Танковый фронт

Рождение «Карристи»

 

Италия не была пионером ни в деле танкостроения, не в оснащении своей армии появившейся на полях 1-й Мировой войны бронетанковой техникой. Интерес, конечно, был, но Командо Супремо (Генеральный штаб) Реджио Эсерците весьма осторожно относился к передовым разработкам, резонно пологая, что слабая экономика страны не сможет в одночасье поставить их на поток. Первым итальянским офицером, которому было поручено изучить потребность национальной армии в новом виде оружия, стал артиллерист, капитан Алфредо Бенницелли. Именно его военный министр Цуппели отправил в командировку для ознакомления с техникой, используемой британцами и французами.

Бинницелли, который сегодня считается «отцом» итальянских танковых войск сделал выбор в пользу французских танков. Это было связано с тем, что в отличие от англичан, они дали итальянцу возможность ознакомиться с работой заводов, где выпускались танки.

В начале 1917 г. в Италию приходит первый французский танк. Итальянцы назвали новый вид оружия «штурмовым вагоном», в отличие от британского «бака», «резервуара».

Французы предоставили итальянцам танк «Шнейдер» (Schneider). По завершению его испытаний, итальянская компания FIAT разработала первый национальный танк FIAT 2000, весом в 40 тонн, с экипажем более 10 человек, с 60-сильным двигателем и скоростью в 6 км/ч. «Чудо-оружие» было вооружено 65 мм пушкой в башне и 7 пулеметами.

Испытать «вагон» итальянцам на полях Первой мировой не пришлось – она завершилось до того, как танки были признаны готовыми к бою, а их экипажи мало-мальски обучены. Тем, не менее, к ноябрю 1918 г. Италия имела небольшой танковый парк – 2 FIAT, 1 «Шнейдер» и 4 «Рено» FT17. Последние также были получены от французов после весьма напряженных переговоров.

В этот период Италия получила и первое бронетанковое подразделение - Специальное подразделение «штуромовых вагонов» (Reparto Speciale di marcia carri d’Assalto). Оно находилось в подчинении армейского автомобильного управления. Командиром «штурмовых вагонов» стал Мажжиоре Корсале (Maggiore Corsale).

Подразделение состояло из назначенных офицеров и добровольцев, действовавших в соответствии со специальной иструкцией автомобильного управления Командо Супремо.

Датой создания итальянских танковыхъ войск, правда, чаще называют декабрь 1918 г. Местом – Турин. Именно в это время в городе была сформирована 1-я отдельная батарея штурмовых вагонов (1a Batteria Autonoma Carri d’Assalto). Она состояла из двух взводов (секций) по четыре танка (в каждом 1 FIAT и 3 Renault FT 17). Штат – два офицера и 17 добровольцев из числа низших чинов. Батарея входила в состав Королевской артиллерии.

Французское влияние было не только техническим, даже форма у «штурмовых вагонщиков» была сшита по французскому образцу – на ее левом рукаве был символ «штурмовой артиллерии» - две скрещенные пушки. Правда, затем итальянцы сменили одну пушку на пулемет.

В феврале 1919 г. танкисты отправились на свое первое боевое задание – в итальянскую Триполитанию – территория современной Ливийской Джамахирии. Здесь они участвовали в устрашении мятежников-африканцев. Роль «оружия устрашения» сыграли два танка «Рено» и один FIAT.

2 апреля 1919 г. итальянские танки впервые прошли по улицам Рима – они «гвоздем» военного парада, за которым наблюдала королевская семья. Они смогли воочию увидеть мощь нового вида оружия. Перед королем дифелировали два FIAT, пулеметный «Рено» и «Рено» со 105-мм гаубицей!

Военные к тому времени уже поняли необходимость повышенного внимания к танковым войскам – поэтому теперь их штаб-квартирой стал не только Турин. Секции батареи остались в Риме и Вероне.

Далее началась весьма интересная процедура – сначало батарею передали пехотному управлению, а затем переименовали в роту «штурмовых вагонов».

В мае 1919 г. у итальянских танкистов появилось свое учебное заведение – танковая школа (Scuola di condotta carri d’assalto) в Нептуно. Она находилась в подчинении Артиллерийского управления (Direzione Generale di Artiglieria).

В июне 1920 г. из ворот завода FIAT вышел итальянский аналог «Рено FT17» - FIAT 3000 образца 1921 г. Он был принят на вооружение в начале 1921 года. В том же году была создана группа танков (фактически «усеченный» батальон), из трех «эскадрилий», имевшая на вооружение новые FIAT.

Хотя танки и отнесли к «пехоте», «группы» были следствием артиллерийского происхождения итальянских «карристи» (танковых войск). «Эскадрильи» - же термин явно авиационного происхождения, пологает итальянский историк Маурицио Парри (Maurizio Parri).

В 1922-1924 гг. были сформированы новые учебные центры для танкистов – два в Риме.

В феврале 1924 г. Реджио Эсерците имела в трех «эскадрильях» 25 боеготовых танков. Группа находилась в подчинении 13 артиллерийского полка, будучи формально «пехотным» подразделением.

Первым командиром группы был пехотный полковник Ное Грасси (Noe GRASSI), в марте 1924 года его сменил полковник от артиллерии Энрико Малтезе (Enrico MALTESE). Оба они внесли определенный вклад в теорию использования итальянских танковых войск. С их же падачи, в Итальянской энциклопедии 1920-х годов вперые появился термин «танк» - «вооруженный вагон».

9 июня 1924 г. группа вновь сменила место дислокации – новой базой стал Форт Тибуртино (Forte Tiburtino), в котором до сих сохранилась улица «вооруженных вагонов» («del carro armato»).

28 августа 1926 г. Командо Супремо издает специальный документ, закрепляющий статус танкистов как «пехотинцев» и правила ношения ими униформы.

К концу 1924 г. Итальянская армия имела уже 62 FIAT.

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх