Танковый фронт

41-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Формирование началось 13 декабря 1941 г. в Новосибирске. Личный состав поступал через военкоматы, главным образом рабочие из Прокопьевска, Кузнецка, Болотной и Новосибирска. К I февраля 1942 года дивизион был полностью укомплектован личным составом, а 3 февраля была получена матчасть: бронепоезда № 1 «Советская Сибирь» (бронепаровоз Ов № 5522, броня закаленная, 10 - 26 мм, будка машиниста и командирская рубка 20+20 мм, движение 13+13 мм, тендер 10+10 мм, движение тендера 10 мм, построен в депо станции Новосибирск, бронеплощадки № 910, 911, 912, 913 забронированы закаленной броней 15+15 мм борта и башни, 15 мм движение, вооружение каждой 75-мм французская пушка образца 1897 года и 5 пулеметов ДТ, изготовлены в депо Новокузнецк) и № 2 «Железнодорожник Кузбасса» (бронепаровоз Ов № 2471, броня закаленная, 10+15 мм, будка машиниста и командирская рубка 15+15 мм, движение 13 мм, тендер 10 мм, башня ПВО 15 мм, вооружен счетверенной установкой пулеметов Максима, бронеплощадки № 914, 915 забронированы не каленой броней 15+15 мм борта, 15+13 мм орудийные и наблюдательные башни, 15 мм движение, вооружение каждой две 76-мм танковые пушки образца 1927/32 г. (КТ-28) и 6 пулеметов ДТ, бепо построен в депо станции Тайга Томской железной дороги).

19 февраля 1942 г. 41-й одбп убыл в Москву, где было получено недостающее имущество и вооружение (две пдошадки ПВО завода «Стальмост» № 239 и 240 на каждой 37-мм автоматическая зенитная пушка и пулемет ДШК).

По приказанию заместителя наркома обороны СССР Я. Федоренко № 702086сс от 26 апреля 1942 г. 41-й дивизион убыл в распоряжение командующего 46-й армией, где с 15 мая выполнял задачу по охране участка Поти - Хашури - Самтредиа - Батуми 23 сентября 1942 г. на основании шифровки штаба Закавказского фронта № 00655 41-й одбп убыл в распоряжение 9-й армии Северной группы фронта на участок Эльхотово - Дарг-кох. Уже 28 сентября бронепоезда вступили в бой, поддерживая части 19-й курсантской бригады. В ходе бон бепо своим огнем уничтожили 3 танка, 6 автомашин, подавили минометную батарею. На следующий день «Советская Сибирь» и «Железнодорожник Кузбасса» отбили две немецких атаки северо-восточнее Эльхотово, подбив 2 танка и рассеяв до роты пехоты. В течение трех следующих дней бепо веди огонь с закрытых и открытых позиций, подавив 3 минометных и артиллерийскую батарею.

3 октября немцы предприняли атаку двумя батальонами пехоты при поддержке танков, потеснив 2-й батальон курсантской бригады. Направленные на помощь бепо 41-го одбп своим огнем помогли отбить атаку и восстановить положение. В ходе боя совместно с курсантским батальоном бепо было уничтожено 3 автомашины, подбито 6 машин, 6 танков, подавлен огонь артиллерийской и трех минометных батарей.

На следующий день бронепоезда получили задачу уничтожить группировку противника, готовящуюся перейти в наступление. Выйдя на позиции, бепо произвели четыре огневых налета, после чего их атаковали 8 бомбардировщиков. В результате, у бепо «Советская Сибирь» была разбита одна бронеплощадка, поврежден бронепаровоз, бронеплощадка и 2 контрольных платформы, 11 человек убито и 18 ранено. С наступлением темноты матчасть эвакуировали и отправили на ремонт в Грозный.

Оставшийся на боевом участке бронепоезд № 2 «Железнодорожник Кузбасса» продолжал выполнять поставленную задачу по прикрытию Эльхотово и поддержке 19-й курсантской бригады. За период с 5 по 31 октября он произвел 8 огневых налетов во немецким позициям, уничтожив 14 автомашин с грузами и рассеяв до двух батальонов пехоты. За это же время «Железнодорожник Кузбасса» отбил 16 атак немецкой авиации, подбив при этом три самолета. Наиболее сильным был налет 31 октября - у бепо оказалась повреждена орудийная башня, зенитное орудие и контрольная площадка, 3 человека убито и 8 ранено.

2 ноября 1942 г. немецкая пехота прорвала нашу оборону и заняла мост через Терек западнее станции Дарг-кох. Вскоре сюда же стали выдвигаться и танки противника. 41-й дивизион бронепоездов получил задачу поддержать атаку 84-й морской стрелковой бригады, которая должна была отбить мост На рассвете бепо № 2 вышел к мосту и открыл огонь. В ходе боя, продолжавшегося три часа, «Железнодорожник Кузбасса» уничтожил 3 и подбил 6 танков, рассеял до батальона пехоты. Благодаря поддержке бронепоезда моряки взяли мост. В коние боя бронепоезд атаковало 12 немецких самолетов, разбивших платформу ПВО, повредивших бронепаровоз и одну бронеплощадку, 6 человек было убито и 10 ранено. Однако бепо удалось быстро эвакуировать и отправить для ремонта в Махачкалу.

Прибывший из ремонта бепо № 1 41-го одбп по распоряжению штаба автобронетанковых войск 9-й армии 3 ноября направили на участок Шенаево - Беслан с задачей поддержать части 3-го стрелкового корпуса, оборонявшиеся на подступах к Орджоникидзе. За период с 3 по 6 ноября бронепоезд «Советская Сибирь» произвел 18 огневых налетов по немецким частям в районе Ардон, уничтожив и подбив 7 танков, 17 автомашин, 2 склада с боеприпасами, подавив 3 артиллерийских и минометных батареи.

Действуя на основном участке Шенаево - Беслан бепо получил дополнительную задачу по уничтожению Гизельской группировке противника. Выполняя ее, «Советская Сибирь» 3 - 7 ноября с участка Беслан - Орджоникидзе произвел 15 огневых налетов, уничтожив и подбив 14 танков, 27 автомашин, рассеяв до батальона пехоты.

С 7 по 20 ноября 1942 г. бепо № 1 41-го одбп поддерживал 984-й стрелковый полк у моста через Хатальдон в 3 км северо-восточнее Ардона. Благодаря поддержке бронепоезда наша пехота смогла отбить мост и отбросить противника. Бепо «Советская Сибирь» произвел здесь 25 огневых налетов, в результате которых, по данным штаба 3-го стрелкового корпуса, было уничтожено и подбито 12 танков, 21 автомашина, отбито 3 немецких атаки, рассеяно 3 автоколонны противника. За отличное выполнение поставленных задач в районе Ардон командование 3-го стрелкового корпуса объявило личному составу 41-го дивизиона благодарность.

21 ноября по приказу заместителя командующего Северной группой Закавказского фронта по автобронетанковым войскам бепо 41-го одбп перебрасывались в Тбилиси для проведения ремонта. За бои с 28 сентября по 20 ноября 1942 г. было награждено 53 человека из личного состава дивизиона.

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 1 «Советская Сибирь» - № 688, а № 2 «Железнодорожник Кузбасса» - № 716. С 10 декабря оба состава находились на ремонте в Тбилиси, на паровозовагоноремонтном заводе имени Сталина. База с личным составом дислоцировалась на станции Навтлуг.

13 июля 1943 г. на основании распоряжения командующего бронетанковыми и механизированными войсками Закавказского фронта № 005 от 10 июня, вышедший из ремонта бепо № 688 вместе с базой убыл в Сочи, где поступил в распоряжение 13-го стрелкового корпуса. Задачей 41-го одбп стада охрана побережья Черного моря от Туапсе до Хосты.

15 декабря 1943 г. дивизион передислоцировался в Гагры с задачей охраны участка Адлер-Бзысь. 8 апреля 1944 г. 41-й дивизион поступил в распоряжение 12-го стрелкового корпуса с дислокацией на станции Хашури. Бронепоезда охраняли участки Гори-Хашури, Хашури-Боржоми, Хашури-Зестафони. 22 мая 1944 г. сюда прибыл с ремонта бепо № 716. 41-й одбп находился на этом участке до конца Великой Отечественной войны. Расформирован в [1946] году.

III. Боевой и численный состав дивизиона

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх