Танковый фронт

30-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Формирование началось на станции Всполье в октябре 1941 г., завершилось 14 января 1942 г. В январе поступила матчасть - бронепоезд № 1 «Молотовский рабочий», построенный в депо станции Пермь на средства трудящихся города Модотова (ныне Пермь) и Молотовской области по чертежам БП-35 (бронепаровоз Ов № 5628 броня закаленная 18 мм, вооружение 25-мм зенитная пушка, две бронеплощадки № 819 и 820, броня закаленная 18 мм, вооружение каждой — 2 76-мм пушки образца 1927 г. 6 пулеметов - на № 819 ДТ, на № 820 2 Браунинг и 4 ДТ), и бепо № 2 - мотоброневагон МБВ № 01, построенный на Кировском заводе в 1937 г. (вооружение три 76-мм пушки КТ-28, 8 пулеметов Максима (из них 4 на зенитной установке 4М) и 7ДТ, на Подольском заводе осенью 1941 г. произведена дополнительная экранировка корпуса 14 - 24 мм броней до общей толщины 30 - 40 мм).

28 февраля 1942 г. 30-й дивизион убыл из Москвы в распоряжение командования Северо-Западного фронта, где 9 марта вошел в состав 34-й армии.

16 - 17 марта дивизион поддерживал части 162-й стрелковой дивизии, наступавшей к станции Лычково, ведя огонь с открытых позиций. Всего было израсходовано 1500 снарядов, при этом уничтожено 4 ДЗОТа, 2 минометных батареи, 9 блиндажей, 10 пулеметных точек. Действия с открытых позиций не прошли даром для дивизиона - 18 марта 9 бомбардировщиков Ю-88 совершили три налета на бронепоезда, готовившиеся к открытию огня. В результате, 30-й одбп потерял 9 человек убитыми, 40 ранеными, разбита одна бронеплощадка и бронепаровоз, поврежден мотоброневагон. В результате, после эвакуации поврежденных бронеединиц, 30 марта дивизион убыл на ремонт в Ярославль.

Из-за того, что восстановление матчасти бепо № 1 ГАБТУ КА признало нецелесообразным, 30-й одбп получил новый бронепоезд, который достраивался в депо Вологда. Состав закончили в мае 1942 г., причем в работах принимал активное участие и личный состав дивизиона. В это же время на Ярославском ПРЗ завершили ремонт мотоброневагона.

23 мая 30-й одбп прибыл в Москву, откуда 14 июля отбыл в распоряжение 62-й армии Сталинградского фронта. Однако серьезное обострение военной обстановки в этом районе и прорыв немцев к железной дороге Поворино - Сталинград привели к тому, что дивизион передали в состав Сталинградского военного округа и направили в Астрахань по левому берегу Волги.

Прибыв сюда 20 августа 1942 г. бронепоезда получили от командования 28-й армии задачу по прикрытию участка железной дороги Кизляр - Астрахань. Переправившись через Волгу, дивизион 29 августа занял позиции на стыке Сталинградского и Северо-Кавказского фронтов в районе станции Улан-Хол.

Через два дня разведывательная группа противника — 8 мотоциклов, 4 бронемашины и 2 легких танка - вышла к железной дороге в районе 112-го километра. Немцы подорвали два звена рельсов, оборвали телефонные провода и обстреляли из 20-мм пушки состав с горючим, вызвав пожар. Находившийся в 50 километрах южнее, 30-й дивизион получил задачу отбросить противника от железной дороги. Бронепоезд № 1 под командованием мл. лейтенанта Фишмана, быстро подойдя к району 112-го километра, с хода открыл огонь. Немцы, не приняв боя, отошли.

3 сентября 1942 г. противник - мотопехота с четырьмя броневиками - пытался перерезать железную дорогу Кизляр-Астрахань в районе 8-го разъезда. Но подошедший бепо № 1 своим огнем вынудил немцев отойти.

Кроме того, с середины сентября по конец ноября 1942 г. 30-й одбп отразил более 50 налетов авиации противника на железнодорожные объекты, сбив при этом один бомбардировщик из 25-мм орудия.

На основании приказа ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 г. бепо получили новые номера: № 1 - № 660, № 2 - № 722.

15 апреля 1943 г. по распоряжению штаба бронетанковых и механизированных войск Южного фронта дивизион перебросили на новое место: сначала на участок Сальск - Мечетинская, а к 4 мая - в Ростов. Здесь бронепоезда вошли в состав 44-й армии и получили задачу прикрыть боевой участок Ростов-Таганрог.

К этому времени личный состав дивизиона при помощи железнодорожников Ростовского узла своими силами оборудовал, вооружил и сформировал сверхштатный бронепоезд, включенный в состав 30-го одбп как бепо № 3. Для его изготовления использовали трофейные 88-мм зенитки и бронеплощадки, находившиеся на станции Сальск (разбитые в боях 1942 г. советские площадки, свезенные немцами в одно место).

Бронепоезд № 3 состоял из бронепаровоза Ов № 3890 (также восстановленного из числа подбитых в 1942 г., броня не каленая, 24 мм, будка машиниста 40 мм, командирская рубка 42 мм, вооружение - 25-мм зенитка на тендере), трех артиллерийских бронеплощадок и двух платформ ПВО. Две бронеплощадки были одноорудийными - № 379 (из состава бепо № 2 51-го дивизиона, потерянного в августе 1942 г., изготовлена из тяжелой ПТ-33 со снятой башней и обрезанной броней бортов, толщина брони 16+7 мм, вооружена 88-мм немецкой зениткой, установленной открыто, и двумя бортовыми пулеметами Максима) и № 988899 (железнодорожный) на базе американского не каленая. 25+10 мм, вооружена 88-мм немецкой зениткой, установленной открыто, и двумя бортовыми пулеметами ДТ, судя по схеме также изготовлена из площадки бепо № 2 51-го дивизиона). Третью площадку № 1517 по своей инициативе восстановили рабочие и служащие паровозного депо в Новочеркасске и завода «Красный Луч» (броня не каленая, борта 25+15 мм, башни 15+15 мм), она имела две башни с пушкой Ф-34 в каждой (орудия выделило артснабжение Южного фронта) и 4 бортовых пулемета Максима. Платформы ПВО вооружались трофейными 20 и 37-мм немецкими зенитками, а также пулеметами ДШК. Команду бронепоезда № 3 укомплектовали за счет штатов дивизиона (путем совмещения профессий, использования пулеметчиков в качестве артиллеристов и т.д.), а также частично за счет резерва 44-й армии.

Проведенные стрельбы показали возможность использования 88-мм зениток для стрельбы не только по воздушным, но и по наземным иелям. А так как к этим орудиям имелось большое количество трофейных снарядов, а расход отечественных 76-мм выстрелов в тот момент жестко лимитировался, командование бронетанковых и механизированных войск 44-й армии «приняло решение максимально загрузить боевой работой 3-й бронепоезд».

Боевая деятельность 30-го одбп началась 8 июня 1943 г. артналетом бепо № 722 по немецким позициям в районе Вареиовки. В дальнейшем бронепоезда действовали в интересах 416-й стрелковой дивизии, которой были приданы, причем интенсивность их действий постоянно возрастала. При этом наиболее активно использовался бепо № 3. Так, если в июне дивизион совершил 9 огневых налетов (бепо № 660 — 4, бепо № 722 — 5) с общим расходом 544 снаряда, то в июле уже 26 {№ 660 - 4, № 3 - 22, всего 2735 снарядов), а в августе 30 (№ 660 - 2, № 722 - 2, № 3 - 26, всего 1316 снарядов). По докладам разведчиков 416-й дивизии, только за десять налетов в период с 8 июня по 17 июля огнем бронепоездов было уничтожено 4 пулемета, 12 автомашин, 11 повозок, взорвано 4 склада с боеприпасами, подавлен огонь артиллерийской и минометной батарей.

О напряженности работы дивизиона могут судить такие цифры: за 14 огневых налетов во второй половине июля было выпушено 1445 88-мм и 590 76-мм снарядов, главным образом по целям в Таганроге и на его окраинах. Позже по показаниям пленных выяснилось, что в этот период огнем бепо № 3 был взорван склад боеприпасов и подожжено нефтехранилище в порту.

30-й дивизион бронепоездов вероятно был единственным, бепо которого вели огонь по морским целям. В конце июля противник перебросил в Таганрогский залив быстроходные катера, вооруженные пулеметами и 20-мм орудиями. Подходя к берегу в ночное время или туман, они совершали частые огневые налеты по тылам 416-й дивизии. Для противодействия этому командование 44-й армии ввело дежурство бронепоездов на участках, которые подвергались обстрелу с моря. 26 июля 1943 г. 5 катеров подошли к берегу и открыли огонь. Находившийся поблизости бепо № 3 вышел на открытую позицию и вступил в бой, заставив катера отойти. Через несколько дней ситуация повторилась, и вновь противник был отогнан огнем бронепоезда. После этого рейды немецких катеров к северному побережью Таганрогского залива прекратились.

В августе 1943 г. огнем 30-го дивизиона был уничтожен склад боеприпасов в районе завода имени Андреева в Таганроге, повреждено несколько судов, стоявших в порту, а один 88-мм снаряд лопал в здание йеменкой офицерской столовой, при этом было убито и ранено несколько десятков офицеров.

27 - 29 августа бронепоезда поддерживали наступление 130-й стрелковой дивизии на рубеже Вареновка - Самбек. Особенно успешно действовал гут бепо № 3, сопровождавший огневым валом движение приданных нашей пехоте танков. 29 августа немецкая оборона на этом участке была прорвана, а на следующий день части 130-й стрелковой дивизии вступили в Таганрог.

8 сентября 1943 г. 30-й одбп отвели в Ростов для проведения ремонта матчасти. 20 сентября дивизион получил распоряжение штаба бронетанковых и механизированных войск Южного фронта о переходе на участок Верхний Токмак - Пологий для прикрытия железной дороги от атак с воздуха. 25 сентября мотоброневагон отправили на ремонт на Тамбовский ВРЗ (вернулся 7 декабря), а 1 ноября на перевооружение на Мичуринский ПРЗ убыл бепо № 660.

29 октября 1943 г. дивизион передали из состава 44-й в состав 51-й армии и перебросили в район Чонгарского полуострова и северного побережья Сиваша. Задачей бронепоездов было прикрытие левого фланга армии на участке Ново-Алексеевка - Сальково. За время нахождения на этом участке бепо выполняли задачи по обстрелу немецких позиций и тылов, подавлению артиллерийских и минометных батарей, разрушению укреплений противника и отражению его атак в полосе железной дороги. Как правило, стрельба велась с открытых позиций (в силу особенностей рельефа местности закрытых позиций здесь не было). Первый же опыт показал, что необходима специализация бронепоездов: мотоброневагон, вооруженный 76-мм пушками КТ-28, вел огонь по переднему краю немецкой обороны, а бепо № 3, имевший более дальнобойные 88 и 76-мм орудия (88-мм зенитки могли вести огонь на дальность до 15 км) - по его тылам, батареям, переправам.

В декабре 30-й одбп произвел 32 артналета, израсходовав 1053 88-мм и 571 76-мм снаряд, в январе 1944 г. - 49 налетов (1929 88-мм и 663 76-мм снаряда), в феврале - 23 (435 88-мм и 545 76-мм), в марте - 44 (356 88-мм и 1657 76-мм). За этот период было уничтожено: минометная батарея, несколько пулеметов, 10 складов с боеприпасами, подавлены 7 артбатарей, разрушен наблюдательный пункт. Поданным пленных огонь бронепоездов полностью дезорганизовал работу тыла румынской 19-й пехотной дивизии в марте месяце.

28 февраля 1944 г. прибыл с перевооружения бепо № 660, а 1 марта мотоброневагон, как сверхштатный, по распоряжению ГБТУ КА убыл из состава дивизиона.

В ходе советского наступления на Крым 9 - 10 апреля 1944 г. 30-й одбп поддерживал действия 78-го укрепрайона с открытых огневых позиций, израсходовав за это время 3769 88 и 76-мм снарядов. По отзыву коменданта укрепрайона, «в результате двухдневных боев на сильно укрепленном участке Чонгарского перешейка оборона противника была прорвана, причем огнем бронепоезов во взаимодействии с артиллерией Ура основные узлы сопротивления были подавлены, и передовые роты ворвались в первую линию траншей противника, что дало возможность частям 78 УРа перейти в решительное наступление и преследовать противника до Таганаш».

За отличные боевые действия командование 51-й армии наградило группу офицеров, сержантов и солдат дивизиона, и возбудило ходатайство перед наркомом обороны о присвоении 30-му одбп почетного наименования «Чонгарский» (не было утверждено).

После завершения прорыва немецкой обороны дивизион сосредоточился на станции Ново-Алексеевка, а 21 мая 1944 г. распоряжением штаба управления командующего бронетанковыми и механизированными войсками 4-го Украинского фронта № 7410/Ш/ передан из состава 51-й армии в Отдельную Приморскую и передислоцирован в Симферополь. Его задачей была готовность к возможному отражению десантов противника на побережье Крымского полуострова. 30-й одбп был расформирован в 1945 г.

III. Боевой и численный состав дивизиона

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх