Танковый фронт

Бронетанковая промышленность Румынии

 

Параллельно с закупкой бронетанковых вооружений в Германии, Румыния пыталась пополнить танковый парк собственными силами. Основное внимание военных оказалось сосредоточено на противотанковых вооружениях: уже летняя кампания 1941 г. показала, что Румынская Армия не располагает ни одним танковым или противотанковым орудием, способным эффективно бороться с советскими танками Т-34 и КВ; рассчитывать на закупку необходимых вооружений в Германии, самой испытывавшей их дефицит, Румыния также не могла. И. Антонеску первоначально выступал за выпуск копии Т-34 в Румынии, однако вскоре стало очевидно, что подобная задача для румынской промышленности непосильна.

К концу 1942 г. единственным источником для перевооружения войск оставались трофейные советские танки и артиллерийские системы, и подполковнику К. Гьюлаю было получено разработать противотанковую САУ на их основе. Согласно С. Залоге, Румынская Армия начала работы по противотанковой САУ, по образцу германских САУ серии «Мардер», основываясь на шасси устаревших R-2 и 76,2-мм советской дивизионной пушке, однако офицерами, ввиду малочисленности уцелевших R-2, было предложено использовать трофейные лёгкие танки Т-60[58]. На шасси Т-60, имевшем высокую подвижность и современную, но, в то же время, относительно несложную конструкцию, остановился и Гьюлай; важным аргументом в пользу Т-60 являлся также его двигатель типа «Форд A», который румынская промышленность могла обеспечить запасными частями. Для вооружения САУ же была избрана 76-мм пушка обр. 1936 года (Ф-22), имевшая наибольшую среди дивизионных орудий бронепробиваемость.

Проект Гьюлая, получивший обозначение Tun Anticar cu Afet Mobil T-60, сокращающееся как TACAM T-60, был завершён в конце 1942 г. и, получив одобрение Румынской Армии, был передан фирме «Леонида» для постройки прототипа, осуществлённой, под руководством Гьюлая, с ноября 1942 по 12 или 19 января 1943 г. Серийное переоборудование TACAM T-60 велось «Леонида» с конца 1942 г., всего Румынской Армии были переданы 34 САУ этого типа в том числе 17 — в середине июня, а оставшаяся половина — к декабрю 1943 г.

При переоборудовании с танков Т-60 снимались башня и крыша боевого отделения, на месте которых размещалась установка 76,2-мм пушки, защищавшаяся открытой сверху и с кормы рубкой, собиравшейся из 15-мм бронелистов, которые приходилось срезать с танков БТ-7, поскольку румынская промышленность была не в состоянии обеспечить их поставки. Для размещения в САУ переоборудованию подвергались также прицельные приспособления и механизмы наведения орудия. В связи с размещением рубки и укладок 76,2-мм выстрелов, изменениям подвергалась также система охлаждения двигателя и крыша моторного отделения, при этом, часть деталей для этого и других, менее значительных, переделок, импортировалась из Германии. Экипаж TACAM T-60 состоял из трёх человек: механика-водителя, наводчика и заряжающего. Согласно некоторым источникам, замене, на аналогичный Fargo FH.2 румынского производства, подвергался и двигатель на части САУ. Ввиду повышенной отдачи 76,2-мм орудия, TACAM T-60 снабжались стояночным тормозом для блокировки колёс при стрельбе, а также усиленными торсионными валами подвески и опорными катками с внешней или внутренней амортизацией.

Бои под Сталинградом вновь продемонстрировали малоэффективность R-2, однако отсутствие перспектив скорой их замены вынудило Румынскую Армию вернуться к проекту переделки R-2 в противотанковые САУ в попытке повысить боевую ценность устаревших машин. Проектирование новой установки, получившей обозначение TACAM R-2, было поручено Гьюлаю в декабре 1942 года, после завершения разработки TACAM T-60, и в июле - сентябре 1943 г. фирмой «Леонида» был построен прототип. Конструктивно новая САУ была схожа с переделкой Т-60, однако рубка, вновь собиравшаяся из срезанных с БТ-7 и Т-26 броневых листов толщиной 10 - 17 мм, имела частичную броневую крышу и бо́льшие размеры, хотя экипаж TACAM R-2 также состоял из трёх человек. Оптический прицел советского образца на орудии был заменён на противотанковый «Септилич» (рум. Septilici) румынской разработки, производившийся фирмой I.O.R.

К концу 1943 г. испытания прототипа были завершены и Управление механизированных войск дало разрешение на серийное производство TACAM R-2, однако поскольку отправка R-2 на завод для переоборудования оставила бы 1-ю танковую дивизию без танков, Управление было вынуждено приостановить производство САУ до получения дивизией новой техники из Германии. Переоборудование партии из 40 TACAM R-2 на заводе «Леонида», а также, согласно некоторым источникам, UDP[73], началось лишь в конце февраля 1944 года, причём вследствие нехватки Ф-22, серийные машины вооружались 76,2-мм пушкой обр. 1942 года (ЗИС-3), имевшей несколько меньшую начальную скорость снаряда и снабжавшейся дульным тормозом. ЗИС-3 при стрельбе снарядами румынского образца была эффективна против Т-34 на дистанции до 500-600 или около 457 м, что уже не вполне удовлетворяло Румынскую Армию, против нового советского тяжёлого танка ИС-2 же, 76,2-мм дивизионные орудия были сочтены вовсе неэффективными, что привело к остановке производства TACAM R-2 в конце июля 1944 г., после выпуска 20 серийных машин. Для разрешения этой проблемы были рассматривались варианты вооружения последующих САУ румынской 75-мм противотанковой пушкой «Решица» или 88-мм германским зенитным орудием, предлагалось даже переоборудование оставшихся танков в огнемётные, однако к реализации этих предложений Румыния так и не успела приступить до перехода на сторону антигитлеровской коалиции.

Румынской Армией прорабатывалось и переоборудование других устаревших машин. Так, 22 ноября 1943 г. Генеральный штаб принял решение о переоборудовании 14 уцелевших малых танков R-1 в противотанковые САУ для службы охранения, получившие предварительное обозначение TACAM R-1. На компактном шасси малого танка удалось разместить только 45-мм трофейную противотанковую пушку, и вскоре проект был закрыт как неэффективная растрата и без того ограниченных производственных мощностей. Ещё одна программа, получившая обозначение TACAM T-38, предусматривала переоборудование уцелевших T-38 по образцу TACAM R-2, для чего в 1943 г. были зарезервированы 40 трофейных 76,2-мм орудий, однако практического развития так и не получила в связи с заморозкой производства TACAM R-2.

Ремонт уцелевших R-35 после летней кампании 1941 г., осуществлявшийся преимущественно за счёт изготовления запасных частей рядом румынских предприятий, затянулся вплоть до Сталинградской битвы, сделавшей очевидной необходимость усиления вооружения танка. Один из R-35 во 2-м полку 1-й танковой дивизии был оснащён башней от трофейного Т-26, и командованием части, в числе прочих вариантов, была предложена установка башни от трофейного Т-26, перевооружённой 47-мм противотанковой пушкой model 1936 румынского производства и спаренным пулемётом. Рассматривалась и возможность переоборудования R-35 в безбашенную противотанковую САУ по типу серии TACAM однако в итоге армия приняла решение перевооружить танк 45-мм советской противотанковой пушкой или 47-мм model 1936, сохранив лучше защищённую башню R-35. 15 декабря проект был поручен К. Гьюлаю и капитану Д. Ходжа, в начале января 1943 года предложившими разместить 45-мм танковую пушку обр. 1932/38 годов с противооткатными устройствами в удлинённом кожухе в лобовой части, по образцу советских танков; от спаренного пулемёта, однако, пришлось отказаться вследствие нехватки места в башне.

Прототип модернизированного танка был завершён к концу февраля, и летом 1943 г. прошёл испытания, по результатам которых Управление механизированных войск выдало заказ на переоборудование, по разным данным, 30 или 33 танков. На вооружение модернизированные машины принимались как истребители танков, под обозначением Vanatorul de Care R-35 (Transformat). Хотя в литературе употребляется обозначение R-35/45, в румынских документах как базовые, так и переоборудованные танки, как правило, носили идентичное обозначение R-35. К июню 1944 г. были переоборудованы 30 R-35 и в июле Управление механизированных войск выдало новый заказ на Vanatorul de Care R-35, однако уже начатое «Леонида» его выполнение было остановлено с переходом Румынии на сторону антигитлеровской коалиции. В целом же, программа модернизации R-35 не принесла желаемых результатов: несмотря на повышение огневой мощи, к 1944 г. вооружённая 45-мм орудием машина была уже малоэффективна в противотанковой роли.

«Марешал»

M-00 — M-03

.Параллельно с ограниченной модернизацией устаревшей техники, в декабре 1942 г. Румыния приступила к осуществлению своей наиболее амбициозной бронетанковой программы, когда военным министерством был дан старт разработке лёгкого истребителя танков. По мнению И. Антонеску, преодолеть слабость противотанковой обороны 1-й танковой дивизии и Румынской Армии в целом, могло лишь создание подвижного и хорошо вооружённого истребителя танков, выпускать который румынская промышленность была бы в состоянии своими силами. Ввиду отсутствия серийных образцов подобной техники, опытно-конструкторской группой, в составе майора Н. Ангела и инженер-капитана Г. Самбоцина, было принято решение отказаться от этапа проектирования и начать с испытаний установки орудия на существующем танковом шасси для практического изучения задачи и возникающих при этом проблем. Путём поэтапной доработки и испытаний конструкции с учётом возможностей промышленности, планировалось впервые создать «с нуля» боевую машину отечественной разработки.

Первый прототип M-00 был построен при участии К. Гьюлая и конструктора Р. Вереса, директора завода «Рогифер» (бывший «Малакса»), и вооружался спаренной установкой трофейной 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. и пулемёта, установленных на шасси танка Т-60, верхняя часть корпуса которого была заменена на округлую рубку. САУ, получившая название «Марешал» (рум. Mareșal — «маршал») в честь Антонеску, 30 июля 1943 г. прошла испытания на полигоне Судици, показавшие, несмотря на выявленные недочёты, перспективность выбранного направления. Контроль над дальнейшим развитием программы, требовавшей кооперации между широким кругом военных и промышленных организаций, был передан штабу «М» — особому комитету, подотчётному лично Антонеску. Конструкторская группа разместилась на заводе «Рогифер», где к середине октября были построены ещё три прототипа: M-01, 02 и 03, также базировавшихся на последовательно модифицировавшемся и увеличивавшемся шасси Т-60. Экипаж САУ состоял из двух человек: механика-водителя, выполнявшего также функции наводчика, и заряжающего, а вооружение составляла всё та же 122-мм гаубица, к которой был создан кумулятивный снаряд. 23 октября все три прототипа, под наблюдением Антонеску, успешно прошли испытания в Судици, и в тот же день в качестве вооружения для последующих образцов было избрано новое 75-мм противотанковое орудие «Решица» румынской разработки.

M-04 — M-05

Прежде, чем начать дальнейшие испытания и подготовку к серийному производству, румынская комиссия посетила ряд германских предприятий с целью изучения достижений своего союзника в области противотанковых САУ, однако пришла к выводу, что отечественный проект продвинулся дальше. Пятый прототип, M-04, был построен в ноябре 1943 — январе 1944 г. и в феврале прошёл испытания в Судици. Основными нововведениями M-04, помимо 75-мм пушки «Решица» с панорамным прицелом в дополнение к телескопическому «Септилич», стали надстройка в форме усечённой пирамиды из 10…20-мм бронелистов, французский двигатель «Гочкисс» H39 мощностью 120 л.с, а также ходовая часть по типу T-38.

Параллельно, в ноябре — декабре 1943 г. началась подготовка к серийному производству «Марешала», требовавшему импорта важнейших компонентов: заказ на 1000 двигателей был дан фирме «Гочкисс» в оккупированной Франции, тогда как за рядом других компонентов Румыния обратилась к ОКХ. С обсуждением этих заказов, о САУ стало известно вермахту; проект получил значительную личную поддержку со стороны А. Гитлера, рассчитывавшего, что производство «Марешала» сумеет освободить германскую промышленность от поставок бронетехники Румынии. Несмотря на это, Румынская Армия, для максимального снижения зависимости от германских поставок, заключила договора на ряд комплектующих с французскими, чешскими, австрийскими, швейцарскими и шведскими фирмами.

К марту 1944 г., конструкторская группа, в состав которой вошли также Вольрат от германской фирмы «Алкетт» и подполковник В. Нестореску, один из разработчиков «Решицы», уже вела работу над прототипами M-05 и M-06, на основе которых планировалось начать серийное производство САУ. В июне - июле испытания прошёл M-05, построенный уже преимущественно из разработанных или модифицированных в Румынии компонентов. В то же время росла и доля комплектующих чешского производства; основными импортными узлами оставались двигатель «Гочкисс», гусеницы типа T-38 и германские радиостанция и детали прицела.

M-06 и серийное производство

Выпуск установочной «нулевой» серии из 10 «Марешалей» был назначен на июнь 1944 г., а уже к сентябрю предполагалось достичь месячного выпуска в 100 САУ, однако начавшиеся в апреле англо-американские бомбардировки заставили внести коррективы в эти планы. Не нанеся значительного прямого ущерба вовлечённым в программу предприятиям, налёты, однако, нарушили поставки импортных комплектующих и заставили терять время на рассредоточении промышленности, в результате чего планы выпуска установочной серии были перенесены на 1 ноября 1944, а 1-й и 2-й серий, из 40 и 50 машин, соответственно — на январь 1945 г. 10 мая контроль над программой взяло на себя Управление механизированных войск, разместившее первый заказ сразу на 1000 «Марешалей», 200 из которых планировалось выпустить по образцу M-05, в то время как в конструкцию последующих 800 должен был постепенно вноситься опыт испытаний M-06 и установочной серии.

После потери завода «Гочкисс», Румынии, в рамках заключённого с ОКХ договора о содействии выпуску «Марешалей», была предложена лицензия на выпуск чехословацкого двигателя Praga EPA AC 2800 мощностью 160 л.с, а позднее — и всего «Хетцера», вследствие значительной унификации между двумя САУ. В ходе последующих предварительных переговоров по совместному производству «Марешала» и «Хетцера», до перехода на сторону антигитлеровской коалиции Румыния успела заключить с Германией договорённость о поставках перспективного дизельного двигателя мощностью 220 л.с, брони, гусениц и деталей прицела. Выпуск должен был поровну распределяться между двумя странами, и для ознакомления Румынской Армии с «Хетцером», Гитлер выделил партию из 15 САУ, доставке которых, запланированной на 25 августа, помешал переворот. В ходе переговоров, Германия также проявила интерес к закупке нескольких десятков шасси «Марешала» для постройки вооружённой 37-мм пушкой ЗСУ.

Румынская Армия возлагала значительные надежды на «Марешал», однако переворот 23 августа положил конец всем планам производства САУ. К моменту переворота M-05 успел завершить всю программу испытаний, за исключением испытаний на выносливость, но 29 августа Генеральный штаб приостановил программу, а к сентябрю принял решение ограничиться выпуском установочной серии, предположительно, поскольку Германия не успела поставить комплектующие для дальнейшего производства. 21 сентября были возобновлены испытания M-05, однако 26 октября, по требованию СССР, Управление механизированных войск было расформировано, что привело к остановке все дальнейших работы по программе ещё до завершения установочной серии.

Открытым остаётся вопрос о влиянии «Марешала» на германское танкостроение. С одной стороны, известно, что в декабре Антонеску ознакомил с проектом Гитлера, которому 6 января 1944 г. были продемонстрированы чертежи M-04, и по мнению М. Эксворти, «можно почти не сомневаться в том, что проект M-04 оказал значительное влияние на разработку «Хетцера», «одобренную Гитлером 7 декабря после значительной задержки». На испытаниях M-04 в феврале 1944 г. присутствовали представители Управления вооружений, высоко отозвавшиеся о подвижности и новизне конструкции САУ, и, согласно Эксворти, один из них, подполковник Фенц, в мае 1944 года признал, что «Хетцер» создавался по образцу «Марешала». В то же время, посвящённые «Хетцеру» работы историков германской бронетехники, таких как Т. Йенц и М. Свирин, не упоминают о каком бы то ни было румынском влиянии. Проект лёгкой противотанковой САУ был разработан B.M.M. в инициативном порядке ещё в августе — сентябре 1943 года, и после получения в ноябре официального заказа вермахта на доработку отложенного проекта, 17 декабря представителям Управления вооружений были продемонстрированы деревянные макеты двух вариантов машины, уже нёсших основные черты будущего «Хетцера».

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники: