Танковый фронт

40-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Формирование дивизиона началось в декабре 1941 г. в Омске, матчасть - бронепоезда № 1 «Североказахстанец» (бронепаровоз Ов № 3871, бронеплощадки № 928, 929, 930, 931, броня не каленая, вооружение каждой 75-мм французская пушка образца 1897 г., 5 пулеметов ДТ) и № 2 «Киров» (вооружение каждой бронеплощадки 76-мм танковая пушка КТ-28. 4 пулемета ДТ) поступила в апреле 1942 г. (оба типа ОБ-3). Оба состава строились в паровозном депо станции Петропавловск.

3 июня 1942 г. дивизион убыл в Москву, куда прибыл 25 июня. Доукомплектовавшись (в частности, были получены площадки ПВО завода «Стальмост»), 15 июля 1942 г. по приказу начальника ГАБТУ КА Я. Федоренко, дивизион убыл из Москвы в Сталинград, но 20 июля был задержан на станции Зорька.

26 августа 1942 г. бронепоезда принимали участие в отражении атаки немецких самолетов на станцию Турово Сталинградской железной дороги.

Поступив в распоряжение штаба 4-й танковой армии, дивизион выдвинулся на участок Иловля - Команино. 30 августа бронепоезда поддерживали наступление 39-й гвардейской стрелковой дивизии, произведя два огневых налета по разъезду 561 и высоте 133 и уничтожив при этом две артбатареи противника.

В ночь на I сентября «Североказахстанец» и «Киров» произвели огневой налет по немецким позициям в районе станции Котлубань, а на следующий день «Киров» поддерживал части 298-й стрелковой дивизии. Воспользовавшись огнем бронепоездов, наша пехота продвинулась вперед и захватила 18 легких танков противника.

5 сентября 40-й дивизион действовал в интересах 298-й и 39-й гв. стрелковой дивизий. Ответным артогнем противника был разбит путь, при этом контрольные платформы бепо «Киров» сошли с рельс. Однако ремонтная бригада дивизиона восстановила путь и подняла платформы на рельсы. В этот день бепо № 2 «Киров» сбил самолет противника, рассеял и частично уничтожил колонну автомашин с пехотой.

6 сентября 1942 г. дивизион убыл для промывки паровозов и ремонта в Балашов, а оттуда был передислоцирован в Саратов. 27 ноября 1942 г. 40-й дивизион бронепоездов убыл на участок Иловля - Качалинская, но 12 декабря задержан на станции Зеленовская до особого распоряжения. Находясь на этой станции дивизион поступил в распоряжение штаба Центрального фронта.

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 1 «Североказахстанец» - № 676, а № 2 «Киров» - № 685.

29 апреля 1943 г. бепо № 676 убыл для перевооружения на паровозоремонтный завод в Ярославль.

К 25 мая 1943 г. дивизион передислоцировался на станцию Лев Толстой, а к 10 июня - на станции Мармыжи. Здесь 40-й одбп находился в резерве Центрального фронта до 25 сентября, выполняя задачу по прикрытию станции от атак с воздуха. За это время бронепоезда (бепо № 676 прибыл с перевооружения 13 июля) отбили несколько налетов немецкой авиации.

25 сентября 40-й дивизион передали в состав 60-й армии и бепо убыли по маршруту Курск - Шерскино - Бахмач (20 октября) - Конотоп (23 октября), и к 8 ноября 1943 г. прибыл в Брянск.

19 января 1944 г. 40-й одбп включили в состав 61-й армии и перебросили из Брянска с начала в Белынковичи, а к 9 марта - на станцию Калиниковичи. Здесь с 16 по 18 марта бепо № 676 поддерживал огнем наступление частей 397-й стрелковой дивизии, которая прорвала оборону противника и продвинулись вперед. Вслед за наступающими частями дивизион к 21 марта передислоцировался в Сарны.

7-8 апреля бронепоезд №. 676 сопровождал командующего 1-м Белорусским фронтом Маршала Советского Союза К. Рокоссовского в его поездке в войска

 

Начиная с 9 и по 21 апреля бепо дивизиона выезжали для ведения огня по немецким позициям в интересах 397-й стрелковой дивизии в районе станции Горынь.

В мае личный состав дивизиона занимался работами по восстановлению железнодорожного участка Удруцк - Бухмиче. В начале операции «Багратион» — наступлении войск Красной Армии в Белоруссии - 40-й дивизион поддерживал действия наших частей в районе Столпин и Жечица. При этом бронепоезда уничтожили своим огнем «в период с 1 по 7 июля 1944 г. 11 пулеметных точек, 4 минометных батареи и до 30 солдат и офицеров противника». Продвинувшись до станции Бяла, 40-й одбп остановился из-за разрушения железнодорожных путей. Здесь бронепоезда находились до 30 августа, а к 4 сентября передислоцировались в Ковель.

На основании распоряжения начальника штаба бронетанковых и механизированных войск 1-го Белорусского фронта дивизион перебросили с начала в Нежин, а к 15 сентября - в Москву. Здесь бронепоезд № 685 заменили на бепо № 602 (типа БП-43). На основании распоряжения начальника управления бронепоездов и бронемашин 25 сентября 1944 г. дивизион убыл в состав войск 2-го Белорусского фронта и к 4 октября прибыл в Белосток, где поступил в распоряжение штаба 50-й армии. Действуя на участке Моньки - Осовец «за три месяца, действуя в составе группы и отдельно бронепоезда дивизиона совершили 14 огневых налетов по переднему краю и глубине обороны противника, подавили 2 артиллерийских батареи, уничтожили 2 81-мм минометных батареи, орудие ПТО, 5 пулеметных точек, до 220 солдат и офицеров противника».

В апреле 1945 г. дивизион перебросили в Москву, откуда он убыл в состав войск Забайкальского фронта. На основании приказа командующего бронетанковыми и механизированными войсками Забайкало-Амурского ВО № 41/001060 от 19 ноября 1945 г. 40-й отд. дивизион расформировали в период с 12 по 21 декабря. Матчасть передали в состав 2-го одбп.

Всего за время войны огнем бронепоездов дивизиона было уничтожено 3 артиллерийских и 7 минометных батарей, 13 пулеметных точек, 2 наблюдательных пункта, колонна в 80 автомашин противника, подавлен огонь четырех артбатарей и 16 пулеметных точек, отражены 3 крупных немецких атаки.

III. Боевой и численный состав дивизиона

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх