Танковый фронт

Бронетанковая промышленность

Осенью 1936 г. из СССР в Испанию прибыли первые бронеавтомобили БА-И, ФАИ и БА-6, которые положительно зарекомендовали себя в боях под Мадридом и оказались более эффективны, чем использовавшиеся республиканцами броневики полукустарного производства. В результате, в ноябре 1936 г. комиссия по бронетанковому вооружению армии Испанской республики приняла решение разработать для армии стандартизированный вариант бронеавтомобиля по образцу БА-6.

Проектирование бронемашины проходило на металлургическом заводе № 22 «Unión Naval de Levante» в Сегунто (ранее уже выполнявшего заказы для испанского флота) при участии советских военных специалистов (общее руководство осуществлял военинженер Н. Н. Алымов, также в проектировании участвовал Борис Генчев — именно он предложил устанавливать на выпускаемые машины дополнительный бак с водой для охлаждения двигателя). Вопросами организации производства броневого проката на заводе «Atlos Hornos de Sagunto» занимался советский гражданский специалист, инженер Андриан Воробьёв.

При проектировании броневика рассчитывали на возможность его вооружения 45-мм танковой пушкой 20-К (устанавливавшиеся на полученные республиканцами танки Т-26 и БТ-5), но в связи с отсутствием лишних орудий было решено создавать броневик с пулемётным вооружением.

Первый выпущенный броневик получил название «TraDajo № 35» («Проект № 35»), или сокращенно Т-35. Однако впоследствии по первым буквам названия завода-производителя машина получила официальное обозначение UNL-35. Объемы производства бронемашин были неодинаковыми, их осложнили перебои с поставками материалов и бомбардировки завода авиацией франкистов. С лета 1937 до весны 1938 г. на заводе № 22 выпускали в среднем по 5-6 бронемашин в месяц, а максимальный объём производства составил 9 или 10 машин в месяц.

С приближением линии фронта к Валенсии производство перенесли на завод «Amat» в городе Эльда (в 30 км к северо-западу от Аликанте). Здесь в связи с нехваткой шасси ЗИС-5 бронемашины начали делать на шасси других подходящих грузовиков. Всего в период с июня 1937 до марта 1939 г. было изготовлено не менее 120 бронемашин UNL-35 (при этом, 75 - 80 из них были построены на шасси грузовиков ЗИС-5, а остальные — на шасси американских грузовиков «Форд» и «шевроле»).

 

на заводе Hispano-Suiza & General Motors Peninsular S.A. в Барселоне, была начата сборка собственных бронемашин, основой для которых послужил советский средний бронеавтомобиль БА-6.

Корпус остался почти без изменений и собирался из листов катаной броневой стали толщиной от 4 (крыша) до 9 (лоб корпуса) мм. По компоновке он также целиком соответствовал БА-6: в передней части находился моторный отсек, в средней – отделение управления и в задней – боевое отделение. Экипаж состоял из 4-х человек.

Вооружение испанского варианта отличалось от советского прототипа. Передний пулемет, установленный в лобовом листе корпуса справа от водителя сохранили, однако пушечным вооружением пришлось пожертвовать. Часть машин получила башни, снятые с подбитых, или непригодных к дальнейшей эксплуатации танков Т-26 обр.1933 г. с 45-мм пушкой 20К. Однако, большую половину бронеавтомобилей пришлось перевооружить 37-мм пушкой Puteaux в новой граненой башне. Спаренный пулемет сохранялся в обоих случаях.

Советское шасси от ЗиС-5, по причине сильного износа и отсутствия надлежащего количества запасных частей, заменили на американское, от грузового автомобиля Chevrolet. На внешнем облике бронемашины эта модернизация практически не сказалась.

По наиболее достоверным данным в 1937-1939 гг. испанцы, под руководством советских инженеров, построили порядка 70 машин, присвоив им новое обозначение Autoametralladora 1937 или более полно – Autoametralladora blindado medio Chevrolet 1937. Обстоятельства их боевого применения пока не достаточно ясно. После завершения войны АМ 37 перешли в руки националистов, которые немедленно включили их в состав своих бронетанковых сил и сняли с вооружения только в начале 1960-х гг. Правда, последние 10-15 лет эти бронеавтомобили использовались в качестве учебных.

 

 

Тизнаос (исп. los tiznaos) — собирательное название для кустарных, несерийных и малосерийных бронированных и вооружённых транспортных средств (грузовиков, тракторов, автобусов и легковых автомобилей), в большом количестве применявшихся во время гражданской войны в Испании.

Данный феномен военной техники является малоизученным из-за практического отсутствия какой-либо технической документации, основным источником сведений являются сохранившиеся фотографические материалы.

Во время Гражданской войны в Испании в боевых действиях на стороне республиканцев участвовало множество вооружённых формирований, имеющих в большой степени самостоятельность из-за определённой партийной принадлежности, или же из-за территориального расположения (в том числе ополчения). Испытывая недостаток в оснащении бронетехникой, подобные формирования, а также обособленные группировки республиканских правительственных войск решали данную проблему путём модернизации или переоборудования (зачастую в кустарных условиях) имеющихся в наличии гражданских транспортных средств.

Тизнаос, выпускавшиеся в заводских условиях (Барселона, Бильбао), иногда являлись серийными изделиями (доходя до 48 экземпляров в серии). Основная же масса кустарной бронетехники изготовлялась индивидуально, хотя зачастую и сохраняли черты похожести между собой.

Будучи по сути обычными грузовиками, тракторами и автобусами, отягощёнными дополнительно бронированием и вооружением, тизнаос имели, как правило, невысокие технические и боевые характеристики, и служили скорее для моральной, чем боевой поддержки войск. Наносимые на них в большом количестве политические лозунги, партийные символы и аббревиатуры (например: UHP, UGT, CNT, FAI, PSOE) подчёркивали пропагандистскую роль тизнаос.

Силы националистов изготовляли и использовали тизнаос в значительно меньшей мере.

 

В 1932 году на заводе Hispano-Suiza, было построено 5 броневиков на шасси грузовых автомобилей 3T6 и T69 (первая серия). Во время Гражданской войны, было построено еще немного (вторая серия, около 14 машин), большинство шасси Hispano-Suiza второй серии бронированны в сторонних мастерских.

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх