Танковый фронт

4-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Ведет свою историю от сформированного в середине 1918 г. «Депо бронепоездов по формированию команд и наблюдению за бронированием поездов», которое сначала переформировали в запасную бригаду бронепоездов, а 20 июня 1921 г. - в учебно-опытную бригаду бронепоездов и десантных отрядов с дислокацией в городе Карачев.

В период с 1 по 10 октября 1924 г. ее переформировали в отдельный территориальный полк бронепоездов, позже переименованный во 2-й полк бронепоездов имени рабочих завода «Красный Профинтерн», а с 1 октября 1931 г. - в Отдельный полк бронепоездов имени рабочих завода «Красный Профинтерн». Часть дислоцировалась в военном городке у станции Брянск-1.

По директиве Генерального Штаба РККА № 4/3/46480 от 21.03.1939 г. отдельный полк бронепоездов расформировывался, а за счет его штатной численности создавались 3 и 4-й дивизионы бепо. При этом на базе 4-го дивизиона, в случае начала военных действий, разворачивался запасной полк бронепоездов в составе двух учебных дивизионов.

По состоянию на 6 января 1941 г. при 4-м дивизионе бронепоездов имелось: бронепаровозов - 10, легких бронешющадок - 9 (из них 5 ПЛ-37 и прошедших модернизацию ПЛ-35), тяжелых бронешющадок - 6, БА-10 жд - 7, БА-20 жд - 17, вагонов-мастерских ДМ - Г, Из этого количества 3 бронепаровоза, 4 легких и 2 тяжелых площадки предназначались для формирования бепо № 40, 44 и 46, а остальные числились в неприкосновенном запасе.

Согласно директивы Генерального Штаба РККА в период с 15 по 20 июня 1941 г. 4-й дивизион сформировал три бронепоезда, которые к 23 июня должны были дислоцироваться в следующих пунктах Прибалтийского Особого военного округа: бепо № 40 — Митава, № 44 - Вильно, № 46 - Паневеж. Из них в начале войны бепо № 40 действовал под Шауляем, № 46 под Ригой, а № 44 был задержан на станции Молодечно. После начала войны бепо активно воевал под Лидой, Баранивичами. Столбцами и Кричевым. В бою 15 августа 1941 г. одна бронеплощадка была полностью разбита, а вторая и бронепаровоз получили серьезные повреждения. По распоряжению начальника ГАБТУ КА поврежденные бронеединицы направили для ремонта на завод имени Октябрьской революции в Ворошиловграде, а личный состав на переформирование.

4-й отд. дивизион бронепоездов после начала Великой Отечественной войны, согласно плану развертывания, переформировывается в запасной полк бронепоездов. При этом он перешел со штата № 16/731 на штат № 016/900. Это мероприятие было проведено в период с 23 по 25 июня 1941 г. При этом командир 4-го дивизиона майор Бончев И.И. стал командиром запасного полка. Таким образом, фактически с 25 июня 1941 г., 4-й отд. дивизион бронепоездов перестал существовать как воинская часть. Тем не менее, имеет смысл рассказать о действиях некоторых бронепоездов, которые комплектовались запасным полком в начале войны.

В начале июля 1941 г. были вновь сформированы и отправлены на фронт бронепоезда № 40 и 46, для чего использовалась матчасть неприкосновенного запаса. Из них бепо № 40 был оставлен 4 августа 1941 г. в районе станции Пригорье (участок Брянск-Жуковка) из-за невозможности движения (пути были уничтожены авиацией), а № 46 10 августа 1941 г. вошел в состав 12-го отдельного дивизиона бронепоездов.

Кроме того, согласно приказу по Брянскому гарнизону № 56 от 11 августа 1941 г. запасной полк сформировал два бронепоезда, направленных для обороны города. Один из них был тяжелым (командир капитан Ф.К. Королев), а второй смешанным (легкая и тяжелая бронеплощадки, командир мл. лейтенант Н.Б. Билунов). Оба состава убыли на фронт в район Почеп 21 августа 1941 г., где действовали до 23 августа, затем убыли в состав запасного полка бронепоездов.

В дальнейшем эти составы использовались в качестве учебных.

По распоряжению начальника ГАБТУ КА генерал-лейтенанта Я. Федоренко запасной полк бронепоездов 25 августа 1941 г. был эвакуирован из Брянска в Тамбов.

III. Боевой и численный состав дивизиона

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх