Танковый фронт

2-й отдельный дивизион бронепоездов

 

 
I. Командный состав дивизиона
II. Формирование и организация

Формирование началось Западным военным округом 3 октября 1924 г. на станции Карачев. На укомплектование поступила матчасть и личный состав расформированных бронепоездов № 5, 13, 15, 16, 159, 160, 165, 203 и 204. Новая часть получила наименование 2-й дивизион полевых бронепоездов с дислокацией на станции Витебск и подчиненностью Западному ВО (приказ РВС СССР № 1181 от 10 октября 1924 г.), а с 1926 г. - 2-й дивизион бронепоездов. В мае 1930 г. его передислоцировали в Полоцк.

По директиве от 25 января 1932 г. 2-й дивизион в полном составе убыл на Дальний Восток, где вошел в состав Отдельной Краснознаменной армии с дислокацией на станции Бочкарево Уссурийской железной дороги. Сначала он вошел в подчинение 3-й колхозной стрелковой дивизии, а с июля 1933 г. - непосредственно штабу Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. В сентябре 1936 г. дивизион сменил дислокацию - теперь он размешался на станции Куйбышевка-Восточная Амурской железной дороги. В течение следующих двух лет бронепоезда часто выдвигались в различные пункты для прикрытия границы - Ушумун, Михайло-Чесноковская, Белогорье, Благовещенск, но база дивизиона находилась в Куйбышевке. С 7 сентября 1938 г. он вошел в состав 2-й Отдельной Краснознаменной армии.

6 июля 1941 г. дивизион перешел на новый, трехбронепоездной штат, военного времени № 016/731 в составе легких бепо № 18, 20 и тяжелого № 33. В мае 1942 г. 2-й одбп перешел на новый, двухбронепоездной, штат в связи с чем из его состава изъяли легкий бепо № 20, убывший в состав 15-й армии.

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 18 - стал № 728, а № 33 - № 732. С 18 декабря 1945 г. 2-й отдельный дивизион бепо перешел в подчинение Забайкало-Амурского ВО.

В начале января 1946 года команда бепо № 728 на основании директивы ГБТУ № 1098019 перешла на новый бепо № 602 (четыре двухосных бронеплощадки). 17 января 1946 г. дивизион в составе бепо № 602 и 732 убыл на станцию Харбин для охраны Китайско-Восточной железной дороги. С 23 по 25 марта бронепоезд № 602 совместно с батальоном 231-го стрелкового полка вел бои с хунхузами в районе Имяньпо - Вейшахе, захватив при этом 246 винтовок, 4 пулемета и около 115000 патрон. Трофеи передали одному из полков 4-й Народно-Революционной армии Китая.

6 мая 1946 года 2-й дивизион вернулся на станцию Куйбышевка. Сюда же был доставлен трофейный японский бронепоезд, переданный 28-м одбп и состоящий из шести бронеплошадок.

На основании директивы ГБТУ ВС № 098652 от 14.09.1946 г. команда бепо № 732 перешла на новый бепо № 631 (четыре двухосных бронеплощадки).

Дивизион был расформирован в период 9 марта - 30 апреля 1947 г., при этом личный состав направили в различные части Забайкало-Амурского ВО, а матчасть бепо № 602 и 732 передали 1-му одбп.

III. Боевой и численный состав дивизиона

На 6 июля 1941 г.

  • бепо № 18 (легкий)
  • бепо № 20 (легкий)
  • бепо № 33 (тяжелый)

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 05.12.1942 г. бронепоезда получили новые номера: № 18 стал именоваться № 728, а № 33 — № 732:

  • бепо № 728 (бывший - 18)
  • бепо № 732 (бывший - 33)

 

IV. Боевой путь дивизиона
 
V. Награды и почётные наименования

 

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх