Формирование велось с 20 декабря 1941 г. по 28 февраля 1942 г. в Москве. Матчасть - бронепоезд № 1 (построен в депо Лихоборы Московского узла в декабре 1942 г., бронепаровоз Ов № 3730, не броневая сталь толщиной 27 мм, двухосные бронеплощадки № 811 и 812, не броневая сталь 27+18 мм, вооружение каждой две 45-мм пушки в башнях танков Т-26 и 4 пулемета ДТ, зенитная площадка завода «Стальмост» № 167 с двумя 25-мм пушками) и № 2 (построен в декабре 1941 г. в депо станции Москва-Пассажирская Ленинской железной дороги, бронепаровоз Ов № 6664, не броневая сталь 25-30 мм, двухосные бронеплощадки № 813, 814, 815, 816, не броневая сталь Ст5 36 мм, вооружение каждой 45-мм пушка в башнях танков Т-26 и 5 пулеметов ДТ) - поступила в конце декабря 1941 г.
23 - 24 января 1942 года на станции Люблино 23-й дивизион осматривался начальником ГАБТУ КА генерал-лейтенантом Я. Федоренко и наркомом путей сообщения Л. Кагановичем.
28 февраля 1942 г. дивизион со станции Подмосковная убыл в распоряжение войск Волховского фронта. 15 марта 23-й одбп передали в состав 59-й армии, а 29 марта - в 4-й армию. Бепо дислоцировались на станциях Гряды, М. Вишера и Будогощь. В течение полутора лет 23-й дивизион действовал в составе Волховского фронта. Правда из-за слабости вооружения — 45-мм пушки - сильно разрушенных железных дорог и их малого количества в полосе фронта, действия бронепоездов дивизиона не носили активного характера.
На основании приказа ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г. бепо получили новые номера: № 1 - № 604, № 2 - № 665.
30 апреля 1943 г. на основании приказа ГБТУ КА дивизион в полном составе убыл на Канашский вагоноремонтный завод для полной модернизации боевой матчасти.
К строительству новых бепо приступили 16 июня 1943 г., в этих работах принимал активное участие весь личный состав дивизиона. 12 августа 1943 г. 23-й одбп получил бепо № 776 (две четырехосных бронеплощадки типа НКПС-42 № 899 и 890, вооруженных 76-мм пушками Ф-34 в башнях Т-34, бронеплощадка завода «Стальмост» № 900 с двумя 37-мм зенитками, бронепаровоз Ов № 3730 оставлен из состава бепо № 604), который приняла команда бепо № 604.
13 октября 1943 г. на вооружение 23-го дивизиона прибыл бепо № 620 (типа БП-43, построен на Чкаловском ПРЗ в сентябре 1943 г., бронепаровоз Ов № 5387, бронеплощадки № 43-683, 43-684, 43-685, 43-686, площадка ПВО-4 № 43-629).
27 декабря 1943 г. 23-й одбп убыл на Волховский фронт, на станцию Муромские Ворота, где вошел в состав 8-й армии. В январе 1944 г. бепо дивизиона и приданный им 4-й отдельный бронепоезд вели огонь по немецким позициям у станции Назия в интересах 18-й стрелковой дивизии. С 22 января по 3 марта 1944 г. 23-й одбп находился на станции Госпинополье, после чего передислоцировался в Левашово, где вошел в состав 23-й армии Ленинградского фронта. В мае - июне бронепоезда активно участвовали в контрбатарейной борьбе (всего израсходовано 2200 снарядов), за что получили благодарность командования.
9 июня 1944 г. 23-й одбп вошел в состав 21-й армии, и на следующий день бронепоезда участвовали в огневом налете, поддерживая наши части при прорыве финской обороны на Карельском перешейке. При этом наиболее интенсивный огонь велся 10 июня, когда бронепоезда № 620 и 776 за один час 45 минут выпустили по позициям противника по 1200 снарядов, уничтожив при этом 30 финских огневых точек, артиллерийскую батарею и до 200 солдат.
С 11 июня 1944 г. 23-й одбп находился на станции Левашово. 6 сентября дивизион, не меняя дислокации, передали в состав 23-й армии. В марте 1945 г. бронепоезда прошли ремонт в Ленинграде, в мае дивизион перебросили на станцию Раквере Эстонской железной дороги. Здесь в период с 18 мая по 28 июля 1946 г. 23-й одбп расформировали, при этом боевую матчасть передали в состав 56-го одбп. |