Танковый фронт

Создание и развитие румынских бронетанковых войск

 

Начало танковым войскам Румынской армии положила закупка партии французских лёгких пехотных танков типа F.T., хотя подробности этой операции в источниках разнятся. Наиболее распространённой является версия о 76 танках: 48 с пушечным и 28 с пулемётным вооружением, по одним данным, приобретённым в 1919 г., по другим — уже в 1920-е гг. Другие источники приводят данные о 72 или 74 закупленных танках, в частности, М. Коломиец и С. Федосеев приводят более подробную разбивку: в марте 1920 г. Румынии были переданы танки расформированных французских рот AS 301 и 302, и лишь к концу десятилетия число машин достигло 74 согласно В. Францеву же, в 1919 г. Румыния приобрела сразу вооружение целого батальона, в виде 83 танков, из которых на вооружение были поставлены всё те же 76, а остальные — пущены на запасные части.

На протяжении 1920-х годов F.T. составляли основу румынского бронетанкового парка, однако ограничения созданного ещё в Первую мировую войну танка, такие как малый механический ресурс, не превышающая 7,5 км/ч скорость и ограниченный 35 км запас хода, позволяли использовать его лишь для поддержки пехоты. Хотя Румынская Армия осознавала устаревание своих танковых частей, их материальная часть и тактика её применения практически не изменились ко второй половине 1930-х гг., поскольку в условиях политики сокращения военных расходов, командование не считало оправданными затраты на создание и поддержание современных танковых войск.

Тем не менее, к началу 1930-х гг. армия приступила к поиску замены для устаревших танков. Поскольку собственные возможности Румынии по производству вооружений были ограничены неразвитостью промышленности, к началу межвоенного периода носившей преимущественно сырьевой характер, страна, будучи с 1921 г. членом «Малой Антанты», полагалась на закупки вооружения у располагавшей развитой оборонной промышленностью Чехословакии и поддерживавшей этот альянс Франции. Первоначальные переговоры о закупке бронетехники с британской фирмой «Виккерс-Армстронг» и французской «Рено» положительных результатов не принесли, и в 1933 г. Румынская армия начала переговоры с чехословацкими ČKD и «Шкода». Тем не менее, источники 1930-х гг. упоминают о наличии на вооружении Румынской Армии британских танкеток «Карден-Лойд» Mk. VI, лёгких танков «Виккерс» Mk.E Type A и B, Patrol Tank, и даже о приобретении Румынией некоторого количества польских танкеток TK-3.

Другим видам бронетехники, в частности, бронеавтомобилям, Румынская Армия уделяла сравнительно мало внимания, и парк румынской колёсной бронетехники ограничивался немногочисленными оставшимися с Первой мировой войны машинами, из которых к концу 1930-х на вооружении числились лишь четыре «Остин-Путиловца» и два «Пежо». Источники 1930-х гг. приводят данные о наличии на вооружении трофейных германских бронеавтомобилей, а также нескольких примитивных машин, построенных на шасси коммерческих двухосных грузовых автомобилей. Помимо этого, с Первой мировой войны также оставались четыре бронепоезда, снятых с вооружения в 1930-е гг.

Чехословацкая бронетехника.

27 апреля 1935 г. Румыния запустила комплексную десятилетнюю программу перевооружения армии, важнейшей задачей которой являлось приобретение бронетехники; помимо этого, программа положила начало румынским мотострелковым войскам, одну бригаду которых планировалось сформировать в дополнение к традиционным родам войск. Между 1933 и 1935 гг. Румынская армия вела лишь факультативные переговоры с чехословацкими фирмами, но после неудачи с западноевропейскими производителями, 8 января 1936 г. закупочная комиссия запросила у ČKD и «Шкоды» предложения на танки различных классов, в количестве от 50 до 500 штук; наряду с танками для вооружения бронетанковых батальонов, румынскую сторону интересовали специальные машины для вооружения разведывательных эскадронов кавалерии.

ČKD направила ответ 14 января, предложив свои новые разработки: малый танк AH-IV по цене в 307 тыс. крон и лёгкий TNH, по 675 тыс. крон. Поскольку «Шкода» и ČKD были связаны картельным соглашением, оговаривавшим, что продажи танков странам «Малой Антанты» будут поделены между фирмами в соотношении 3:2, 22 января за предложением последовало совещание, на котором представители обеих компаний сумели договориться о распределении заказов и ценах. За этим, однако, последовал период закулисной борьбы за выгодный заказ.

Поначалу, подключив к переговорам даже чехословацкого посла, ČKD удалось 3 апреля добиться заключения предварительного договора, действительного на протяжении 40 дней, в течение которых ČKD должна была предоставить окончательный вариант соглашения и техническую документацию. Условиями договора предусматривалась поставка 35 малых танков AH-IV для вооружения кавалерии, первые из которых должны были быть поставлены в течение восьми, а последние — 11 месяцев, и 100 средних P-II-aj, на тот момент существовавших лишь в проекте. Не согласная с таким развитием событий «Шкода», однако, сумела, используя свои связи и победу своего танка на конкурсе Чехословацкой армии, переубедить румынскую сторону, в мае 1936 г. объявившую о намерении приобрести танки у «Шкоды». В результате, вместо P-II-aj Румыния избрала Š-II-a, в то время как заказ на малые танки был оставлен за ČKD, поскольку «Шкода» не располагала аналогичным образцом; Румынская Армия потребовала лишь увеличить толщину брони и усилить трансмиссию AH-IV. Наряду с закупками новой техники, в 1937 году «Шкоде» также был выдан заказ на восстановление 20 ремонтопригодных танков F.T.

По разным данным, 6 или 14 августа 1936 г. с ČKD был заключён контракт на поставку для испытаний одного прототипа AH-IV, в варианте для румынской армии получившего обозначение AH-IV-R. Поставки серийных машин должны были начаться в течение пяти месяцев после утверждения прототипа румынской стороной, с поставкой 10 танков в первые и 15 — в последний месяц. Цена танков составляла 320 585 крон за единицу, без вооружения, а общая сумма заказа достигла 11 217 500 крон. Прототип AH-IV-R был продемонстрирован группе румынских офицеров, политиков и дипломатов на заводском полигоне 26 ноября, однако отведённый для испытаний и утверждения прототипа месячный срок был сорван продолжавшимися доработками проекта. В итоге, первые десять машин были готовы только к 27 сентября 1937 г., но и их румынская комиссия отказалась принять вследствие несоответствия заданным техническим характеристикам, что не помешало отправке танков на манёвры в Румынию 30 сентября. Лишь после новой доработки, 23 ноября начались приёмные испытания всей серии. В апреле 1938 года все 35 танков были отправлены в Румынию, где, после войсковых испытаний, лишь 19 августа румынский генеральный штаб официально объявил танки принятыми.

На вооружение Румынской армии AH-IV-R поступил под обозначением Carul de recunoastere R-1 (рум. «Разведывательная машина R-1»). В целом, чехословацкий малый танк отличал ряд удачных конструктивных решений, обеспечивавших ему высокую подвижность на пересечённой местности, однако вооружение из двух 7,92-мм пулемётов делало R-1 полностью устаревшим в качестве боевой машины уже ко времени поступления в войска, а отсутствие радиостанции и функционально перегруженный экипаж из двух человек ограничивали ценность танка даже в отведённой ему роли разведывательной машины.

Как современная, но в то же время сравнительно простая конструктивно машина, R-1 привлёк внимание Румынской армии и в качестве кандидата на выпуск создаваемой отечественной танковой промышленностью. В мае 1938 года румынская машиностроительная фирма «Малакса», специализировавшаяся на выпуске подвижного состава и ранее освоившая выпуск французских танкеток, начала переговоры с ČKD о приобретении лицензии на выпуск AH-IV, однако переговоры затянулись вследствие недоверия ČKD к румынской стороне и лицензионное соглашение было подписано лишь 22 февраля 1939 г. В общей сложности Румынская армия планировала, при технической поддержке ČKD, построить, по разным данным, 300 или 382 R-1, однако германская оккупация Чехословакии привела к новым задержкам. В конце 1939 года «Малакса» получила техническую документацию на танк, однако в итоге сумела собрать, на основе чехословацких комплектующих, лишь один прототип до своего банкротства, а ко времени национализации предприятия в 1941 г., Румынская армия потеряла интерес к малым танкам.

Контракт с фирмой «Шкода» на поставку 126 танков Š-II-a Румынская армия подписала тоже 14 августа 1936 г. В начале лета 1937 г. румынская сторона настояла на немедленной поставке 15 танков, которые «Шкоде» пришлось заимствовать из производившихся для Чехословацкой армии. Машины были переданы Румынии 10 июня 1937 г., однако испытания показали недоведённость конструкции и все 15 танков были возвращены заводу для доработки в соответствии с замечаниями румынских военных, в результате чего прототип был утверждён только в августе 1938 г., а к производству партии «Шкода» приступила 1 сентября. В конце того же месяца уже Чехословацкая Армия, в связи с Судетским кризисом и последовавшей мобилизацией, конфисковала несколько готовых танков из румынского заказа, однако несмотря на это, «Шкода» передала румынской стороне первые Š-II-a в декабре 1938 г. и выполнила весь заказ к 22 февраля следующего года; Л. Несс приводит разбивку произведённых для Румынии с 1937 по 1939 год машин как 15, 61 и 50 единиц.

На вооружение Румынской армии Š-II-a поступили под обозначением Tanc ușor R-2 (рум. «Лёгкий танк R-2»). По ходу производства и испытаний Румынская армия затребовала новые изменения в конструкции танка, внесённые на 63 последних машинах, получивших обозначение R-2c (от рум. cimentate — «цементированный») и отличимых внешне по клиновидной кормовой части из двух бронелистов вместо единой скруглённой детали. По своим характеристикам, Š-II-a являлся типичным для середины 1930-х годов лёгким танком массой в 10,5 тонн, с вооружением из 37-мм пушки в двухместной башне, бронированием, не превышающим 25 мм в лобовой и 15 мм в бортовой части, и максимальной скоростью в 34 км/ч. Имея адекватные характеристики для борьбы с современными ему лёгкими танками, к 1941-1942 гг. чехословацкий танк уже считался устаревшим вследствие незащищённости от огня лёгких противотанковых орудий и уязвимости даже для противотанковых ружей, а также малоэффективности против новых средних и тяжёлых танков: в частности, обстрел трофейного Т-34 в 1942 г. показал полную неэффективность 37-мм орудия против его брони. Вдобавок, даже несмотря на произведённую по румынским требованиям доработку, R-2 остался недостаточно надёжной и излишне требовательной в обслуживании машиной.

Румынская армия пыталась закупить в Чехословакии и другие образцы бронетехники, в частности, по румынским ТТТ была разработана 5,8-тонная тяжёлая танкетка с вооружением из 37-мм пушки в казематной установке и достигавшим 30 мм лобовым бронированием, согласно реконструкции М. Эксворти, сочетавшая, по всей видимости, шасси бронированного тягача LKMVP с верхней частью корпуса от танкетки Š-I-d. Прототип такой машины был продемонстрирован в Румынии, однако до закупки дело не дошло, скорее всего, в связи с оккупацией Чехословакии Германией в марте 1939 г.

Французская бронетехника.

Первым шагом Румынии по созданию собственной танкостроительной промышленности стала закупка в 1937 г. лицензии на выпуск 300 танкеток U.E. у французской фирмы «Рено». Согласно М. Эксворти, такой шаг был предпринят в ответ на закупку Венгрией итальянских танкеток C.V.3/35, однако последние представляли собой полноценные боевые машины, использовавшиеся в роли танков; 2,1-тонные U.E. же были лишены вооружения, представляя собой снабжённые бронированным гусеничным прицепом транспортёры боепитания, и закупались Румынской армией в качестве бронированных тягачей для 300 выпускавшихся по французской же лицензии 47-мм противотанковых орудий model 1936.

Лицензия на выпуск U.E. была передана компании «Малакса», в результате чего на вооружение танкетка была принята под обозначением Șenileta Malaxa Tipul UE, обычно сокращавшимся до «Малакса». Завод был вынужден импортировать из Франции двигатели, коробки передач и приборные панели, однако сумел освоить выпуск остальных узлов танкетки. Выпуск танкеток «Малакса» был начат в конце 1939 г., однако капитуляция Франции в июне следующего года сделала дальнейшие поставки критических компонентов невозможными и производство было завершено в марте 1941 г. после выпуска 126 машин. Согласно С. Залоге, в мае 1938 г. Румынская армия заказала у Франции 60 готовых U.E., однако о реальном выполнении заказа сведений он не приводит; другие источники упоминают, что в общей сложности Румыния получила из Франции 13 готовых танкеток.

Ещё одним образцом французской бронетехники, заинтересовавшим Румынскую Армию среди ряда изученных предложений, оказался лёгкий пехотный танк R35 фирмы «Рено». Согласно С. Залоге, в мае 1938 г. Румыния закупила 50 готовых R35, однако другие авторы об этом не упоминают. Известно, что в то же время было организовано франко-румынское предприятие Franco-Romana, в рамках которого Румыния пыталась организовать совместный завод для лицензионной сборки 200 танков. Осуществить это, однако, так и не удалось вследствие загруженности французской стороны перевооружением собственной армии и, согласно П. Данжу, Румынской армии удалось добиться лишь размещения заказа на 200 готовых танков, с доставкой 50 в сентябре 1939 г., по 25 — в январе и мае, 50 — в сентябре 1940 года, и последних 50 — в 1941 г. В итоге, в 1939 г. Румынии был передан лишь 41 танк, прежде чем вступление Франции во Вторую мировую войну прервало дальнейшие поставки.

На вооружение Румынской Армии французский танк поступил под обозначением R-35, и стал первой румынской боевой машиной с противоснарядным бронированием. Однако огневая мощь танка, вооружённого короткоствольным 37-мм орудием, была ещё ниже, чем у R-2, а экипаж из двух человек, отсутствие радиостанции и недостаточная подвижность, с малыми скоростью и запасом хода, делали R-35 малопригодным для иных целей кроме непосредственной поддержки пехоты в медлительных операциях позиционной войны. Вдобавок, неудовлетворительную оценку Румынская Армия давала и надёжности R-35, хотя некоторые шаги к её повышению были предприняты: в частности, ходовая часть была усилена путём замены резиновых бандажей, склонных к чрезмерному износу, на металлические, разработанные подполковником К. Гьюлаем.

Как и с R-1, армия была заинтересована в приобретении лицензии на выпуск R-2, и в мае 1938 г. направила в Чехословакию новую комиссию, в задачи которой, помимо переговоров по лёгким танкам, входил поиск подходящего образца более мощного среднего, условно получившего обозначение R-3. В таком классе боевых машин ČKD могла предложить румынским военным свой V-8-H, а «Шкода» — Š-II-c (T-21), однако переговоры по всем образцам затянулись вследствие германской оккупации. Германская администрация поначалу позволила чехословацким танкостроительным фирмам продолжить коммерческую деятельность, и, даже несмотря на начало Второй мировой войны, «Шкода» попыталась продать Румынской Армии лицензию на выпуск Š-II-a, осенью 1939 г. продемонстрировав в Румынии усовершенствованный образец, Š-II-aR. Тем не менее, планы производства 280 танков на заводе «Малакса» также окончились ничем после банкротства фирмы.

После того, как Румыния лишилась другого своего поставщика вооружений — Франции — в июне 1940 г., армия вновь обратилась к чехословацким производителям в попытке закупить Š-II-c. Конструктивно, 17-тонный T-21, обладавший 47-мм орудием и достигавшим 30 мм бронированием, являлся дальнейшим развитием R-2, уже освоенного румынскими войсками. По одним источникам, в 1940 г. Румынская армия попыталась закупить у «Шкоды» лицензию на выпуск 216 T-21, однако поскольку Румыния к тому времени ещё не присоединилась к гитлеровской коалиции, германской оккупационной администрацией на сделку было наложено вето, как и на последующую попытку закупить готовые танки; другие же упоминают лишь о том, что в январе 1941 г. Румынская армия попыталась закупить 216 готовых T-21, однако ввиду приближавшегося вторжения в СССР, германская администрация отказалась принимать этот заказ. В связи с последним, неудачей окончилась и параллельная попытка заказать у ČKD 395 лёгких танков TNHPS. Подобная политика рассматривалась в Румынии как нарушающая баланс сил в регионе, поскольку параллельно Германия продала лицензию на T-21 Венгрии, отношения с которой к 1940 г. достигли пика напряжённости.

Менее чем через месяц после того, как Румынии были переданы последние R-2, 15 марта 1939 г. Чехословакия перестала существовать; в ходе оккупации Венгрией провозгласившей независимость области Подкарпатская Русь, в приграничную Румынию ушёл комбинированный батальон 1-го танкового полка, на следующий день интернированный и передавший имевшиеся на вооружении пулемётные бронеавтомобили румынским властям, принявшим их в дальнейшем на вооружение. М. Эксворти приводит список трофеев Румынской армии как 2 неопознанных «Татры», 3 «Шкоды» vz.26 и 8 «Татр» vz.27, тогда как согласно другим авторам, в Румынии оказалось, по разным данным, 2 или 3 vz.27 и 9 или 12 vz.30; данные о 3 vz.27 и 9 vz.30 поддерживаются и чешскими источниками.

Ещё одна возможность пополнить бронетанковый парк предоставилась Румынии после раздела Польши между Германией и СССР в сентябре 1939 г. Основным приобретением оказалась материальная часть 21-го легкотанкового батальона, после поражения Польши предпочёвшего уйти в Румынию и быть интернированным там. В результате, румынским войскам достались 34 R35, принятие которых на вооружение довело число машин этого типа в Румынской Армии до 75. Согласно другим авторам, в число 34 R35 вошли и перевозившиеся через Румынию, но не успевшие дойти до Польши машины, также конфискованные румынскими войсками, однако согласно П. Данжу, упомянутая партия R35 после поражения Польши была перенаправлена ещё в пути. Наряду с 21-м батальоном, в Румынию ушли около 10-15 других бронированных машин, в основном изношенные танкетки TK и TKS польского производства, принятые на вооружение, аналогично «Малакса» / UE, в роли артиллерийских тягачей.

Таким образом, к моменту вступления в войну с Советским Союзом в июне 1941 г. Королевская румынская армия располагала двумя танковыми полками и танковыми разведывательными эскадронами, находившимся в составе кавалерийских дивизий. Материальная часть включала 35 танкеток R-1 и 126 легких танков R-2 (LT-35), закупленных в Чехословакии до оккупации этой страны Германией в 1939 г., 75 французских R-35 (41 закуплен во Франции, 31 – бывшее польские, интернированные в 1939 г.), и 75 (по другим данным только 60, что впрочем, противоречит данным Министерства обороны Румынии) старых «Рено» FT-17. Всего румыны имели 480 бронированных транспортных средств. В это число входили и транспортеры «Малакса», как закупленные во Франции (как «Рено» UE), так и собранные по лицензии на местных заводах. Впрочем, единственным танком Королевской армии, отвечавшим условиям современного на тот период боя был R-2.

Румынские бронетанковые силы на 22 июня 1941 г.

  • 1-я танковая дивизия (формирование началось 17.04.1941 г):
    • 1-й танковый полк. Легкие танки R-2 (LT-35) - 126
    • 2-й танковый полк. Легкие танки R-35 - 75
  • 1-й танковый батальон (включал 3 роты) [Бухарест, район Плоешти, крупные города страны] - 75

В организации 1-й танковой дивизии Румынской королевской армии активное участие приняли немецкие военные специалисты из 64-го моторизованного полка, 4-го танкового полка и 4-го зенитно-артиллерийского полка. Однако, проблем избежать не удалось. Стоявшие на вооружении дивизии французские и чешские танки, различались по своим боевым качествам и предназначению настолько, что 2-й танковый полк пришлось придать 4-й армии, вместе с частями которой он принял участие в сражениях в Южной Бессарабии и за Одессу.

Таким образом, фактически в составе дивизии остался только 1-й танковый полк.

В начале компании 1941 г. 1-я танковая дивизия в соответствии с планом «Барбаросса» действовала в Бессарабии. Затем – битва за Одессу. Обычно в боях применялись подразделения с относительно небольшим количеством боевых машин. Так, в сентябре 1941 г. была сформирована механизированная боевая группа Lt.Col.Eftimiu. Она состояла из батальона из 20 танков R-2, моторизованного батальона vanatori, дивизионов 105-мм полевых пушек «Шнейдер» и 100-мм гаубиц «Шкода». Также в составе группы имелись саперная рота, рота 20-мм орудий ПВО «Густлофф», батарея 37-мм немецких противотанковых орудий и рота ПТО из 12 47-мм пушек «Шнейдер». После взятия Одессы, боевая группа была расформирована.

На 28 августа 1941 г. 1-й танковый полк имел всего 14 боеспособных танков, из которых 10 было на передовой. 18 танков требовали ремонта продолжительностью в 1 - 2 месяца, 19 – 2 - 3 месяца, 32 – более 3 месяцев. Списано было 15 танков R-2.

2-й танковый полк, состоявший из R-35, также использовался при штурме Одессы. К 20 августа в его составе имелось только 19 пригодных к эксплуатации танков. Нуждались в ремонте – 26. В списке потерь значилось 25 машин. 16 из них были уничтожены (8 сгорело), 9 – повреждены.

В течение 1941 г. потери дивизии составили: 34 офицера, 102 младших командира, 1.125 рядовых, 463 винтовки, 54 легких пулемета, 5 тяжелых пулеметов, 206 автомобилей, транспортеров, тракторов и 111 единиц бронетехники (большая часть – небезвозратно).

В 1942 году дивизия была реорганизована и вновь направлена на Восточный фронт – как раз, чтобы успеть к сражению за Волгу. 1-я танковая вошла в состав 48-го германского танкового корпуса. В боях участвовал 1-й танковый полк дивизии. Он имел немецкую боевую часть – 11 Pz. Kpfw. III Ausf. N (румынское обозначение Pz. IIIN) и 11 Pz. Kpfw. IV Ausf. G (Pz. IVGs ). Артиллерию усилили весьма эффективные противотанковые орудия – 9 единиц 75-мм Pak 40s и 9 – 50-мм Pak 38. ПТО буксировались немецкими тягачами Zugkraftwagen. Были получены из Германии и бронеавтомобили Sd. Kfz. 222.

Всего в 1-й танковой в сентябре 1942 г. насчитывалось: 501 офицер, 538 младших командиров, 11.592 рядовых, 9.335 винтовок, 278 легких пулеметов, 61 тяжелый пулемет, 67 минометов, 36 пушек и гаубиц, 1.358 транспортных средств, 109 танков R-2), 11 Pz. III, 11 Pz. IV, и 2 трофейных советских танка (Т-26). Также имелось 10 бронеавтомобилей Sdkfz 222 и 8 SPW 251. 1-й танковый полк состоял из двух батальонов, по четыре роты в каждом – 3 роты R-2 и 1 роты средних танков. Танки Pz. III относились к 4-й роте первого батальона, Pz. IV к 8-й роте 2-го батальона. Фактически только две последних роты и могли противостоять в открытом бою советским средним танкам Т-34.

20 ноября – в преддверии начала советской операции «Уран», 1-я тд имела 108 танков. Среди них было 87 R-2, 10 T-3 c короткоствольной 75 мм пушкой и 11 Т-4 с длинноствольным орудием.

Уже 30 ноября, после недели кровопролитных боев, от дивизии практически ничего не осталось. Боеготовыми были три танка – два Т-3 и один Т-4.

В ходе сражения за Сталинград, дивизия была почти уничтожена. Ее потери составили: 130 офицеров, 87 младших командиров, 3.067 рядовых, еще 3 тыс. человек были обморожены. Дивизия лишилась 474 винтовок, 149 легких пулеметов, 22 тяжелых пулеметов, 55 минометов, 22 орудий, 678 транспортных средств и 100 танков, в том числе 81 R-2, 10 Т-3 и 9 Т-4. Из числа R -2, 27 были уничтожены, 30 оставлены из-за отсутствия горючего, 24 брошены по причине механических поломок.

В марте 1943 г. было создано еще одно танковое подразделение – батальон из 50 T-38. Эти к тому времени устаревшие чешские танки были получены из Германии. Лишь 20 из них были пригодны к эксплуатации. Из этих танков были сформированы 51-я, 52-я, 53-я и 54-я танковые роты. Первые три сражались на Таманском полуострове в составе румынского кавалерийского корпуса, четвертая (резервная) входила в состав румынского горного корпуса в Крыму. Роты возвратились на родину в начале 1944 г., имея лишь 10 боеспособных танков. Боевые потери составили по меньшей мере 16 танков, еще 19 были брошены при эвакуации из Севастополя.

Весной-летом из остатков 1-й танковой дивизии (стоит отметить, что августе 1943 г. дивизия на «бумаге» насчитывала 59 танков R-2. Реальное их число не превышало 25) была сформирована «подвижная группа». Она состояла из 12 САУ TACAM T-60, рот ПТО и ПВО, моторизованного артиллерийского батальона и 1 бронеавтомобиля Sd. Kfz. 222, использовавшегося в качестве машины связи. Это, по большей части импровизированное соединение было расформировано в октябре 1943 г. Никакого участия в боях оно не принимало.

28 октября 1943 г. началась реорганизация Румынской королевской армии. Началось формирование новых механизированных частей – 1-я танковая дивизия на время превратилась в учебную. Германия в этот период начала широкомасштабные поставки своему союзнику на Востоке более-менее современного оружия.

В феврале 1944 г., под угрозой наступления Красной Армии, из состава 1-й танковой дивизии, которая на тот момент была небоеспособной, была выделена механизированная группа, получившая название Cantemir. Ее и направили на фронт. Группа состояла из двух танковых рот – 30 Т-4 и 2 Т-3, одной штурмовой роты – 10 ТА (StuG IIIG), двух батарей румынских противотанковых САУ из 14 TACAM T-60, одной роты R-2 и одной роты R-35.

Кроме того, из элементов 1-й тд было создано еще одно «подвижное бронированное соединение». Оно включало моторизованный батальон с приданной батареей из 6 ПТО 75-мм Resita модели 1943 г., 63 батарею САУ TACAM T-60 и танковый батальон. Последний включал 2 роты по 16 танков Т-4 и роты из 12 САУ ТА. Также имелся моторизированный артиллерийский батальон – 12 100 мм гаубиц Skoda, рота ПВО, подразделения обслуживания.

«Подвижное соединение» базировалось на территории Молдавии. Оно стало ядром, вокруг которого была сформирована 1-я танковая дивизия «Великая Румыния». Это название ей было дано 28 апреля 1944 г.

Дивизия включала 1-й танковый полк (1-й танковый батальон в 3 танковых роты, 2-й батальон штурмовых орудий в 3 роты, штабной взвод), 3-й и 4-й полки Vanatori, 1-й моторизированный артиллерийский полк, моторизированную группу специального оружия, моторизированный саперный батальон.

Дивизия насчитывала: 48 танков T-4, 12 САУ TA, 10 САУ TACAM T-60s, 12 бронеавтомобилей, 24 БТР, 105 легких пулеметов, 36 тяжелых пулеметов, 4 13,2-мм пулеметов ПВО, 12 20-мм зенитных орудий, 4 25-мм зенитных орудий Гочкис модели 1939 г., 8 47-мм ПТО, 6 50-мм ПТО Pak 38, 28 75-мм ПТО, 9 60-мм минометов Brandt/Voina модели 1939 года, 6 81,4-мм минометов, 6 120-мм минометов, 9 огнеметов, 12 105-мм орудия Шнейдер модели 1936 года и 12 100-мм гаубиц Шкода.

Между тем, в 1944 году румыны начали развертывание 2-й танковой дивизии. Ее основой должны были стать моторизированные подразделения 8-й кавалерийской дивизии. Впрочем, до конца дивизия к моменту окончания боев с Красной армией развернута не была. К середине 1944 г. в ее состав входили около 30 Pz. IV, 7 штурмовых орудий StuG. III, 18 самоходок TACAM T-60 (62 рота САУ), 20 бронетранспортеров Sd. Kfz. 251, некоторое количество бронеавтомобилей Sd. Kfz. 222.

1-я танковая активно использовалась румынским командованием, в его попытке остановить советское наступление под Яссами 19-23 августа 1944 г. Потери были весьма существенными. За четыре дня боев румыны недосчитались 34 Т-4 и T А.

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники: