Танковый фронт

История создания и развития испанских танковых войск

История испанских бронесил началась в 1909 г. по августейшему решению короля Альфонса XIII французской фирме Schneider был заказан бронетранспортер на базе обычного грузовика – для Испанского Марокко, где правительство подавляло восстание местных племен. 

Конструктивно броневик представлял собой парижский автобус Schneider-Brillie, на деревянном каркасе которого с помощью болтов и заклепок были нашиты 5-мм бронелисты, по заверениям конструкторов обеспечивавшие защиту от винтовочных пуль. Откидывающиеся на манер люков скаты крыши имели наклон для лучшей защищенности и противодействия закидыванию на нее гранат. 

В кузове размещались два пулеметчика с ручными 8-мм пулеметами Hotchkiss и десять пехотинцев с винтовками, а сзади имелось грузовое отделение. Первый экземпляр бронеавтомобиля был доставлен в Испанию 20 июня 1910 г. и поступил в распоряжение Артиллерийской автомобильной школы в Карабанчеле. Машина использовалась для обучения водителей и механиков, а также для испытательных пробегов. 

В театр боевых действий бронированный грузовик попал только в январе 1912 г., где занимался охраной и сопровождением конвоев, эвакуацией раненых, перевозкой грузов и пехоты. Впрочем, военная служба длилась недолго: годом позже броневик превратили в обычный грузовой автомобиль. К 1914 г. было собрано два десятка бронемашин, которые сохранились до самой гражданской войны и даже использовались в ней националистическими силами Испанского Марокко.

Совместные испано-французские действия в Марокко и тяжелое положение испанских сил, с трудом сдерживавших берберов Абд-Эль-Керима в 1921 г., побудили Испанию закупить танки «Рено» FT и СА-1 «Шнейдер». Заинтересованные в помощи испанцев французы согласились продать им танки. 6 танков «Шнейдер» были получены уже в 1921 г. и тогда же повоевали в Марокко, а в 1926 г. — против рифов. 12 танков «Рено» (включая TSF) были проданы в январе 1922 г. и составили «роту пехотных штурмовых машин Рено». После недолгого курса обучения в Испании роту направили в Испанское Марокко, где уже 18 марта 1922 г. она приняла участие в атаках на позиции рифов у Амбара и Тунгунза. В ходе ожесточенного боя было потеряно два танка, погибли несколько танкистов. Еще в течение нескольких лет танки «Рено» FT в Испанском Марокко применяли для сопровождения транспортов, в патрулях и местных столкновениях. В 1925 г. доставили еще 6 танков для замены вышедших из строя. Взвод «Рено» имел, по французскому образцу, 5 танков — 3 пушечных и 2 пулеметных. После падения Республики Риф испанцы вернули танки в метрополию.

В Испании танки перекрашивали в светло-серый цвет. При отправке в Марокко поверх этого цвета для получения деформирующего камуфляжа наносили широкие неправильные оливково-зеленые полосы. На бортах наносился черный прямоугольник с белой окантовкой, внутри которого белым наносилась надпись «INFANTERIA» («пехотный») и номер танка. Номер обычно наносился также на балке подвески.

К началу Гражданской войны в июле 1936 г. в армии Испании из 90 танков «Рено» FT, но только 10 - 12 оставалось в бое готовом состоянии. Во время Гражданской войны они оказались с обеих сторон — республиканцам достался 1-й полк легких пехотных танков, дислоцировавшийся в Мадриде в ля Касса де Кампо, франкистам — 2-й полк в Сарагосе (8 «Рено»). Каждый полк имел три батальона по три роты, рота соответствовала французскому взводу — три пушечных и два пулеметных танка. «Рено» FT 2-го полка мятежники попытались применить в районе Уэска, но плохое техническое состояние танков привело к их скорому выходу из строя. У республиканцев в Мадриде оказалось только 4 «Рено» и 6 танков «Шнейдер». «Рено» использовались в обороне Мадрида у Картахены и Аликанте. «Шнейдер» использовался республиканцами в Мадриде и Толедо. Завод «Трубиа» по типу «Рено» FT построил собственный 8-тонный танк в количестве всего 6 штук, импровизированный 4,5-тонный танк «Эускади» республиканцы построили в 1938 г. В 1937 г. Польша продала 16 своих «Рено» FT якобы Уругваю, на самом деле они были доставлены в Испанию республиканцам. «Рено» FT-17 были, например, в составе бронетанковой роты, которой командовал советский доброволец лейтенант Д.Д. Погодин (кроме «Рено», в роте имелись также испанские бронеавтомобили и мотоциклы).

 

 

В 20-е годы испанцы закупили во Франции экспериментальные колесно-гусеничные танки «Сен-Шамон», колесно-гусеничные броневики «Ситроен-Кегресс-Шнейдер» Р-16 мод. 1929, несколько опытных танкеток Карден-Лойд в Англии, танки Фиат-3000 — в Италии. В 1928 г. в Испании была построена бронемашина, которая могла иметь пулеметное и пушечное вооружение. С 1926 г. на государственном заводе «Трубиа» под руководством капитана Руиса де Толедо были начаты работы по созданию собственного испанского танка, который получил официальное обозначение «быстроходный танк пехоты», или же «Модель «Трубиа». Серия А».

Помимо того, в начале 1920-х гг. испанское командование, испытывавшее нехватку средств на закупку зарубежной военной техники, разработало целый ряд проектов броневиков на базе грузовых автомобилей. В строй встало некоторое количество Nasch Quad (7-мм бронирование, 4 члена экипажа, 8-мм пулемет «Гочкисс» в башне) и Benz ET3 (8-мм бронирование, 4 члена экипажа, тот же башенный пулемет). В 1922 - 1923 гг. было построено несколько броневиков на французском шасси Latil TAR (суммарно 19 машин); встречались в войсках и единичные экземпляры, как, например, бронегрузовик 1922 г. на базе «Испано-Сюизы». Испанская любовь к «шушпанцерам» снова проявилась в 1934 г. во время восстания басков в Астурии – тогда повстанцы использовали несколько грузовиков с частичным или полным бронированием.

После антимонархической революции в Испании (состоялась 14 апреля 1931 г.), в результате которой к власти пришёл конгломерат из самых различных партий, включая коммунистов и монархистов, новое правительство приступило к программе усиления собственных вооруженных сил бронетехникой. Распоряжение о формировании «Guardia de Asaltos» (Штурмовая Гвардии) министерство безопасности издало 30 января 1932 г. По замыслу, военизированные соединения должны были комплектоваться не только стрелковым оружием, включая легкую артиллерию и минометы, но и бронеавтомобилями. Предполагалось создать 14 таких механизированных групп, каждая из которых состояла из трех отделений по три бронемашины в каждом. 

Проектирование бронемашин поручили инженерам предприятия SECN. В качестве основы был выбран грузовой автомобиль Dodge с колесной формулой 4х2, который выпускался в Детройте (США) на шасси фирмы Chrysler и поставлялся в Испанию. Бронелисты крепились на металлическом каркасе при помощи заклёпок. Хотя машина выглядела внешне довольно внушительно, бронирование её было довольно бедно, так как в противном случае пришлось бы пожертвовать скоростью и маневренностью. Экипаж броневика состоял из командира, водителя и двух стрелков, в ведении которых была стрельба из пулеметов, для чего в корпусе были сделаны 6 закрывающихся окон по бокам и одно окно в задней части корпуса. В корме также размещались инструменты и запасные части. Сверху размещалась цилиндрическая башня с одним 7-мм пулеметом Hotchkiss образца 1924 г. Внутри можно было перевозить 5 солдат. 

Производство машины было налажено на фабрике в Сестао, однако по названию города, в котором броневик был разработан, за ним сохранилось название «Bilbao». Первая партия из 18 машин была поставлена в штурмовую группу, 14 машин предали кавалерийской «Grupo de auto ametalladoras - canon» и ещё две машины вернули на фабрику. Поставки закончились 12 августа 1936 г. после выпуска 48 экземпляров. Хотя темп сборки был невелик к концу 1934 году бронемашинами этого типа удалось укомплектовать все 16 групп (grupos) Штурмовой Гвардии (по три броневика в каждой). Три из них размещались в Мадриде (1-я, 2-я, 3-я), три в Барселоне (14-я, 15-я, 16-я), и по одной в Валенсии (6-я), Бильбао (4-я), Бадахосе (11-я), Вальядолиде (12-я), Севилье (5-я), Сарагосе (7-я), Овьедо (10-я), Ла-Корунье (8-я), Малаге (9-я) и Мурсии (13-я). 

 

 

По данным испанского историка Кристиана Абада Третера, в июле 1936 г. танков ФТ-17 имелось всего 10 штук – 5 в танковом полку в Мадриде (Regimiento de Carros de Combate № 1) и 5 – в Сарагосе (Regimiento de Carros de Combate № 2). В Мадриде было также 4 старых танка «Шнейдер». 3 прототипа танка «Трубиа» имелись в распоряжении пехотного полка «Милан» в Овиедо. 2 машины «Ландеса» находились на заводе «Трубиа» в Астурии. Броневиков «Бильбао» было всего 48 штук, из которых республиканцам досталась 41 машина.

Испанские бронетанковые войска времен Гражданской войны 1936 -1939. Республиканцы. Франкисты.

 

Уже в ходе войны на базе артиллерийского трактора «Ландеса», имевшего сходную с «Трубиа» ходовую часть, была предпринята попытка создать «боевой пехотный танк» — «Трубиа» мод. 1936. или «Трубиа-Наваль», по названию финансирующей организации, хотя среди республиканцев этот танк был известен и под другим названием — «машина Эускади».

Танк получился совсем маленьким, очень легким, однако, имел экипаж из трех человек и вооружался двумя пулеметами «Льюис» калибра 7,7 мм в шаровых установках, хотя по проекту должен был иметь орудие в башне. Танк довольно широко применялся в боях, но опять-таки их было очень мало.

В 1937 г. специалистам этого же завода командованием националистов было поручено создать собственный пехотный танк, который бы превосходил как советские, так и итало-германские машины. Броневая защита должна была защищать от бронебойных пуль калибра 7,92-мм, а вооружение — эффективно поражать пехоту и танки. Новый танк получил обозначение C.C.I. «Тип 1937» — «боевой танк пехоты», причем заказ предусматривал выпуск серии из 30 машин.

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх