Танковый фронт

35-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Формирование началось в декабре 1941 г. в городе Бузулук, бронепоезда принимались дивизионом 13 февраля и 13 марта 1942 г. Бепо № 1 строился в депо станции Куйбышев (бронепаровоз Ов № 6355, броня не каленая, котел и тендер 15+15 мм, движение 30 мм, будка машиниста и командирская рубка 20+20 мм, бронеплощадки № 992, 993, 994, 995, броня не каленая, борт и башня 20+10 мм с 80 мм воздушным зазором, движение 15 мм, вооружение каждой 75-мм польская пушка образца 1902/26 г. и 5 пулеметов ДТ), а бепо № 2 - на станции Бузулук (бронепаровоз Ов № 6919, броня закаленная, котел и тендер 30 мм, движение 43 мм, будка машиниста 20+10 мм, командирская рубка и башня ПВО 43 мм, бронеплощадки № 996, 997, 998, 999, броня не каленая, борт и башня 10+25 мм с 80 мм воздушным зазором, движение 13 мм, вооружение каждой 75-мм польская пушка образна 1902/26 г. и 5 пулеметов - ДТ и 4 Браунинг на № 996 и № 999, 5 ДТ на № 997, 3 ДТ и 2 Браунинг на № 998).

В марте 1942 г. дивизион убыл в Москву, где доукомплектовался вооружением (получено 2 площадки ПВО завода «Стальмост» № 212 и 213 с двумя пулеметами ДШК на каждой).

26 мая 1942 г. 35-й дивизион убыл на Северо-Западный фронт, где вошел в состав 34-й армии. Дислоцировались бронепоезда на станции Едрово. В августе бепо поддерживали части 146-й стрелковой бригады, веля огонь по немецким позициям в районе реки Старая Лутанка.

С 17 сентября 1942 г. 35-й одбп участвовал в операции «Лог» — наступлении 146-й стрелковой бригады и 163-й стрелковой дивизии 34-й армии на населенный пункт Лычково, превращенный противником в сильно укрепленный опорный пункт. Об интенсивности боев может свидетельствовать тот факт, что за 17 сентября бепо провели три огневых налета, израсходовав при этом 2008 снарядов, а 29 сентября - 1331 снаряд за четыре налета, при этом была отбита немецкая контратака.

После завершения операции «Лог» дивизион сосредоточился на станции Лобница, а к 31 октября его перебросили в состав 53-й армии на станцию Таталино.

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 1 - № 641, а № 2 - № 661.

Приказом командующего бронетанковыми и механизированными войсками Северо-Западного фронта от 23 марта 1943 г. 35-й одбп передавался в состав 34-й армии и выдвигался на станцию Баталино. Здесь он находился до середины осени, выполняя задачи по прикрытию железной дороги от атак с воздуха.

В ноябре 1943 г. дивизион включили в 1-ю ударную армию 2-го Прибалтийского фронта. К 9 февраля 1944 г. бронепоезда передислоцировались на разъезд 452 км в районе Старой Руссы. Здесь 35-й одбп принял участие в операции «Юпитер» - наступлении войск 1-й ударной армии. За период с 12 по 18 февраля бронепоезда произвели 21 огневой налет по позициям противника, поддерживая атаки наших войск.

После того, как Старую Руссу 18 февраля 1944 г. освободили и фронт ушел на запад, дивизион остался на прежнем месте, так как железная дорога была сильно разрушена. Лишь в начале сентября 1944 г. 35-й одбп передислоцировался в Карамышево, затем на станцию Волга и к 20 октября - на станцию Дно. Здесь бронепоезда находились до января 1945 г. - в этом месяце были получены новые бронепаровозы взамен прежних, не вписывающихся в железнодорожный габарит. 17 января дивизион передали в состав 3-го Прибалтийского фронта, и он убыл на станцию Саркан-Даугава.

16 мая 1945 г. на основании директивы Ставки ВГК 35-й одбп вышел из состава фронта, и к 26 мая сосредоточился на станции Осиповичи, где вошел в состав Белорусского танкового военного лагеря. Здесь в период с 10 июня по 1 июля 1945 г. 35-й дивизион бронепоездов расформировали.

III. Боевой и численный состав дивизиона

Сформирован в составе:

  • бронепоезд № 1
  • бронепоезд № 2

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоезда получили новые номера:

  • № 641 (бывший № 1)
  • № 661 (бывший № 2)

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх