Танковый фронт

Камуфляж и маркировка

(итальянская бронетанковая техника с 1939 по 1945 годы)

 

Эта статья посвящена окраске, опознавательным и тактическим знакам итальянской бронетанковой техники с 1939 по 1945 годы и включает описание внешнего вида танков и БА Италии в Европе и Северной Африке.

К началу Второй Мировой войны Италия обзавелась достаточно мощными вооруженными силами. До 1943 г. итальянская Королевская армия вела бои в Северной Африке, а также на территории СССР, Франции, Албании, Югославии и Греции. Однако экономика страны не смогла выдержать такую нагрузку: под влиянием обострившихся социальных проблем, а также в связи с высадкой англо-американских союзников на Сицилии король сместил правительство Муссолини, и страна кратковременно вышла из войны. Но такое состояние продолжалось недолго - север Италии оккупировали немецкие войска, а юг - англо-американский контингент. Соответственно возникло два правительства:

Итальянская социалистическая республика - RSI, на деле фашистское государство во главе с освобожденным из-под ареста Муссолини - на севере; и правительство короля, вместе с союзниками контролировавшее юг страны.

С 1939 по 1943 гг. в составе итальянской королевской армии (Regio Esercito - RE) были развернуты бронетанковая бригада, три бронетанковые дивизии (131 тд «Чентауро», 132 тд «Ариэте», 133 тд «Литторио»), 101-я мотомеханизированная дивизия «Триесте» (с XI танковым батальоном в ее составе), бронеавтомобильные части колониальной полиции (PAI), а также бронетанковая дивизия фашистской милиции - MVSN (другое название «чернорубашечники»), создававшаяся по образцу танковых дивизий СС. Впрочем, последняя существовала всего несколько месяцев 1943 г. - после падения правительства Муссолини ее расформировали, а материальную часть передали немцам.

Основной единицей бронетанковых войск являлись танковый батальон или группа самоходной артиллерии, которые включались в состав танковых бригад/дивизий или действовали самостоятельно. Соединения кавалерии, которая являлась отдельным родом войск сухопутной армии, также имели собственные танковые батальоны в составе конных - подвижных дивизий «Челере» (имелось 3 таких соединения) и отдельных кавполков. Танковые части RSI были сведены в группы, а южноитальянское правительство боеспособных танковых частей так и не создало.

ЗНАКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

До прекращения военных действий Королевской Италией в сентябре 1943 г. знаки национальной идентификации на бронетехнике не использовались за исключением редких случаев применения флага страны, который крепился на коротком древке на башнях и рубках броневых машин в Северной Африке. Флаг Италии имел прямоугольную форму и был вертикально разделен на три равных части зеленого, белого и красного цветов. На белом отрезке государственного флага располагался золотой венок и под ним герб Савойской королевской династии - белый крест с голубой каймой, вписанные в красный щит.

На многих итальянских бронированных боевых машинах, главным образом на самоходных орудиях, были нанесены немецкие кресты или похожие на них кресты белого цвета без окантовки. Использовались они преимущественно потому, что сами немецкие войска, особенно после прекращения военных действий Королевской армией в 1943 г., применяли большое количество боевой трофейной итальянской техники. Некоторые грузовые машины, перевозившие на территории СССР итальянские легкие танки L6/40, также имели немецкие общеидентификационные кресты, но не известно, были ли это собственно итальянские машины, или данные транспортные средства были переданы из состава вермахта.

На танках и бронемашинах фашистской итальянской республики, провозглашенной Муссолини в северной части Италии в конце 1943 г., изображались небольшие трехцветные национальные флаги страны (как правило, но не всегда) с желтой каймой в качестве национального опознавательного знака. На легких и средних танках, которые вели боевые действия совместно с немецкими войсками на Балканах, во Франции и Югославии, изображалась широкая белая вертикальная полоса на обеих сторонах машины для указания принадлежности к войскам оси. В 1943 г. во время боевых действий на Балканах на легкие танки наносилась подобная белая полоса, которая шла по верхней передней наклонной броневой плите и кормовой части танка.

ЗНАКИ ВОЗДУШНОГО ОПОЗНАВАНИЯ

С 1939 г. белый крест Савойской королевской династии итальянского государства использовался в качестве опознавательного знака для авиации. Он наносился на верхнюю часть поверхности корпуса бронированной машины, а также башни или капота двигателя. В феврале 1941 г. крест был заменен большим белым кругом. Вначале его наносили на верхние броневые листы, прикрывавшие двигатели танков, но потом белый круг все чаще стали наносить на верхнюю часть башен танков или рубок САУ.

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ СОЕДИНЕНИЙ

Теоретически все танки и бронемашины дивизий имели стандартные дивизионные знаки, нанесенные на переднюю часть или на борта боевой машины. Размеры этого знака были, как правило, довольно небольшими. Практически же только 132-я и 131-я танковые дивизии «Ариете» и «Чентауро» имели внесистемные собственные опознавательные знаки. В 1942-1943 гг. в Северной Африке трудноразличимую символику обозначений 133-й танковой дивизии «Литторио» также можно было иногда увидеть на лобовых бронелистах танков и дверях кабин грузовых машин, поэтому, возможно, что транспортные средства и бронетанковая техника других соединений также имели свои опознавательные знаки, не известные до сих пор.

Если отдельная часть не была подчинена какой-либо дивизии, что обычно и происходило со многими кавалерийскими полками, тогда использовали специальные полковые знаки. В отдельных случаях бронированные боевые машины имели опознавательный знак танковых войск, расположенный в передней части машины. Варианты всех известных опознавательных знаков для различных соединений, изображавшихся на боевой технике, показаны в таблице А:


1. Единый стандартный знак всех дивизий королевской армии, изменялись только названия и номера дивизий: 17-я пехотная дивизия «Павия», 27-я пехотная дивизия «Брешия», 101-я моторизованная дивизия «Триесте», 102-я моторизованная дивизия «Тренто», 133-я танковая дивизия «Литторио», 185-я парашютная дивизия «Фольгоре» и т.д. На голубом фоне наносился золотой барельеф и имелась надпись. 2. 131-я танковая дивизия «Чентауро»: сине-красный фон, желтые окантовка и изображение кентавра. 3. 131-я танковая дивизия «Чентауро»: знак маркировался по трафарету, вариант черного цвета на 90-мм зенитные самоходные установки «Лянчия» 90/53 3RO и «Фиат-Спа-Бреда» 41. 4. 132-я танковая дивизия «Ариэте»: сине-красный фон, желтая окантовка и изображение головы барана. 5. 132-я танковая дивизия «Ариэте»: эмблема маркировалась по трафарету, вариант черного цвета на бортах боевых отделений средних танков М13/40 или Ml4.-41. Северная Африка. Также использовалась без фонового контура 101-м батальоном, 131-м танковым полком на боковых частях башни захваченных «Рено» R-35. 6. Опознавательный знак корпуса, в данном случае черного цвета, на передней части машины. 7. Танковая группа «Сан Джусто» (фашистская итальянская республика): общегражданский трехцветный флаг страны и силуэт танка, на бронещитке пулеметов танкеток L3/35. 8. Танковая группа «Леонесса» (фашистская итальянская республика): М - Муссолини, NG-6 Национальная Гвардия (GNR - Guardia Nazionale Repubblica) RSt (Repubblica Sociale Italiana). Также представлен знак, который наносился на боковой части боевого отделения штурмовых орудий StuG III Ausf. G - буква «M» красного цвета с желтой пересекающей ее линией, все на сером ромбе. Рим, июль 1943 года. 9. Немецкая трудовая организация «Тодта». Нанесена поперек лобовой части корпуса (справа от пулеметов) легкой танкетки L3/35. 10. Национальная гвардия RSI: желтые пучки прутьев ликтора (античная римская символика), белая молния на обеих сторонах башни средних танков М15/42. 11. Бронетанковая дивизия итальянских фашистов «чернорубашечников» («Камиче Нерее»): голубой ромб, буква «М» красного цвета, желтые пучки прутьев ликтора, изображенные на боковых частях башни бронированных боевых машин германского производства, некоторые же самоходные орудия использовались данной дивизией с весны 1943 года до ее расформирования - 25 июля 1943 года. 12. Группа «Леончелло» (RSI): знак наносился на боковые части самоходных орудий и танков, которые использовала группа. 13. Кавалерийский полк «Лансиери ди Новарра»: упрощенная версия полкового значка, применявшегося на боевых бронированных машинах. 14. 741-й автомобильный взвод 117-й автомобильной роты 18-й автомобильной группы 7-го автомобильного полка итальянской армии на территории СССР: дерево зеленого цвета, нарисованное на круглой белой съемной табличке, прикрепляемой к радиаторам грузовиков подразделения. 15. Неизвестное подразделение: знак изображался на дверях кабины водителя в автомобильном подразделении при отступлении с территории Советского Союза в феврале 1943 года. 16. V (5) группа САУ 132-й танковой дивизии «Ариэте»: знак наносился черным и желтым цветами на боковые части самоходных орудий Semovente 75/18, которые эта артиллерийская группа использовала в Северной Африке. 17. Группа «Писчители»: красный знак на бортах самоходных орудий, входивших в состав данной группы в Сицилии. Название средневекового вооружения наносилось на знак белым цветом (например, «Кулеврина» или «Аркебуз») и именно поэтому, вероятно, данный знак просто служил фоном для названий, хотя все танки имели знаки одинакового размера и формы. 18. PAI (полиция Итальянской Африки), которая вела боевые действия совместно с танковыми войсками: флаг голубого цвета, красный полумесяц и пальма изображены на обеих боковых частях корпуса бронеавтомобилей типа АВ41 данного подразделения. 19. Группа «Бедогни»: на щитках самоходных орудий Semovente 90/53 1-го дивизиона группы на острове Сицилия. 20. Группа «Бедогни»: на щитках самоходных орудий Semovente 90/53 2-го дивизиона группы на Сицилии. 21. 101-й танковый батальон (131-й танковый полк): на боковых частях башни захваченного «Рено» R-35. 22. 101-й танковый батальон: сине-красный фон, на бортах башни танка R-35 вместе с эмблемой лошади черного цвета. Синий и красный - петличные цвета танковых войск, расположенные на воротнике формы одежды военнослужащих. 23. Неизвестное подразделение: на крыле грузовика «Лянчия» 3RO в СССР. 24. Неизвестное подразделение: на передней верхней части корпуса и задней части башни танков L6/40 на Балканах 1942-43 года изображение морды льва: красный язык, голова, вероятно, светло-коричневого или темно-желтого цвета. 25. LXVII (67) берсальерский танковый батальон: на передней части корпуса танка L6/40 в СССР. 26. Бронетанковая группа «Леонесса»: сверху слева на передней части башни среднего танка М15/42. Милан, RSI - фашистская итальянская республика, 1944 год.

ПОЛКОВЫЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Кокарды на головных уборах военнослужащих полков Королевской армии были официально приняты в качестве тактических знаков отличия в кавалерии, а также в нескольких бронетанковых и пехотных полках, но известен только один пример подобного идентификационного знака (похожего на кокарды) на танках полка кавалерии «Лансиери ди Новарра», который вел боевые действия в оперативном подчинении 133-й бронетанковой дивизии «Литторио» в Северной Африке. Опознавательный знак был нанесен на правый борт корпуса всех танков и бронемашин, входящих в состав 3-й (бронетанковой) группы данного полка.

МАРКИРОВКА ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К РОДАМ ВОЙСК

Боевые машины родов вооруженных сил различались только по элементу таблички с номером машины. Кавалерийские полки можно было отличить по полковому опознавательному знаку, которые, как правило, отличались от обозначений, принятых в танковых войсках.

ТАКТИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Итальянские танковые подразделения имели целостную систему тактической маркировки, которая была проста и одновременно эффективна. Сам знак представлял собой «прямоугольник», идентифицирующий роты в составе батальона, которые обозначались различными цветами, и взводов в составе роты, обозначенных вертикальными полосами на цветовом фоне «прямоугольника».

Прямоугольные знаки 1-й роты обозначались красным цветом, 2-й роты - голубым, 3-й - желтым и 4-й (использовались только в некоторых подразделениях) - зеленым цветом. Взводы в составе роты обозначались вертикальными полосами белого цвета, одна полоса - 1-й взвод, две - 2-й, три - 3-й и четыре - 4-й. Маркировка 5-го взвода состояла из белой диагональной полосы, так как пять вертикальных полос не позволяли безошибочно распознавать знак на расстоянии. 5-й взвод редко встречался в бронетанковых подразделениях. Известным единственным примером является LXVII (67-й) бронетанковый берсальерский батальон 3-й подвижной дивизии кавалерии «Челере» (в состав которого входили две роты, состоящие из пяти взводов каждая), находившийся в составе 8-й итальянской армии, которая вела боевые действия на территории СССР с июля по декабрь 1942 г. На вооружении батальона состояли легкие танки L6/40.

Тактические знаки принадлежности «танк - взвод – рота»
Тактические знаки принадлежности «танк - взвод – рота»: 1. Командирская машина I (1) батальона (из двух рот). Иногда номер батальона наносился римскими цифрами. 2. Командирская машина II (2) батальона (из трех рот). 3. Машина командира роты. 4. 3-я машина 1-го взвода (рота по цвету «прямоугольника»). 5. 4-я машина 2-го взвода. 6. 1-я машина 3-го взвода. 7. 2-я машина 4-го взвода. 8. 5-я машина 5-го взвода.

Единая система тактической маркировки итальянской БТТ (1940-1943)

Танки штаба роты обозначались «прямоугольником» соответствующего цвета. Танки штаба батальона различались по черному «прямоугольнику», как правило, с белыми полосами взводов, а танки штаба полка различались по белому «прямоугольнику» с черными полосами взводов. Танки командиров батальонов различались по «прямоугольнику», составленному из «цветов» рот в составе батальона, то есть танк командира батальона в составе двух рот имел красно-голубой «прямоугольник», танк командира батальона в составе трех рот - трехцветный (красно - голубо - желтый) «прямоугольник».

До начала 1941 г. все подобные обозначения наносились на бортах боевых отделений рубки средних танков М11/39 и М13/40 и в правом углу кормовой части танков. Номер батальона наносился над «прямоугольником» белыми римскими цифрами, а номер танка в составе взвода - арабскими цифрами в цвете роты ниже «прямоугольника». С февраля 1941 г. положения и номера танков изменились и обозначения стали наносить на боковины башни и кормовой части корпуса танка, положение танка в составе роты отражалось над «прямоугольником» белым цветом. Несколько примеров системы опознавательных знаков, введенных после февраля 1941 г., представлены в таблице Г:


1. «Разрывающаяся Гренада» использовалась 1 - 4 кавполками, здесь принадлежит 1-му полку. 2. Знаки отличия командиров 1, 2-го и 3-го взводов 1-го кавполка. 3. «Скрещенные пики» 5 - 10 кавполков здесь принадлежат командиру роты 6-го кавполка. 4. Знаки отличия командиров 1, 2-го и 3-го взводов 6-го кавполка. 5. «Охотничий рожок» использовался 12 - 19 полками, здесь показан знак отличия командира роты 14-го кавполка. 6. Знаки отличия командиров 1, 2-го и 3-го взводов 14-го кавполка. 7. Опознавательный знак, использовавшийся некоторыми бронетанковыми и пехотными батальонами: в центре знака расположен номер батальона. 8. «Охотничий рожок», «скрещенные ружья» и «Гренада» -составляющие опознавательного знака берсальерского батальона. 9. Вариант знака берсальеров, маркировался по трафарету на лобовую часть легкого танка L3/35 2-го берсальерского батальона в Албании в 1939 году. 10. Название танка 3-го взвода 19-го полка (буквы голубого цвета с белыми «подчеркивающими» линиями). 11. Знаки отличия на боевых машинах танковой группы «Монцамбано» сверху вниз: командир группы, командир роты, командиры 1, 2-го и 3-го взводов, резервные танки 2-го и 3-го взводов.

В течение 1941-1943 годов номера батальонов изображались белыми римскими цифрами над «прямоугольным» обозначением только на танках командиров батальонов. Все другие танки обычно имели номер батальона, нанесенный белыми римскими цифрами на правой стороне корпуса, номер полка наносился белыми арабскими цифрами на левой стороне корпуса. Таблица В показывает местоположения тактической маркировки на танке М13/40.

Однако в отдельных случаях номер батальона все еще обозначался и под ротной цветовой символикой. Танки и бронемашины 8-й армии в боях на территории СССР также имели ротный прямоугольный знак с номером танка в составе взвода, нанесенный черной краской (над черным «прямоугольником») на лобовой части корпуса штабной машины. «Прямоугольник» изображался также на боковых и тыльной частях башни с номером танка в составе взвода, который, как правило, наносился над ним черным цветом.

В начальный период войны система тактической маркировки бронированных боевых машин, приданных отдельным кавалерийским полкам, полностью отличалась от системы танковых войск. Основу системы для моторизованных частей кавалерии составляли изображения полковых кокард головных уборов, полковой номер и цвета, используемые на петлицах воротников военной формы одежды. Так 1-й, 2-й, 3-й и 4-й кавалерийские полки (первоначально драгунские полки) использовали отличительный знак в виде разрывающейся гранаты с «прямым» пламенем. Знак был выполнен «полковым» цветом с номером полка черного цвета «на гранате». 5-й и 10-й уланские полки как символ имели скрещенные пики в поле полкового цвета с черным номером полка, вписанным в круг в месте пересечения пик. 12-й - 19-й легкие кавалерийские и разведывательные конные полки егерей теоретически могли использовать изображение охотничьего рожка полкового цвета, но практически только некоторые из этих частей использовали эмблему в виде рожка с номером полка (темно-зеленого цвета) в круге полковых цветов (который был образован петлей рожка).

Данный знак отличия использовали только командиры рот и взводов. Над знаком командира роты располагалось изображение королевской короны, а над знаком командира взвода - номер взвода арабскими цифрами в полковом цвете. Легкие кавалерийские полки егерей, использовавшие изображение темно-зеленого охотничьего рога, имели номера в этом же цвете, а на знаках драгунских полков номера взводов располагались под их идентификационными знаками.

Другими бронетанковыми подразделениями, использовавшими подобную систему тактической маркировки, являлись некоторые бронетанковые берсальерские батальоны (берсальеры - в итальянской армии периода Второй мировой войны - элитная моторизованная пехота или легкие танковые батальоны, придававшиеся собственно пехотным, танковым и кавалерийским дивизиям. - Прим. ред.) на опознавательных знаках которых были изображены разрывающаяся граната и скрещенные ружья. На некоторых знаках командиров бронетанковых и пехотных батальонов была изображена эмблема танковых войск - скрещенные артиллерийские орудия, граната и танк.

Данные знаки обычно наносились на борта корпуса боевых машин, но знак отличия командира бронетанковых и пехотных батальонов мог быть нанесен на лобовой части корпуса танков. Грузовики, а также легковые машины кавалерийских и бронетанковых полков использовали полковой знак, изображенный в черном цвете на кормовой части.

Боевым броневым машинам в составе взвода давались названия городов, сражений, имена героев и т.д. Данные обозначения наносились полковым цветом на боковых частях корпуса и подчеркивались одной, двумя, тремя линиями, как правило, того же цвета для определения номера взвода. Там, где цвет являлся общим для двух или более полков, для точной идентификации номера использовался альтернативный цвет: этот цвет являлся дополнительным цветом, взятым из расцветки полковых петлиц.

Резервные танки имели большую букву «R», изображенную полковым цветом (или темно-зеленым для некоторых легких кавалерийских полков) на боковой части корпуса танка сразу за номером 1, 2, 3 и т.д. для танка в составе каждого взвода и с «подчеркивающей» номер линией для определения номера взвода. Цвета различных полков: 1-й драгунский полк «Ницца» - темно-красный, 2-й драгунский полк «Пьемонте Реале» - ярко-красный с черной «подчеркивающей» линией, 3-й драгунский полк «Савойя» - черный с красной «подчеркивающей» линией, 4-й драгунский полк «Генуя» - желтый, 5-й уланский полк «Наварра» - белый, 6-й уланский полк «Аоста» - красный, 9-й уланский полк «Фиренче» - оранжевый, 10-й уланский полк «Витторио Эмануэле II» - желтый с черной линией, 12-й легкий кавалерийский полк «Салуццо» - черный с желтой линией, 13-й легкий кавалерийский полк «Алессандрия» - оранжевый с черной линией, 16-й легкий кавалерийский полк «лука» - светло-розовый с черной линией, 19-й разведывательный егерский конный полк - голубой цвет с белой «подчеркивающей» линией.

Уже во время военных действий - вероятно, в начале 1941 года, когда система обозначений претерпела некоторые изменения, - подобная маркировка была отменена, и впоследствии вышеуказанные полки использовали систему маркировки БТТ, которая применялась собственно в танковых войсках.

Кроме того, отдельные танковые подразделения мотокавалерии имели незначительные отличия в системе маркировки. На знаке отличия командира каждой боевой группы изображался охотничий рожок с расположенной над ним королевской короной; на знаке отличия командира каждой роты в составе группы изображался только охотничий рожок, и на знаке командиров взводов в составе каждой роты - охотничий рожок с расположенным на нем номером взвода. Взводы и отдельные танки определялись по названиям и линиям подобно кавалерийским полкам. Охотничий рожок, корона и названия отображались в цветовой гамме соединения или части, знаки в «петле» охотничьего рожка и подчеркнутым названием танка - в цвете отряда. Единственные известные цвета групп танкеток L3/35 в период 1937 - 1940 годов: 1-я группа - красный, в составе двух рот, использовавших голубой и красные цвета. 2-я группа - голубой, в составе двух рот, использовавших голубой и красный цвета. 3-я группа - зеленый, в составе двух рот, использовавших голубой и красный цвета (знаки группы «Монцамбано» представлены в таблице Г, рисунок 11). 4-я группа - бледно-синий, в составе трех рот, использовавших белый, красный и зеленый цвета. 5-я группа - синий, в составе трех рот, использовавших белый, красный и зеленый цвета.

Резервные танки также имели букву «R» за номером танка в цвете группы, с подчеркивающей линией в цвете отряда для определения взвода. Считается, что в начале 1941 года подобная система была также отменена, и вместо нее была принята система маркировки по системе бронетанковых дивизий.

Довоенная система тактической маркировки с началом Второй мировой войны уцелела в отдельных танковых подразделениях, но использовалась недолго. В 1939 году в Северной Африке эта система еще применялась на легких танках. В таблице Д (рисунки 1 - 4) кратко приведены примеры этой системы: 1) командир роты; 2) командир 1-го взвода 1, 2-го и 3-го танков; 3) командир 2-го взвода 1 -го, 2-го и 3-го танков; 4) командир 3-го взвода 1, 2-го и 3-го танков.


Рисунки 1-5, для разъяснения смотрите текст. 6. Табличка с номером в левой части заднего борта машины скорой помощи «Лянчия» 3RO, Северная Африка. 7. Табличка с номером на передней части броней литы трансмиссии среднего танка М13/40, Северная Африка, 1942 год. 8. Табличка с номером на левой и правой передних частях бронеплиты трансмиссии легкого танка L6/40 LXVII (67) берсальерского батальона на территории СССР, сентябрь 1942 года.

В данной системе роты различались по цвету: 1-я рота - красный цвет, 2-я - белый, 3-я - оранжевый, 4-я - голубой, 5-я - зеленый, 6-я - черный цвета.

В апреле 1941 года грузовые автомобили моторизованной пехоты с разрешенной максимальной массой 3 тонны участвовали в параде в Афинах в покоренной Греции. Они имели опознавательный знак подразделения, нанесенный белым цветом на нижней части стенок кузова грузовиков:

759 AUTOREPARTO (759-й автомобильный отряд). Это пример продолжавшегося использования довоенной системы маркировки колесного транспорта: неизвестно, продолжалось ли использование данной системы в течение Второй мировой войны, но точно известно, что она применялась значительное время в начальный период войны при ведении боевых действий в Греции, Югославии и в Советском Союзе. Данная система не применялась в Северной Африке, вероятно, из-за того, что все транспортные средства по прибытии на место назначения были перекрашены в коричневый или желто-песочный цвет. В соответствии с этой системой все транспортные средства маркировали по трафарету белым цветом, с нанесением на обеих стенках кузова и откидных бортах грузовиков названия полка и номера батальона - римскими, а номера роты - арабскими цифрами. (Пример смотрите в таблице Д, рисунок 5. Стенки кузова и задний борт «Фиат» 18BL, которые использовались для транспортировки танков «Фиат» 3000 имели довоенную маркировку белым цветом, которая читалась слева направо: 2-й батальон, 1-й танк, 1-й взвод, 2-я рота, полк танковых войск (Carri Armati). Здесь рота обозначена числом, так как цветовая гамма не использовалась для идентификации подразделений транспортных средств.)

Полковые названия, как правило, состояли из буквенной аббревиатуры. Например, «артполк» вместо артиллерийского полка. Автомобильные подразделения, приданные полкам, имели название полка. Например, кавалерийский полк «Савойя» для грузовых машин, приданных данному полку, 41-й артполк пехотной дивизии «Фирензе» - для грузовых машин, приданных 41-му полевому артполку в составе пехотной дивизии «Фирензе».

Некоторые грузовые машины («Лянчия» 3RO), в 1942 г. оказавшиеся в Тунисе (Северная Африка), использовались для перевозки гражданского населения. Тем не менее, они имели свою собственную маркировку. Данные транспортные средства применялись для перевозки военного оборудования от пристани и на базовые склады. Другие гражданские транспортные средства, принадлежавшие различным компаниям, работающим в итальянских колониях: Эфиопии, Ливии и Сомали, конфисковывались в принудительном порядке и использовались вооруженными силами. Эти машины также продолжали «носить» различные эмблемы своих компаний.

ДРУГИЕ ВИДЫ ТАКТИЧЕСКИХ ЗНАКОВ

После развала Королевской армии в 1943 г. части и подразделения армии Итальянской Социалистической республики (фашистской) в качестве тактической маркировки использовали арабские числа, нанесенные черным цветом на боковых частях башен бронемашин. Данное цифровое обозначение, как правило, изображалось внутри круга: номер и круг маркировались по трафарету. Похожая тактическая маркировка, но без круга использовалась на некоторых легких танках и бронемашинах в Северной Африке в 1941 г. Данный цифровой идентификационный знак наносился черным цветом на заднюю или боковые части башен боевой техники. Для обозначения использовались как одна, так и две цифры.

НАЗВАНИЯ И ЛОЗУНГИ

Дополнительно к официальным названиям, использовавшимся в качестве тактической маркировки боевых машин, на танках также наносились и некоторые лозунги. Как правило, они изображались латинскими буквами на лобовой части корпуса танков и могли служить девизом (часто девизом полка) или названием одного из знаменитых сражений, в котором участвовал данный полк в прошлом.

РЕГИСТРАЦИОННЫЕ НОМЕРА ТАНКОВ И АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Все транспортные средства носили номерной знак белого цвета. Первоначально он имел квадратную форму и крепился в левом углу задней части автотранспортного средства. Однако с начала 1941 г. номерной знак, как правило, «вытянутой» прямоугольной формы стали крепить и на переднюю часть. Номерные знаки прямоугольной, но близкой к квадрату формы также использовали на центральной или левой частях бронеплиты трансмиссии танков. На номерном знаке перед регистрационным номером изображались аббревиатура красного цвета R°ET0, обозначавшая Regio Esercito (Королевская Армия), и «разрывающаяся Гренада». Сам регистрационный номер, состоявший из четырех цифр черного цвета, был белым. Основываясь только на фотографиях, трудно определить конкретную систему присвоения регистрационных номеров, но можно предположить, что номера вплоть до 1000 крепились на танках довоенного периода «Фиат» 3000, от 2000 до 3000 - на бронемашинах АВ40 и АВ41 и легких танках L6, от 3000 до 6000 - на ходовой части средних танков М40 и самоходных орудий. Другие легкие и средние танки также получали номерной знак по своему классу. Автотранспортные средства же носили регистрационный номер, состоящий из 4 - 5 цифр от 1000 до 5000. В данном случае конкретную систему регистрационных номеров четко определить просто невозможно, так как было множество исключений из вышеописанных правил.

МАРКИРОВКА МАССЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ПЕРЕВОЗИМОГО ИМ ГРУЗА

На бортах и дверях кабин водителей грузовых машин белым цветом изображалась маркировка массы транспортного средства и перевозимого им груза:

МАРКИРОВКА САНИТАРНОГО ТРАНСПОРТА

Данная маркировка полностью соответствовала системе обозначений санитарных транспортных машин других стран: большой красный крест на крыше машины и задних дверцах и белый круг (около 23 см в диаметре) с красным крестом на бортах транспортного средства. В Северной Африке санитарная машина «Лянчия» 3R0 на бортах и задней части кузова имела большой белый крест. Если машина не была санитарной, то эти кресты можно было принять за знаки воздушного опознавания. Других примеров использования белых крестов на санитарных машинах не известно.

ОКРАСКА И КАМУФЛЯЖНЫЕ СХЕМЫ

К началу Второй мировой войны итальянские соединения и части были расквартированы в метрополии и африканских колониях Италии: Ливии - в Северной Африке, а также Сомали и Эфиопии - в Восточной Африке. Таким образом, можно выделить два климатических ТВД, на которые и были разработаны камуфляжные схемы для итальянской бронетанковой техники. В метрополии танки окрашивались серо-зеленой краской травянистого оттенка, для ТВД была предусмотрена светло-коричневая краска, на которую наносили тонкие извилистые черные полосы.

Однако с началом военных действий стройная система камуфлирования стала давать сбои. Возможно, это было связано с особенностями итальянского национального характера, порой грешащего низкой организованностью в критических обстоятельствах. К тому же непрерывные поражения на фронтах требовали немедленной переброски боевой техники к месту разгрома, вне зависимости от ее раскраски. Как бы то ни было, но в Северной Африке в 1940 г. появились зеленые М11/39 и М13/40, которые экипажи камуфлировали, нанося светло-коричневые пятна по зеленому фону, а иногда не камуфлировали вовсе. Пример последнего - XXI (21) отдельный танковый батальон М13/40, который вскоре после прибытия в Северную Африку был разбит, а танки достались англичанам в зеленой европейской окраске. После прибытия немецкого африканского корпуса в Северную Африку (1941) ситуация для итальянцев несколько стабилизировалась и началась системная окраска бронетанковой техники в светло-коричневый цвет. Такая же окраска стала использоваться для БТТ на советско-германском фронте, где с сентября 1941 г. действовала 8-я итальянская армия (южные степные районы СССР, где сражались итальянцы, по ландшафтной расцветке были ближе к Северной Африке нежели к Европе. Прим. авт.) и на Балканах, где итальянские войска выполняли полицейские функции. Светло-коричневый «африканский» краситель немцы заимствовали у итальянцев для окраски техники своего Африканского корпуса. Итальянцы же, особенно со второй половины 1942 г., начали окрашивать танки и бронеавтомобили в Северной Африке в желто-песочный цвет по английскому образцу, который был ближе к естественным ландшафтам Ливии и Египта. В начале 1943 г. наряду с введением знаменитой немецкой темно-желтой краски Dunkel Gelb изменился и итальянский камуфляж для европейского ТВД. Он стал трехцветным: зеленые и коричневые пятна с желтыми разделительными полосами («солнечный свет, пробивавшийся через листву деревьев»). При отсутствии камуфляжа базовая окраска БТТ была желто-коричневой.

Автор - Д. Э. Федоров

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
Танкомастер № 5, 2002
 
 
 

наверх