Танковый фронт

Боевое применение танкеток L3

 

По состоянию на 1936 год итальянская армия располагала 14 батальонами, на вооружении которых находились танкетки CV33 и CV35, включая огнеметные модификации. Достаточно долгое время их считали танками поддержки пехоты, хотя эту же функцию в СССР, например, выполняли средние танки Т-28, с гораздо более сильным вооружением и бронированием. По всей видимости, недостатки танкеток итальянскому генштабу были очевидны, поэтому с 1934 года развернулась активная программа постройки танков новых типов. Между тем, из-за отсутствия более мощных машин, интенсивное использование морально устаревших танков FIAT 3000 и танкеток CV33\CV35 продолжалось вплоть до 1940 года.

Впервые танкетки пришлось опробовать в боевых условиях во время вторжения итальянских войск в (Абиссинию) Эфиопию, предпринятого в октябре 1935 г. Первая попытка завоевать эту страну была предпринята в 1885-1886 гг. и закончилась для Италии катастрофой. Теперь итальянские экспедиционные силы в Африке были оснащены намного лучше, обладая помимо значительного количества пехоты и кавалерии, бронетехникой и авиацией. К началу войны на границе с Эфиопией находились 360 тыс.человек, 600 орудий, 11500 пулеметов, 150 танков, 280 самолетов. В последнем отношении итальянцы имели абсолютное превосходство, поскольку семь эфиопских самолётов и четыре танка FIAT 3000A не представляли серьёзной угрозы. Кроме того, итальянский флот выделил 4 крейсера, 5 эсминцев, 5 подводных лодок и 1 авиатранспорт.

Первоначально наступление итальянских войск развивалось успешно. 3 октября 1936 года было открыто два фронта – Северный, на границе с Эритреей, и Южный, на границе с Итальянским Сомали. Используя элемент внезапности 2-я арабо-сомалийская дивизия, при поддержке авиации и танков, уже 5 октября захватила г. Герлогуби находившийся в 150 км от эфиопо-сомалийской границы. По всей видимости, эффект столь стремительного наступления был настолько велик, что султан племени Шевели в тот же день перешел на сторону итальянцев. Однако далее война начала принимать затяжной характер. Наиболее ожесточенное сопротивление оказали эфиопские войска, защищавшие оазис Горрахей. Первая попытка штурма, состоявшаяся 11 октября, успеха не имела и в течении следующего месяца итальянцы прибегли к усиленным бомбардировкам позиций 3-тысячного гарнизона, практически лишенного поддержки извне. Лишь 7 ноября, после массированной атаки с воздуха и артобстрела, итальянские войска начали новый штурм оазиса Горрахей. В этот раз поддержку пехоте оказали несколько танков FIAT 3000 и танкеток CV35. Начальник эфиопского гарнизона был ранен и эфиопы начали беспорядочное отступление.

Однако эфиопская армия сумела найти силы для отражения наступления. Уже 11 октября части итальянской моторизованной колонны встретились у п.Хаманма с эфиопским отрядом, выдвинутым из г. Дагабур для прикрытия отхода Горрахейского гарнизона. Итальянские танки и грузовики попали под обстрел 37-мм пушек. Потеряв три танка и несколько грузовиков, итальянцы отошли к п. Габре-Дарре.

Самое сильное поражение удалось нанести итальянскому экспедиционному корпусу под Адис-Абебой в ходе декабрьских боёв 1935 г. В ожесточенных боях эфиопские воины сумели захватить и вывести из строя много танков противника. Забираясь на танки, они ломали, разбивали траки, открывали люки и захватывали экипажи в плен. Натиск эфиопов вынудил итальянцев оставить г.Абби-Адди. В числе трофеев оборонявшимся досталось несколько совершено целых танкеток CV35, брошенных своими экипажами.

Тем не менее, армия Эфиопии, испытывавшая острую нехватку боеприпасов и вооружения, была вынуждена постепенно оставлять с трудом освобожденные территории. В марте-апреле 1936 года, после ожесточенных битв у города Абби-Адди и озера Ашанги, итальянцам удалось разбить основные силы противника и выйти на ближние подступы к эфиопской столице. Особо успешно действовали огнеметные модификации CV35lf.

Обескровленная эфиопская армия, потерявшая в предыдущих боях много артиллерии и военного снаряжения, не могла оказать противнику сильного сопротивления и 5 мая 1936 г. передовые части итальянцев под командованием маршала Бадольо вступили в Адис-Абебу.

Точные данные о потерях среди танкеток CV35 и их экипажей отсутствуют. Согласно некоторым западным источникам эфиопам удалось захватить 18 машин. Сейчас остаётся неясным, использовались ли они по прямому назначению, или в качестве неподвижных огневых точек. В любом случае, в эфиопской армии просто не было столько обученных экипажей. 

Едва закончилась кампания в Эфиопии, как началась Гражданская война в Испании. В рамках оказания военной помощи мятежным войскам испанских националистов Италия решила выделить несколько танкеток CV3/35. Первая партия из 5 машин прибыла уже 16 августа 1936 г., но в боях они не участвовали и использовались только для обучения танкистов. Инициатором отправки танкеток в Испанию был полковник Валентино Бабини, который справедливо полагал, что для поддержки пехотных подразделений следует использовать бронемашины.

Спустя чуть больше месяца, 29 сентября (по другим данным – 7 октября), в Испанию доставили ещё семь CV3/35 и три огнеметных CV3/35lf. Первую роту танкеток сформировали в течении сентября 1936 г. и 17 октября продемонстрировали её на параде перед генералом Франко. Тем не менее, 15 машин было явно недостаточно для их эффективного использования на широком фронте.

В общей сложности, в течении 1936-1938 гг., итальянский экспедиционный корпус получил 155 (по другим данным - 157) танкеток CV35, включая их огнеметные модификации. Таким образом, полный батальон “танков поддержки” (Battaglione Carri d'Assalto) был получен только к 31 января 1937 года, когда несколько машин итальянцы уже успели потерять. 

Первый бой итальянские танкетки приняли 21 октября, атаковав республиканские части на дороге к Мадриду у местечка Навалкарнеро. При полном отсутствии у оборонявшихся противотанкового вооружения итальянцам удалось выполнить поставленную задачу, хотя один CV35 был всё же потерян. А вот 29 октября их поджидал весьма неприятный сюрприз – огнемётная танкетка под командованием П. Берези столкнулась с танком Т-26 образца 1933 г. После прямого попадания 45-мм снаряда, легко проломившего тонкую броню, весь экипаж итальянской машины погиб. Республиканский танк получил лишь легкие повреждения, которые нанесла ему полевая артиллерия националистов. Всего в боях за Мадрид осенью 1936 г. итальянская танковая рота потеряла 4 машины, трех человек убитыми, семнадцать ранеными и одного пропавшего без вести. В дальнейшем были отмечены боевые эпизоды, когда экипажи Т-26, чувствуя себя в более выгодных условиях, таранили танкетки. Весьма эффективным оказывался огонь обычной полевой артиллерии, поскольку броня CV33 абсолютно не спасала от прямого попадания снаряда любого калибра. Тем не менее, при грамотном использовании, легкие итальянские машины могли добиться значительных успехов. В марте 1937 года танкетки активно использовались при штурме Малаги, Гвадалахары, а в августе их задействовали в боях под Сатандером. Наиболее показательным может служить бой у города Альфамбра, состоявшийся 6 февраля 1938 г. Две бригады всадников, из состава дивизии генерала Монастерио, построившись в две шеренги (всего около 2 000 сабель), лавиной обрушились на позиции республиканцев. За ними, в резерве, следовала третья бригада с приданными для поддержки итальянскими CV35. В результате, дивизия республиканцев была разгромлена, националисты захватили всю артиллерию, пулеметы и даже полевые кухни.

В марте-апреле 1938 г. танкетки поддерживали наступление националистов на арагонском участке фронта, в июле-ноябре они приняли активное участие в сражении на реке Эбро, а в период с декабря 1938 по март 1939 г. CV35 воевали в Каталонии.

Уже в самом конце Гражданской войны с участием CV35 произошел, прямо скажем, просто мифический случай. Во время отступления республиканских войск 17 января 1939 г. республиканские газеты сообщили о подвиге капрала по имени Селестино Гарсия Морено. Поблизости от Санта Колома де Куералт капрал встретился лицом к лицу с 13 итальянскими танкетками и ручными гранатами подорвал три из них, а затем, при помощи киркомотыги, открыл у них люки и взял в плен пятерых танкистов, после чего остальные 10 танкеток обратились в бегство!

Тем не менее, после ликвидации Северного фронта, сопротивление республиканской армии, и без того подорванной внутренними политическими разногласиями, стало ослабевать. 26 января 1939 года, после очередного штурма с применением танков и авиации, пала Барселона, а 3 февраля была зафиксирована последняя танкетка, которая сгорела во время штурма Героны.

28 февраля 1939 г. бронетанковые части итальянцев были реорганизованы в последний раз, после чего они вошли в Аликанте, а затем участвовали уже только в парадах: 3 мая в Валенсии и 19 мая в Мадриде. В ходе военных действий потери итальянцев составили 56 танкеток. 

Итальянские танкетки также участвовали в оккупации Албании 7-12 апреля 1939 года, но здесь их роль свелась больше к функции устрашения, поскольку албанская армия сдалась слишком быстро. В оккупации албанской территории принял участие 31-й танковый полк, который уже 8 апреля вошел в албанскую столицу Тирана практически не встречая сопротивления. 

После вступления Италии во Вторую Мировую войну танкетки снова были задействованы в боях на африканском континенте. Бои вновь разгорелись на территории Эфиопии, Судана и Британского Сомали, где итальянские и британские войска решали, в общем-то, давнюю колониальную проблему. Боевые действия на “Африканском роге” начались 11 июня, однако наземные войска вступили в бой несколько позже. 

4 июля пехотные подразделения, при поддержке 15 танкеток из Squadrone Carri Veloci Cavalieri di Neghelli и 12 средних танков М11/39, приняли участие во взятии г.Кассала на суданской границе. Затем, по мере развития наступления, танкетки применялись для сопровождения механизированных колонн и захвата оазисов.

По состоянию на 15 июля 1940 года на территории AOI (Итальянской Восточной Африки) дислоцировалось 39 танкеток различных модификаций. Эти машины были распределены между 1-й и 2-й ротами 3-го танкового полка. Впоследствии, к началу 1941 года, все они были потеряны. 

В июне 1940 года танкетки L3 оказались единственными гусеничными боевыми машинами, которыми располагала итальянская армия в Ливии. К моменту сражения у Киренаики семь танковых батальонов имели в общей сложности 324 машины всех модификаций, большей частью CV35. Для наступления на Сиди Баррани шесть танкетных батальонов собрали в две танковые группы (Raggruppamenti carristi). Седьмой батальон остался в распоряжении танковой группы “Maletti”. 

Первый бой между противниками состоялся 16 июня. Итальянская моторизированная колона в сопровождении 29 танкеток CV35 была атакована британскими танками и бронеавтомобилями. С британской стороны в столкновении участвовали крейсерские танки А9 и бронеавтомобили Rolls-Royce, при поддержке 2-фунтовых противотанковых орудий. Бой закончился полным поражением итальянцев, которые потеряли 17 танкеток. Уже 20 июня губернатор Ливии маршал Бальбо послал в Генштаб новое сообщение:

“Наши танки устарели. Британские пулеметы легко пробивают их броню. У нас практически нет бронеавтомобилей. Противотанковое оружие также устарело, впрочем, и к нему нет боеприпасов. Таким образом, бои превращаются в сражения по типу “мясо против железа”. 

Следующее сражение развернулось у г.Сиди-Баррани, где Итальянцы имели 275 танков, в том числе 220 L3 и 55 M11/39. Кроме того, в тылу, в Ливии находился III батальон средних танков М13/40. Для британского отражения наступления итальянцы использовали смешанный танковый батальон в составе двух рот CV35 и одной роты M11/39. Именно этим машинам пришлось противостоять британским пехотным танкам, гораздо лучше вооруженным и защищенным. Результат столкновения был сокрушительным для итальянцев. Итальянские снаряды только “царапали” броню британских “Матильд”, итальянские же танки ими легко уничтожались. В двух боях батальон был полностью уничтожен, а командир группы – генерал Малетти убит. Англичане и индийцы захватили 35 танков в качестве трофеев. Потери британцев составили 22 танка, которые были выведены из строя полевой артиллерией.

В ноябре 1940 года последовала новая реорганизация и формирование Специальной бронебригады (Brigata Corazzata Speciale) под командованием генерала Бабини, отличившегося ещё во время Гражданской войны в Испании. В эту бригаду вошли шесть батальонов с танкетками CV35 и CV38, в то время как седьмой был передан 1-й дивизии CC.NN. “23 Marzo”. Впрочем, новое перераспределение никак не отразилось на боеспособности итальянских машин. После поражения у Сиди-Баррани итальянцы отошли к Тобруку и располагали всего 25 танкетками и 11 танкам М11/39. Правда, в 50 милях от города, в Эль-Мечили находилась танковая бригада с 61 M13/40 и 24 CV35. В двух последовательных боях британские танковые силы заставили противника отступить, заявив о захвате 25 итальянских машин всех типов. 

Чтобы компенсировать утраты сразу семи батальонов из метрополии в феврале 1941 года прибыл 32° reggimento “Ariete” (32-й танковый полк), который помимо танков М11/39 включал 117 танкеток L3, из которых 24 были в огнеметном варианте. В апреле итальянским войскам, при помощи немецкого экспедиционного корпуса, удалось отбить Киренаику. Здесь основную роль сыграли средние танки, в то время как танкетки использовались на второстепенных ролях.

Последнее упоминание о боевом применении L3 относится к ноябрю-декабрю 1941 года, когда итало-немецкие войска успешно отразили очередное британское наступление. Правда, к этому времени боеспособных танкеток практически не осталось. 

Не очень удачным оказалось использование танков во время вторжения в Грецию в октябре 1940 года. Итальянская армия располагала 25-й и 26-й армейскими корпусами, которые включали 8 дивизий (6 пехотных, 1 танковую и 1 горнострелковую), отдельную оперативную группу "Littorio" трехполкового состава. В общей сложности имелось 87 (из 157 тыс. находящихся в Албании) тысяч человек, 163 танка (по другим данным 250, большей частью CV35), 686 орудий и 380-400 самолётов. 

Уже в начале ноября итальянская армия, наступавшая со стороны Албании, очень скоро оказалась втянутой в затяжные бои и в ноябре сама была вынуждена перейти к обороне. Использовать танкетки CV35 и CV38 в условиях гор оказалось крайне затруднительно. Больше того, несколько совершенно неподтвержденных машин достались греческой армии и впоследствии были отправлены в бой против итальянцев. Впрочем, спустя полгода, немецкая армия без особого труда взломала греческо-британскую оборону и в течении четырех недель апреля-мая 1941 года полностью захватила Грецию. В этой операции роль танкеток оказалась более скоромной и значительных потерь удалось избежать. 

В августе 1941 года 55 танкеток L3 перебросили на Восточный фронт. Танкетки входили в состав III° gruppo carri veloci “San Georgio”, организационно подчиненную Celere Principe Amedeo Duca D'Aosta. В отличии от Африканского фронта использование танкеток в России, особенно в период осенней распутицы, вызвало массу трудностей. Несколько машин вышло из строя именно по этой причине, хотя боевые потери оказались невелики. Большую часть времени L3 использовались для боевого охранения и в июле 1942 года было принято решение отправить их обратно в Италию. Более интенсивно танкетки использовались для противопартизанской борьбы на Балканском полуострове. Самым “горячим” участком выдалась территория бывшей Югославии, а если быть более точным – Сербия и Черногория. Уже в июле 1941 года ситуация обострилась настолько, что итальянская армия вынуждена была перебросить сюда значительный контингент своих сил, включая авиацию, танки и тяжелую артиллерию. Среди прочей техники были задействованы 1-й и 2-й батальоны 1-го танкового полка (I° и II° battaglioni 1° Reggimento Carristi), которые начали свой боевой путь в Далматии (по условиям обоюдного соглашения между странами Оси эта область полностью отходила к Италии). В ноябре к ним прибавился 2-й огнеметный батальон (II° battaglione lanciaflamme) из состава 4-го танкового полка. Несколько позже, в августе 1942 года, в Черногорию был переброшен 3-й танковый батальон. Кроме этого, дислоцированные в Далматии и Словении кавалерийские части располагали группами эскадронов “San Marco” и “San Guisto”. На острове Родос оставалась рота из 13 танкеток CV35, которые были переброшены туда ещё в мае 1941 года во время десантной операции итальянский войск. Впоследствии эти машины достались RSI.

В ноябре 1942 года, по случаю окончательно оккупации Франции, из бывшей Югославии перебросили эскадроны “San Marco” и III° gruppo “Piemonte Reale” которые заняли Лазурный берег. Кроме того, XIII° battaglione carri был переброшен на Сардинию, но очень скоро его переправили на Сицилию, где осенью 1943 года танкетки приняли участие в освобождении острова от остатков немецких войск.

После заключения перемирия большая часть танкеток L3 была передана немецким командованием RSI, хотя некоторое количество CV35 и CV38 недолгое время использовалось в вермахте для охранных целей на итальянской территории. В армии RSI сохранились бронетанковые группы “Leonessa”, “Leoncello” и “San Guisto”, Raggruppamento Anti Partigiani, legione assalto “Ettore Mutti” и legione autonoma “Tagliamento”. Несколько таких машин вошли в состав батальона “Adria”, в то время как остальные были переданы полиции и трудовой организации Тодта. Несколько экземпляров попало в руки немцев, принявших их на вооружение под обозначением Panzerkampfwagen CV35 731 (i). Вплоть до апреля 1945 года они принимали участие в боях против войск союзников и партизанских формирований. 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 
 

наверх