Формирование началось в Челябинске 18 ноября 1941 г. Строительство матчасти велось тут же, в паровозном депо. 20 февраля 1942 г. изготовление бронепоездов № I «Челябинский железнодорожник» и № 2 «Южноуральский железнодорожник» — было закончено.
Бепо № 1 состоял из бронепаровоза Ов № 4858 (брони не каленая 30 мм, будка машиниста и командирская рубка 40 мм, башня ПВО 30 мм, вооружение пулемет ДШК) и бронеплошадок № 875, 876, 877, 878 (броня не каленая, борта: № 875 13+14 мм, № 876 14+14 мм, № 878 9+20 мм, все с воздушным зазором 80 мм, на № 877 25 мм, движение 10 мм (на всех), башни 21 + 11 мм (на всех), вооружение каждой 75-мм французская пушка образна 1897 г., 2 пулемета Браунинг и ЗДТ).
Бепо № 2 включал в себя бронепаровоз Ов № 4640 (броня не каленая 30 мм, будка машиниста и командирская рубка 40 мм, башня ПВО 30 мм, вооружение пулемет ДШК) и бронеплошадок № 879, 880, 881, 882 (броня не каленая, борта: № 879 14+16 мм, № 880, 881 12+13 мм, все с воздушным зазором 80 мм, на № 882 25 мм, движение 10 мм (на всех), башни 21+11 мм (на всех), вооружение каждой 75-мм французская пушка образца 1897 года, 2 пулемета Браунинг и 3 ДТ).
6 марта, двумя эшелонами, 38-й дивизион направился в Москву. Разместившись на станции Москва-3 Ярославской железной дороги 28 марта, в течение месяца 38-й одбп доукомплектовывался (были получены платформы ПВО завода «Стальмост» № 204 и 205, на каждой по одному пулемету ДШК и 25-мм зенитному орудию образца 1940 г.) и занимался боевой подготовкой.
28 апреля 1942 г. на основании приказа Я. Федоренко дивизион убыл в распоряжение 3-й армии Брянского фронта и 30 апреля расположился на станциях Чернь и Скуратове.
9 мая 38-й одбп передали в состав 40-й армии с дислокацией бепо № 1 – Расковец, бепо № 2 — Черемисиново, база — Мармыжи. Боевой задачей являлась поддержка частей 121-й стрелковой дивизии и прикрытие железнодорожных объектов от атак с воздуха. Для этого, кроме взводов ПВО с пулеметами ДШК, на каждом составе имелось по три пулемета ДТ, а чуть позже по инициативе командира взвода ПВО бепо № 1 изготовили спаренные установки пулеметов Браунинг на треногах.
13, 14 и 18 мая бронепоезд № 2 участвовал в огневом налете на Новый Поселок, в результате которого у него вышли из строя три орудия. Одно сумели починить, а два пришлось отправить в артиллерийские мастерские в Старый Оскол.
30 мая бепо № 1 поддерживал огнем действия 273-го стрелкового полка в районе Новый Поселок, уничтожив одно орудие, два пулемета, минометную батарею и рассеяв до батальона пехоты противника. 9 июня бронепоезд № 1 подвергся атаке немецких самолетов, при отражении которой сбил одну машину, упавшую в районе станции Расковец.
28 июня 1942 г. началось немецкое наступление, которому предшествовала авиационная и артиллерийская подготовка. К этому времени бепо № 1 находился на станции Черемисиново, бепо № 2 - Расковец, база - Мармыжи. При первом же авианалете получил повреждение бронепоезд № 1 - бомба попала между бронеплошадкой и бронепаровозом, в результате чего паровоз вышел из строя. Одновременно с ударами авиации к Мармыжам подошли танки противника, открывшие огонь по неподвижному бронепоезду. От прямых попаданий загорелись 1-я и 2-я бронеплощадки, на которых стали рваться снаряды. Команда стала оставлять поврежденный состав.
Находившийся в начале боя на станции Расковец бепо № 2 в течение дня также подвергался неоднократным авианалетам. При их отражении было подбито пять самолетов и один сбит, взят в плен один летчик, переданный представителям 40-й армии. В ходе боя бронепоезд маневрировал между станциями Расковец и Мармыжи. Железнодорожные пути на последней были разрушены авиацией, база дивизиона сгорела. Попытки восстановить полотно успехом не увенчались - немецкая авиация не давала этого сделать.
Примерно в 18.00 к Мармыжам подошла немецкая пехота и танки, которые открыли огонь по бронепоезду. К этому времени в результате боя с авиацией у бепо вышли из строя два 75-мм орудия (два других находились в мастерской), 25-мм зенитные пушки, пулеметы ДШК, пять Браунинг и семь ДТ, которые использовались для ведения огня по воздушным целям. Из средств ПВО остались только ДШК и три Браунинга. Так как вывести бронепоезд оказалось невозможно из-за разбитых путей на станции Мармыжи, а вести огонь по танкам и пехоте противника было нечем, командир дивизиона майор Коржевский приказал команде оставить состав. Всего в ходе боя 38-й одбп потерял 15 человек убитыми, 19 ранеными и 35 пропавшими без вести. 30 июня 1942 года на станции Касторная командир дивизиона доложил о результатах боя находившемуся там начальнику ГАБТУ КА генерал-лейтенанту Федоренко. Последний приказал дивизиону убыть в Москву, куда тот прибыл 1 июля и разместился на базе МТО ГАБТУ КА. На следующий день командование дивизиона и бронепоезда № 1 было арестовано органами НКВД.
2 августа по распоряжению генерал-майора Чернова 38-й одбп убыл на станцию Кожевенная. К этому времени на находящейся здесь рембазе № 6 закончили строительство бронепоезда «Имени газеты «Правда» (бронепаровоз Ов № 7101, броня каленая 45 - 30 мм, вооружение пулемет ДШК, бронеплощадки № 754, 603 броня 45 мм, вооружение 2 пушки Ф-34 и 6 пулеметов ДТ на каждой, площадка ПВО № 777, броня 30 мм, вооружена 25-мм зенитной пушкой и пулеметом ДШК). 8 августа состав передали 38-му одбп, который приступил к боевой подготовке и освоению матчасти. Одновременно помогали работникам рембазы № 6 в строительстве второго бепо «Имени газеты «Красная Звезда».
С 4 по 11 ноября 1942 г. бронепоезд «Имени газеты «Правда» находился на полигоне в районе станции Ильино, где проводил испытание нового прицела ИС-55 для стрельбы с закрытых позиций. Испытания прошли успешно, и прицел под обозначением ЗИС-1 приняли на вооружение бронепоездов с пушками Ф-34.
19 ноября 1942 г. дивизиону передали второй бронепоезд «Имени газеты «Красная Звезда» (бронепаровоз On № 475, бронеплощадки № 775, 776, площадка ПВО № 778, данные такие же, как у бепо «Имени газеты «Правда»), и через два дня 38-й одбп убыл в Москву и по прибытии разместился на Павелецком вокзале.
5 декабря 1942 г. дивизион посетил начальник управления бронепоездов ГБТУ КА генерал-майор Чернов и начальник штаба ГБТУ КА генерал-майор Лебедев, вместе с которыми присутствовали представители американских газет. В течение двух часов бронепоезд «Имени газеты «Правда» инспектировался и осматривался. После этого генерал-майор Лебедев объявил благодарность всему личному составу за хорошую боевую подготовку.
На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 г. бронепоезда получили новые номера: «Имени газеты «Правда» — № 754, «Имени газеты «Красная Звезда» - № 730.
По распоряжению командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии, 2 мая 1943 г. 38-й дивизион бронепоездов убыл на Воронежский фронт, где 14 мая вошел в состав 7-й гв. армии.
18 - 22 мая бело № 754 поддерживал части 15-й гв. стрелковой дивизии в районе Волчанск. По отзывам командования артналеты производились успешно.
23 мая 1943 г. на станции В. Бурлук немецкая авиация атаковала бронепоезд № 754 и вывела из строя его бронепаровоз, лишив состав маневренности. При повторном налете прямым попаданием авиабомб была выведена из строя одна бронеплощадка и платформа ПВО, 9 человек убито, 15 ранено и контужено. Бепо направили в Купянск на ремонт.
Бронепоезд «Имени газеты «Красная Звезда» в это время действовал на участке Белый Колодец — Волчанск.
Бепо № 754 прибыл в июле, в ходе ремонта работники ВЭО-19 при участии команды бронепоезда изготовили новую площадку ПВО.
По мере продвижения частей 7-й гв. армии в ходе наступления, двигался вперед и 38-й дивизион. Из-за того, что железная дорога была сильно разрушена, бронепоезда не могли подойти к линии фронта, поэтому из основной задачей стало прикрытие станций, мостов и других объектов от атак с воздуха. 38-й одбп двигался через Мерефу, Полтаву, Знаменку, Кировоград, Рудницу, Израиновку. К 14 июля 1944 г. он сосредоточился на станции Иерешти (Румыния) с задачей не допустить прорыва немецких танков на стыке 7-й гв. и 40-й армии.
23 августа 1944 г. бронепоезда поддерживали огнем наступление частей 51-го стрелкового корпуса в районе города Роман. При этом наше командование отмечало, что бепо действовали «исключительно слаженно и эффективно, поставленная задача выполнена отлично». По мере готовности железной дороги дивизион двигался вперед и 2 сентября находился на станции Двитешти.
Осенью 1944 г. 38-й одбп вывели в резерв 2-го Украинского фронта, а к лету 1945 г. он сосредоточился на станции Нара Московской области.
Расформирован в период с 15 мая по 20 июня 1946 г. на основании директивы Генерального Штаба ВС СССР № 246688сс от 6 мая 1946 г. Матчасть передана 1-му отд. полку бронепоездов имени Алябьева. |