Танковый фронт

Бронепоезда

В Испании до начала гражданской войны 1936 г. бронепоезда использовались только эпизодически и в основном на территории ее колоний. Так, например, в ходе Испано-американской войны 1898 г. войска США захватили неповрежденными на Кубе, в Сантьяго, несколько блиндированных вагонов. Подробностей о их боевом применении не известно, — по всей вероятности, они служили для быстрой переброски войск по железной дороге на борьбу с повстанцами. После 1-й Мировой войны в Испании было сформировано два железнодорожных полка, но их основной задачей являлись эксплуатация и поддержание в надлежащем состоянии железнодорожных линий, соответственно, это были скорее саперы, а не вооруженные боевые подразделения.

Вероятно, первым реальным бронепоездом, использовавшимся непосредственно на территории метрополии, стал состав, построенный в октябре 1934 г. во время революции в Астурии. Этот бронепоезд включал паровоз и два спешно забронированных вагона-платформы. Бронировка производилась стальными листами. У паровоза (это был локомотив № 4 астурийской железной дороги, построенный фабрикой Дубс в Глазго еще в 1903 г.) были частично забронированы котел и будка машиниста. В вертикальных бортах бронированных вагонов простой формы были сделаны бойницы для стрельбы из винтовок. Предполагалось, что стрелки будут вести огонь из позиции лежа, поэтому бойницы были сделаны довольно низко — чуть выше уровня пола вагона. Другого вооружения, кроме винтовок экипажа, в вагоне не предусматривалось. Утверждается, что, несмотря на импровизированный характер и общую грубость конструкции, этот состав имел систему внутренней связи. Бронепоезд поддерживал действия 20-тысячного рабочего ополчения «Астурийской коммуны», например, использовался во время штурма оружейного завода в городе Овьедо на севере Астурии. Однако прослужил он очень недолго, будучи уничтожен правительственными войсками, направленными на подавление восстания. За время непродолжительных октябрьских боев в Астурии было убито 1 084 человека, ранено — 2 091.

Активное превращение железнодорожных поездов в орудия войны началось после военного восстания 18 июля 1936 г., разделившего Испанию на два лагеря — мятежников-националистов (под предводительством генерала Франсиско Франко) и лоялистов-республиканцев (поддерживающих правительство испанского Народного фронта), которые столкнулись в кровавой гражданской войне.

Первоначально подавляющее большинство работников железнодорожного транспорта, входящих в крупные профсоюзы UGT (Всеобщий союз трудящихся) и CNT (Испанская конфедерация анархо-синдикалистских профсоюзов), особенно в центральном районе страны, активно поддержала правительство Народного фронта. Формирования первых железнодорожников-ополченцев сыграли важную роль в борьбе за контроль над столицей и другими крупными городами. В первые же дни противостояния начали стихийно оборудоваться «бронепоезда» — вооруженные ополченцы устанавливали пулеметы на имевшиеся в их распоряжении паровозы и отправлялись в Мадрид на поддержку правительства, а также по железнодорожным линиям на Сарагосу или Талавера де ла Рейна, до границ областей, контролируемых Республикой, где вступали в бой с мятежниками или поддерживали местные лоялистские силы.

Разворачивающиеся военные действия подтолкнули республиканское правительство к принятию решения об объединении существующих железнодорожных компаний, чтобы иметь возможность оперативно контролировать имеющуюся железнодорожную сеть. Образованный Национальный совет обороны милитаризовал весь персонал железных дорог, подчинив его военному командованию для первоочередного выполнения военных «заказов». Аналогичный процесс начался и на территории контролируемой мятежниками-националистами. Однако если националисты использовали железнодорожный транспорт в его традиционном качестве — как транспортное средство для перевозки войск и военных материалов, то армия республиканцев наряду с решением аналогичных задач начала активное строительство бронепоездов. Здесь, очевидно, основную роль сыграл тот символизм, который бронепоезда приобрели в ходе гражданской войны в России, ассоциируясь с боевым оружием, нанесшим поражение могущественным врагам, мешавшим освобождению рабочего класса (нужно учитывать, что в Испании того периода значительное влияние имели анархисты и троцкисты).

С самого начала гражданской войны ополченцы загорелись идеей создавать вооруженные броневики, не боящиеся, по их мнению, огня противника. В механических мастерских крупных городов буквально «на коленке» бронировались различные грузовики, которые даже получили насмешливое прозвище «Tiznados» (в вольном переводе — испачканный, грязный) за грубый внешний вид и недостаточно эффективную конструкцию.

Уже 30 июля колонну Мангады (X. Мангада — полковник Республиканской армии) в районе Навалперал де Пинарес поддерживал железнодорожный состав, вооруженный пулеметами и двумя пушками, но настоящим бронепоездом его еще назвать было нельзя. Первый настоящий республиканский бронепоезд был построен в мастерских Северной железной дороги (Принсипе Пио) под руководством подполковника-инженера Рамона Валкарсел. Первоначально он был известен как бронепоезд «А» (позже переименован в бронепоезд № 1). В строй бронепоезд вступил 5 августа 1936 г. В его состав входили артиллерийский вагон (на базе платформы типа Q), вооруженный двумя горными орудиями калибра 70 мм, броневагон (на базе почтового вагона) с четырьмя пулеметами и 41 стрелком и вагон с двумя пулеметами и 30 стрелками. Паровоз Montana 4649, построенный в Бильбао в 1930 г., мощностью 2 500 л. с, был бронирован частично — только кабина и жизненно важные части котла. В боковых листах брони, прикрывавших котел, имелись амбразуры, через которые стрелки могли вести огонь из винтовок, а впереди в бронированной будке установили пулемет. На тендере было установлено еще три пулемета. На август 1936 г. общее вооружение бронепоезда выглядело впечатляюще—два орудия и 89 единиц стрелкового оружия.

Бронепоезд «А» оснащался внутренней телефонной связью, радио и прожекторами. Личный состав включал около 100 человек. Как обычно в республиканской зоне того периода командование бронепоездом осуществлял вездесущий комитет, в который входили представители милиции-ополченцев и железнодорожники, правда, в середине августа непосредственное военное командование доверили профессионалу — капитану Хулио Валеро.

28 августа в Валенсии, на производственных мощностях компании DEVIS de Valencia был забронирован другой поезд, тут же отправленный на фронт в Арагон.

В его состав входил паровоз (вероятно, бельгийского производства) с тендером и два вагона. Защита паровоза была сделана без изысков — котел и будка машиниста бронировались плоскими железными листами. Судя по фото, паровоз нес надпись «LIBERTAD» (свобода), а на тендере красовалась партийная аббревиатура — «UHP» (Unios Hermanos Prolitaros). Спереди и сзади паровоза располагались броневагоны. По своей форме они напоминали железные сараи с двухскатными крышами на колесах. В стенках были сделаны амбразуры, через которые можно было стрелять вперед и по бортам. Хотя постройка этого бронепоезда активно освещалась местной прессой, но следы его быстро теряются, и о его боевом применении практически ничего не известно.

29 августа 1936 г. в Мадриде был завершен очередной бронепоезд, получивший обозначение — «В». Его паровоз модели MZA 1400 и тендер были полностью бронированы.

30 августа бронепоезд «В», которым командовал Пабло Перес Монхас, отправился на помощь защитникам города Талавера де ла Рейна (в 100 км к юго-западу от Мадрида). Это был узловой пункт, с захватом которого армии националистов открывался путь как на юг в Севилью, так и на Толедо. Сражение под Талавера продолжалось с 28 августа до 3 сентября, город был захвачен националистами, а бронепоезд «В» возвратился на ремонт обратно в Мадрид. В середине сентября бронепоезд сражается в Санта-Олалья и Торрихос. В бою 5 октября под Санта-Олалья бронепоезд «В» получил серьезные повреждения.

В октябре 1936 г. под руководством Рамона Валкарсел в мастерских Вальекас в Мадриде было построено еще два бронепоезда, получивших обозначения «Н» и «К».

Первым был завершен бронепоезд «Н». Судя по имеющимся данным, в его составе было две платформы типа R, артиллерийский вагон, паровоз и пулеметный вагон. В торцах артиллерийского вагона, под навесами устанавливались: 75-мм пушка Schneider (спереди) и 57-мм пушка Vickers-Maxim (сзади). Паровоз и тендер были бронированы с бортов, а в задней части тендера была оборудована бронированная рубка командира бронепоезда с окошками для наблюдения за местностью. Пулеметный вагон, защищенный броневыми плитами, бетоном и деревом, был построен на базе тяжелого грузового полувагона QQ с трехосными колесными тележками.

В полночь 19 октября бронепоезд «Н» покинул Мадрид и направился в сторону Ильескас. При этом, хотя по штату его вооружение должно было включать две пушки, 12 пулеметов и 108 винтовок, на самом деле бронепоезд имел два орудия, один станковый и три ручных пулемета и 60 стрелков под командованием сержанта.

В районе Вильясека-де-ла-Сагра бронепоезд «Н» действовал вместе с бронепоездом «I» (паровоз и один броневагон). 25 октября на стоянке в Гриньоне бронепоезд «Н» был атакован авиацией националистов, потери экипажа составили 15 человек. На следующий день бомбардировка повторилась — был поврежден паровоз.

27 октября был готов и бронепоезд «К» в составе паровоза и двух броневагонов с несколько иной конструкцией. В артиллерийском вагоне два 75-мм орудия были установлены не открыто под навесами, а во вращающихся башнях, между ними на крыше вагона стояли два пулемета, которые могли вести зенитный огонь. Паровоз серии 1000 MZA (MZA, или Ferrocarrilies de Madrid a Zaragosa a AlicanteB, — крупнейшая на то время железнодорожная компания Испании) и тендер (6 т угля) были бронированы, но, в отличие от бронепоезда «Н», командирская рубка на тендере не устанавливалась. Пулеметный вагон имел в бортах многочисленные амбразуры для стрельбы из ручного стрелкового оружия, а также по три пулеметных амбразуры для станковых пулеметов на борт. В торцах вагона имелись дугообразные щели-амбразуры, обеспечивавшие ведение огня почти на 180 град.

В состав бронепоезда также включалось до трех открытых платформ — «контрольная» (для обнаружения заложенных фугасов), загруженная балластом или запасом материалов для ремонта путей, а также платформа с установленным зенитным вооружением. Платформы прицеплялись спереди и сзади состава. Общая длина бронепоезда «К» с тремя такими платформами достигала 80 м.

Всего на конец октября в районе Мадрида действовало девять бронепоездов: по одному в Авиле, Сарагосе, Торрехоне, Хетафе, Гриньоне, Альгодоре, два в Аранхуэсе и один узкоколейный в Прадо-дель-Рей, последний был вооружен одним 57-мм морским орудием и получил неофициальное прозвище «Бездельник».

В контрударе республиканцев под Мадридом, предпринятом 3 ноября 1936 г., принимали участие три бронепоезда: «Н», «Е» и «К», все они пережили это сражение.

9 ноября националисты блокировали пути у Касса дель Кампо, отрезав находящийся севернее бронепоезд «А» от железнодорожных мастерских Мадрида. Это сильно осложнило его последующие эксплуатацию и ремонт. В начале января 1937 г. бронепоезд временно подчинили командованию 5-й дивизии, а спустя несколько дней, 8 января, бронепоезд «А» на стоянке в Позуэло подвергся бомбовому удару вражеской авиации. Националисты сообщили о его уничтожении, но он был просто поврежден и после «возвращения на рельсы» до конца войны участвовал в различных операциях, например в битве при Брунете.

Как видно, республиканские бронепоезда довольно быстро эволюционировали от импровизированных, кое-как вооруженных и защищенных составов до реальных бронепоездов в общепринятом виде— с бронированными локомотивами, артиллерийскими и пулеметными/ штурмовыми броневагонами.

Совершенствовалась и их боевая организация. В начале 1937 г., когда из разношерстного ополчения была сформирована молодая Народная Республиканская Армия, в ее составе впервые появляются броне-поездные роты (Companias de Trenes Blindados) — по одной на бронепоезд. Рота подразделялась на три секции. Первая — непосредственно экипаж бронепоезда, включающий обученных артиллеристов, пулеметчиков и железнодорожников. Вторая— стрелки-десантники, задачей которых была разведка пути и выявление мин, охрана и наблюдение, а при необходимости защита флангов позиции бронепоезда. Третья— вспомогательное подразделение или хозяйственный поезд (так называемый поезд «бис»), обычно остававшийся в тылу. К середине 1937 г. в рамках инженерного управления (la Comandancia de Ingenieros) была образована уже бригада бронепоездов (Brigada de Trenes Blindados). В 1938 г. бригада насчитывала четыре батальона трехрот-ного состава, каждой роте соответствовал бронепоезд вместе со своей хозяйственной частью. Испанские республиканские бронепоезда сначала имели буквенные обозначения — от «А» до «К», однако позже эти обозначения были заменены нумерацией — бронепоезда получили номера от 1 до 13.

В апреле 1937 г. в мастерских железнодорожной компании Лорка и Баеза в Агилас были построены два очередных бронепоезда, получившие номера 7 и 8 (неофициально именовались также «Тельман» и «Мати-отти» — в честь Эрнста Тельмана, лидера компартии Германии, и Джакомо Матеотти, итальянского парламентария, похищенного и убитого итальянскими фашистами в 1928 г.). Бронепоезда имели примерно одинаковую конструкцию и действовали в районах Кордобы, Бадахос, Сагунто. Командиром бронепоезда № 7 был Раймундо Кабалье, бронепоездом № 8 командовал капитан Энрике Перес Мартин.

Бронепоезд № 8, имел два броневагона — артиллерийский и пулеметный. В качестве тяговой силы использовался тепловоз Brumeister Wain, номер 2201, его дизель мощностью 210 л. с. обеспечивал поезду скорость до 30 км/ч. Чтобы максимально использовать тяговую силу тепловоза, его разместили сзади состава, сделав толкающим. Тепловоз был полностью забронирован. Артиллерийский вагон вооружался одной пушкой (вероятно, калибра 75 мм) во вращающейся башне на крыше, кроме того, в бортах имелось по одной пулеметной амбразуре. Вооружение пулеметного вагона, который находился в голове состава, было расположено так, что часть пулеметов могла вести огонь вперед по ходу движения. Интересная деталь — по краям крыши бронева-гонов и локомотива были уложены рельсы, возможно, это был способ укрепления конструкции или средство маскировки от авиации противника (на крыше бронепоездов для маскировки зачастую рисовали изображение железнодорожного полотна). Экипаж бронепоезда составлял около 40 человек.

Защита бронепоезда внешне выглядела довольно грубо, но доказала свою эффективность с учетом того, что бронепоезд, участвовавший в битве на Эбро, в течение трех месяцев выдерживал ожесточенный огонь франкистов, при этом не пострадал и повреждений не имел. С сентября 1937 г. бронепоезд №8 принимал участие в боевых действиях в районе Пеньярроя. Артиллерия националистов обстреливала его 630 раз, но так ни разу и не задела.

Первоначально бронепоезд № 8 входил вместе с поездами №№ 9 и 10 во 2-й батальон бронепоездов. Однако, когда 19 апреля 1938 г. националисты начали наступление на Валенсию, республиканское командование перебрасывает бронепоезд № 8 из Андалусии в Валенсию, в район Алькала-де-Чиверт. Здесь бронепоезд № 8 действует с прицепленной «контрольной» платформой, загруженной 15 тоннами цемента, которая должна была служить детонатором любого взрывного устройства, размещенного на путях, обеспечивая безопасность остальному составу.

20 и 21 апреля бронепоезд № 8 помогает отбивать атаки наступающих частей 4-й дивизии «Наварра». Однако в условиях сложного рельефа района Алькала-де-Чиверт проявляется его крупный недостаток— тепловоз мощностью всего 210 л. с. был не в состоянии затаскивать бронепоезд на крутые подъемы, и вообще скорость передвижения оказалась очень низкой. С учетом того, что после каждого выстрела бронепоезд должен был перемещаться на новое место, чтобы не дать артиллеристам противника определить свою позицию, а в случае воздушного нападения нужно было успеть скрыться в каком-нибудь близлежащем тоннеле, недостаточная тяговооруженность бронепоезда № 8 делала его легкой мишенью для вражеской артиллерии. Поэтому его вскоре отводят с передовой и заменяют новым — бронепоездом № 12.

История самого совершенного республиканского бронепоезда №12 прослеживается с января 1937 г., когда компания Siderurgica del Mediterraneo de Sagunto получает от республиканского правительства заказ на разработку и строительство бронепоезда с новой концепцией бронирования. Состав бронепоезда был уже традиционным для Испании того периода — паровоз с тендером и два броневагона. Паровоз бронировался полностью, причем бортовые листы устанавливались с наклоном, что должно было способствовать рико-шетированию снарядов. Для обеспечения доступа к агрегатам, проверок и ремонта в бронировании были сделаны люки. Сверху паровоз также был прикрыт броней, за исключением только дымовой трубы. Окна будки машиниста получили бронированные створки на петлях, в боевых условиях наблюдение осуществлялось через проделанные в них смотровые щели. Тендер паровоза также был полностью бронирован, а в его передней части расположили купол пирамидальной формы со смотровыми щелями. Здесь находился командно-штабной пункт, оснащенный радио- и внутренней телефонной связью, остальная часть тендера использовалась для хранения запаса топлива и воды. Телефонная связь с боевыми вагонами дублировалась световой сигнализацией, по которой, в случае отказа телефонов в бою, могли получать инструкции артиллеристы и машинисты. Вооружение, по-видимому, на тендере не устанавливалось.

Боевые вагоны строились на базе полувагонов типа RR и были одинаковыми. С каждого торца вагона, на крыше, располагалась артиллерийская башенка, а между ними, в центральной части — зенитный пулемет. Конструкция этих вагонов была хорошо продумана — они имели низкий профиль и наклонные борта. В бортах с каждой стороны было предусмотрено по две двери для быстрой посадки экипажа. Также в средней части бортов вагона имелось несколько амбразур, в которых устанавливалось автоматическое оружие.

Бронирование боевых вагонов было нового для того времени типа — с так называемым воздушным зазором. Оно включало внешний стальной лист (хромоникелевая сталь) толщиной в зависимости от района установки в 16 или в 14 мм, воздушную камеру 14 мм и внутренний стальной лист толщиной 7 мм. При таком типе бронирования, в случае если снаряд пробивал внешний лист, энергия взрыва сильно рассеивалась в воздушной камере, а внутренняя броня должна была защитить экипаж от возникающих при подрыве снаряда осколков.

Общий вес нового бронепоезда достигал более чем 300 тонн, а длина — около 50 метров. Чтобы наряду с высокой огневой мощью добиться также достаточной мобильности и высокой скорости передвижения, первоначально в качестве тяговой силы предполагалось использовать паровоз 400-й серии Compania del Norte (Северная железнодорожная компания) типа 1-4-0. Но позже остановились на чуть менее мощном локомотиве типа 2-4-0 Ferrocarril Central de Aragon, который также удовлетворял всем требованиям, предъявляемым к уровню тяговоо-руженности и скорости бронепоезда.

Что касается артиллерии, то в башнях броневагона по проекту планировалось установить 76,5-мм чешскую полевую пушку М.ЗО Skoda. Но, вероятно, из-за их чрезмерной отдачи и необходимости для их установки башен слишком большого размера, от их использования отказа лись. Рассматривалась возможность установки 75-мм пушек Schneider, но в конце остановились на пушках значительно меньшего калибра. Их точный тип пока неизвестен, но это могли быть 57-мм пушки Nordelfeld, модель 1880 г., со старых военных кораблей, стоявших в гавани Валенсии. Также возможно, что использовались башенные установки 45-мм пушек с советских танков Т-26, способные вести огонь бронебойными снарядами.

В бортах центральной части вагона были предусмотрены амбразуры для пулеметов ДП-28 в шаровых установках. В качестве зенитного вооружения использовались станковые пулеметы Максим, весьма распространенные в республиканской армии.

Бронепоезд оборудовался совершенной системой электропитания и внутренней связью — телефонной и сигнальной, которая обеспечивала передачу приказов командования поезда артиллеристам и машинисту.

По этому проекту в Сагунто был построен бронепоезд № 12, который действовал в районе Сагунто — Пеньискола. Период постройки поезда не совсем определен — первые его чертежи датированы январем 1937 г., в июне того же года был сделан заказ на 75-мм пушки. Похоже, что постройка бронепоезда № 12 была окончена не ранее апреля 1938 г., так как до этого времени не встречается каких-либо упоминаний о его участии в боевых действиях.

Вероятно, впервые бронепоезд № 12 вступает в бой в ночь на 24 апреля 1938 г., когда республиканские части предприняли попытку отбить захваченный националистами накануне городок Алькала-де-Чи-верт. Без артиллерийской подготовки и в полной темноте бронепоезд № 12 при поддержке нескольких танков Т-26 подобрался к перекрестку на окраине Алькала-де-Чиверт, но здесь его накрыли огнем националисты. Из-за темноты артиллеристы бронепоезда не могли определить цели и ограничились обстрелом стен монастыря францисканцев. Продвижение республиканской пехоты сдерживал пулеметный огонь с железнодорожной станции, однако бронепоезд так и не подошел к ней, чтобы подавить очаги сопротивления националистов. Бои вокруг Алькала-де-Чиверт продолжались всю ночь, и на рассвете республиканским войскам пришлось отойти на исходные позиции. Бронепоезд № 12 прикрывал отход и эвакуацию подбитых танков, которые спешно вытягивали с поля боя для последующего ремонта, затем поезд ушел в сторону туннеля Оропесы, чтобы скрыться от возможных ударов авиации противника.

24 и 25 апреля республиканские бронепоезда у Алькала-де-Чиверт не появлялись, но республиканцы усилили атаки на позиции националистов в замке Чиверт и на горе Муре.

26 апреля бронепоезд № 12 был отправлен препятствовать наступлению националистов через Сьерра-де-Ирта. В 9.30 бронепоезд занял позицию на высоте вблизи городка Торребланка, подвергнув его обстрелу. Однако и сам попал под ответный огонь с моря, где стоял миноносец «Вулкано». Бронепоезду пришлось отойти и скрыться в складках местности, однако его укрытие находилось на «ничейной земле», а это было опасным, так как вражеская пехота могла перерезать ему пути отхода, взорвав железнодорожное полотно, и запереть его в ловушке. К тому же сухопутная артиллерия националистов, в том числе батареи 88-мм орудий Легиона «Кондор» с расположенного неподалеку аэродрома Алькала-де-Чиверт, все утро подвергала бронепоезд обстрелу. Тем не менее бронепоезду пришлось весь день оставаться в этом не слишком надежном укрытии из-за страха перед четырьмя 120-мм пушками миноносца «Вулкано» — прямое попадание их снарядов наверняка уничтожило бы состав. На случай воздушной атаки командование бронепоезда приказало снять несколько пулеметов и установить на высотках рядом с поездом. К счастью, несмотря на все опасения, ни вражеская пехота, ни авиация в этот день так и не попытались уничтожить бронепоезд № 12. Под покровом темноты бронепоезд ушел в сторону Оро-песа-де-Мар, где скрылся в тоннеле. Больше на передовой в районе Алькала-де-Чиверт бронепоезд не появлялся.

Интересно, что националисты результаты неудачного обстрела бронепоезда № 12 преподнесли в победном ключе: «...наша артиллерия и военные корабли уничтожили два бронепоезда противника, в районе Алькала-де-Чиверт», перепутав, как это обычно у военных бывает, обстрел бронепоезда с его уничтожением.

После взятия Кастельоне войсками Франко в июне 1938 г. бронепоезд № 12 поддерживал республиканские части, обороняющиеся в районе Сьерра-Эспадан. Его командный пункт располагался между станциями Аль-менара и Лос-Валлес, недалеко от Сагунто.

Одним из последних значительных сражений, в котором принимал участие бронепоезд № 12, была атака в районе Нулес-Маскарелл в ноябре 1938 г. Здесь он поддерживал продвижение танков Т-26 и БТ-5. К сожалению, после нескольких дней изнурительных боев республиканская армия откатилась на свои прежние позиции.

Известно, что на февраль 1939 г. бронепоезд № 12 входил в состав четвертого батальона бригады бронепоездов, наряду с бронепоездами №№ 1 и 8. Базой бронепоезда № 12 была станция Лос-Валлес (рядом с Сагунто), бронепоезда № 1 — станция Бэацон (к северу от Сагунто) и бронепоезда № 8 — станция Навахос (к северу от Сегорбе).

В конце войны бронепоезд № 12 был захвачен националистами и переведен сначала в Валенсию, а затем в Барселону, где он был разобран, а его демилитаризованный подвижной состав использовался в железнодорожных перевозках. Бронепоезду № 8 удалось пересечь границу с Францией, после чего он некоторое время простоял на станции Тур де Кэрол.

Трагичной была и судьба бронепоездов 3-го батальона бригады бронепоездов, который действовал в области Эс-тремадуре. В его состав входили бронепоезда №№ 3, 4, 13, а базой служила железнодорожная станция Алморчон. Бронепоезда 3-го батальона участвовали в попытках республиканских войск отбить район Мерида (на границе с Португалией). Так, один из них поддерживал части полковника Бури-льо в их атаке на населенный пункт Касас-де-Дон Педро в провинции Бадахос.

В конце войны командование 3-го батальона получило приказ, согласно которому его подвижной состав подлежал уничтожению. Известно, что было взорвано два бронепоезда — № 3 на станции Белалькасар и № 4 на станции Педрочес.

Гражданская война в Испании — пример конфликта, в котором бронепоезда «обанкротились», так и не оказав какого-то существенного влияния на ход вооруженного конфликта. Частично этому способствовали весьма специфические местные условия — железнодорожная сеть Испании из-за горного ландшафта имела множество тупиковых веток, что ограничивало маневр силами, к тому же бронепоездам постоянно приходилось преодолевать сложный рельеф. Хромала и тактика их применения. Хотя справедливости ради нужно отметить, что уровень подготовки экипажей бронепоездов был, во всяком случае, не ниже, чем у русских революционеров 1917-1920 гг. В довершение всего усиление авиационных группировок с обеих сторон сделало бронепоезда настолько уязвимыми, что в дневное время им приходилось в основном прятаться в тоннелях.

Только на самом начальном этапе войны бронепоезда помогли республиканскому правительству сохранить совой контроль над окружающими столицу территориями. Но позже, несмотря на высокие ожидания испанцев, навеянные крупными успехами бронепоездов во время гражданской войны в России и их революционной аурой, бронепоезда превратились в Испании, скорее, в психологическое оружие.

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
Сергей Шумилин. Не оправдавшие надежд — бронепоезда испанской гражданской войны 1936-39 гг.// Наука и техника № 11, 2016.
 
 
 

наверх