Танковый фронт

10-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Ведет свое начало от отдельного легкого бепо № 10, сформированного на станции Эмир-Абад приказом РВС СССР № 1444 от 01.11.1924 г. В его состав вошла матчасть и личный состав бепо № 10, 14 и 122 времен Гражданской войны. Бронепоезд дислоцировался на станциях Эмир-Абад, а с января 1928 г. — Ашхабад. К началу Великой Отечественной войны имел в своем составе бепо № 10 и кадр второй очереди бепо № 62 (в феврале 1942 г. вошел в состав 11-го одбп).

18 января 1942 г. бепо № 10 (бронепаровоз Ов № 4816 на жидком топливе, забронирован рембазой № 6 в 1938 году, бронеплощадки ПЛ-37 № 720 и 721 изготовлены заводом «Красный Профинтерн» в 1940 году, платформа СПУ-БП) убыл из Ашхабада в Москву, и 8 февраля прибыл на станцию Перово. Здесь 16 февраля 1942 г. был получен приказ управления бронепоездов № 08, в котором говорилось:

«На базе бронепоезда № 10 сформировать 10-й дивизион бронепоездов, который содержать по штату № 016/104 в количестве 6 подвижных единиц и 236 человек. Для второго бронепоезда получить матчасть, строящуюся в депо Люблино. Срок готовности 1 марта 1942 года».

Бронепоезд № 2 10-го одбп был готов 23 февраля 1942 г. Он состоял из бронепаровоза Ов № 5282 (броня не каленая, 17+10 мм, тендер 10+10 мм, командирская рубка 17+15+11 мм, изготовлен в декабре 1941 г. Сталинскими мастерскими Октябрьской железной дороги), двух двухбашенных бронеплощадок № 900 и 901, вооруженных двумя 76-мм пушками Ф-34 и шестью пулеметами ДТ каждая (построены в депо Люблино в феврале 1942 г., броня борта 30 мм, орудийные башни 35 мм, командирская башня 45 мм, места размещения снарядных стеллажей 30+15 мм) и платформы ПВО с двумя 25-мм автоматическими пушками (броня 12-13, изготовлена заводом «Стальмост»). Бепо дивизиона получили наименования: № 1 — «Роза Люксембург» (в честь одноименного бепо № 14, поступившего на формирование бепо № 10 в 1922 г.), № 2 - «Народный мститель».

1 марта 1942 г. 10-й одбп прибыл на Брянский фронт, где получил задачу обеспечить прикрытие от атак с воздуха станций Белев, Киреевкая и Слаговищи. Только за первые две недели бронепоезда отразили 9 авианалетов, при этом сброшенными бомбами было убито 2 и ранено 7 человек, сброшена с рельс бронеплощадка № 721 «Розы Люксембург». 10-й дивизион находился на этом участке до 20 апреля 1943 г. Всего за этот период бепо провели 243 боя с немецкой авиацией, при этом их огнем было сбито 10 и подбито 7 самолетов.

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА №. 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоезда 10-го одбп получили новые номера: № 1 стал № 656, а № 2 - № 705.

К 25 апреля 1943 г. дивизион передислоцировался на станции Чернь и Выползово, а приказом по 3-й армии Брянского фронта № 067 от 24.06.1943 г. бронепоезда выдвинулись на станцию Скуратов, где провели 34 боя с немецкой авиацией («Роза Люксембург» - 13, «Народный мститель» - 21). К 5 августа оба бепо перешли на станцию Отрада, где их команды занимались восстановлением железнодорожного полотна. Переданный 29 августа 1943 г. в состав Степного фронта, 10-й дивизион 2 сентября прибыл в Белгород, 12 сентября в Харьков, а 2 октября - в Полтаву. За этот период бронепоезда отразили 68 атак немецких самолетов. Один из наиболее сильных начетов был в ночь с 23 на 24 октября 1943 г. — в результате бомбежки было убито 3 и ранено 2 человека, разбито и сгорело три жилых вагона базы.

Находясь в составе войск 2-го Украинского фронта 10-й одбп двигался по маршруту: станция Кобеляки - Гановка - Козелыцина, куда прибыл 19 ноября.

В период 23 - 25 ноября 1943 г. бронепоезда № 656 и 705 своим огнем поддерживали части 20-го гв. стрелкового корпуса, наступавшего в районе Крюкова. 30 ноября вместо убывшего на ремонт бепо № 656 с базы управления бронепоездов и бронемашин прибыл бепо № 637 (типа БП-43, построен на Красноярском ПРЗ в 1943 г.).

К 7 января 1944 г. 10-й одбп передислоцировался в Кременчуг, затем двигался по маршруту станция Хитровка – Бобринская - Поташ - Рогожены - Маркулешты, куда прибыл 26 мая 1944 г.

На основании приказа командующего бронетанковыми и механизированными войсками 2-го Украинского фронта № 04259 от 24.08.1944 г., дивизион перебросили на станцию Унгены для охраны фронтового склада бронетанкового имущества. 19 сентября бронепоезда сосредоточили в Яссах, затем после перешивки колеи, они перешли на станцию Гигиу (4 км юго-восточнее Плоешти). Здесь 10-й одбп находился до 5 июля 1945 г., после чего был получен приказ о его выходе из состава 2-го Украинского фронта и включении в Львовский ВО. Из-за большой загруженности железных дорог дивизион прибыл в Ковно только 18 августа.

На основании директивы штаба Львовского ВО № орг/1/0373 от 30.08.1945 г. 10-й отд. дивизион подлежал расформированию. Личный состав был направлен в 7-ю учебную танковую бригаду в Челябинске, а матчасть 7 сентября отправилась со станции Ковно на станцию Киверцы, для ее передачи 49-му отд. дивизиону бронепоездов.

III. Боевой и численный состав дивизиона

Сформирован в составе:

  • Бепо № 1 «Роза Люксембург»
  • Бепо № 2 «Народный мститель»

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА №. 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоезда 10-го одбп получили новые номера:

  • Бепо № 656 «Роза Люксембург» (бывший № 1)
  • Бепо № 705 «Народный мститель» (бывший № 2)

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх