям, прорвавшимся у станции Звиняче. По данным наблюдения и показаниям пленных, было подбито до 10 автомашин, подавлено 6 огневых точек, рассеяно до двух рот пехоты офицеров противника. Огонь бронепоездов во многом помог частям 389-й стрелковой дивизии ликвидировать прорыв и восстановить положение.

С 10 мая 1944 г. группа бронепоездов прикрывала от атак немецкой авиации город и станцию снабжения Луцк. Авианалеты успешно отражались, а 31 мая бепо № 666-ой БЕПО подбил 2 самолета противника.

9 июля 1944 г. группа бронепоездов придана 22-му стрелковому корпусу. 13 июля бепо, поддерживая наступающую пехоту, вели огонь по немецким позициям в районе Божув. Скобелка и Горохув. За день 45-й дивизион уничтожил до 30 автомашин с войсками и грузами, 10 тракторов, 2 склада боеприпасов, 3 самоходных орудия, 40 огневых точек, до 200 солдат и офицеров, подавил артиллерийскую и 3 минометных батареи, рассеял до 2-х батальонов пехоты.

В дальнейшем из-за разрушения железной дороги дивизион взаимодействовать с частями 22-го корпуса не мог, и остался на прежних позициях.

С 15 августа по 15 сентября 1944 года бронепоезда 45-го дивизиона участвовали в борьбе с частями УПА и охране эшелонов, курсируя по участкам Холюв - Каменка - Струмидовка - Львов и Холоюв - Стянув, а также ведя артобстрел противника в лесных массивах. Кроме того, личный состав дивизиона участвовал в операциях против УПА совместно с частями НКГБ. Например, 9 сентября 1944 г. «совместно с истребительным отрядом Каменка - Струмиловского райотдела НКГБ была проведена операция по захвату бандитов в с. Тышине. При этом был убит главарь банды по кличке Кременный, взяты в плен два бандита и рассеяна бандитская сотня. В это же день крестьяне стали сдавать хлеб по Госплану хлебопоставок. Несколько десятков человек — мужчин, призывного возраста, ранее скрывавшихся в лесу, явились в военкомат и были направлены—часть в армию, часть на трудовой фронт».

45-й отдельный дивизион бронепоездов был расформирован в сентябре - октябре 1945 года.

III. Боевой и численный состав дивизиона

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх